Forever together! Аптечные продажи в регионах Украины: итоги I полугодия 2010 г.

Целостное понимание динамики розничного фармрынка наступает благодаря анализу аптечных продаж на региональном уровне. Фармацевтический атлас Украины делится на несколько регио­нов — Восток, Запад, Киев, Центр и Юг. Вместе они пишут историю отечественного фармрынка, конечно же, с помощью его операторов. Их вклад в развитие аптечных продаж характеризуется некоторыми особенностями. Это объясняется инфраструктурой, плотностью населения, уровнем дохода таковых и др. Каждый из регионов — часть одной большой империи под названием отечественный фармрынок… При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

фармпирамида

11?млрд грн. за 897?млн упаковок — таков общий объем аптечных продаж по всем категория­м товаров «аптечной корзины» в I полугодии 2010?г. По сравнению с аналогичным перио­дом предыдущег­о года отечественный фармрынок продемонстрировал рост в денежном выражении на 19,3% и в упаковках — на 9,1% относительно I полугодия 2009?г. В долларовом эквиваленте розничный фармрынок увеличился на 15,2% и достиг 1,4?млрд дол. США.

Для определения точного развития мы распределили 26 областей по 5 крупным регионам: в группу под названием «Восток» включили Днепропетровскую, Донецкую, Луганскую, Харьковску­ю области, «Запад» — Волынскую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую, Львовскую, Ровенскую, Тернопольскую, Хмельницкую, Черновицкую области, «Центр» — Винницкую, Житомирскую, Киевскую, Кировоградскую, Полтавскую, Сумскую, Черкасскую, Черниговскую области, «Юг» — АР Крым, Запорожскую, Николаевскую, Одесскую, Херсонскую области, а также в отдельную группу был выделен г. Киев.

В общем объеме отечественного фармрынка — 11?млрд грн. (1,4?млрд дол.) среди 5?регио­нов Украины долю в размере 13,4% аккумулирует столица, что немного меньше, чем в Западном регионе (рис. 1). Доля Восточного региона, в который входят 4?крупные области (Днепропетровская, Донецкая, Луганская и Харьковская), почти в 2?раза больше, чем удельный вес столицы в общем объеме фармрынка в денежном выражении. Примерно такое же долевое участие регионов отмечено и в натуральном объеме оте­чественного фармрынка.

Рис. 1
Удельный вес регионов Украины по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2010?г.
Удельный вес регионов Украины по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2010?г.

Как и в I полугодии 2009?г., так и спустя год, максимальный объем продаж всех товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении демонстрирует Восточный регион — 3,1?млрд грн. за 303,8?млн упаковок (рис. 2). Темпы прироста были высокими и составили 27,4% в денежном и 12,6% в натуральном выражении относительно I полугодия 2009?г. Влияние на этот показатель оказала реа­лизация парафармацевтической продукции — биологически активных добавок (БАД) и косметики, а также ЛС.

Рис. 2
Объем продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в регионах Украины в I полугодии 2008–2010?гг. с указанием прироста в I полугодии 2010 г. относительно аналогичного периода 2009?г.
Объем продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в регионах Украины в I полугодии 2008–2010?гг. с указанием прироста в I полугодии 2010 г. относительно аналогичного периода 2009?г.

В Южном регионе прирост аптечных продаж в денежном выражении был обусловлен в основном ЛС и парафармацевтической продукцией. В столичных аптечных учреждениях увеличение объема реализации косметики было выше, чем прирост других товаров «аптечной корзины».

В этом регионе традиционно около четверти общего объема продаж в аптечных учреждениях в денежном выражении обеспечивают сопутствующие категории товаров, из них косметика занимает чуть более 10% (в натуральном выражении — 7%; рис. 3). Тогда как в целом по рынку суммарный удельный вес изделий медицинского назначения (ИМН), косметики и БАД составляет 17% в деньгах и 37%?в упаковках.

Рис. 3
Удельный вес товаров «аптечной корзины» по объему продаж в денежном выражении в регионах Украины по итогам I полугодия 2010?г.
Удельный вес товаров «аптечной корзины» по объему продаж в денежном выражении в регионах Украины по итогам I полугодия 2010?г.

В Западном и Восточном регионе, доля ЛС составила около 85%, что несколько выше, чем в целом по рынку. Южный регион практически точно повторил общерыночное долевое распределение товаров «аптечной корзины».

В Восточном регионе, где доля реализации ЛС в аптечных учреждениях в общем объе­ме аптечных продаж была максимальной, количество реализованных упаковок было также наибольшим среди других регионов — почти 185?млн (табл. 1).

Таблица 1 Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в I полугодии 2010?г.
I полугодие 2010?г. ЛС ИМН* Косметика БАД
Млн упаковок Доля категории,% Млн упаковок Доля категории, % Млн упаковок Доля категории, % Млн упаковок Доля категории,%
Восток 184,9 60,9 106,1 34,9 7,1 2,3 5,6 1,9
Юг 105,0 63,0 53,0 31,8 5,3 3,2 3,4 2,1
Киев 51,4 60,7 24,1 28,5 6,0 7,1 3,1 3,6
Центр 113,9 62,8 57,8 31,9 5,8 3,2 3,7 2,1
Запад 102,6 63,7 50,6 31,4 5,0 3,11 2,8 1,7
В целом по Украине 557,7 62,2 291,6 32,5 29,3 3,3 18,7 2,1

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

О САМОМ ГЛАВНОМ — ЛС

Объем аптечных продаж ЛС по итогам I полугодия 2010?г. составил 9,1?млрд грн. за 557,7?млн упаковок, увеличившись на 21,1% в денежном и 12,3% натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 16,9% до 1,1?млрд дол.

В Западном, Центральном регионе и Киеве темпы прироста объема продаж ЛС в денежном выражении находились примерно в одном диа­пазоне — 13–16% (рис. 4), как и таковые по товарам всей «аптечной корзины». А в натуральном выражении максимальное увеличение объема аптечных продаж ЛС отмечено в Центральном и Восточном регионе. Если сравнить эти объемы в упаковках с аналогичным периодом 2008 г., мы видим постепенное восстановление таковых до былого уровня. Особенно это прослеживается в Восточном и Центральном регионах.

Рис. 4
Объем продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в регионах Украины в I полугодии 2008–2010?гг. с указанием прироста в I полугодии 2010?г. относительно аналогичного периода 2009?г.
Объем продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в регионах Украины в I полугодии 2008–2010?гг. с указанием прироста в I полугодии 2010?г. относительно аналогичного периода 2009?г.

Средневзвешенная стоимость ЛС в Центральном регионе практически не изменилась относительно I полугодия 2010?г., а в Восточном — повысилась в среднем на 11% (рис. 5).

Рис. 5
Средневзвешенная стоимость 1?упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства в регио­нах Украины в I полугодии 2009–2010?гг.
Средневзвешенная стоимость 1?упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства в регио­нах Украины в I полугодии 2009–2010?гг.

Ценовой диапазон средневзвешенной стоимости 1?упаковки ЛС в I полугодии 2010?г. в региональном разрезе примерно соответствовал общерыночному показателю. Однако традицион­но в столице этот показатель был значительно выше и достиг 21,5?грн. Здесь также традиционно максимума по сравнению с другими регионами достигла средневзвешенная стоимость 1?упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства — почти 44,5?и 7,7?грн. соответственно.

Высокие показатели средневзвешенной стоимости ЛС в столице были обусловлены влиянием зарубежных ЛС на общий объем аптечных продаж препаратов, доля которых в деньгах составила около 78%, тогда как в целом по рынку — 73% (рис. 6). А в Центральном регионе, где ранее мы отметили значительное увеличение объе­ма продаж в упаковках, напротив, удельный вес зарубежных ЛС был ниже общерыночной отметки — 68%. Это было обусловлено опережаю­щими темпами прироста ЛС отечественного производства как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с таковыми зарубежного производства (рис. 7). То есть, увеличение продаж в упаковках в Центральном регионе было в основном обеспечено отечественными ЛС. В целом в исследуемый период во всех регио­нах Украи­ны объем продаж отечественных ЛС в денежном выражении был больше, чем таковой зарубежных препаратов.

Рис. 6
Прирост объема продаж ЛС различных ценовых ниш в денежном и натуральном выражении в регионах Украины в I полугодии 2010?г.
Прирост объема продаж ЛС различных ценовых ниш в денежном и натуральном выражении в регионах Украины в I полугодии 2010?г.
Рис. 7
Удельный вес ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении в регионах Украины в I полугодии 2010?г.
Удельный вес ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении в регионах Украины в I полугодии 2010?г.

Именно украинские производители абсолютно во всех регионах занимают 1-ю позицию в I полугодии 2010?г. в рейтинге стран — производителей ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении.

В активно развивающемся Восточном регио­не темпы прироста зарубежных и отечественных ЛС находились в близком диапазоне по денежному показателю, а в натуральном значительное опережение продемонстрировали зарубежные ЛС. Вполне очевидно, что это было обусловлено увеличением потребления высокостоимостных ЛС в этом регионе, которые в основном представлены препаратами зарубежного производства (рис. 8). В результате доля высокостоимостных ЛС в Восточном регионе увеличилась до 43% в денежном выражении и до 7,4% в натуральном (рис. 9).

Рис. 8
Темы прироста объема продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по объему аптечных продаж ЛС в регионах Украины в I полугодии 2010?г. относительно аналогичного периода 2009?г.
Темы прироста объема продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по объему аптечных продаж ЛС в регионах Украины в I полугодии 2010?г. относительно аналогичного периода 2009?г.
Рис. 9
Удельный вес ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по объему аптечных продаж ЛС в регионах Украины по итогам I полугодия 2010?г.
Удельный вес ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по объему аптечных продаж ЛС в регионах Украины по итогам I полугодия 2010?г.

Больший удельный вес таких ЛС в аптечных продажах Киева — около 47% в денежном выражении и 10% в упаковках, что несколько отличается от распределения в других регионах. А в Центральном регионе, где опережающие темпы роста продемонстрировали препараты отечественного производства, мы наблюдаем максимальное потреб­ление ЛС низкостоимостной ниши в денежном и натуральном выражении.

Практически все регионы объединяет лидер по объему аптечных продаж в денежном выражении — АКТОВЕГИН. По итогам I полугодия 2010?г. в Восточном, Западном, Центральном и Южном регионах, как и в общеукраинском рейтинге брэндов ЛС, он завоевал пальму первенства (табл. 2). В это же время в столице 1-е занял ЭССЕНЦИАЛЕ.

Таблица 2 Топ-5?брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины за I полугодие 2010?г.
1 2 3 4 5
Восток АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ ЦЕРАКСОН
Запад АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ МЕЗИМ ТИОТРИАЗОЛИН
Киев ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЭНТЕРОСГЕЛЬ ВИТРУМ ФАРМАСУЛИН
Центр АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НО-ШПА
Юг АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НО-ШПА НАТРИЯ ХЛОРИД
В целом в Украине АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД НО-ШПА

РАСХОДЫ НА ЗДОРОВЬЕ

Демографическая ситуация в Украине согласно сведениям Государственного комитета статистики такова: средняя численность населения Украины за январь–май 2010?г. составила 45,9?млн человек (www.ukrstat.gov.ua), что практически соответствует показателю за аналогичный период 2009?г. То есть, количество населения практически не сократилось. Максимальная численность населения отмечена в Восточном регионе — 12,9?млн человек (рис. 10).

Рис. 10
Количество населения в различных регионах Украины в январе–мае 2010?г.
Количество населения в различных регионах Украины в январе–мае 2010?г.

Общий объем продаж ЛС на душу населения в Украине за I полугодие 2010?г. увеличился немногим более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2009?г. и составил около 200?грн. (рис. 11). Как и следовало ожидать, в аптечных учреждениях столицы в среднем один житель тратит на приобретение ЛС максимальное количество средств по сравнению с остальными регионами — около 400?грн. Эта цифра на 13,6% больше, чем в аналогичный период 2009?г., и в 2?раза больше, чем в целом по Украине.

Рис. 11
Объем аптечных продаж ЛС на душу населения по регионам Украины в денежном выражении по итогам I полугодия 2009?и 2010?г. и его прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж ЛС на душу населения по регионам Украины в денежном выражении по итогам I полугодия 2009?и 2010?г. и его прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В Восточном регионе, куда входят крупные области, увеличение потребления ЛС на душу населения было максимальным — 29,2% до 238?грн. Чуть меньше этот показатель в Южном регионе — около 200?грн.

Учитывая, что за товары в аптечных учреждениях платит потребитель, нам было интересно узнать, как в региональном разрезе Украины изменяется такой источник финансового состоя­ния жителей, а именно — заработная плата. Для этого мы обратились к официальным источникам информации — Государственному комитету статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua) и проследили за изменением показателя заработной платы в регионах Украины. Нами были выбраны 8 областей, в которых количество населения превышает 2 млн.

Как и следовало ожидать, самый высокий уровень зарплаты в среднем на одного штатного сотрудника ежемесячно отмечают в столице. В недавнем прошлом — в июне 2010?г. — этот показатель составил 3?тыс. 591?грн. В это же время в одной из областей Восточного региона, который демонстрирует активное развитие — Донецкой обл. средняя заработная плата 1?сотрудника в июне 2010?г. составила 2?тыс. 618?грн.

Интересным представляется в этой ситуа­ции то, что темпы прироста заработной платы в Донецкой обл. ежемесячно еще с октября 2009?г. опережают темпы прироста этого показателя в Киеве. И если в столице темпы прироста заработной платы с января по июнь 2010?г. не достигали 10%, то в Донецкой и Днепропетровской области с апреля они превысили 20% (рис. 12). Следовательно, повышение заработной платы в Донецкой обл. также могло стать одним из факторов роста аптечных продаж в этом регионе.

Рис. 12
Прирост заработной платы в среднем на одного штатного сотрудника в январе–июне 2010?г. относительно аналогичных периодов 2009?г. в областях с населением свыше 2?млн человек
Прирост заработной платы в среднем на одного штатного сотрудника в январе–июне 2010?г. относительно аналогичных периодов 2009?г. в областях с населением свыше 2?млн человек

Еще в начале текущего года руководство Донецка сообщило о планах по увеличению уровня средней заработной платы во всех отраслях народного хозяйства (сообщается на сайте www.donbass.ua). Так, в 2010?г. в Донецке средняя заработная плата запланирована в размере 2?тыс. 650?грн. на одного человека. Как мы видим уже в середине года — июне 2010?г. этот показатель почти достиг запланированной отметки по всей Донецкой обл.

Высокие темпы прироста заработной платы ежемесячно в текущем году отмечают в других областях с населением свыше 2?млн человек , которые также входят в Восточный регион.

ИТОГИ

Один регион — столица обеспечивает отечественному фармрынку 13,4% объема продаж в денежном выражении и 10% в упаковках. Развитие его аптечных продаж немного отличается от общерыночного. Например, потребление парафармацевтической продукции здесь более выражено, чем в других регио­нах. Также вклад зарубежных препаратов в рынок ЛС в Киеве больший, чем в других регионах. Потреб­ление ЛС на душу населения в Киеве в 2?раза превышает среднерыночный показатель и за I полугодие 2010?г. достигло 400?грн. В остальных регионах этот показатель ниже.

Восточный регион, где численность населения наибольшая и куда входят крупные области, на оте­чественном фармрынке занимает долю в размере 33% по денежному показателю. Здесь потребление парафармацевтической продукции ниже, чем в целом по рынку, и основное влияние оказывают ЛС. В этом регионе в I полугодии 2010 г. рос объем потребляемых упаковок ЛС и при этом структура потребления менялась в сторону более дорогих ЛС. Как в денежном, так и в натуральном выражении главный вклад в прирост рынка ЛС в Восточном регионе привнесла аптечная реализация высокостоимостных ЛС. В 4 крупных областях, которые представляют этот регион, ежемесячно с января по июнь в текущем году относительно аналогичных периодов 2009 г. высокими темпами рос уровень средней заработной платы одного штатного сотрудника. Для сравнения в Кие­ве темпы прироста заработной платы уступили таковым всем другим областям Украины и не превысили 10%.

В фармацевтической жизни регионов активное участие приняли отечественные ЛС, темпы прироста объема аптечных продаж которых опередили ЛС зарубежного производства в денежном выражении. Наибольшим потребителем отечественных ЛС в денежном выражении и упаковках является Центральный регион.

Также хотелось бы выделить ценовое развитие рынка ЛС, а именно сегмент высокостоимостных препаратов. Сегодня потребители пока еще небольшого количества регионов возвращаются к характеру потребления в докризисный период и активнее приобретают высокостоимостные ЛС, о чем свидетельствуют темпы прироста их продаж в денежном выражении и, что важно, в упаковках.

Парафармацевтическая продукция — косметика и БАД наращивает темпы продаж. Но их вклад в общий объем регионов остается невелик.

Полугодовые итоги развития региональных участников отечественного фармрынка 2010?г. свидетельствуют о постепенном возвращении к рыночным тенденциям докризисного периода. Его объем увеличился во всех регионах Украины в денежном, натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте!

Оксана Сергиенко
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт»/ «PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +38 (044) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті