Конкурентная среда энтеросорбентов. Анализ рынка аптечных продаж в Украине

Если прочитать инструкцию к какому-либо из энтеросорбентов, невольно возникает ощущение, что этим препаратом или добавкой обязательно необходимо пройти курс лечения или, как минимум, он всегда должен находиться в домашней аптечке. Самый простой энтеросорбент — активированный уголь — хотя бы раз в жизни принимал каждый из нас. Он показан при диспепсии, метеоризме, пищевой интоксикации, отравлениях алкалоидами, солями тяжелых металлов и прочими веществами. Показания к применению других энтеросорбентов гораздо шире. Сюда относят острые кишечные инфекции, лекарственные и пищевые аллергии, дизентерию, сальмонеллез, вирусный гепатит, бронхиальную астму, аллергический бронхит, дисбактериоз кишечника, панкреатит, цирроз печени, профилактику и лечение атеросклероза, гипертонии, ожирения и многое-многое другое. Чего только не обещают нам производители энтеросорбентов! Вплоть до омоложения организма и продления жизни! Казалось бы, этого достаточно для формирования серьезного сегмента фармрынка с не менее серьезной конкуренцией. Давайте же посмотрим, что представляет собой рынок энтеросорбентов в Украине. Для подготовки публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

На отечественном фармрынке энтеросорбенты представлены как в виде лекарственных средств (ЛС), так и в виде биологически активных добавок (БАД). Препараты энтеросорбентов, которые сегодня реализуются на территории Украины, представлены группой АТС-классификации третьего уровня А07В «Энтеросорбенты», которая включает группы четвертого уровня — A07B A «Препараты активированного угля» и A07B C «Прочие энтеросорбенты» и пятого — A07B A01 «Уголь медицинский активированный», A07B C05 «Диосмектит» и A07B C10** «Прочие». Согласно классификации БАД второго уровня также выделяют группу «Сорбенты», которую невозможно оставить без внимания при анализе рынка энтеросорбентов в Украине.

По итогам первых 5 мес 2008 г. в  общем объеме розничного рынка ЛС и БАД доля энтеросорбентов составила 0,8% в денежном и 3,0% в  натуральном выражении. По сравнению с  аналогичным периодом прошлого года в денежном выражении она не изменилась. Однако в  натуральном — несколько уменьшилась, что свидетельствует об отстающих от рынка в целом темпов развития этого сегмента, которые особенно заметны в динамике продаж энтеросорбентов в  натуральном выражении. Так, если в денежном выражении объемы продаж исследуемой группы препаратов достаточно активно увеличиваются, то в натуральном уже на протяжении нескольких лет отмечается постепенное уменьшение таковых (рис. 1). В целом по итогам первых 5 мес 2008 г. продажи энтеросорбентов составили 45,7 млн грн. за 16,2 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в денежном выражении они увеличились на 33,3%, а в натуральном — уменьшились на 0,9%.

Рис. 1. Динамика объемов аптечных продаж энтеросорбентов в денежном и натуральном выражении в январе 2006 – мае 2008 г.

Рис. 1. Динамика объемов аптечных продаж энтеросорбентов в денежном и  натуральном выражении в январе 2006 – мае 2008 г.

Логично, что на фоне таких изменений отмечается значительное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки энтеросорбентов (рис. 2). С начала 2006 г. по май 2008 г. она увеличилась практически в 3 раза. Тем не менее по сравнению со средневзвешенной стоимостью ЛС и БАД в целом по рынку, которая превышает отметку 10 грн., для энтеросорбентов этот показатель остается на очень низком уровне — менее 3,0 грн.

Рис. 2. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки энтеросорбентов в январе 2006 – мае 2008 г.

Рис. 2. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки энтеросорбентов в январе 2006 – мае 2008 г.

Объяснение этому факту мы находим в структуре объемов продаж энтеросорбентов в разрезе продуктов отечественного и зарубежного производства. Абсолютное лидерство в этом сегменте фармрынка закреплено за отечественными производителями, которые по итогам первых 5 мес 2008 г. аккумулировали около 85% объема продаж энтеросорбентов в денежном и практически 99% таковых в натуральном выражении (рис. 3).

Рис. 3. Распределение объемов аптечных продаж энтеросорбентов в разрезе продуктов отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении за первые 5 мес 2006–2008 гг.

Рис. 3. Распределение объемов аптечных продаж энтеросорбентов в разрезе продуктов отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении за первые 5 мес 2006–2008 гг.

Важно отметить, что продукты зарубежного производства не представлены в  группе препаратов активированного угля (A07B A), которые до сих пор в нашей стране обеспечивает значительную долю продаж энтеросорбентов. По  итогам первых 5 мес 2008 г. за ними закреплена треть общего объема реализации таковых в денежном и… 87,9% (!) в натуральном выражении (табл. 1). Максимальную долю в общем объеме розничной реализации энтеросорбентов в денежном выражении обеспечивают прочие энтеросорбенты (группа A07B C, более 60%). Однако в натуральном выражении их вклад в этот сегмент фармрынка составляет немногим более 5%. Удельный вес БАД в продажах энтеросорбентов в денежном и натуральном выражении — 6,3 и 6,7% соответственно.

Такие диспропорции потребления энтеросорбентов в Украине накладывают свой отпечаток и на ценовую структуру данного сегмента фармрынка. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов группы A07BC «Прочие энтеросорбенты» в  30 раз превышает таковую для препаратов активированного угля (группа A07B A, рис. 4).

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки энтеросорбентов в разрезе групп АТС-классификации ЛС четвертого уровня и классификации БАД второго уровня за первые 5 мес 2006–2008 гг.

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки энтеросорбентов в разрезе групп АТС-классификации ЛС четвертого уровня и  классификации БАД второго уровня за первые 5 мес 2006–2008 гг.

Отметим, что в группу препаратов активированного угля входят всего 2 брэнда ЛС — УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ, который сегодня представлен на отечественном розничном фармрынке в 1 лекарственной форме (табл. 0,25 г, № 10) пятью украинскими производителями, и  КАРБОЛОНГ. Причем первый из них обеспечивает более 99% продаж препаратов этой группы. Учитывая этот факт, следует обратить внимание на  стремительное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки таких препаратов, которое практически в полной мере обусловлено повышением этого показателя для УГЛЯ АКТИВИРОВАННОГО.

Средневзвешенная стоимость УГЛЯ АКТИВИРОВАННОГО, производимого различными компаниями, находится примерно в одном ценовом диапазоне. В течение нескольких лет до середины 2006 г. она составляла около 0,4 грн. Затем началось постепенное повышение таковой. Практически одновременно к таким мерам прибегли все производители УГЛЯ АКТИВИРОВАННОГО, и этот процесс продолжается до сих пор. В результате уже по итогам января–мая 2007 г. его средневзвешенная стоимость достигла 0,8 грн., а в аналогичный период текущего года — 1,1 грн.

Такое повышение средневзвешенной стоимости, разумеется, отразилось на продажах препарата. Производители обеспечили значительное повышение таковых в  денежном выражении. Однако в натуральном — объемы реализации УГЛЯ АКТИВИРОВАННОГО начали достаточно стремительно уменьшаться (см. табл. 1). Фактически, тем самым препараты активированного угля передали бразды правления развитием сегмента прочим энтеросорбентам. На  это указывает уменьшение доли препаратов активированного угля в общем объеме потребления энтеросорбентов, выраженном в DDD (defined daily dose, установленная суточная доза, рис. 5). Отметим, что DDD является средней поддерживающей дозой ЛС, применяемого по его основному показанию у взрослых (ВОЗ, 2008). Сведения о величинах DDD для энтеросорбентов были получены на сайте Сотрудничающего центра ВОЗ по методологии статистики ЛС (WHO Collaborating Centre for Drug Statistics Methodology). В  случае с препаратами группы A07BC10** «Прочие», для которых ВОЗ DDD не определена, для анализа использовалась средняя суточная доза для взрослых, указанная в инструкциях к применению. БАД, разумеется, в расчете потребления энтеросорбентов в DDD не участвовали.

Таблица 1

Аптечные продажи энтеросорбентов по группам АТС-классификации ЛС четвертого уровня и классификации БАД второго уровня в денежном и натуральном выражении за первые 5 мес 2006–2008 г.

Январь–май, год

Млн грн.

Удельный вес группы, %

D, %

Млн упаковок

Удельный вес группы, %

D, %

ЛС

Прочие энтеросорбенты (группа A07B C)

2006

16,2

63,6

0,6

3,1

2007

19,7

57,4

21,7

0,7

4,5

17,8

2008

27,7

60,6

40,9

0,9

5,4

17,3

Препараты активированного угля (группа A07B A)

2006

7,1

27,8

18,2

91,3

2007

12,6

36,8

78,6

14,9

91,1

-18,2

2008

15,1

33,0

19,9

14,2

87,9

-4,5

БАД

Сорбенты

2006

2,1

8,6

1,1

5,6

2007

2,0

5,9

-7,2

0,7

4,3

-36,5

2008

2,9

6,3

43,8

1,1

6,7

54,5

Всего

2006

25,4

19,9

2007

34,3

35,1

16,3

-18,1

2008

45,7

33,3

16,2

-0,9

Рис. 5. Объем аптечных продаж препаратов группы A07B «Энтеросорбенты», выраженный в DDD, за первые 5 мес 2006–2008 гг. с указанием удельного веса групп АТС четвертого уровня по этому показателю

Рис. 5. Объем аптечных продаж препаратов группы A07B «Энтеросорбенты», выраженный в DDD, за первые 5 мес 2006–2008 гг. с  указанием удельного веса групп АТС четвертого уровня по этому показателю

Следует обратить внимание, что по итогам первых 5 мес 2007 г. по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. было отмечено уменьшение потребления в DDD не только препаратов активированного угля, но и прочих энтеросорбентов, что произошло по причине значительного уменьшения этого показателя для препарата ПОЛИФЕПАН.

В целом же, можно сказать, что рынок энтеросорбентов в Украине достаточно фрагментирован. Большие объемы продаж таковых в  денежном выражении достигаются за счет ЭНТЕРОСГЕЛЯ, ассортимент которого регулярно расширяется и который уже сегодня обеспечивает практически половину общего объема продаж энтеросорбентов в сегменте ЛС (табл. 2). С  другой стороны, более 90% продаж таких препаратов в натуральном выражении обеспечивает УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ (табл. 3), и это при том, что в  общей сложности здесь представлены 9 брэндов ЛС, выпускаемых в 33 лекарственных формах (с учетом производителя). Что же касается группы БАД «Сорбенты», ее формируют около 70 различных продуктов. Однако концентрация продаж здесь достаточно низка.

Таблица 2

Топ-5 брэндов ЛС по доле в общем объеме аптечных продаж препаратов группы A07B «Энтеросорбенты» в денежном выражении за первые 5 мес 2008 г. с указанием таковой в аналогичный период 2006 и 2007 г.

Брэнд-нейм

Доля (%) за первые 5 мес, год

2006

2007

2008

ЭНТЕРОСГЕЛЬ

46,4

41,1

46,7

УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

30,2

38,9

35,1

СМЕКТА

14,9

11,5

11,9

ПОЛИФЕПАН

3,6

1,5

2,5

ПОЛИСОРБ

1,0

2,0

1,8

Таблица 3

Топ-5 брэндов ЛС по доле в общем объеме аптечных продаж препаратов группы A07B «Энтеросорбенты» в натуральном выражении за первые 5 мес 2008 г. с указанием таковой в аналогичный период 2006 и 2007 г.

Брэнд-нейм

Доля (%) за первые 5 мес, год

2006

2007

2008

УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

96,6

95,2

94,2

ЭНТЕРОСГЕЛЬ

2,0

2,9

3,8

СМЕКТА

0,5

0,7

0,9

ПОЛИФЕПАН

0,5

0,3

0,5

ПОЛИСОРБ

0,1

0,2

0,3

Очевидно, что рынок энтеросорбентов в Украине находится на начальной ступени своего развития. С одной стороны, мы видим, что их потребление смещается в сторону более современных и  дорогостоящих продуктов, ассортимент которых постепенно расширяется. Однако с другой — максимальная доля продаваемых аптеками упаковок энтеросорбентов по-прежнему закреплена за препаратами активированного угля: их влияние на  соответствующий рынок трудно переоценить. Этот факт является прямым подтверждением достаточно слабой конкуренции в сегменте. А потому не исключено, что появление здесь новых компаний с  новыми современными препаратами станет импульсом к его развитию. n

Екатерина Кармалита

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті