Реклама препаратов: правовое регулирование

22 Вересня 2010 3:34 Поділитися
16 сентября на юридическом портале Pravotoday (http://pravotoday.in.ua/) состоялась интернет-конференция юридической компании «Правовой альянс» на тему «Недобросовестная конкуренция и реклама. Новые правила работы на фармацевтическом рынке». Антимоно­польный комитет Украины (АМКУ) предпринимает активные действия в этом направлении (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 34 (755) от 06.09.2010 г.). Повышенное внимание уделяется рекламе фармацевтической продукции. Но на законодательном уровне не установлены четкие критерии оценки рекламной информации на соответствие требованиям добросовестной конкуренции. На наиболее спорные вопросы правового регулирования рекламы лекарственных средств и изделий медицинского назначения во время интернет-конференции ответили партнеры юридической компании «Правовой Альянс».
— Сегодня многие компании выпускают рекламную продукцию на русском языке. Можно ли будет и дальше использовать русский язык или нужно будет переходить на украинский?

— Использование языка в рекламе осуществляется в соответствии с Законом УССР от 28.10.1989 г. № 8312-XI «О языках в Украинской ССР», в ст. 35 которого отмечено: «Тексты официальных объявлений, сообщений, плакатов, афиш, рекламы и т.д. выполняются украинским языком. Рядом с текстом, изложенным украинским языком, может быть размещен его перевод на другой язык». В то же время в ст. 4 Закона Украины от 16.11.1992 г. № 2782-ХІІ «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» сказано, что печатные СМИ в нашей стране издаются на государственном, а также других языках.

Позиция Государственного комитета телевидения и радиовещания (далее — Госкомтелерадио) Украины по этому вопросу четко и одно­значно изложена в письме от 22.04.2004 г. № 2041/34/5-1 «Относительно возможности обнародования рекламы в печатных средствах массовой информации на русском языке», а именно: «В газете, которая издается на русском языке, тексты объявлений, сообщений, рекламы должны печататься на украинском языке. Рядом с текстами рекламы могут быть размещены их переводы на другие языки, в том числе русский». В Государственном комитете Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (далее — Госпотребстандарт) считают, что если при регистрации печатного СМИ или телерадиоорганизации указан другой (например русский) язык, это печатное СМИ или телерадиоорганизация могут использовать в рекламе язык регистрации. Следует иметь в виду, что это касается региональных СМИ, а не общенациональных, поскольку националь­ный язык — украинский.

Таким образом, согласно позиции Госпотреб­стандарта, реклама на русском языке может быть размещена на законных основаниях только в СМИ регионального значения, зарегистрированных как русскоязычные.

— Разрешено ли использовать в рекламных материалах формулировки «препарат выбора», «препарат № 1», «лидер по применению»?

— Такие фразы имеют сравнительный характер. Они нацелены на неопределенный круг конкурентов. Наличие рисков связано с отсутствием четкого правового регулирования вопроса использования оборотов наивысшей степени сравнения, в том числе сравнения с товарами неопределенного круга конкурентов, а также отсутствием соответствующей судебной практики. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 21 Закона Украины от 03.07.1996 г. № 270/96-ВР «О рекламе» в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации запрещается размещение:

1) ссылок на лекарственные средства, медицинскую технику, методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации как на наиболее эффективные, наиболее безопасные, исключительные относительно отсутствия побочных эффектов;

2) сравнений с другими лекарственными средствами, медицинской техникой, методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации с целью усиления рекламного эффекта.

При этом, если подобные формулировки все же используются, необходимо соблюдать требования конкурентного законодательства, в частности иметь подтверждение заявленного первенства (чтобы избежать обвинения в обмане потребителей). Таким подтверждением может быть заключение авторитетного экспертного учреждения (института и т.п.), ссылка на результаты исследования рынка авторитетной организацией и т.п. Весьма желательно такую ссылку помещать непосредственно в рекламных материалах.

— Допускается ли реклама скидок на лекарственные средства?

— Реклама скидок на лекарственное средство не запрещена. Однако она должна соответствовать требованиям п. 5 ст. 8 Закона Украины «О рекламе»: реклама, содержащая информацию о скидке, распродаже, должна включать сведения о месте, дате начала и окончания действия скидки на продукцию/распродажи, а также о соотношении скидки с предыдущей ценой на товар.

— Обязательно ли включать в рекламу лекарственного средства номер его регистрационного свидетельства? Каким нормативным документом это предусмотрено?

— Согласно п. 1 ст. 8 Закона Украины «О рекламе» запрещается рекламировать товары, которые подлежат обязательной сертификации или производство/реализация которых требует наличия специального разрешения, лицензии. Таким образом, законодательством не прямо предусмотрена необходимость включения в рекламу лекарственного средства номера его регистрационного свидетельства.

— Какие ошибки наиболее часто допускаются при рекламе лекарственных средств и функциональных пищевых продуктов?

— В основном нарушаются положения ст. 15-1 Закона Украины от 07.06.1996 г. № 236/96-ВР «О защите от недобросовестной конкуренции». Отмечены такие факты: распространение информации, вводящей в заблуждение; предоставление неполных, неточных, неправдивых сведений; умалчивание отдельных фактов или нечеткость формулировки, которая повлияла или может повлиять на намерения относительно приобретения товаров. Наиболее типичной ошибкой в рекламе лекарственных средств является использование утвердительных выражений, которые могут быть восприняты потребителем как заверение в гарантированной эффективности лекарственного средства.

В рекламе функциональных пищевых продуктов часто используются выражения относительно лечебного эффекта, а также благодарственные письма людей, употребляющих эти продукты. Указание такой информации в рекламе противоречит законодательству, а именно ст. 39 Закона Украины от 23.12.1997 г. № 771/97-ВР «О безопасности и качестве пищевых продуктов».

— Может ли реклама лекарственных средств содержать рекомендацию относительно консультации у конкретного врача или в определенном медицинском учреждении?

— В ч. 6 ст. 21 Закона Украины «О рекламе» предусмотрено, что в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации запрещается размещение рекомендаций или ссылок на рекомендации медицинских работников, ученых, медицинских учреждений и организаций относительно рекламируемых товаров или услуг.

Кроме того, нормами Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.1992 г. № 2801-ХІІ предусмотрено право каждого гражданина нашей страны на здраво­охранение, которое включает квалифицированную медико-санитарную помощь, а также свободный выбор учреждения здравоохранения, врача, методов лечения в соответствии с рекомендациями.

— Возможен ли полный запрет рекламы лекарственных средств?

— Неоднократно предлагалось либо ограничить, либо запретить рекламу лекарственных средств. Однако все попытки оставались на уровне проектов нормативных актов и дальнейшего развития не имели. Сейчас в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона Украины от 21.07.2010 г. № 7007 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения (относительно усиления контроля оборота лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок)». В этом документе предлагается предоставить государству право ограничивать рекламу лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональ­ных пищевых продуктов и БАД, если это представляет определенную угрозу здоровью людей. Кроме того, предлагается запретить рекламу лекарственных средств, а действие ст. 21 Закона Украины «О рекламе» распространить только на рекламу изделий медицинского назначения и медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

В ходе конференции было затронуто много актуальных вопросов, в том числе о наиболее типичных ошибках рекламодателей и т.д.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті