Рекламные бои без правил на фармацевтическом рынке 100 лет тому назад

«Разрешено все, что не запрещено!» — таковым издавна был девиз рекламного рынка лекарств. Полагаться на этику производителей не всегда разумно, потому что их конечная мотивация зачастую — жажда прибыли. А то, что пациент расплачивался за псевдопрепараты не только деньгами, но порой здоровьем и жизнью, их не останавливало. Подобный беспредел, царивший на фармрынке еще в начале прошлого века, возмущал врачей, которым потом приходилось спасать доверчивых покупателей ватных пилюль и шариков из мяса.

Еще на заре ХХ в. некий российский доктор Соловьев издал книгу с красноречивым названием «Разбор лечебных и косметических средств, восхваляемых в газетных объявлениях в 1907 году. Ключ и оценка их достоинства». К сожалению, она не утратила актуальности. Недобросовестные производители свои «не являющиеся лекарственными средствами» продукты (о чем очень мелким шрифтом пишется на упаковке) до сих пор умело навязывают страждущим как альтернативное и очень эффективное лечение.

Казалось бы, прошло более 100 лет, IQ людей несоизмеримо повысился, однако шарлатаны по-прежнему успешно зарабатывают в своей не слишком узкой нише. Почему, спросите вы? Доктор Соловьев приготовил ответ на этот вопрос. И его простота вас наверняка удивит.

Гениальные ученые работают только для вас

Люди, становящиеся жертвой шарлатанов, могли бы легко их вычислить, если бы задумались над элементарным: насколько часто изоб­ретение, а тем более открытие лекарственного средства, можно поставить на поток? И может ли изобретатель быть универсалом, то есть создавать продукты с уникальными свойствами самого разного назначения?

Доктор Соловьев приводит вполне конкретные примеры: «Изобретатель, которому повезло в одном средстве, спешит выдумать второе, третье. Некто Картер вначале публикует рекламу чернил, где черненький бухгалтер сидит за письменным столом, а под ним подпись: «Нет лучше чернил Картер». Чернила, очевидно, не пошли. И вскоре Картер изобретает средство «Амрита», «приносящее радость» мужчинам, потерявшим половую способность. И этот же бухгалтер уже произносит другой монолог: «Господин Картер обещает… и проч.». Средство, вероятно, идет шибко.

А «изобретатель» «Спермина» публикует статью о чудодейственном зубном порошке. Что общего между «Спермином», зубным порошком и «изобретателем», всю жизнь просидевшим где-нибудь в конторе?!

Многие идут гораздо дальше. В одной и той же публикации предлагаются и шарики собственного изготовления, и бальзамы, излечивающие за несколько дней упорнейшие венерические болезни, и капли (?!) от запоя, причем лечение может быть явным или тайным, помимо воли или добровольным. Для большего удобства предлагаются даже «дорожные капли»… и вся эта чепуха оценивается на вес золота!»

Теперь это называют модным словом бренд, опять-таки надеясь, что потребитель не заметит «универсальности» производителя. А если и заметит, то ему тут же намекнут, что это такая инновационная компания, не жалеющая денег на разработку всего, что так необходимо человечеству. Ну, и конкретному пациенту в том числе!

Отзывы благодарных пациентов

«Вглядитесь с этой стороны в газетную рекламу, — призывает доктор Соловьев, — там много любопытного в этом роде. Спрашивают и о благодарственных письмах по поводу будто бы совершившегося исцеления. Посмотрите на подписи: С.К. из Самарканда, Н.Н. из Мариамполя. Поедет ли кто в Самарканд проверять, есть ли там господин С.К.? А редакция составления писем разве не изобличает часто одного и того же безграмотного их составителя?

Наконец, изобретатели ведь вовсе не печатают тех ругательных писем, которые они получают от лиц, без всякой пользы или со значительным для себя вредом употреблявших их средства. Здесь естественно рождается вопрос: все ли благодарственные письма изготовляются самими рекламистами, ведь ежедневные огромные рекламы стоят огромных денег, а, следовательно, рекламируемые средства кого-нибудь и удовлетворяют? Конечно, да. Среди писем должны встречаться и настоящие, не поддельные».

И они действительно встречаются, ведь эффект плацебо никто не отменял. Правда, тогда этот эффект еще не имел своего названия, однако работал ничуть не хуже!

«Дело в том, что врачам давно известны случаи, где различные болезненные проявления у неврастеников и истеричных — боль, слабосилие, бессилие, даже паралич и прочее быстро исчезают вследствие приема совершенно бесполезных средств, например, простой сахарной воды, если врач при этом уверит больного, что вещество дается сильное и, без сомнения, действенное при данной болезни. Это действие внушения, ежедневно наблюдаемое у подобных больных.

На действие внушения и рассчитаны все эти широковещательные рекламы с их разжигающими воображение баснями и прочим враньем.

Если к этому прибавить, что в пробные порции добавляются различные раздражающие вещества, чтобы показать сразу же действительность средства, то станет понятным и увлечение легковерного больного своим воображаемым исцелением, выраженным благодарственными письмами к «изобретателю».

Вы тоже увидели сходство с лайками и благодарственными отзывами в соцсетях, которые до сих пор приводятся как очень веское (иногда единственное!) подтверждение высокого качества купленного товара? Да, инструмент за столько лет отшлифовали, но суть осталась прежней: если это помогло Ивану Ивановичу, то чем я хуже? Приблизительно так думает и современный пациент, заказывающий какие-нибудь «капли Синей бороды» в интернете.

Врачи на службе у рекламы. Или не врачи?

Отдельно стоит сказать о врачах, которые подписываются под рекламой, продавая свое доб­рое имя. Тренд тоже, как выяснилось, из глубины веков. Правда, нынешние врачи иногда ни сном, ни духом не ведают, что они кого-то лечат в интернете, пока кто-нибудь из пациентов им не пришлет ссылочку на «чудодейственный» пост. Таких скандалов множество. Но и исключить добровольное участие врача в рекламной акции нельзя. Именно о таких коллегах доктор Соловьев пишет в своей книге: «Что сказать о подписях врачей под подобными письмами? Во-первых, они унижают врачебное достоинство тем, что как бы одобряют заочное употреб­ление лекарств, что недопустимо ни с какой стороны, а во-вторых… всегда ли они бескорыстны? К сожалению, среди газетных реклам иногда встречаются таковые и от врачей, восхваляющих открытые якобы ими новые способы излечения чахотки и других болезней, которые на деле оказываются способами, уже много лет забракованными медицинской наукой вследствие своей полной непригодности».

Самые популярные «лекарства» начала ХХ века

«Нужно сказать, что число лиц, покупающих эти средства, огромно, и только врачу они могут поведать свою печальную тайну о результате употребления средства», — предваряет список лекарств абсурда доктор Соловьев.

Одоль. По многочисленным отзывам больных, чрезвычайно портит зубы (благодаря едкому эфирному маслу, получающемуся из соединения спиртового раствора и воды).

Форман — средство от насморка в виде крошечного комочка ваты с запахом ментола, куда, вероятно, как-нибудь введен и формалин, судя по названию. Кроме полнейшей бесполезности комочка ваты, врачам пришлось наблюдать тяжелое воспаление лобной пазухи у двух лиц, использовавших средство для лечения.

Гематоген Гоммеля. Полностью разочаровал врачей, поскольку никаких преимуществ перед обыкновенным аптечным белковым жидким железом не имеет.

Лактобациллин — средство, сразу приобретшее популярность благодаря имени профессора И.И. Мечникова, открывшего его целебные свойства. «По некоторым научным соображениям, трудно сказать, являются ли все рекламируемые в России лактобациллиновые продукты действительно приготовленными так, как предлагает Мечников. Во всяком случае, по нашим и другим наблюдениям, лактобациллиновые препараты в порошке живых бактерий не содержат и поэтому бесполезны. Следует всеми мерами остерегаться приобретать лактобациллиновую простоквашу от неизвестных изготовителей», — уже тогда предупреждал доктор Соловьев.

А мы напомним, что лактобациллин — это те самые лактобациллы, которые вторую сотню лет спасают человечество от всего, в том числе от вредного действия антибиотиков. Как видите, иногда хиты абсурда бывают долгоиграющими.

Муйрацитин — средство, рекомендуемое для лечения полового бессилия. «В научной литературе пока еще нет достаточно веских наблюдений, чтобы это средство имело какое-нибудь особое преимущество перед другими подобными же средствами, как, например, недавно восхвалявшийся «Иохимбин», — напоминает доктор Соловьев,  — но в то же время он очень дорогой».

Спермин — сущее недоразумение, позиционировавшееся как спасение от облысения. Не прошедший тестирования ни врачами, ни пациентами, он все равно время от времени всплывает, видимо, в результате очень хорошо сделанной рекламной кампании.

«Нужно сказать, что все сплошные недоразу­мения со Спермином вызваны, по-видимому, установившейся сразу неверной постановкой вопроса о его лечебном действии, — пытается найти секрет популярности этого «лекарства» доктор Соловьев. — Органы, образующие семенную жидкость (а препарат позиционировался как вытяжка из них — привет, профессор Преображенский, пересаживавший доверчивым дамам яичники обезьян), почти не принимают участия в жизни организма, на что указывает, например, возможность безвредного для организма их удаления путем операции, потому рассчитывать на действие спермина при общих заболеваниях, очевидно, невозможно, что и выяснилось очень скоро».

Пилюли доктора Маркони и другие подобные средства от полноты могут быть либо бесполезны, либо крайне вредны, если они оказывают какое-нибудь действие: в те времена их изготавливали с использованием гормона щитовидной железы (тиреоидина). По нашим меркам, это был рецептурный препарат.

Шарики предохранительные. Противозачаточные средства, состоящие обыкновенно или из хинина (сравнительно безвредные, если употреблять их не слишком часто, и абсолютно бесполезные) или же из сулемы (безусловно вредные).

«Упоминание в некоторых рекламах об этих шариках, что они «испытаны и одобрены московскими врачами», без обозначения фамилий этих врачей, указывает только на большую беззастенчивость их изготовителей», — уточняет доктор Соловьев.

Средства против сифилиса и других венерических болезней. Все эти индийские и прочие заморские бальзамы «могут приносить только неизгладимый вред тем, что переводят болезнь в скрытое состояние при кажущемся облегчении ее и ставят врачей, к которым обыкновенно обращаются больные после лечения названными средствами, в крайнее затруднение при назначении правильного лечения, которое обыкновенно приходится начинать сначала, из-за чего болезнь только затягивается». Однако, как замечает доктор Соловьев, продавались эти псевдопрепараты за «все деньги мира», как и положено при лечении «стыдных» болезней.

Преступление без наказания

Изучая газетную рекламу лечебных средств начала прошлого века, приходишь к неутешительному выводу: в большинстве случаев она преступна, преступна вдвойне — в прямом смысле слова. Во-первых, она нарушает статьи законов даже того времени, а, во-вторых, позволяет наживаться на человеческом несчастье.

Но почему же пациенты позволяют так беззастенчиво себя использовать?

Доктор Соловьев считает, что все дело — в психологии больных. Когда человек не получает помощи от врача, он хватается за соломинку и кормит шарлатанов.

Как видите, спустя более чем 100 лет ничего не изменилось. Ну разве что стали предупреждать, что самолечение опасно для жизни и здоровья. Но ни шарлатанов, ни пациентов это не останавливает.

Юлия Клименюк
Прим. ред.: мнение редакции «Еженедельника АПТЕКА» может не совпадать с точкой зрения автора публикации.
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті