Тарифы на платные медицинские услуги. Сколько стоит здоровье жителя столицы

Сегодня для многих жителей Киева известный афоризм: «Здоровье не купишь», — в буквальном смысле становится реальной перспективой. Проекты распоряжений исполнительного органа Киевской городской государственной администрации (КГГА) «Об установлении тарифов на платные услуги, которые предоставляются лечебно-профилактическими государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения» (далее — проекты распоряжений), опубликованные на  ее официальном веб-портале (www.kmv.gov.ua) содержат перечень медицинских услуг, за предоставление которых предусматривается взимание платы с пациентов. Общественный резонанс, вызванный очередной тарифной инициативой КГГА, продолжает набирать силу.

Тарифы на платные медицинские услуги. Сколько стоит здоровье жителя столицы Как сообщает пресс-служба КГГА, суть инициативы столичной власти на брифинге пояснила Ирена Кильчицкая, первый заместитель главы КГГА. По ее словам, медицина в Украине вообще и в Киеве в частности давно уже не бесплатная, поскольку люди в поликлиниках и больницах вынуждены платить за каждый визит к врачу. Также она отметила, что установление КГГА тарифов на оплату медицинских услуг не является нововведением. Заместитель главы КГГА утверждает, что сегодня в Украине существует 17,5 тыс. наименований медицинских услуг, которые на самом деле не являются бесплатными, а предоставляются за взятки или после внесения на счет медицинского учреждения так называемых добровольных пожертвований. Напомним, что в соответствии со ст. 368 раздела XVII Уголовного кодекса Украины «Преступления в сфере служебной деятельности» уголовная ответственность за получение взятки наступает в случае, когда служебное лицо получает вознаграждение за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения. Можно сказать, что термин «взятка» с юридической точки зрения применим в отношении служебного лица. Служебными являются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-предписывающих или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняют такие обязанности согласно специальным полномочиям. Таким образом, получение врачом вознаграждения за надлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей (а не служебного лица) не может рассматриваться как получение взятки.

Возвращаясь к проектам распоряжений следует начать с того, что первое сообщение об оглашении проекта регуляторного акта «Об установлении тарифов на платные услуги, которые предоставляются лечебно-профилактическими государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения» появилось на официальном веб-портале КГГА 24.11.2008 г. В проект включены тарифы на медицинские услуги, оказываемые пациентам в поликлинике № 3 Оболонского района, поликлинике № 1 Днепровского района, стоматологической поликлинике № 1 Шевченковского района и медико-санитарной части № 11 МЗ Украины. Сегодня на сайте КГГА опубликовано 7 аналогичных сообщений, отличающихся лишь списком документов, связанных с проектом, которые содержат сведения о тарифах на медицинские услуги в разных столичных лечебно-профилактических учреждениях государственной и коммунальной форм собственности. Следует отметить, что часть государственных лечебно-профилактических учреждений Киева не попали в сферу действия проекта распоряжения.

Столичная прокуратура осуществила проверку проекта распоряжения, опубликованного на сайте КГГА от 23.12.2008 г., на соответствие требованиям ст. 49 Конституции Украины и  нормам Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении». В связанных с проектом распоряжения документах содержатся сведения о тарифах на платные услуги, которые предоставляются Киевским психо-неврологическим диспансером № 3, Центральной районной поликлиникой Голосеевского района, Киевской городской наркологической клинической больницей «Социотерапия», Киевским городским центром судебно-медицинской экспертизы, Киевской городской студенческой поликлиникой, Киевским городским консультативно-диагностическим центром.

В результате этой проверки выяснилось, что в перечень платных услуг включено лечебно-медицинскую, профилактическую и другие виды медицинской помощи, которая в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» в государственных и коммунальных лечебно-профилактических учреждениях Украины должна предоставляться бесплатно. Более того, в перечень платных услуг внесены даже те виды медицинской помощи, непредоставление которых на безоплатной основе может нанести существенный вред здоровью пациента. Также в  проекте распоряжения не учитываются интересы социально незащищенных слоев населения и не определяются льготные категории граждан. Об этом столичная прокуратура сообщила 21.01.2009 г.

По словам И. Кильчицкой, КГГА вместе с прокуратурой Киева и Контрольным ревизионным управлением провели совместное заседание и учли все предписания, касающиеся оплаты медицинских услуг. В частности, был изменен термин «медицинская помощь» на «медицинские услуги»,  «прием» — на «медицинский прием».

Примечательно, что 21.01.2009 г. Главным управлением здравоохранения КГГА для руководителей лечебно-профилактических учреждений столицы был подготовлен документ № 039–345/4х, содержащий перечень тарифов на амбулаторно-поликлинические услуги и просьбу предоставить замечания и предложения до 1.02.2009 г. 22 января Главное управление здравоохранения КГГА письменно (№ 039–366/4х) обратилось к руководителям лечебно-профилактических учреждений Киева с просьбой срочно предоставить информацию относительно перерасчета тарифов с рентабельностью 30% до 26.01.2009 г. Перечень, о котором идет речь, содержит более 1000 наименований медицинских услуг, разделенных по категориям на: лабораторные исследования; консультации, приемы, профилактические осмотры; процедуры, исследования и лечебные манипуляции; ультразвуковые исследования (УЗИ); эндоскопические исследования; функциональную диагностику; лучевую диагностику; физиотерапию.

Среди лабораторных исследований, на которые КГГА предусматривается установление тарифов, можно найти определение показателей общеклинических исследований крови (скорость оседания эритроцитов — СОЭ), уровень гемоглобина, цветовой показатель, количество лейкоцитов и эритроцитов) и мочи (плотность, рН (кислотность), содержание белка и глюкозы и т.д.) В перечень входят такие исследования: биохимические (мочевина, креатинин, билирубин, желчные пигменты и т.д.), санитарно-биологические (смывов на наличие бактерий из группы кишечной палочки, золотистого стафилококка), эпидемиологические (на наличие возбудителя дифтерии, менингококк, патогенные энтеробактерии и т.д.), серологические (реакция Видаля тиф-паратиф А,В, посев материала на микобактерии туберкулеза на жидкие среды и т.д.), цитологические исследования биоматериалов. Среди других услуг, на предоставление которых КГГА предусматривает установление тарифов — забор крови из пальца, венопункция, выдача копий результатов анализов.

Таким образом, за один общеклинический анализ крови пациенту лечебно-профилактического учреждения Киева придется заплатить 27,63 грн. (здесь и далее все тарифы указаны без учета НДС): СОЭ — 3,58 грн., гемоглобин — 6,00 грн., цветовой показатель — 1,05 грн., подсчет количества эритроцитов в камере Горяева — 6,71 грн., подсчет количества лейкоцитов в камере Горяева — 5,19 грн., забор крови из пальца — 5,10 грн.)

Впечатляют размеры тарифов на консультации специалистов и принцип расчета. Так, консультация у врача-невропатолога высшей категории обойдется пациенту в 75,90 грн., тогда как за ту же услугу, предоставляемую врачем-невропатологом без категории, предусмотрен тариф в размере 127,73 грн. Подобное соотношение в размерах тарифов касается услуг таких узкопрофильных специалистов, как кардиологи, урологи, хирурги. Отдельного внимания заслуживают тарифы на услуги гинеколога. Прием у специалиста без категории обойдется жительнице столицы в 135,67 грн., а с высшей категорией, кандидата медицинских наук — 114,48 грн. В отношении тарифов на услуги врачей-терапевтов отмечаем обратное соотношение. Так, за консультацию врача-терапевта высшей категории предусмотрен тариф в размере 75,90 грн., без категории — за 63,80 грн.

Но не только за прием у специалиста и общеклинические анализы КГГА предусмотрены тарифы, также это касается процедур, исследований и лечебных манипуляций. Так, за забор цитологического материала из цервикального канала предусмотрен тариф в размере 29,34 грн. Таким образом, визит к врачу-гинекологу для профилактического осмотра будет стоить пациентке более 200 грн. (прием у врача-гинеколога — 135,67 грн., взятие цитологического материала — 29,34 грн., исследование биологического материала, полученного во время гинекологического осмотра — 36,90 грн.). Хотелось бы напомнить, что профилактический осмотр позволяет диагностировать заболевание на ранних стадиях, что во многом обуславливает благоприятный прогноз, в том числе, и относительно жизни пациента. Важным фактором, влияющим на раннюю диагностику заболеваний, является доступность медицинских услуг.

Среди перечня хирургических манипуляций, на которые исполнительным органом КГГА предусмотрены тарифы, — вскрытие гнойника — 37,94 грн., несмотря на то, что неоказание медицинской помощи пациенту с очагом гнойного воспаления может нанести существенный вред его здоровью.

За комплексное диагностическое УЗИ (печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, селезенка) предусмотрен тариф в размере 152,91 грн. УЗИ почек и надпочечников оценивается отдельным тарифом — 54,59 грн.

Можно продолжать список медицинских услуг, на которые исполнительным органом КГГА предусмотрено введение тарифов, несмотря на то, что многие из них, по сути, — неотложная медицинская помощь. Кроме того, хотелось бы напомнить, что Государственным бюджетом предусмотрен размер заработной платы медицинским работникам. Доходы бюджета Украины согласно Бюджетному кодексу Украины — это все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, проведение которых предусмотрено законодательством Украины. Таким образом, оплатив налоги, жители г. Киев за гарантированное Конституцией Украины право на безвозмездную медицинскую помощь в виде, например, консультации врача-терапевта или вскрытия гнойника в случае необходимости должны будут повторно оплатить услуги врачей, которые уже заложены в расходы бюджета. К тому же, проекты распоряжений не содержат информации, касающейся изменений в оплате труда медицинских работников соответствующих лечебно-профилактических учреждений государственной и коммунальной форм собственности. Заместитель главы КГГА подчеркнула, что средства, вырученные за предоставление медицинских услуг, будут направлены на финансирование медицинских учреждений, улучшение качества медицинского обслуживания, лекарственные средства, питание пациентов. О том, какие конкретно меры предусмотрены КГГА в отношении улучшения качества медицинского обслуживания, в проектах распоряжений не сказано и И. Кильчицкая не поясняет.

Нет в проектах распоряжений и сведений о льготах на предоставление медицинских услуг. Как сообщает пресс-служба КГГА, предоставление медицинских услуг останется бесплатным для 800 тыс. льготников, в частности, для детей в возрасте до 18 лет, инвалидов I и II групп, инвалидов детства I и II групп, пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны и труда.

Анализируя инициативу КГГА необходимо в первую очередь обратиться к Конституции Украины как основному закону. Раздел II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» ст. 49 гласит:

«Каждый имеет право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование.

Здравоохранение обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется безвозмездно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена».

Термин «безвозмездно» истолкован решением Конституционного Суда Украины от 29.05.2002 г. № 10-рп/2002 по делу за конституционным представлением 53 народных депутатов Украины относительно официального толкования положения части 3 ст. 49 Конституции Украины: «В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется безвозмездно» (дело о безвозмездной медицинской помощи). В словосочетании «медицинская помощь предоставляется безвозмездно» последнее слово в контексте всей ст. 49 Конституции Украины значит, что субъект, который получает такую помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, не должен возмещать ее стоимость ни в виде платежей, ни в любом другом независимо от времени предоставления.

Правовой смысл понятия «медицинская помощь» в законах Украины отсутствует. Однако сам термин широко используется национальным законодательством. Ст. 33, 35, 58, 67, 68, 77 Основ законодательства Украины о здравоохранении определяют узловые составляющие медицинской помощи (скорая, неотложная, первичная, специализированная, высокоспециализированная и т.д.). Ее дефиниция дается в специальных словарях понятий и терминов ВОЗ, признанных теми же Основами законодательства Украины о здравоохранении (ст. 3), где указано, что обстоятельствами, при которых предоставляется медицинская помощь, являются любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность, роды и их последствия.

Исполнительный орган КГГА указывает, что основанием для введения тарифов на платные медицинские услуги являются такие Постановления КМУ:

  • от 25.12.1996 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регуляции цен (тарифов)» (с изменениями и дополнениями);

  • от 17.09.1996 г. № 1138 «Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных учреждениях здравоохранения и высших учебных медицинских заведениях» (с изменениями и дополнениями);

  • от 17.05.2002 г. № 659 «Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований, относительно их образования и направлений использования» (с изменениями и дополнениями).

Действительно, согласно Постановлению КМУ от 25.12.1996 г. № 1548 в перечень полномочий КГГА входит установление тарифов на платные услуги, которые предоставляются лечебно-профилактическими учреждениями государственной и коммунальной форм собственности, а также размер платы за услуги, предоставляемые медицинскими вытрезвителями при органах внутренних дел гражданам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Постановление КМУ от 17.05.2002 г. № 659 содержит перечень платных услуг, которые могут предоставляться пациентам в  лечебно-профилактических учреждениях государственной и коммунальной форм собственности. Среди них наиболее значимыми в свете инициативы КГГА являются (прим. авт.):

  • косметологическая помощь, кроме той, которая предоставляется по медицинским показаниям;

  • анонимное обследование и лечение пациентов, с заболеваниями, которые передаются половым путем, а также больных алкоголизмом и наркоманией (кроме обследований на наличие ВИЧ-инфекции и СПИДа);

  • лечение бесплодия, включая хирургические методы, искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона;

  • оздоровительный массаж, гимнастика, бальнеологические процедуры с целью профилактики заболеваний и укрепления здоровья взрослого населения;

  • операции по искусственному прерыванию беременности в амбулаторных условиях и стационаре, кроме абортов по медицинским и социальным показаниям;

  • медицинские осмотры с некоторыми исключениями;

  • протезирование, в том числе зубное, слуховое и глазное, а также коррекция зрения с помощью очков и контактных линз;

  • стоматологическая помощь, которая предоставляется населению хозрасчетными отделениями, кабинетами учреждений здравоохранения;

  • лабораторные, диагностические и консультативные услуги по обращениям граждан, которые предоставляются без направления врачей;

  • медицинская помощь пациентам на дому (диагностическое обследование, процедуры, манипуляции, консультирование, уход), кроме лиц, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посещать учреждения здравоохранения.

Здравоохранение – приоритетное направление деятельности общества и государства, один из главных факторов выживания и развития народа Украины

Напомним, что ст. 4 Закона Украины «Основы законодательства Украины» гласит:

«Основными принципами здравоохранения в Украине являются: признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины; соблюдение прав и свобод человека, и гражданина в сфере здравоохранения и обеспечение связанных с ними государственных гарантий; гуманистическая направленность, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над  классовыми, национальными, групповыми или индивидуальными интересами, повышенная медико-социальная защита наиболее незащищенных слоев населения; равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи, и других услуг в отрасли здравоохранения».

В ст. 6 Закона Украины «Основы законодательства Украины» указано, что каждый гражданин Украины имеет право на здравоохранение, что предусматривает квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный выбор врача, а также методов лечения в соответствии с его рекомендациями и учреждения здравоохранения;

Ст. 7 Закона Украины «Основы законодательства Украины» гарантирует право на здравоохранение, а именно предоставление всем гражданам медико-санитарной помощи в объеме, который устанавливается КМУ.

Как сообщает пресс-служба КГГА, распоряжения еще не вступили в силу, поскольку их обсуждение продолжается, затем документ должен пройти регистрацию в Главном управлении юстиции г. Киев. Только после этого он вступит в силу.

Напомним, что Украина является членом ВОЗ. В ежегодном отчете ВОЗ, который в 2008 г. был посвящен проблемам первичной медико-санитарной помощи, указывается на явную социальную незащищенность граждан, в случаях, когда они сталкиваются с необходимостью оплаты медицинских услуг наличными. При этом их расходы на медицинское обслуживание могут быть чрезвычайно высокими (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (675) от 26.01.2009 г.). Введение тарифов на медицинские услуги в столице Украины идет в разрез с рекомендациями ВОЗ.

Елена Приходько

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті