Третьего не дано: или завышенные цены, или плата за фармуслуги

Каким видом деятельности аптеки смогут экономически поддерживать свое существование? В условиях жесткой экономии отпуск рецептурных препаратов стал просто общественным долгом, затраты на исполнение которого фармацевты вынуждены покрывать благодаря участию в обращении безрецептурных лекарств и прочих товаров аптечного ассортимента. Не обремененные такими сложными требованиями к организации работы и общественными обязательствами, операторы общих торговых сетей с легкостью могут предлагать потребителям более низкие цены. Но что станет с аптеками в результате неминуемой конкурентной борьбы? Пожалуй, единственный разум­ный выход — оплачивать из общественных средств так называемые дополнительные фармацевтические услуги: диагностическо-консультативные, организационно-фармацевтические, профилактические и пр. Но плательщик должен «дозреть» до этого решения, а пока…

Недавно мы упоминали многолетнее упорное (и не бесплодное) стремление главных лоббистов отказа от аптечной монополии во Франции — розничной сети «E.Leclerc», оспорить у фармацевтов право представлять на рынке безрецептурные препараты. На широкую публику соответствующие заявления действуют подкупающе: «Если бы завтра у нас была, например, 20% доля рынка в этом секторе, мы бы имели возможность снизить цены на 50%», — заявляют они на телевидении и в прессе, регулярно проводя рекламные кампании. Властям приходится реагировать, предлагая, в частности, снизить планку требований в некоторых аспектах деятельности аптек. Усматривая, очевидно, в подобных рацпредложениях покушение на свою традиционную бизнес-модель, Французская аптечная палата (L’Ordre national des pharmaciens) на предложения антимонопольного органа отвечает категоричным «Non Merci!» («Нет, спасибо!», — так озаглавлен соответствующий пресс-релиз).

Новое развитие данной темы: 6 сентября австрийский оператор «DM — drogerie markt GmbH» сообщил об очередной попытке оспорить в конституционном суде монопольное право аптек на отпуск безрецептурных препаратов (аналогичные ходатайства были отклонены уже дважды: в 2016 и 2017 г.). С новой командой адвокатов «DМ» хочет в третий раз проверить конституционных судей на стойкость.

Австрийская «DM drogerie markt» является одним из крупнейших розничных операторов по товарам для красоты и здоровья в Цент­ральной и Восточной Европе. С 2011 г., благодаря партнерству со швейцарской «Zur Rose Group» — одним из лидеров европейской дистанционной доставки, «DM» под брендом «Zur Rose» предлагает своим клиентам дополнительную услугу — отправку безрецептурных лекарств, одобренных в Австрии, по почте. Для потребителей это сотрудничество означает экономию до 40% на безрецептурные лекарства по сравнению с ценами австрийских аптек, сообщает компания. То же самое они бы хотели делать под своим брендом в своих аптечных магазинах. Но нет: «DM» ведет такую деятельность в некоторых других странах, но не у себя на родине. «В Австрии нам даже не разрешается распространять все продукты под частной маркой, которые DM производит для рынка ЕС», — отмечает управляющий директор Харальд Бауэр (Harald Bauer).

При этом австрийского оператора вряд ли можно упрекнуть в пренебрежении вопросами обеспечения качества. Вот, как они сообщают об организации дистанционного отпус­ка: «По «горячей линии» «Zur Rose» на вопросы, связанные со здоровьем, отвечают компетентные фармацевты. Каждый заказ обрабатывается и проверяется несколько раз специалистами фармации в соответствии с высокими швейцарскими стандартами качества «Zur Rose Group». Austrian Post доставляет посылки с лекарствами напрямую своим клиентам в течение 3–5 дней».

Понятна и обеспокоенность фармацевтов, выраженная Ульрике Мурш-Эдлмайр (Ulrike Mursch-Edlmayr), президентом Австрийской аптечной ассоциации (Österreichischen Apothekerkammer): «Лекарственные препараты — это не моющие средства, которые можно приобретать как можно дешевле». И еще: «Объявление «DM» о битвах вокруг цен на лекарственные средства показывает пугающе беспечный способ (конкурентной) борьбы в сфере здоровья людей».

Ранее вице-президент ассоциации Кристиан Вурстбауэр (Christian Wurstbauer) уже говорил о необходимости смены модели платы за деятельность фармацевтов: «Высококлассные услуги в цепи распространения лекарств должны быть справедливо вознаграждены. Политика минимальных цен и либерализация любой ценой оказывают дестабилизирующее влия­ние на нашу систему».

Теперь слово за обществом: готово ли оно отстаивать свои интересы по сохранению профессионального фармацевтического обеспечения? Если да, то надо предусматривать механизмы перераспределения результатов экономической деятельности в пользу общественных интересов. Нужна компромиссная расстановка приоритетов: «все для всех» уже не получается.

Дарья Полякова
по материалам
www.apotheker.or.at; www.dm-drogeriemarkt.at;
www.zurrose.at; www.wienerzeitung.at

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи