Do not disturb/не беспокоить! Рыночное развитие средств контрацепции. Part II

Испокон веков женщины стремились уберечь себя от нежелательной беременности. История некоторых способов и методов контрацепции насчитывают века. Оказывается, что упоминание о таком методе предупреждения беременности, как прерванный половой акт, встречается в Библии (упомянуто в Главе 38 Книги Бытия, в истории об Иуде и Фамари). Около 1850 г. до н.э. в Древнем Египте женщины использовали контрацептивные тампоны, которые препятствовали проникновению спермы в матку. А в Древней Греции для тех же целей использовали различные масла и благовония. В Древней Греции также применяли календарный метод (воздержание в период овуляции у женщины). В Восточной Европе половинка выжатого лимона использовалась в качестве барьерного метода. В 1504 г. был разработан презерватив из льна, а в XVIII в. таковыми пользовался знаменитый соблазнитель Казанова. В 1880 г. появились резиновые презервативы, а уже в 1930-х годах, с открытием латекса, технология изготовления презервативов значительно эволюционировала. Первый внутриматочный контрацептив был изготовлен в Германии из нити тутового шелкопряда и серебряных колец. В 1929 г. кольцо видоизменилось — в него была введена проволока из серебра и меди. Уже в 1960 г. были созданы полиэтиленовые внутриматочные контрацептивы. В 1950-е годы ученые разработали синтетические аналоги половых гормонов, способные блокировать овуляцию. Первый в мире гормональный оральный контрацептив был одобрен Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration) в 1960 г. Данная публикация продолжает анализ рыночного развития средств контрацепции, о котором мы говорили в «Еженедельнике АПТЕКА» № 30 (751) от 09.08.2010 г. Сейчас речь пойдет о независимых от полового акта средствах контрацепции, а именно — о гормональной продукции и внутриматочных контрацептивах. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research», а также Государственного комитета статистики.

МЕТОДОЛОГИЯ

Напомним, что при проведении анализа рынок контрацепции был разделен по 2 признакам: средства, зависимые от полового акта и независимые от него (табл. 1).

Таблица 1 Методы и действия средств контрацепции, зависимых от полового акта и независимых от него
Метод Действие
Зависимые от полового акта Презерватив Применяются мужчиной
Вагинальные таблетки, суппозитории, крем, спрей Не содержат гормонов, применяются местно по мере необходимости
Независимые от полового акта Таблетки Гормональный контрацептив, ежедневный прием в течение 21?дня, перерыв 6–7?дней
Внутриматочная система Гормональный контрацептив, действует 5 лет
Контрацептив внутриматочный Действует 10 лет
Гормональное кольцо Гормональный контрацептив, действует в течение 4 нед
Гормональный пластырь Гормональный контрацептив, действует в течение 7 дней
Гормональные инъекции Гормональный контрацептив, повторяется каждые 3 мес

Средства, зависимые от полового акта, представлены продукцией из сегмента изделий медицинского назначения — презервативами, а также негормональными средствами из группы G02B В «Контрацептивы для местного применения». Из этой группы кольцо вагинальное гормональное (НОВАРИНГ®), напротив, было отнесено к средствам, независимым от полового акта, в силу того что этот гормональный препарат обладает продолжительным механизмом действия (1?введение рассчитано на 4?нед).

Средства, независимые от полового акта, представлены в основном гормональными лекарственными средствами (ЛС) группы G03A «Гормональные контрацептивы для системного применения» (эстрогены и гестагены в фиксированных комбинациях; препарат, содержащие гестагены и эстрогены для последовательного применения), а также продукцией группы G02B B (НОВАРИНГ®) и G02B А (МИРЕНА). В объем реализации группы гормональных контрацептивов были включены продажи препаратов ДИАНЕ-35, КЛАЙРА, ДИВИНА®, которые входят в другие группы АТС-классификации.

Также в группу средств, независимых от полового акта, была включена продукция из категории изделий медицинского назначения, а именно медные внутриматочные контрацептивы.

Следует пояснить, что рынок гормональных контрацептивов мы рассчитывали в денежном выражении и обеспеченных циклах (далее по тексту — циклах). 1?цикл соответствует упаковке, содержащей 21, 24, 28? таблеток контрацептива, одному кольцу НОВАРИНГ®, 1?упаковке ЕВРА, которая содержит 3 пластыря. 1?флакон ДЕПО-ПРОВЕРА соответствует 3 циклам. За единицу подсчета взято количество циклов, так как это период контрацептивного действия препаратов. Расчет циклов за год мы производили по формуле 365:28=13, где 365 — количество дней в году, 28 — период контрацептивного действия любого препарата, 13 — среднее количество упаковок в год, которые приобретает женщина при условии, что она принимает один препарат на протяжении года.

Приросты циклов и долю циклов мы рассматривали по сравнению с 2008–2009 гг. 2008?г. был выбран для сравнения специально, так как в этот период на фармрынке не было кризисных проявлений (за исключением последних месяцев).

Из группы G03A были исключены продажи средств экстренной контрацепции и проанализированы как отдельный сегмент. Его формируют средства на основе производных гормонов (левоноргестрел 0,75 мг и 1,5 мг) и синтетических стероидов (мифепристон 10 мг). Более детально о динамике продаж этой группы контрацептивов шла речь в предыдущей публикации.

В данном анализе мы будем говорить об объе­ме продаж исключительно в аптечных учреждениях.

УЧАСТВУЮТ ВСЕ!

В абсолютном значении объем аптечных продаж всех исследуемых средств контрацепции в денежном выражении по итогам I полу­годия 2010?г. увеличился на 7% и составил 147,6?млн грн. Количество реализованных упаковок этого вида продукции практически осталось на уровне I полугодия 2009?г. — 4,7?млн упаковок (–1,0%). Увеличение количества реализованных упаковок в исследуемый период продемонстрировали исключительно средства гормональной контрацепции, которые относятся к средствам, независимым от полового акта (таблетки, пластырь, инъек­ции, кольцо НОВАРИНГ® и гормональная внутриматочная система МИРЕНА). Прирост этого вида продукции составил 24% в деньгах и 17% в упаковках относительно I полугодия 2009?г.

Напомним, что по итогам января–мая 2010?г. количество новорожденных сократилось на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009?г. Годом бейби-бума в нашей стране был 2008 г., когда количество новорожденных относительно 2007?г. увеличилось на 8,0% — до 510?тыс. И хотя в год бейби-бума было реализовано наибольшее количество средств контрацепции — 12,9?млн упаковок, в 2009?г. количество новорожденных осталось практически неизменным относительно 2008?г.

При этом количество абортов в среднем в год составляет около 200?тыс. Для предотвращения таких мер Фарма предлагает широкий спектр средств контрацепции.

Более 50% в деньгах и почти 20% в упаковках — такова доля гормональных средств контрацепции в I полугодии 2010?г. Причем эти показатели увеличились относительно аналогичного периода 2009?г., что дает основания полагать о смещении потребительских предпочтений в сторону использования средств гормональной контрацепции.

ЛЮБЛЮ — КОНТРАЦЕПТИВ КУПЛЮ!

В мире гормональная контрацепция распространена почти 50?лет. В нашей стране эта цифра меньше.

Гормональные препараты обладают не только контрацептивным эффектом, но и оказывают разноплановое системное воздействие на организм. Некоторые гормональные препараты назначают женщинам с лечебной целью, а их противо­зачаточный эффект рассматривается как дополнительный.

Почему некоторые женщины отказываются от приема комбинированных оральных контрацептивов (КОК)? Среди основных причин можно назвать опасения по поводу развития побочных эффектов (тошнота, нагрубание молочных желез). Они могут быть связаны как с эстрогеновым, так и с прогестиновым компонентом табле­ток.

Волнующей темой для женщины является возможное изменение массы тела на фоне приема КОК. Однако при применении современных КОК отмечается стабильность массы тела. В некоторых случаях возможно незначительное ее увеличение, что обусловлено задержкой жидкости в организме, улучшением аппетита (потребление большего количества калорий). В это же время выявлены случаи с противоположным эффектом (уменьшение массы тела). Влияние КОК зависит от индивидуальных особенностей женского организма.

Поэтому правильным решением будет индивидуальный подбор контрацептива исключительно врачом — о медицинских преимуществах и недостатках всех контрацептивных средств, о которых пойдет речь в данной публикации, судить специалистам. Наша цель — проследить рыночную динамику различных средств контрацепции, соблюдая объективность.

На отечественном фармрынке гормональные средства контрацепции в основном представлены в таблетированной форме выпуска в группе G03A «Гормональные контрацептивы для системного применения». В эту группу включена также продукция в виде трансдермальной терапевтической системы — ЕВРА и парентерального контрацептива ДЕПО-ПРОВЕРА.

На рынке представлена также продукция и в других формах выпуска — гормональная внутри­маточная система МИРЕНА и вагинальное кольцо НОВАРИНГ®. Следует напомнить, что при анализе средств гормональной контрацепции из группы препаратов G03A мы исключили продажи средств экстренной контрацепции, о которых мы рассказывали в предыдущей публикации (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 30 (751) от 09.08.2010?г.).

Напомним, что сегмент средств, зависимых от полового акта, представлен небольшим количеством участников как в категории презервативов, так и местных негормональных вагинальных контрацептивов, а сегмент гормональных средств контрацепции, независимых от полового акта, напротив, с учетом различных форм выпуска составляет более 40 препаратов.

В последнее время на отечественном фармрынке появилось несколько новых продуктов этой группы. Так, в конце 2009?г. (в декабре) на отечественный фармрынок был выведен препарат БЕЛАРА, действующие вещества которого — этинилэстрадиол и хлормадинон.

Уже в марте 2010?г. на рынке появился препарат ЧАРОЗЕТТА, который содержит в качестве активного компонента аналог женского полового гормона — дезогестрел (прогестаген), оказываю­щего контрацептивное действие. ЧАРО­ЗЕТТА относится к препаратам, содержащим минимальное количество только одного гормона (прогестагена) и не содержащим эстрогенных гормонов.

В мае 2010?г. на отечественный рынок гормональных контрацептивов к числу новичков присоединился препарат КЛАЙРА, содержащий натуральный эстроген (эстрадиола валерат) в комбинации с диеногестом.

В I полугодии 2010 г. на рынке средств контра­цепции единственными, кто продемонстрировал рост в упаковках, были гормональные средства, независимые от полового акта.

Общая аптечная реализация гормональных средств контрацепции, независимых от полового акта, в I полугодии 2010?г. составила 80?млн грн. за 927?тыс. упаковок. Львиную долю в деньгах в сегменте гормональных средств контрацепции аккумулирует продукция в форме таблеток — 93% (рис. 1).

Рис. 1
Долевое распределение различных средств гормональной контрацепции по объему их продаж в денежном выражении в сегменте гормональных средств контрацепции, независимых от полового акта, по итогам I полугодия 2010?г.
Долевое распределение различных средств гормональной контрацепции по объему их продаж в денежном выражении в сегменте гормональных средств контрацепции, независимых от полового акта, по итогам I полугодия 2010?г.

Логично, что никакой сезонности в динамике продаж этой продукции не выявлено. Аптечная реализация гормональных средств контрацепции, независимых от полового акта, в денежном выражении развивается планомерно. Убыль количества реализованных упаковок, как и следовало ожидать, была отмечена в конце 2008?г. Но постепенно в течение 2009 и частично 2010?г. продажи в натуральном выражении практически вернулись к уровню реализации в докризисный период.

Для того чтобы понять, как именно развиваются средства гормональной контрацепции, мы взглянем на динамику потребления этой продукции за последние годы. Несколько лет подряд — с 2004 по 2006?г. — количество циклов увеличивалось (рис. 2). В 2007?г. этот показатель уменьшился незначительно. Самая глубокая убыль темпов прироста в циклах отмечена в нелегком для всех участников фармрынка 2009 г.

Рис. 2
Динамика количества циклов по итогам 2004–2009?гг., а также по итогам I полугодия 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущих лет
Динамика количества циклов по итогам 2004–2009?гг., а также по итогам I полугодия 2008–2010?гг. с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущих лет

В 2008?г. — году бейби-бума — количество циклов сократилось примерно на 4%, а рождаемость в 2009?г. осталась на уровне 2008?г. Итоги 2009?г. свидетельствуют о сокращении циклов на 16%. Можно было бы предположить значительный рост рождаемости, однако согласно результатам за январь–май 2010?г. количество ново­рожденных сократилось на 5%.

О некотором увеличении количества циклов свидетельствуют данные за I полугодие 2010?г. В этот период относительно I полугодия 2009?г. количество циклов увеличилось на 14,4% и составило 1,14?млн. Кто был драйвером роста в этом сегменте — мы узнаем несколько позже.

Как говорится, все имеет свою стоимость. Ценовой фактор гормональных контрацептивов значим не только для их потенциальных покупательниц, но и для руководителей лечебных учреждений при оформлении тендерных закупок.

Рынок гормональной контрацепции представлен препаратами с разной стоимостью, относящихся к средне- и высокостоимостной нише.

Учитывая тот факт, что в конце 2008?г. в целом на розничном рынке аптечных продаж средне­взвешенная стоимость 1?упаковки препаратов повысилась (что было обусловлено кризисными проявлениями), неудивительно, что это явление не обошло стороной группу гормональных средств контрацепции.

Еще в I полугодии 2008?г. в сегменте средств гормональной контрацепции средневзвешенная стоимость 1?упаковки составляла 52?грн., уже в I полугодии 2009?г. — немногим более 80?грн. Через год — в I полугодии 2010?г. средневзвешенная стоимость повысилась незначительно — примерно на 6% (до 86?грн. в среднем за упаковку). Таким образом, можно говорить о некоторой стабилизации роста средневзвешенной стоимости средств гормональной контрацепции. Это было обусловлено снижением стоимости некоторых средств в этом сегменте.

По объему аптечных продаж в денежном выражении среди гормональных средств контрацепции по итогам I полугодия 2009–2010?гг. 1-е место занимает ЯРИНА®, на 2-й позиции находится ДЖАЗ (табл. 2). Продажи ЯРИНА® в I полугодии 2010?г. увеличились за счет повышения средневзвешенной стоимости упаковки и увеличения объема продаж в циклах на 19,9%, что выше прироста в целом по рынку в циклах (+14%). Увеличение продаж ДЖАЗ в I полугодии 2010?г. также было обеспечено повышением средневзвешенной стоимости упаковки на 16% и ростом объема продаж в циклах.

Таблица 2 Топ-лист гормональных средств контрацепции по объему аптечной реализации в денежном выражении за I полугодие 2010?г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2008–2009?гг., а также средневзвешенной стоимости таковых в I полугодии 2009–2010?гг. и темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущих лет
Брэнд №?п/п, год Средневзвешенная стоимость, грн. ? средневзвешенной стоимости
? 2010 к 2009?г. ? 2009 к 2008?г.
2010 2009 2008 2010 2009 2008
ЯРИНА® 1 1 1 116,2 106,7 76,9 9,0 38,7
ДЖАЗ 2 7 — ? 131,8 113,5 — ? 16,0 — ?
ЖАНИН® 3 2 2 94,8 84,9 62,3 11,6 36,4
ДИАНЕ 4 3 3 86,0 74,4 54,0 15,5 37,9
ЛОГЕСТ® 5 4 4 71,9 62,0 44,4 15,9 39,7
РЕГУЛОН 6 5 5 55,1 65,8 33,4 –16,2 96,8
ЛИНДИНЕТ 7 6 7 59,4 69,9 37,6 –15,1 86,1
НОВИНЕТ 8 8 10 59,9 77,9 37,6 –23,1 107,1
РИГЕВИДОН 9 9 11 38,4 45,6 21,0 –15,8 116,7
МИРЕНА 10 12 6 1888,0 1754,4 1337,9 7,6 31,1
ТРИ-РЕГОЛ 11 10 9 43,0 50,8 24,5 –15,2 107,5
НОВАРИНГ 12 13 12 184,5 179,1 89,0 3,0 101,3
МАРВЕЛОН 13 11 8 106,7 109,9 62,7 –2,9 75,3
ЕВРА 14 14 13 187,5 193,2 94,0 –2,9 105,5
ФЕМОДЕН 15 15 14 88,5 70,4 52,6 25,8 33,9
БЕЛАРА 16 — ? — ? 104,4 —? — ? — ? ? —
ТРИКВИЛАР 17 17 16 61,4 46,2 33,2 33,0 39,1
МЕРСИЛОН 18 16 15 91,7 90,1 36,8 1,8 145,0
ТРИ МЕРСИ 19 18 17 116,1 110,0 55,8 5,5 97,1
ЭКСЛЮТОН 20 20 19 70,4 65,7 32,5 7,0 102,3
ДЕПО-ПРОВЕРА 21 21 20 65,4 58,5 33,9 11,7 72,5
МИКРОГИНОН 22 19 18 32,9 39,7 30,3 –17,3 31,2
ДИВИНА 23 23 24 62,3 63,2 41,2 –1,4 53,5
КЛАЙРА 24 — ? — ? 145,5 ? — — ? — ? ? —
СИЛЕСТ 25 24 22 84,0 38,6 22,9 117,5 68,8
ТРИСТИН 26 22 25 40,3 48,5 30,0 –16,9 61,7
ОВОСЕПТ 27 26 27 18,0 17,1 6,9 4,9 148,0
ЧАРОЗЕТТА 28 — ? ? — 110,7 ? — ? — ? — — ?
МИНИЗИСТОН 29 25 21 33,5 38,1 28,8 –12,1 32,6

В целом диапазон средневзвешенной стоимости 1?упаковки различных средств контрацепции по итогам I полугодия 2010?г. колеблется от 18 до 1887?грн. (срок действия регистрации для препарата ОВОСЕПТ закончился в мае 2010?г., средневзвешенная стоимость этого ЛС составляла около 18?грн.).

Важным интересным фактом является то, что некоторые гормональные контрацептивы в текущем году демонстрируют снижение средне­взвешенной стоимости 1?упаковки, что является приятной новостью для женщин Украины. Например, в рамках топ-10?наиболее продаваемых в аптечных учреждениях гормональных контрацептивов в денежном выражении снижение средне­взвешенной стоимости характерно для таких брэндов, как РЕГУЛОН, ЛИНДИНЕТ, НОВИНЕТ и РИГЕВИДОН.

В представленном рейтинге топ-10?брэндов ЛС аккумулирует 85% общего объема продаж этой группы гормональных средств контрацепции в денежном выражении. Другие 19?участников, соответственно, — 15%.

Как мы уже отмечали, рынок гормональных контрацептивов принято считать, анализировать и оценивать в циклах. И в таком ракурсе наблюдается интересная картина, а лидеры продаж в деньгах отличаются от таковых в циклах.

При пересчете в циклы лидером по объему аптечных продаж является РЕГУЛОН (табл. 3). 2-е место занимает лидер по денежному показателю — ЯРИНА®.

Таблица 3 Топ-лист гормональных средств контрацепции по количеству циклов по итогам I полугодия 2008–2010?гг.
№ п/п Брэнды Тыс. циклов, год
2010 2009 2008
1 РЕГУЛОН, Gedeon Richter (Венгрия) 163,5 133,3 147,3
2 ЯРИНА®, Bayer Schering Pharma (Германия) 154, 7 129,0 167,3
3 РИГЕВИДОН, Gedeon Richter (Венгрия) 110,7 108,8 141,6
4 ЖАНИН®, Bayer Schering Pharma (Германия) 94,3 86,4 123,3
5 ДИАНЕ-35, Bayer Schering Pharma (Германия) 93,1 90,0 122,0
6 ЛИНДИНЕТ, Gedeon Richter (Венгрия) 92,4 73,6 88,1
7 ЛОГЕСТ®, Bayer Schering Pharma (Германия) 91,4 93,5 126,8
8 НОВИНЕТ, Gedeon Richter (Венгрия) 84,2 73,1 87,1
9 ТРИ-РЕГОЛ, Gedeon Richter (Венгрия) 81,9 85,9 131,3
10 ДЖАЗ, Bayer Schering Pharma (Германия) 71,8 27,9 — ?
Всего 1129,3 988,7 1266,1

Представленный рейтинг в I полугодии 2010?г. топ-10?гормональных контрацептивов обеспечил 92% общего количества циклов (1,03?млн циклов). Поэтому далее будет интересно рассмотреть рыночное развитие этой топ-10.

Итак, в I полугодии 2010?г. отмечен значительный прирост в циклах для препарата ДЖАЗ (рис. 3). Следует сказать, что он был выведен на рынок в конце 2008 г. и поэтому нет объективной базы для сравнения его объема циклов в I полу­годии 2010 г. к I полугодию 2008 г.

Рис. 3
Прирост/убыль объема продаж в циклах топ-10?группы гормональных контрацептивов в I полугодии 2009–2010?гг. относительно аналогичных периодов предыдущих лет
Прирост/убыль объема продаж в циклах топ-10?группы гормональных контрацептивов в I полугодии 2009–2010?гг. относительно аналогичных периодов предыдущих лет

Развитие аптечных продаж гормональных средств контрацепции в таблетированной форме обеспечили следующие препараты. Высокие темпы прироста продаж в циклах в I полугодии 2010 г. относительно аналогичного периода 2009?г. демонстрируют РЕГУЛОН и ЛИНДИНЕТ — более 20%, что выше прироста реализации всех КОК в циклах (+14%). Для ЯРИНА® этот показатель составил около 20%.

Положительный прирост РЕГУЛОНА и ЛИНДИНЕТА в циклах отмечают и при сравнении их продаж за I полугодие 2010?г. к I полугодию 2008?г. — +11 и +5% соответственно.

У лидера рынка гормональных контрацептивов по объему продаж в денежном выражении ЯРИНА® при таком сравнении отмечено уменьшение количества в циклах на 7%.

При анализе истории продаж (2005–2009 гг.) участников топ-10 выяснилось, что лидер по количеству циклов РЕГУЛОН демонстрирует не только положительную динамику объема продаж в циклах (рис. 4), но и постоянно увеличивает долю в общем объеме циклов КОК — с 8% в 2007 г. до 14% в 2009 г. (рис. 5). Также рост удельного веса демонстрирует ЛИНДИНЕТ.

Рис. 4
Динамика количества циклов топ-10?гормональных средств контрацепции в 2004–2009?гг.
Динамика количества циклов топ-10?гормональных средств контрацепции в 2004–2009?гг.
Рис. 5
Динамика удельного веса топ-10?гормональных средств контрацепции по количеству циклов в 2004–2009?гг.
Динамика удельного веса топ-10?гормональных средств контрацепции по количеству циклов в 2004–2009?гг.

В 2008 г. прирост объема продаж в циклах демонстрировали РЕГУЛОН, ЯРИНА®, ЛИНДИНЕТ и НОВИНЕТ (рис. 6) при отрицательной динамике рынка гормональных контрацептивов в циклах около 4%.

Рис. 6
Темпы прироста/убыли количества циклов топ-9?гормональных средств контрацепции по количеству цик­лов в 2006–2009?гг. относительно аналогичных периодов предыдущих лет
Темпы прироста/убыли количества циклов топ-9?гормональных средств контрацепции по количеству цик­лов в 2006–2009?гг. относительно аналогичных периодов предыдущих лет

Уже в 2009 г. при уменьшении оборота рынка в циклах на 16,4% продажи участников топ-10?по этому показателю значительно отличались. Объем продаж в циклах РЕГУЛОНА в 2009?г. практичес­ки не изменился относительно 2008?г. — убыль составила всего 1% (см. рис. 6). Для других препаратов из топ-10 падение по этому показателю было более глубоким. Следует заметить, что будет необъективным анализировать прирост продаж в циклах препарата ДЖАЗ, который составил в 2009?г. к 2008 г. более 2000%. Он был выведен на рынок в октябре 2008?г., поэтому его прирост в 2009?г. нельзя считать объективным.

Таким образом, развитие участников рынка гормональных средств контрацепции имеет значительные различия. Лидерами по объему продаж в денежном выражении и циклах являются 2 разных участника.

Лидер по объему продаж в циклах РЕГУЛОН демонстрирует увеличение доли в циклах не только в I полугодии 2010?г. к I полугодию 2009?г., но и в I полугодии 2010?г. к I полугодию 2008?г. (рис. 7 и 8).

Рис. 7
Динамика удельного веса топ-10?гормональных средств контрацепции по количеству циклов в I полугодии 2008–2010?гг.
Динамика удельного веса топ-10?гормональных средств контрацепции по количеству циклов в I полугодии 2008–2010?гг.
Рис. 8
Темпы прироста/убыли доли топ-10?гормональных препаратов по количеству циклов в I полугодии 2010?к 2009?г. и в I полугодии 2010?к 2008?г.
Темпы прироста/убыли доли топ-10?гормональных препаратов по количеству циклов в I полугодии 2010?к 2009?г. и в I полугодии 2010?к 2008?г.

У лидера по объему продаж в деньгах ЯРИНА® отмечено увеличение удельного веса в I полу­годии 2010?г. (на 5%) при уменьшении доли препарата в 2009?г. на 1%. Активный рост доли в циклах демонстрирует ДЖАЗ — в I полугодии 2010?г. этот показатель составляет 6,3%.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что лидером продаж гормональных контрацептивов в таблетированной форме при пересчете на циклы является препарат РЕГУЛОН, доля которого возрастает последние 5 лет. В I полугодии 2010?г. относительно I полугодия 2008?г., несмот­ря на кризисные проявления, она также увеличилась. В этом сегменте отмечают высокую концентрацию участников — топ-10?представленных брэндов ЛС обеспечила более 90% всего количества циклов в I полугодии 2010?г. Лидером рынка гормональных контрацептивов в денежном выражении является ЯРИНА®.

Популярны на рынке гормональных контрацептивов в таблетированной форме препараты, о которых мы говорили, — РЕГУЛОН, ЯРИНА®, ЛИНДИНЕТ, НОВИНЕТ, ДЖАЗ, для которых зафиксированы приросты доли в циклах к I полугодию 2008–2009?гг.

Тем не менее, несмотря на общее увеличение количества циклов в I полугодии 2010?г., есть и участники, для которых характерна убыль циклов относительно I полугодия 2009?г.

Проанализировав рыночное развитие средств гормональной контрацепции и ознакомившись с мнениями экспертов, можно выделить следующие тенденции: уменьшение оборота КОК в цик­лах зависит от социальных, медицинских, демографических, экономических факторов, активности государственных программ.

Гормональные средства контрацепции, которые реализуются в аптечной сети, условно можно разделить на две группы. Традиционные препараты, появившиеся на рынке давно, и препараты последнего поколения, выведенные на фармацевтический рынок в течение последних 10?лет. За последние годы отмечают уменьшение объема продаж традиционных контрацептивов, которые занимали большую долю рынка до 2007?г., что и отражается на общем годовом показателе рынка гормональных контрацептивов.

В 1990-е годы демографическая ситуация характеризовалась снижением рождаемости. В 2000?г. количество женщин репродуктивного возраста уменьшилось, что привело к сокращению количества потребителей гормональных средств контрацепции.

Определенное влияние на потребление гормональных средств контрацепции оказали миграционные, религиозные и экономические факторы (снижение платежеспособности населения в 2009?г., уменьшение количества визитов к гинекологу в I полугодии 2009?г.).

Сегодня информированность о гормональных средствах контрацепции находится на низком уровне. К сожалению, вместо компетентного совета врача искаженную информацию о средствах контрацепции нередко черпают в интернете, а также получают из устоявшихся в обществе стереотипов, что формирует негативное мнение у потребителя.

Одним из медицинских факторов, который оказывает влияние на потребление гормональных средств контрацепции, является использование КОК с лечебной целью, поэтому они назначаются гинекологами на непродолжительное время.

В целом метод гормональной контрацепции является одним из популярных в Европе. Количество женщин, которые прибегают к данному виду контрацепции, ежегодно растет. В Украине также отмечают подобные тенденции.

Результаты международного исследования CHOICE (основанного на консультировании женщин относительно методов контрацепции; в нем приняли участие Австрия, Бельгия, Чехия, Словакия, Германия, Израиль, Нидерланды, Польша, Россия, Швеция, Швейцария, Украина) показали, что проблема недоверия к этому способу контрацепции заключается в недостатке информации.

КОНТРАЦЕПТИВЫ ВАЖНЫ, КОНТРАЦЕПТИВЫ НУЖНЫ

Сегмент гормональной контрацепции на оте­чественном фармрынке формируют не только ЛС в таблетированной форме выпуска, но и в других формах.

Например, гормональная внутриматочная система (левоноргестрел) МИРЕНА появилась на отечественном фармрынке еще в конце 1990-х годов и является уникальной в своем классе.

Она представляет собой специальное устройство Т-образной формы, в вертикальной части которого находится цилиндрический поли­этиленовый контейнер с левоноргестрелом — синтетическим прогестином. Принцип ее работы заключается в том, что сразу после введения системы он через специальную мембрану начинает выделять порцию прогестогена (левоноргестрела) в полость матки. Срок использования МИРЕНЫ составляет 5?лет, хотя контрацептивный эффект сохраняется до 7?лет.

В 2008?г. в аптечной сети было реализовано около 3,7?тыс. упаковок МИРЕНЫ, при объе­ме рынка КОК около 2,5?млн циклов. В 2009?г. эта цифра уже была меньше и составила около 2,4?тыс. упаковок, сократившись на 36% относительно 2008?г. В I полугодии 2010?г. объем аптечной реализации МИРЕНЫ составил 1,3?тыс. упаковок, прирост к аналогичному периоду предыду­щего года — 9,6%, а к I полугодию 2008?г. отмечена убыль на 33%. Если за основу сравнения взять тот факт, что за год женщина использует 13?циклов таблетированных контрацептивов, доля МИРЕНЫ в аптечных продажах циклов КОК в I полугодии 2010?г. составляет около 1%. Вполне очевидно, что коррективы в вопросе приобретения такой продукции внесла финансовая нестабильность.

Этот вид контрацепции характеризуется значительно более высокой стоимостью по сравнению с другими средствами контрацепции. Однако если учитывать, что она обеспечивает контрацептивный эффект, соответствующий 13?циклам КОК в год, тогда в первый год условная стоимость МИРЕНЫ в месяц составит 138?грн., если через год женщина захочет изменить вид контрацепции или запланирует беременность. Если же женщина будет пользоваться МИРЕНОЙ на протяжении 5?лет (65?циклов), ее средневзвешенная стоимость в месяц уменьшится до 30?грн.

Такой метод контрацепции, как трансдермальная терапевтическая система, представлена брэндом ЕВРА в виде пластыря. Этот способ контрацепции прост в применении — он наклеива­ется 1?раз в 7?дней как обычный пластырь. К преимуществам ЕВРА относят более легкую и удобную форму выпуска. Она исключает необходимость ежедневного приема таблеток и введения каких-либо контрацептивных систем внутрь организма. Аптечные продажи этого контрацептива по итогам I полугодия 2010?г. сократились более чем на 30% в денежном выражении относительно I полугодия 2009?г. Аналогичная убыль отмечена и по количеству циклов.

Современное инъекционное средство контрацепции на отечественном фармрынке представлено брэндом ДЕПО-ПРОВЕРА. Препарат действует непрерывно на протяжении длительного срока. Вводится внутримышечно каждые 3 мес. Он рассчитан на 3?цикла и равен 3?упаковкам гормональных средств контрацепции, предназначенных для применения 1?мес. В аптечных учреждениях по итогам I полугодия 2010?г. объем реализации этого брэнда увеличился почти на 70% в денежном выражении относительно I полугодия 2009 г. и на 50% по количеству циклов.

Фарма предложила женской аудитории и еще один метод контрацепции, при котором введение гормонов осуществляется прямо во влагалище, в виде противозачаточного гормонального кольца НОВАРИНГ®. Кольцо НОВАРИНГ® вводится женщиной самостоятельно.

Аптечная реализация этого гормонального контрацептива в I полугодии 2010?г. составила 11,5?тыс. циклов. При этом объем рынка в циклах составил около 1,1?млн. Таким образом, доля НОВАРИНГ® составляет 1,0% общего объема цик­лов. В I полугодии 2010?г. отмечено увеличение оборота этого гормонального контрацептива на 15% в денежном выражении, а по количеству циклов — на 11,6%, что несколько меньше прироста реализации всех КОК в циклах (+14%) относительно аналогичного периода 2009?г. Если сравнить количество циклов с таковым в I полугодии 2008?г., то зафиксируем убыль на 16,9%.

Внутриматочные средства

Как мы выяснили, сегодня пероральные гормональные контрацептивы занимают наибольшую долю в общем объеме аптечных продаж средств контрацепции.

Для тех женщин, которые не хотят применять гормональные контрацептивы или имеют какие-либо противопоказания для их применения, Фарма создала такой продукт, как внутриматочный контрацептив — один из способов защиты от беременности, представляющий собой устройство, которое вводится в матку с целью предотвращения беременности. Внутриматочный контрацептив относится к постоянным средствам контрацепции.

Внутриматочное средство, как и гормональные средства контрацепции, не защищают от заболеваний, передающихся половым путем, и больше всего подходят женщинам, состоящим в моногамных отношениях.

Медные внутриматочные средства могут оставаться введенными от 5?до 10?лет. Работа медных внутриматочных контрацептивов заключается в нарушении процессов оплодотворения и внед­рения оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки за счет местного воспаления и действия меди, подавляющей активность сперматозоидов.

Объем аптечной реализации внутриматочных контрацептивов с медью в I полугодии 2010?г. сократился в денежном выражении более чем на 20%. В натуральном выражении падение составило более 40%, что соответствует убыли количества циклов (исходя из того что 1?упаковка этих средств контрацепции обеспечивает 65?циклов (5·13=65)). В абсолютном значении продажи таковых обеспечили аптечным учреждениям 1,2?млн грн. за 5,2?тыс. упаковок. В этом сегменте средневзвешенная стоимость 1?упаковки в целом по итогам 2009?г. повысилась на 70% относительно 2008?г. Ежемесячно с конца 2008?г. количество реализованных упаковок внутриматочных контрацептивов с медью значительно сокращается (рис. 9). Лидером в этом сегменте является КОНТРАЦЕПТИВ ВНУТРИМАТОЧНЫЙ NOVA T (Cu 200?Ag).

Рис. 9
Объем аптечных продаж гормональной внутриматочной системы МИРЕНА, а также ВМС с медью в денежном и натуральном выражении в январе 2008 — июне 2010 гг.
Объем аптечных продаж гормональной внутриматочной системы МИРЕНА, а также ВМС с медью в денежном и натуральном выражении в январе 2008 — июне 2010 гг.

Отметим, что за 2,5?года — с января 2008?по июнь 2010?г. — в аптечных учреждениях было реализовано суммарно 59,4?тыс. упаковок гормонального внутриматочного средства (левонор­гестрел) и внутриматочного средства с медью.

Учитывая, что форма применения у них схожа, для того чтобы иметь общие представления об их реализации, мы проанализировали, каким было потреб­ление этой продукции.

Одна упаковка рассчитана для однократного введения на длительный период, позволим себе предположить, что такое количество женщин (около 60 тыс.) воспользовалось этим видом контрацепции. Эта цифра является приблизительной, поскольку существуют случаи, когда может произойти экспульсия внутриматочного контрацептива после установки (или спустя некоторое время) или просто невосприятие ее женским организмом после введения по каким-либо физиологическим особенностям.

ЛЮБОВЬ — ЦЕЛОЕ ИСКУССТВО!

Сегодня гормональные средства контрацепции, независимые от полового акта, становятся все более распространенными. Доля таковых в общем объеме аптечной реализации всех исследуемых средств контрацепции увеличилась в денежном выражении. Основной объем рынка в циклах и деньгах составляют таблетированные комбинированные оральные контрацептивы.

Количество циклов после падения в течение нескольких лет по итогам I полугодия 2010?г. демонстрирует рост на 14% относительно I полугодия 2009?г. Динамика циклов значительно отличается для участников этого сегмента. Так, для одних отмечают рост, для других, напротив, падение. Здесь также зафиксирована высокая концентрация участников — топ-10?брэндов в I полу­годии 2010?г. обеспечила около 90% общего количества циклов.

В результате кризисных проявлений в конце 2008?г. повышение стоимости гормональных средств контрацепции было неизбежно. Однако уже по итогам I полугодия 2010?г. для некоторых гормональных средств отмечают снижение этого показателя. Как отмечает ВОЗ, методы контрацепции должны быть доступны для всех женщин.

Выбор метода и средств предохранения от беременности зависит от множества факторов, например возраста, желания иметь детей, привычек и сексуального поведения, наличия или отсутствия каких-либо заболеваний. То, что подходит одной женщине или супружеской паре, может не подойти другим в силу физиологических особенностей организма. В этом заключаются сложности при выборе метода контрацепции.

Здесь учитываются многие факторы: эффективность и безопасность средства для конкретного пациента, побочные действия, стоимость и прочие, в том числе социального и личного характера. К тому же много разговоров ведется относительно того, какие контрацептивы лучше, эффективней и безопаснее для женского здоровья.

В этом случае крайне важна компетентная консультация врача, который с учетом состояния здоровья и возможных заболеваний женщины поможет подобрать наиболее подходящий метод контрацепции. А работникам аптечных учреждений следует планировать товарные запасы средств гормональной контрацепции исходя из их рыночных тенденций.

Оксана Сергиенко
Автор выражает искреннюю признательность специалистам компаний — производителей ЛС в исследуемом сегменте за оказанную помощь при анализе, подготовке и написании публикации
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт»/ «PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +38 (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected]
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті