|
На отечественном фармрынке энтеросорбенты представлены как в виде лекарственных средств (ЛС), так и в виде биологически активных добавок (БАД). Препараты энтеросорбентов, которые сегодня реализуются на территории Украины, представлены группой АТС-классификации третьего уровня А07В «Энтеросорбенты», которая включает группы четвертого уровня — A07B A «Препараты активированного угля» и A07B C «Прочие энтеросорбенты» и пятого — A07B A01 «Уголь медицинский активированный», A07B C05 «Диосмектит» и A07B C10** «Прочие». Согласно классификации БАД второго уровня также выделяют группу «Сорбенты», которую невозможно оставить без внимания при анализе рынка энтеросорбентов в Украине.
По итогам первых 5 мес 2008 г. в общем объеме розничного рынка ЛС и БАД доля энтеросорбентов составила 0,8% в денежном и 3,0% в натуральном выражении. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в денежном выражении она не изменилась. Однако в натуральном — несколько уменьшилась, что свидетельствует об отстающих от рынка в целом темпов развития этого сегмента, которые особенно заметны в динамике продаж энтеросорбентов в натуральном выражении. Так, если в денежном выражении объемы продаж исследуемой группы препаратов достаточно активно увеличиваются, то в натуральном уже на протяжении нескольких лет отмечается постепенное уменьшение таковых (рис. 1). В целом по итогам первых 5 мес 2008 г. продажи энтеросорбентов составили 45,7 млн грн. за 16,2 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в денежном выражении они увеличились на 33,3%, а в натуральном — уменьшились на 0,9%.
|
Логично, что на фоне таких изменений отмечается значительное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки энтеросорбентов (рис. 2). С начала 2006 г. по май 2008 г. она увеличилась практически в 3 раза. Тем не менее по сравнению со средневзвешенной стоимостью ЛС и БАД в целом по рынку, которая превышает отметку 10 грн., для энтеросорбентов этот показатель остается на очень низком уровне — менее 3,0 грн.
|
Объяснение этому факту мы находим в структуре объемов продаж энтеросорбентов в разрезе продуктов отечественного и зарубежного производства. Абсолютное лидерство в этом сегменте фармрынка закреплено за отечественными производителями, которые по итогам первых 5 мес 2008 г. аккумулировали около 85% объема продаж энтеросорбентов в денежном и практически 99% таковых в натуральном выражении (рис. 3).
|
Важно отметить, что продукты зарубежного производства не представлены в группе препаратов активированного угля (A07B A), которые до сих пор в нашей стране обеспечивает значительную долю продаж энтеросорбентов. По итогам первых 5 мес 2008 г. за ними закреплена треть общего объема реализации таковых в денежном и… 87,9% (!) в натуральном выражении (табл. 1). Максимальную долю в общем объеме розничной реализации энтеросорбентов в денежном выражении обеспечивают прочие энтеросорбенты (группа A07B C, более 60%). Однако в натуральном выражении их вклад в этот сегмент фармрынка составляет немногим более 5%. Удельный вес БАД в продажах энтеросорбентов в денежном и натуральном выражении — 6,3 и 6,7% соответственно.
Такие диспропорции потребления энтеросорбентов в Украине накладывают свой отпечаток и на ценовую структуру данного сегмента фармрынка. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов группы A07BC «Прочие энтеросорбенты» в 30 раз превышает таковую для препаратов активированного угля (группа A07B A, рис. 4).
|
Отметим, что в группу препаратов активированного угля входят всего 2 брэнда ЛС — УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ, который сегодня представлен на отечественном розничном фармрынке в 1 лекарственной форме (табл. 0,25 г, № 10) пятью украинскими производителями, и КАРБОЛОНГ. Причем первый из них обеспечивает более 99% продаж препаратов этой группы. Учитывая этот факт, следует обратить внимание на стремительное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки таких препаратов, которое практически в полной мере обусловлено повышением этого показателя для УГЛЯ АКТИВИРОВАННОГО.
Средневзвешенная стоимость УГЛЯ АКТИВИРОВАННОГО, производимого различными компаниями, находится примерно в одном ценовом диапазоне. В течение нескольких лет до середины 2006 г. она составляла около 0,4 грн. Затем началось постепенное повышение таковой. Практически одновременно к таким мерам прибегли все производители УГЛЯ АКТИВИРОВАННОГО, и этот процесс продолжается до сих пор. В результате уже по итогам января–мая 2007 г. его средневзвешенная стоимость достигла 0,8 грн., а в аналогичный период текущего года — 1,1 грн.
Такое повышение средневзвешенной стоимости, разумеется, отразилось на продажах препарата. Производители обеспечили значительное повышение таковых в денежном выражении. Однако в натуральном — объемы реализации УГЛЯ АКТИВИРОВАННОГО начали достаточно стремительно уменьшаться (см. табл. 1). Фактически, тем самым препараты активированного угля передали бразды правления развитием сегмента прочим энтеросорбентам. На это указывает уменьшение доли препаратов активированного угля в общем объеме потребления энтеросорбентов, выраженном в DDD (defined daily dose, установленная суточная доза, рис. 5). Отметим, что DDD является средней поддерживающей дозой ЛС, применяемого по его основному показанию у взрослых (ВОЗ, 2008). Сведения о величинах DDD для энтеросорбентов были получены на сайте Сотрудничающего центра ВОЗ по методологии статистики ЛС (WHO Collaborating Centre for Drug Statistics Methodology). В случае с препаратами группы A07BC10** «Прочие», для которых ВОЗ DDD не определена, для анализа использовалась средняя суточная доза для взрослых, указанная в инструкциях к применению. БАД, разумеется, в расчете потребления энтеросорбентов в DDD не участвовали.
Таблица 1 |
Аптечные продажи энтеросорбентов по группам АТС-классификации ЛС четвертого уровня и классификации БАД второго уровня в денежном и натуральном выражении за первые 5 мес 2006–2008 г. |
Январь–май, год |
Млн грн. |
Удельный вес группы, % |
D, % |
Млн упаковок |
Удельный вес группы, % |
D, % |
ЛС |
||||||
Прочие энтеросорбенты (группа A07B C) |
||||||
2006 |
16,2 |
63,6 |
– |
0,6 |
3,1 |
– |
2007 |
19,7 |
57,4 |
21,7 |
0,7 |
4,5 |
17,8 |
2008 |
27,7 |
60,6 |
40,9 |
0,9 |
5,4 |
17,3 |
Препараты активированного угля (группа A07B A) |
||||||
2006 |
7,1 |
27,8 |
– |
18,2 |
91,3 |
– |
2007 |
12,6 |
36,8 |
78,6 |
14,9 |
91,1 |
-18,2 |
2008 |
15,1 |
33,0 |
19,9 |
14,2 |
87,9 |
-4,5 |
БАД |
||||||
Сорбенты |
||||||
2006 |
2,1 |
8,6 |
– |
1,1 |
5,6 |
– |
2007 |
2,0 |
5,9 |
-7,2 |
0,7 |
4,3 |
-36,5 |
2008 |
2,9 |
6,3 |
43,8 |
1,1 |
6,7 |
54,5 |
Всего |
||||||
2006 |
25,4 |
– |
– |
19,9 |
– |
– |
2007 |
34,3 |
– |
35,1 |
16,3 |
– |
-18,1 |
2008 |
45,7 |
– |
33,3 |
16,2 |
– |
-0,9 |
|
Следует обратить внимание, что по итогам первых 5 мес 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. было отмечено уменьшение потребления в DDD не только препаратов активированного угля, но и прочих энтеросорбентов, что произошло по причине значительного уменьшения этого показателя для препарата ПОЛИФЕПАН.
В целом же, можно сказать, что рынок энтеросорбентов в Украине достаточно фрагментирован. Большие объемы продаж таковых в денежном выражении достигаются за счет ЭНТЕРОСГЕЛЯ, ассортимент которого регулярно расширяется и который уже сегодня обеспечивает практически половину общего объема продаж энтеросорбентов в сегменте ЛС (табл. 2). С другой стороны, более 90% продаж таких препаратов в натуральном выражении обеспечивает УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ (табл. 3), и это при том, что в общей сложности здесь представлены 9 брэндов ЛС, выпускаемых в 33 лекарственных формах (с учетом производителя). Что же касается группы БАД «Сорбенты», ее формируют около 70 различных продуктов. Однако концентрация продаж здесь достаточно низка.
Таблица 2 |
Топ-5 брэндов ЛС по доле в общем объеме аптечных продаж препаратов группы A07B «Энтеросорбенты» в денежном выражении за первые 5 мес 2008 г. с указанием таковой в аналогичный период 2006 и 2007 г. |
Брэнд-нейм |
Доля (%) за первые 5 мес, год | ||
2006 |
2007 |
2008 |
|
ЭНТЕРОСГЕЛЬ |
46,4 |
41,1 |
46,7 |
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ |
30,2 |
38,9 |
35,1 |
СМЕКТА |
14,9 |
11,5 |
11,9 |
ПОЛИФЕПАН |
3,6 |
1,5 |
2,5 |
ПОЛИСОРБ |
1,0 |
2,0 |
1,8 |
Таблица 3 |
Топ-5 брэндов ЛС по доле в общем объеме аптечных продаж препаратов группы A07B «Энтеросорбенты» в натуральном выражении за первые 5 мес 2008 г. с указанием таковой в аналогичный период 2006 и 2007 г. |
Брэнд-нейм |
Доля (%) за первые 5 мес, год | ||
2006 |
2007 |
2008 |
|
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ |
96,6 |
95,2 |
94,2 |
ЭНТЕРОСГЕЛЬ |
2,0 |
2,9 |
3,8 |
СМЕКТА |
0,5 |
0,7 |
0,9 |
ПОЛИФЕПАН |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
ПОЛИСОРБ |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
Очевидно, что рынок энтеросорбентов в Украине находится на начальной ступени своего развития. С одной стороны, мы видим, что их потребление смещается в сторону более современных и дорогостоящих продуктов, ассортимент которых постепенно расширяется. Однако с другой — максимальная доля продаваемых аптеками упаковок энтеросорбентов по-прежнему закреплена за препаратами активированного угля: их влияние на соответствующий рынок трудно переоценить. Этот факт является прямым подтверждением достаточно слабой конкуренции в сегменте. А потому не исключено, что появление здесь новых компаний с новыми современными препаратами станет импульсом к его развитию. n
Екатерина Кармалита
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим