Франция: рацпредложения, развязывающие руки инвесторам и поощряющие оптовиков; принципиальное «NON MERCI!», — в ответ от фармацевтов

Французское антимонопольное ведомство (Autorité de la concurrence) представило рекомендации по либерализации деятельности аптечного сектора. С подобными предложениями оно выходит уже не первый раз, каждый раз получая отпор со стороны отрасли. В настоящее время предполагаемая реформа нацелена на 5 областей: онлайн-отпуск лекарств, реклама аптек, расширение компетенции фармацевтов, демонополизация рынка и правила владения аптекой.

Опираясь на результаты многочисленных консультаций, широких общественных дискуссий и изучение экспертных мнений, ведомство заключило, что законодательная и нормативная база, применяемая к фармацевтам и другим участникам сферы обращения лекарственных средств, является чрезмерно ограничивающей в возможностях дальнейшего развития в некоторых четко определенных точках. Исходя из этого были сформулированы предложения по модернизации аптек и медико-биологических лабораторий.

Совершенствование экономической модели

В течение нескольких лет аптеки ощущают относительное сокращение своей финансовой прибыльности. Несколько причин могут объяснить это, о чем свидетельствуют материалы антимонопольного органа. Прежде всего оборот аптек в значительной степени базируется на их деятельности по выдаче возмещаемых лекарственных средств, которая составляет в среднем около 72% оборота аптек. При этом стремление правительства контролировать расходы на здравоохранение привело к некоторому снижению цен на лекарства и, таким образом, отразилось на экономическом состоянии некоторых аптек. Кроме того, фармацевты сталкиваются с усилением конкуренции, в частности в сегменте безрецептурных препаратов и товаров для здоровья, со стороны сетевых аптек, которые находятся в более выгодном положении с оптовыми закупками и иногда более низкими затратами на рабочую силу.

Вот почему ведомство считает, что французская аптека должна быть в состоянии использовать возможности, предлагаемые новыми технологиями и новыми миссиями, которые ей доверил закон.

Ослабление ограничений в онлайн-отпуске лекарств

Несмотря на то что онлайн-отпуск лекарств разрешен во Франции с конца 2012 г., из-за крайне ограничительных правил французские аптеки — единственные, кому разрешено открывать сайт, — не могут развиваться или эффективно конкурировать со своими европейскими коллегами. Возможность приобретения через интернет дополнительных (отпускаемых только фармацевтом) рецептурных лекарств не получила широкой популярности, и многие пациенты не знают, что этот способ законен.

Выбор слишком формализованной модели развития, в частности, что касается методов онлайн-коммуникации с пациентами, приводит к недостаточному развитию онлайн-продаж лекарств во Франции по сравнению с ситуацией, наблюдаемой в соседних странах (Германия, Бельгия). Во Франции онлайн продается только 1% рецептурных лекарственных средств. Сайты онлайн-продаж, особенно из Бельгии, используют французскую ситуацию для активного развития своего бизнеса во Франции, в то время как сайты французских аптек ограничены множеством условностей из-за трактуемой по-своему миссии по защите общественного здоровья. Цель сама по себе абсолютно законна, но не всегда оправдана.

Кроме того, французские аптеки могут использовать только те складские помещения, которые расположены рядом с аптекой, что является значительным финансовым и материально-техническим ограничением. Они должны соблюдать очень строгие правила для общения на своих сайтах (ограничения по размеру шрифта, используемого на сайте, запрещение ссылок на сайт и т.д.

К тому же действующие правила не предусматривают возможность для аптек консолидировать свои предложения об отпуске лекарств через интернет на общем сайте и, следовательно, объединять свои ресурсы (подобное предложение недавно прозвучало от лидера немецкого интернет-заказа лекарств). Наконец, аптеки, в отличие от магазинов парафармацевтической продукции, должны привлекать помощника фармацевта для каждого нового прироста оборота объемом 1,3 млн евро, даже если он связан не с лекарственными средствами, а с прочими товарами.

Поэтому антимонопольное ведомство предлагает:

  • разрешить аптекам использовать удаленные складские помещения в целях обеспечения пространства для эффективного развития онлайн-отпуска лекарств;
  • позволить фармацевтам представлять свои розничные предложения через общий сайт;
  • пересмотреть методы расчета в рамках обязательства по набору помощников фармацевтов таким образом, чтобы оно основывалось на единственном критерии объема отпуска лекарственных средств, исключая другие продукты аптечного ассортимента.

Смягчить требования к рекламе

Определенные деонтологические нормы, толкуемые слишком широко и расплывчато, такие как запрет на побуждение клиентов к решениям, противоречащим достоинству профессии, на практике часто приводят к тому, что фармацевтам запрещают использовать любую форму рекламы, в том числе когда речь идет не о лекарствах, а о косметических или парафармацевтических средствах, не представляющих опасности для здоровья населения.

Отсюда — предложения антимонопольного органа:

  • смягчить требования к рекламе продуктов, не являющихся лекарственными средствами (диетические добавки, косметика);
  • то же касается рекламирования деятельности аптек, в том числе предоставляемых ими услуг;
  • контролировать под надзором диверсификацию возможностей финансирования аптек с целью обеспечения их развития, здоровья населения и независимости фармацевта.

Контролировать диверсификацию источников финансирования

Правовая база, применимая к владению аптеками, значительно ограничивает возможности финансирования последних. Так, фармацевт может владеть только одной аптекой или участвовать в совместном владении ограниченным количеством аптек.

Консолидированная модель владения аптекой и разработка новых миссий фармацевта (телемедицина, теледиагностика) требуют доступа к адаптированным источникам финансирования. Поэтому, как и в других европейских странах, которые уже внедрили либерализованную модель владения аптекой*, ведомство считает, что Франция могла бы пойти по пути контролируемого открытия рынка для инвесторов, гарантируя при этом профессиональную независимость фармацевтов.

Разрешить отпуск некоторых лекарств в магазинах и супермаркетах

Кодекс общественного здравоохранения (Le code de la santé) предусматривает отпуск лекарств и некоторых других категорий аптечного ассортимента (определенные лекарственные растения, эфирные масла и т. д.) только фармацевтами (фармацевтическая монополия) и только в аптеках. Не ставя под сомнение фармацевтическую монополию, ведомство предлагает ограниченную и тщательно контролируемую диверсификацию мест отпуска лекарств, чтобы улучшить их доступность и усилить конкуренцию. Такая либерализация могла бы включить ограниченную часть аптечного ассортимента, исключая рецептурные лекарства:

  • лекарственные препараты с факультативным назначением врача (лечение простуды, боли в горле, поверхностных ран и т. д.);
  • медицинские изделия для диагностики in vitro (самотестирование на ВИЧ, глюкометры, тесты на холестерин, болезнь Лайма и т. д.);
  • некоторые лекарственные растения (перечисленные в фармакопее);
  • некоторые эфирные масла, отпускаемые в настоящее время только в аптеках.

Чтобы гарантировать императивы общественного здравоохранения, доставка этих лекарств и прочих продуктов в обязательном порядке будет осуществляться при ответственности квалифицированного фармацевта, предоставляющего консультации во всех местах и в любой момент осуществляемого отпуска (по модели реформ, введенных в Италии и Португалии). Отпуск этих продуктов возможен только в специально отведенном для этого месте, где есть отдельный кассовый аппарат. Могут быть предусмотрены дополнительные требования, такие как запрет установления целевого объема продаж или создание механизма совместной ответственности менеджера компании и наемного фармацевта.

Мотивация оптовых операторов: баланс между обязательствами и вознаграждением

Хотя для обеспечения поставок больших партий лекарств требуются посредники, коммерческие условия, предоставляемые производителями (лабораториями), часто менее выгодны, чем те, которыми пользуются аптеки, не неся такого груза ответственности по обеспечению бесперебойности поставок.

Развитие прямых поставок от лабораторий к аптекам и перераспределение маржи, первоначально предназначенной для дистрибьюторов, вероятно, повлияет на их экономическую устойчивость, поскольку те будут не в состоянии покрыть расходы по своим общественным обязательствам (обеспечение непрерывного и однородного снабжения территории медикаментами).

Как и Счетная палата, и Генеральная инспекция по социальным вопросам (IGAS), антимонопольное ведомство предлагает государственным органам пересмотреть общую модель вознаграждения дистрибьюторов, чтобы учитывать груз общественных обязательств, а не только цены на поставляемые лекарства. Таким образом, можно предусмотреть вознаграждение в соответствии с распределенными объемами, а не ценами.

«Слом модели, обеспечивающей безопасность пациента»

«NON MERCI!» (Нет, спасибо!), — отвечает Французская аптечная палата (L’Ordre national des pharmaciens) на предложения антимонопольного органа. Выполнение его рекомендаций приведет к дезорганизации отпуска лекарственных средств и финансовой деятельности участников рынка. Неадекватное ослабление правовых рамок, связанных с онлайн-отпуском лекарств, будет иметь вредные последствия для здоровья населения. С точки зрения организации дистрибьюторской деятельности, предложения требуют детального рассмотрения, отмечают фармацевты.

Карин Вольф-Тал (Carine Wolf-Thal), президент Национального совета Колледжа фармацевтов (Conseil national de l’Ordre des pharmaciens), предупреждает: «Французский законодатель выбрал систему, которая позволяет населению получать доступ к лекарственным средствам в любой точке страны… Давайте будем осторожны, чтобы не поставить под угрозу организацию, которая всегда умела адаптироваться и оправдывать ожидания населения!».

Таким образом, привлечение фармацевтами дополнительного финансирования за счет расширения спектра предоставляемых услуг, сотрудничества с иностранными инвесторами и использование возможностей аптечных сетей оптимально с точки зрения развития бизнеса, на что справедливо указывает антимонопольное ведомство. Но как включить коммерческие интересы в общее смысловое поле жизнедеятельности общества? Вероятно, только путем разработки новых и новых правил и ограничительных норм.

По материалам www.autoritedelaconcurrence.fr; www.ordre.pharmacien.fr; www.liberation.fr; twitter.com/Ordre_Pharma/media


*Из 33 стран на европейском континенте 18 (или 55%), включая Швецию, Норвегию, Италию, Бельгию и Великобританию, частично либерализовали доступ к капиталу для инвесторов, помимо фармацевтов.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи