Комментарий Тимура Бондарева, управляющего партнера адвокатского объединения Arzinger, к законопроекту № 7007

24 Лютого 2011 10:25 Поділитися

Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения (об усилении контроля над оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок)» № 7007 среди прочих изменений предусматривается введение запрета на рекламу лекарственных средств. Так, в документе сказано, что информация о препаратах может предоставляться исключительно в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также в материалах, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике.

Необходимо отметить, что такая позиция не учитывает опыт Европейского Союза. Так, согласно Директиве 2001/83/ЕС реклама безрецептурных лекарственных средств, при условии соблюдения требований, предусмотренных этим актом, разрешена. Также урегулирован вопрос рекламы и на уровне национальных законодательств государств — членов Европейского Союза: реклама безрецептурных препаратов разрешена, но имеет ряд особенностей (в зависимости от страны), изложенных в законодательных актах, а также, в большинстве случаев, в кодексах поведения, принятых игроками фармацевтического рынка той или иной страны.

Сегодня реклама является для пациентов одним из важнейших источников информации о безрецептурных лекарственных средствах. Таким образом, вследствие запрета последней будет нарушено право потребителей на информацию, предусмотренное действующим законодательством Украины. Также считаем, что запрет рекламы препаратов не решит проблемы безопасности их применения населением, поскольку для достижения этой цели в первую очередь необходимо повысить культуру потребления этой продукции. В то же время запрет приведет лишь к тому, что фармацевтические компании будут искать альтернативные способы предоставления пациентам информации о своих препаратах — через интернет, другие средства интерактивного маркетинга; будут вести более активную промоционную деятельность, нацеленную на врачей и провизоров. Следствием запрета рекламы препаратов станет и значительное уменьшение доходной части средств массовой информации, поскольку эта продукции является одним из лидеров среди рекламируемых товаров.

Полагаем, что возможной альтернативой полному запрету рекламы лекарственных средств сможет послужить создание межведомственного органа (с участием специалистов МЗ, Антимонопольного комитета Украины, Государственного комитета по защите прав потребителей), который будет осуществлять предварительное согласование содержания рекламы, и его решения станут преюдициальными для других контролирующих органов. В случае создания такого органа преимуществом для участников фармацевтического рынка, безусловно, будет уверенность в том, что реклама лекарственных средств соответствует требованиям законодательства, и, как следствие, компании смогут избежать расследований контролирующих органов, значительных финансовых санкций, что поможет им сохранить свой имидж. В то же время потребители гарантировано получат объективную, полную и достоверную информацию о лекарственных средствах.

В качестве альтернативы можно рассматривать и ужесточение ответственности за нарушение рекламного законодательства, усиление контроля над рекламными кампаниями со стороны соответствующих органов, а также установление в законодательстве более четких требований к рекламным сообщениям — например, введение обязательного сопровождения рекламы лекарственных средств предупреждением об угрозе самолечения и т.д.

Тимур Бондарев, управляющий партнер адвокатского объединения «Arzinger»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті