Государственное регулирование цен: опыт Республики Болгария

Наше издание традиционно следит за мировой ситуацией в практике ценообразования на лекарственные средства, в том числе после их выхода на рынок («Еженедельник АПТЕКА», № 6 (377) от 17.2.2003 г.; № 7 (378) от 24.2.2003 г.; № 10 (381) от 17.3.2003 г.). Не раз мы описывали нововведения в этой области, примененные в отдельных странах («Еженедельник АПТЕКА», № 49 (570) от 18.12.2006 г.; № 8 (579) от 26.02.2007 г.; № 30 (601) от 6.08.2007 г.; № 44 (615) от 12.11.2007 г.). Сейчас мы производим срез современной ситуации, и в недавно вышедшей статье перечислили различные способы контроля цен на фармацевтическом рынке («Еженедельник АПТЕКА» № 7 (628) от 18.02.2008 г.). Основная цель серии публикаций — рассмотреть альтернативные способы ценообразования, применяющиеся в Европе, и попытаться определить характер их влияния на рынок.

Среди европейских стран Болгария интересна тем, что ее система регулирования цен на препараты достаточно стройна и функционирует более 10 лет. За это время уже достигнуты определенные результаты, которые тем более интересны, что страна недавно стала членом ЕС и сейчас переживает переходный период, когда практическая реализация современных норм отстает от их воплощения в законодательно-нормативной плоскости. Так, принятие решения об отнесении препарата к числу тех, стоимость которых возмещается, сегодня здесь занимает наиболее продолжительный период по сравнению с другими странами ЕС (www.businessmonitor.com).

Источники финансирования здравоохранения Болгарии таковы: обязательное и добровольное медицинское страхование, налоговые и другие формальные и неформальные выплаты (Bulgaria. Health system review. European observatory on health systems and policies, 2007). Сегодня около 92% граждан страны охвачены обязательным страхованием. В Фонд обязательного медицинского страхования в 2007 г. поступило 6% заработной платы, причем 35% суммы вносили сами работающие, 65% — работодатели. К 2009 г. это соотношение планируют изменить до 50:50 (Bulgaria. Pharma profile; PPRI, 2007).

В 2004 г. на нужды здравоохранения тратили 7,7% ВВП. В 2004 г. на Национальный фонд медицинского страхования приходилось 55% всех общественных расходов на здравоохранение. Если пациент обращается в лечебно-профилактическое учреждение (за исключением врача общей практики) по собственной инициативе, то стоимость лечения оплачивает самостоятельно. Помимо обязательных страховых выплат пациент за каждый визит к врачу общей практики или стоматологу отдает 1% минимальной заработной платы, а за каждый день стационарного лечения — 2% (при условии, что это не больше 10 дней в месяц). Некоторые категории граждан освобождены от оплаты посещения врача. На лекарственные средства для амбулаторного лечения в 2004 г. фонд израсходовал 31% своего бюджета — примерно столько же, сколько и на стационарную помощь.

Министерство здравоохранения — второй по величине источник финансирования здравоохранения в Болгарии. Препараты, закупаемые за его средства — это преимущественно вакцины и некоторая диагностическая аппаратура. Доля министерства в общем объеме финансирования в 2004 г. составляла 43,5%.

Структура потребления лекарственных средств в Болгарии имеет свои особенности. Информацию об этом можно найти в отчете Исполнительного (национального) агентства по лекарственным средствам за 2006 г. (Изпълнителната агенция по лекарствата) (табл. 1). В 2006 г. болгарские производители обеспечили 18% (25% — в 2005 г.) объема продаж препаратов на рынке этой страны в денежном и 50% (59% — в 2005 г.) — в натуральном выражении (www.bda.bg). Структура продаж в 2006 г. от таковой в 2005 г. отличается перемещением препарата парацетамола с 9-го на 2-е место, эналаприла — с 10-го на 5-е, метопролола — с 3-го на 9-е место, а также появлением препаратов аминофиллина и индапамида и выбыванием натрия хлорида, бывшего на 3-м и препарата Валидол компании «Фармак» (Украина), занимавшего в 2005 г. 8-е место в списке (табл. 1). Следует отметить, что по количеству ввезенных в Болгарию упаковок наш Валидол в 2005 г. и 2006 г. был на 2 и 3-м местах соответственно.

Таблица 1

Топ-10 препаратов — лидеров продаж в натуральном выражении
на рынке Республики Болгария в 2006 г.
(www.bda.bg)

№ п/п Торговое наименование
и лекарственная форма
МНН Производитель
1 Analgin, табл. 500 мг, № 20 Метамизол натрия «Sopharma» (Болгария)
2 Paracetamol, табл. 10 мг, № 20 Парацетамол «Balkanpharma-Dupnitza» (Болгария)
3 Renapril, табл. 10 мг, № 28 Эналаприл -//-
4 Dehydratin-neo, табл. 25 мг, № 20 Гидрохлоротиазид -//-
5 Atenolol, табл. п/о 25 мг, № 30 Атенолол -//-
6 Furanthril, табл. 40 мг, № 12 Фуросемид -//-
7 Tertensif SR, табл. пролонг. высвоб. 1,5 мг, № 30 Индапамид «Les Laboratories Servier» (Франция)
8 Novphyllin, табл. п/о 100 мг, № 20 Аминофиллин «Balkanpharma-Dupnitza» (Болгария)
9 Corvitol 50, табл. 50 мг, № 30 Метопролол «Berlin-Chemie AG Menarini Group» (Германия)
10 Antistenocardin, 25 мг, № 60 Дипиридамол «Sopharma» (Болгария)

Некоторые препараты из предыдущего топ-10 фигурируют и в перечне 10 препаратов с наибольшим объемом продаж за 2006 г. в денежном выражении (табл. 2). Из болгарских производителей в него попала только «Sopharma» с препаратом Аnalgin, который в 2005 г. вообще был лидером продаж. В 2006 г. топ-10 покинул другой болгарский производитель — «Balkanpharma-Razgrad», с препаратом Amoxicillin. Нет в перечне лидеров 2006 г. и занимавших соответственно 7, 9 и 10-е места препаратов Corvitol (метопролол), Enterol (saccharomyc. Boulardii) и Viagra (сильденафил), зато появились Micardis (телмисартан), Seretide Discus (флутиказон/сальметерол), Solian (амисульпирид)
и Mixtard 30 Novolet (инсулин).

Таблица 2

Топ-10 препаратов — лидеров продаж в денежном выражении
на рынке Республики Болгария в 2006 г.
(www.bda.bg)

№ п/п Торговое наименование
и лекарственная форма
МНН Производитель
1 Micardis, табл. 80 мг, № 20 Телмисартан «Boehringer Ingelheim International GmbH» (Германия)
2 Avandia, табл. п/о 4 мг, № 28 Розиглитазон «SmithKlineBeecham Plc.» (Великобритания)
3 Seretide Discus, пор. д/инг. 250/50 мкг/60 доз Флутиказон/сальметерол «Glaxo Group Ltd.» (Великобритания)
4 Seroquel, табл. п/о 200 мг, № 60 Кветиапин «AstraZeneca UK Ltd» (Великобритания)
5 Tertensif SR, табл. пролонг. высвоб. 1,5 мг, № 30 Индапамид «Les Laboratories Servier» (Франция)
6 Preductal MR, табл. модиф. 35 мг, № 60 Триметазидин -//-
7 Analgin, табл. 500 мг, № 20 Метамизол натрия «Sopharma» (Болгария)
8 Solian, табл. п/о 400 мг, № 30 Амисульпирид «Sanofi-Synthelabo France» (Франция)
9 Zyprexa, табл. п/о 10 мг, № 28 Оланзапин «Eli Lilly Export S.A.» (Швейцария)
10 Mixtard 30 Novolet, сусп. д/ин. 100 МЕ/мл – 3 мл, № 5 Инсулин «NovoNordisk» (Дания)

В топ-10 компаний-производителей, лидирующих по объемам продаж лекарственных средств на болгарском рынке, местных компаний нет (табл. 3, 4).

Таблица 3

Доли производителей в объеме продаж в натуральном выражении на фармацевтическом рынке Республики Болгария в 2006 г. (www.bda.bg)

Компания Доля, %
«Berlin-Chemie AG Menarini Group» 6,48
«Bristol-Myers Squibb Co.» 5,96
«GlaxoSmithKline Consumer Healthcare», «GlaxoSmithKline Export Ltd» 5,77
«Les Laboratories Servier» 4,26
«Boots Healthcare International» 3,28
«Warsaw Pharmaceutical Works Polfa SA» 3,04
«Baxter S.A.» 2,99
«HEXAL AG» 2,97
«Zentiva a.s.» 2,83
«Novartis Pharma Services Inc.» 2,50
Прочие 59,93

Таблица 4

Доли производителей в объеме продаж в денежном выражении на фармацевтическом рынке Республики Болгария в 2006 г. (www.bda.bg)

Компании Доля, %
«GlaxoSmithKline Consumer Healthcare», «GlaxoSmithKline Export Ltd» 7,19
«Novartis Pharma Services Inc.» 6,09
«Les Laboratories Servier» 4,89
«Novo Nordisk A/S» 3,64
«F. Hoffmann-La Roche Ltd.» 3,62
«Boehringer Ingelheim International GmbH» 3,20
«AstraZeneca UK Ltd» 3,11
«SmithKline Beecham Plc.» 3,05
«Sanofi-Synthelabo OTC» 2,97
«Bristol-Myers Squibb Co.» 2,85
Прочие 59,39

Но если среди компаний-лидеров по объемам продаж в натуральном выражении присутствуют восточно-европейские (см. табл. 3), то в топ-10 по объемам продаж в денежном выражении есть только компании со штаб-квартирами в Западной Европе и США (см. табл. 4).

Среди различных групп анатомо-терапевтической классификации по объемам продаж в денежном выражении в 2006 г. места распределились таким образом: группа С (препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы) составляла 20%, N (… нервной системы) — 18%, А (препараты, действующие на пищеварительную систему и метаболизм) — 13%, J (противомикробные средства системного действия) — 12%, R (… дыхательную систему) — 8,21%, B (систему крови и кроветворных органов) — 7%, L (антинеопластические и иммуномодулирующие средства) — 6,32%. В натуральном выражении на группу С пришлось 26%, N — 21%, А — 12%, R — 12%, В — 8%, J — 7% (www.bda.bg).

Продажа лекарственных средств на территории страны согласно закону о лекарственных средствах для человека (Закон за лекарствените продукти в хуманната медицина. В сила от 13.04.2007 г. Обн. ДВ. бр. 31 от 13 април 2007 г.) возможна только после определения государством цен на них (рис. 1).

ФОТО

Рис. 1. Принятие решений о ценах препаратов и возмещении их стоимости

Так, отпускная цена препарата должна быть не выше той, которая является следствием государственного ценообразования, а именно:

1) утвержденной Комиссией по ценам лекарственных средств (Комисията по цените на лекарствените продукти) цены препарата, включенного в Позитивный список лекарственных средств (Позитивния лекарствен списък) и закупаемого за средства государственного бюджета;

2) предельной цены, утвержденной Комиссией по ценам лекарственных средств стоимости препарата, отпускаемого по рецепту, исключая относящуюся к п. 1, являющуюся максимальной допустимой розничной ценой;

3) зарегистрированной цены безрецептурного препарата, заявленной владельцем разрешения на маркетинг и зарегистрированной Комиссией по ценам лекарственных средств.

Упомянутая комиссия согласно соответствующему приказу (Наредба за условията и реда за работа на комисията по цените на лекарствените продукти. В сила от 30.11.2007 г.) состоит из 13 членов. Поименный состав ее определяется решением министерского совета по предложению министра здравоохранения. В состав комиссии включены 4 представителя минздрава, 3 — министерства экономики и энергетики, 2 — национального фонда (кассы) медицинского страхования (Националната здравноосигурителна каса), 2 — исполнительного (национального) агентства по лекарственным средствам (Изпълнителната агенция по лекарствата), 1 — министерства финансов и 1 — министерства труда и социальной политики.

В составе комиссии должен быть как минимум 1 правоспособный юрист. Мандат члена комиссии действителен на протяжении 4 лет, но каждые 2 года положено обновлять половину ее состава. Член комиссии не может одновременно быть в комиссии по позитивным спискам лекарственных средств (Комисията по позитивния лекарствен списък) и комиссии по прозрачности (деятельности компаний) (Комисията по прозрачност).

Комиссия по ценам создает и поддерживает общедоступный, в том числе через интернет, реестр цен. Соответствующий список ежегодно подают на утверждение Европейской комиссии.

Рассмотрим, как комиссия образует три вышеупомянутые категории цен согласно соответствующему приказу (Наредба за условията, правилата и реда за регулиране и регистриране на цените на лекарствените продукти. В сила от 11.12.2007 г.). Следует отметить, что предыдущий приказ, содержащий во многом аналогичные положения, датирован 2004 г. (Наредба за правилата за образуване и регистриране на цени на лекарствените продукти при продажбата им на дребно. Обн. дв. бр.87 от
5 октомври 2004 г., изм. дв. бр. 64 от 8 август 2006 г.
). Итак, цена препарата, включенного в Позитивный лекарственный список и закупаемого за средства государственного бюджета, состоит из таких элементов
(с последующим начислением НДС согласно нормативным актам страны происхождения):

1) цена производителя, которая не может превышать стоимость, которую согласились платить фонды общественного здравоохранения Румынии, Чехии, Эстонии, Греции, Венгрии, Литвы, Португалии и Испании;

2) оптовая наценка в размере 9; 8 или 6% (но не более 15 болгарских левов*) суммы, определенной согласно п. 1., если последняя составляет, соответственно, менее 10 болгарских левов, 10–30 левов или более 30 болгарских левов*;

3) розничная наценка в размере 22; 20 или 18% (но не более 30 болгарских левов) суммы, определенной согласно п. 1., если последняя составляет, соответственно, менее 10 болгарских левов, 10–30 болгарских левов или более 30 болгарских левов.

Предельная цена прочих препаратов, отпускаемых по рецепту, состоит из таких элементов (с последующим начислением НДС согласно нормативным актам страны происхождения):

· цена производителя, которая не может превышать цену производителя на рынке Румынии, Чехии, Эстонии, Греции, Венгрии, Литвы, Португалии и Испании;

· оптовая наценка (см. выше)

· розничная наценка (см. выше).

В 45-дневный срок от подачи соответствующего заявления и необходимых документов комиссия принимает решение об утверждении или отказе утвердить цену/предельную цену рецептурного препарата. Решение комиссии подлежит обжалованию согласно Административно-процессуальному кодексу. Дополнительное заявление с обоснованием необходимости изменения утвержденной цены владелец разрешения на маркетинг может подать не ранее чем через 12 мес с дня последнего утверждения, причем повысить цену можно не больше чем на величину показателя инфляции за период, прошедший с момента последнего утверждения.

В отношении ценообразования на безрецептурные лекарственные средства действуют более либеральные правила. Для регистрации цены безрецептурного препарата владелец разрешения на маркетинг или его законный представитель подает соответствующее заявление, в котором указана отпускная цена производителя и максимальная розничная цена с НДС — последняя и попадает в реестр. Комиссия принимает решение о регистрации цены безрецептурного препарата в 30-дневный срок.

В табл. 5 обобщены основные методы ценообразования и применение их к рецептурным (Rx) и безрецептурным (ОТС) препаратам. Все, что касается содержания таблицы, описано выше, за исключением инструмента договорных цен, который (не превышая утвержденной цены) применяют только по отношению к лекарственным средствам, стоимость которых возмещается национальным фондом медицинского страхования. Свободного ценообразования на лекарства в Болгарии нет, потому что даже упрощенный механизм ценообразования на ОТС-препараты расценивают как государственное регулирование. Процедуру закупок через тендеры применяют только минздрав и лечебно-профилактические учреждения. Национальный фонд медицинского страхования согласно закону о медицинском страховании (Закон за здравното осигуряване, Обн. ДВ. бр.70 от 19 юни 1998 г., с последующими изменениями) освобожден от процедуры закупок через тендеры. Необходимость такой меры объясняют невозможностью точно определить потребность национального фонда медицинского страхования в лекарственных средствах, а также то, что такого рода закупками будет недопустимо ограничен терапевтический выбор (по «Bulgaria. Pharma profile; final version», June 2007).

Таблица 5

Система ценообразования на лекарственные средства в Болгарии
(по «Bulgaria. Pharma profile; final version», June 2007)

Способы ценообразования Типы цен
Отпускная производителя Оптовая Розничная
Свободное ценообразование Не применяется Не применяется Не применяется
Законодательно регулируемая основная процедура ценообразования Rx: регулирует государствоОТС: государство регистрирует, производитель назначает Rx: регрессивная система наценок ОТС: системы наценок нет** Rx: регрессивная система наценок ОТС: системы наценок нет**, розничную цену определяет производитель
Договорные цены Относительно закупаемых НФС препаратов, стоимость которых возмещается Не применяют Не применяют
Скидки При закупках НФС При закупках НФС При закупках в 2005–2006 гг. НФС — 8%

*1 болгарский лев = 0,51 евро.

**Предполагают, что наценки на ОТС-препараты образуются приблизительно так же, как и на рецептурные (Rx).

Законодательные требования относительно скидок со стороны производителей и оптовых компаний отсутствуют, но сами операторы рынка включают скидки в контракты по своему усмотрению. Все же национальный фонд медицинского страхования требует, например, чтобы поставщики инсулина бесплатно предоставляли средства их введения.

Еще один важный аспект, касающийся категоризации препаратов государством, — составление Позитивного списка лекарственных средств, состоящего из 4 разделов (Наредба за условията, правилата и критериите за включване, промени и/или изключване на лекарствени продукти от позитивния лекарствен списък и условията
и реда за работа на комисията по позитивния лекарствен списък. В сила от 1.01.2008 г.)
:

1) лекарственные средства для оказания медицинской помощи, плата за которую предусмотрена в законе о медицинском страховании (Закон за здравното осигуряване, Обн. ДВ. бр.70 от 19 юни 1998 г., с последующими изменениями) (дополнительная информация на сайте Национального фонда здравоохранения — www.nhif.bg);

2) препараты, стоимость которых возмещают из бюджета лечебных учреждений, указанных в главе 5, и из бюджета лечебных учреждений с государственным или коммунальным участием, указанных в главах 9 и 10 закона о лечебных учреждениях (Закон за лечебните заведения, Обн., ДВ, бр. 62 от 9.07.1999 г., с последующими изменениями);

3) лекарственные средства, предназначенные для лечения заболеваний, кроме охваченных законом о медицинском страховании, стоимость которых оплачивают согласно главе 82, ст. 1, п. 8 закона о здоровье (Закон за здравето. В сила от 1.01.2005 г. Обн. ДВ. бр.70 от 10 август 2004 г., с последующими изменениями), а именно — определенные министерством здравоохранения);

4) препараты, предназначенные для лечения редких заболеваний и СПИДа, а также профилактики и лечения инфекционных заболеваний.

В Позитивный список могут быть включены только препараты, удовлетворяющие перечисленным ниже критериям:

· наличие разрешения на маркетинг согласно закону о лекарственных средствах;

· цена, образованная в соответствии с требованиями к таковой относительно препаратов, включаемых в этот список;

· цена генерического препарата должна быть не выше таковой референтного, включенного в этот список;

· он показан для лечения, профилактики или диагностики заболеваний, относящихся к четырем вышеперечисленным разделам списка;

· препараты с тем же международным непатентованным наименованием закупаются за государственные средства по меньшей мере в трех из этих стран: Румыния, Чехия, Эстония, Греция, Венгрия, Литва, Португалия и Испания;

· дозировка и лекарственные формы препаратов должны быть такими, чтобы можно было осуществлять лечение, профилактику или диагностику заболеваний, относящихся к четырем вышеперечисленным разделам списка;

· проведена оценка терапевтической пользы и социальной значимости по соответствующим критериям, описанным в приказе:

– эффективности;

– безопасности;

– фармакоэкономическим показателям (прямая и непрямая польза, прямые и непрямые расходы, социально-экономическая значимость заболевания, экономическая оценка дополнительной терапевтической пользы, благоприятные фармакоэкономические показатели по сравнению с существующими альтернативами, что доказано результатами рандомизированных клинических испытаний и метаанализами).

Позитивный список составляют в соответствии с утвержденными медицинскими стандартами Республики Болгария, а при отсутствии таковых — со стандартами лечения стран ЕС и Правилами надлежащей медицинской практики.

Решение о включении препаратов в Позитивный список комиссия должна принять в течение 90 дней. Протоколы заседания комиссии согласно закону о лекарственных средствах публикуют на интернет-сайтах, а актуализация Позитивного списка в соответствии с новым решением о включении, замене или исключении препарата производится в течение 7 дней.

Об утвержденной цене лекарственного средства, включенного в Позитивный список, мы писали выше. Отпускать его оптом и в розницу по более высоким ценам запрещено. То, сколько за такой препарат заплатит государство, — вопрос, выходящий за рамки настоящей публикации, и все же коротко остановимся на нем. Государство заплатит за них по особому расчету, используя так называемую референтную стоимость (Наредба за условията, правилата и критериите за включване, промени и/или изключване на лекарствени продукти от позитивния лекарствен списък и условията и реда за работа на комисията по позитивния лекарствен списък. В сила от 1.01.2008 г.), которую определяют так:

· группируют препараты с одним и тем же действующим веществом (по международному непатентованному названию — МНН) и в одной и той же лекарственной форме;

· вычисляют стоимость одной установленной суточной дозы (ДДД) и среди препаратов с одним и тем же действующим веществом (по МНН) и в одной и той же лекарственной форме находят тот, чья цена за ДДД — минимальна;

· найденная таким образом наименьшая стоимость 1 ДДД является референтной для препаратов с одним и тем же действующим веществом (по МНН) и в одной и той же лекарственной форме.

Если ДДД конкретного препарата не установлена, рефрентной считают наименьшую стоимость курса лечения (согласно инструкции) препаратами с одним и тем же действующим веществом (по МНН) и в одной и той же лекарственной форме.

Расчет референтной стоимости препаратов, за которые национальный фонд медицинского страхования заплатит 100% стоимости, ведут на основании утвержденной оптовой цены, способ вычисления которой описан выше. Если национальный фонд медицинского страхования заплатит менее 100% стоимости препаратов, расчет ведут на основании утвержденной розничной цены (см. выше).

Доля референтной стоимости, которая будет выплачена государством за препараты, включенные в Позитивный список, определяется так:

· за лекарственные средства, входящие в упомянутые выше 2–4-й разделы — 100%;

· за препараты для лечения заболеваний с хроническим течением, приводящих к тяжелым нарушениям качества жизни или инвалидизации и требующих длительного лечения — 76–100%;

· за лекарственные средства для лечения заболеваний с хроническим течением, высокой степенью распространенности — 51–75%;

· за препараты для лечения других заболеваний — до 50%.

27 декабря 2007 г. как обычно был опубликован новый Позитивный список. По сравнению с предыдущим в него включены 577 новых лекарственных средств, среди них — генерические препараты, содержащие в качестве действующего вещества такие ММН: оксалиплатин, иринотекан, бикалутамид, анастрозол и др. Появились в списке и новые оригинальные лекарственные средства, предназначенные для лечения госпитальных инфекций, вирусного гепатита С, СПИДа, бронхиальной астмы и сердечно-сосудистых заболеваний, получившие разрешение на маркетинг в ЕС по централизованной процедуре. Также включены комбинированные препараты для лечения артериальной гипертензии, доказавшие свое преимущество над препаратами для монотерапии (www.mh.government.bg).

Список состоит из двух частей — А и В. В части А указывают код АТС-классификации, МНН, силу действия и лекарственные формы препаратов. Часть В дополнена торговыми наименованиями лекарств, соответствующих критериям для включения в список, наименования владельцев разрешений на маркетинг и производителей. Порядок расположения лекарственных средств, содержащих одинаковые МНН, соответствует вескости доказательств их качества, эффективности и безопасности. Последовательность, в которой расположены препараты с одним и тем же МНН, свидетельствует о степени предпочтительности их для возмещения стоимости (по «Bulgaria. Pharma profile; final version», June 2007).

В 2000 г., когда национальный фонд медицинского страхования только начал возмещать стоимость лекарственных средств, список состоял из 749 препаратов. В январе 2006 г. он насчитывал уже 1081 наименование.

Процессы, которые происходят сейчас на болгарском рынке, отчасти связаны с уходом с него устаревших, некачественных и маркетировавшихся с нарушением прав интеллектуальной собственности, а также с крупными финансовыми задолженностями стационаров. Так, зарубежные производители опережают болгарские по темпам увеличения объема продаж как в денежном, так и в натуральном выражении, да и общий объем рынка, особенно в натуральном выражении, до сих пор увеличивался медленно (рис. 2, 3).

Объемы продаж лекарственных средств местного и зарубежного производства в Республике Болгария в натуральном выражении (количество упаковок)

Рис. 2. Объемы продаж лекарственных средств местного и зарубежного производства в Республике Болгария в натуральном выражении (количество упаковок) в 2002–2006 гг. (www.bda.bg)

Объемы продаж лекарственных средств местного и зарубежного производства в Республике Болгария в денежном выражении (болгарские левы) в 2002–2006 гг.

Рис. 3. Объемы продаж лекарственных средств местного и зарубежного производства в Республике Болгария в денежном выражении (болгарские левы) в 2002–2006 гг. (www.bda.bg)

В другой схеме представлен основной, и едва ли не единственный, вклад в рост объема рынка, связанный не с увеличением количества проданных упаковок, а повышением стоимости препаратов (рис. 4).

Динамика объема продаж лекарственных средств в Республике Болгария в натуральном (количество упаковок) и денежном (болгарские левы) выражении в 2002–2005 г.

Рис. 4. Динамика объема продаж лекарственных средств в Республике Болгария в натуральном (количество упаковок) и денежном (болгарские левы) выражении в 2002–2005 г. (www.bda.bg)

Экономия средств в системе здравоохранения должна способствовать увеличению доли генерических препаратов на рынке (в 2006 г. она составляла около 30%), а доля безрецептурных в связи с ростом покупательной способности населения — возрастет с 15 до 23% (www.businessmonitor.com). По мнению аналитиков, модернизация производства и гармонизация лекарственной политики с европейскими нормами позволят повысить потенциал болгарских производителей. Традиционными импортерами лекарственных средств из Болгарии были и останутся региональные рынки — российский, украинский и пр. Экспорт и импорт, как считают, практически в равной степени будет влиять на экономический рост и увеличение объема рынка. Кроме того, ожидается приход в Болгарию крупных мировых игроков, таких как уже присутствующий «Actavis». И если до сих пор болгарский рынок был одним из самых медленнорастущих в Центральной и Восточной Европе, то в период с 2007 г. по 2011 г. прогнозируют его ежегодный рост на уровне 4–7% с достижением к 2011 г. объема рынка около 1,1 млрд дол. США (www.businessmonitor.com).n

Дарья Полякова

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті