Фармацевтический рынок Украины — выживаем или развиваемся?

11–14 апреля Всеукраинская общественная организация «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» и «Производственная компания Здорово» при поддержке Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины (далее — Гослекинспекция МЗ) провели Международный фармацевтический семинар для компаний, работающих на фармацевтическом рынке Украины. В ходе пленарных заседаний были рассмотрены предстоящие реформы в области здравоохранения, которые окажут влияние на дальнейшее развитие отрасли, возможные изменения законодательной базы (их необходимо учитывать при планировании деятельности), а также возможности, предоставляемые инновационными технологиями и современные взгляды на новые и старые проблемы фармации в Украине.

Валерия Лехан, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой социальной медицины, организации и управления здравоохранения Днепропетровской государственной медицинской академии, рассказала о предстоящем реформировании системы здравоохранения, изложенной в программе экономических реформ «Зажиточное общество, конкурентная экономика, эффективное государство» на период 2010–2014 гг. (www.president.gov.ua). Главной целью предложенных реформ является улучшение здоровья населения, обеспечение равного и справедливого доступа всех граждан к медицинским услугам надлежащего качества. Согласно данной программе, для повышения качества оказываемых медицинских услуг необходимо обеспечить переход к закупкам государством услуг на контрактной основе у учреждений здравоохранения и улучшение их материально-технического оснащения. Предполагается дальнейшее внедрение медицинских стандартов и создание системы индикаторов качества работы медицинских учреждений, тогда как оценивание качества их работы должно быть возложено на специально созданные независимые центры. С целью повышения экономической мотивированности работников здравоохранения изменению подлежит и система оплаты труда, которая должна состоять из двух слагаемых: постоянной, на основании единой тарифной сетки, и переменной, которая будет зависеть от объема и качества предоставленной медицинской помощи. Для повышения доступности услуг в области здравоохранения, согласно упомянутой программе, необходимо достичь четкого разграничения первичного, вторичного и третичного уровней медицинской помощи. Для укрепления роли первичной медицинской помощи предстоит развивать и усовершенствовать институт семейной медицины. Предполагается оказание поддержки для развития частного сектора медицинских услуг, вплоть до доступа к государственному финансированию на конкурентном основании. Для улучшения финансирования будет осуществлен переход к двух-, трехуровневому финансированию. Так, первичная медицинская помощь будет финансироваться на районном и городском уровнях, вторичная и третичная — на областном, тогда как специализированные центры и клиники научно-исследовательских институтов — на государственном. При этом предполагается увеличить долю первичной медицинской помощи в общем объеме финансирования. Изменения в системе здравоохранения охватят для начала только пилотные регионы — Донецкую, Днепропетровску и Винницкую области. Однако по мере воплощения реформ возможен пересмотр перечня таких регионов. Подводя итоги 2010 г., докладчик обратил внимание на то, что, к сожалению, необходимые для реформирования сферы здравоохранения изменение законодательной базы, запланированное на предыдущий год, не было реализовано в полном объеме. Введение страховой медицины отложено на некоторое время, пока не будет сформирована эффективная структура оказания медицинской помощи и предоставления услуг.

Для тех, кто внимательно отслеживает изменения законодательства, интересным был доклад Светланы Зброжек, главного консультанта Секретариата Комитета Верховной Рады Украи­ны по вопросам здравоохранения. Так, законо­проект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения (об усилении контроля за оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональны­х пищевых продуктов и диетических добавок)» был рассмотрен и принят парламентом в первом чтении. Сейчас комитет работает над тем, чтобы представить его для повторного рассмотрения. Этот нормативный акт предполагает усиление контроля за качеством ввозимых на территорию Украины лекарственных средств, ужесточение отпуска рецептурных препаратов, запрет рекламы некоторых видов фармацевтической продукции в средствах массовой информации, а также он призван обеспечить беспрепятственный доступ лиц с ограниченными физическими возможностями к аптечным учреждениям (gska2.rada.gov.ua). Другим важным документом является проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 9 Закона Украины «О лекарственных средствах» (относительно приведения порядка регистрации лекарственных средств с международными стандартами)», который был внесен КМУ на рассмотрение Верховной Рады. В случае его утверждения уже через 3 года с момента регистрации инновационного препарата будет разрешен доступ к его к регистрационному досье (w1.c1.rada.gov.ua). Предложенный Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения законопроект «О внесении изменений в статью 17 закона «О лекарственных средствах» (относительно порядка ввоза в Украи­ну лекарственных средств, регистрационный № 7510) находится на этапе экспертной оценки. Кроме того, С. Зброжек рассказала о некоторых законодательных актах, над которыми работает комитет. В завершение доклада она напомнила присутствующим о предстоящих парламентских слушаниях на тему «Современное состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли Украи­ны», которые должны состояться 15 июня в зале пленарных заседаний Верховной Рады Украины (www.zakon.rada.gov.ua).

Фармацевтический рынок Украины — выживаем или развиваемся?

Александр Кропивный, первый заместитель председателя Гослекинспекции МЗ, напомнил, что с 1 января 2011 г. эта организация стала членом Международной системы сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — РIC/S). Упомянутому событию предшествовала серия проверок, направленных на выявление тех субъекто­в хозяйственной деятельности, которые не следую­т необходимым стандартам. По мнению докладчика, если слабая материально-техническая база предприятия не позволяет следовать требованиям надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP), то такое производство не может существовать в Украине. За 10 мес предыдущего года осуществлено 65 плановых и 10 внеплановых проверок субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих промышленное производство лекарственных средств. По их результатам выдано 33 распоряжения по устранению нарушений, в 32 случаях производство приостановлено в связи с наличием критических нарушений, которые могут повредить здоровью и жизни человека, аннулировано 10 лицензий ( www.diklz.gov.ua). Проверки коснулись также аптечных учреждений, которые имеют лицензии на изготовление лекарственных средств в условиях аптеки. К сожалению, ситуация в этом секторе выглядит также неблагополучно. Поэтому Гослекинспекция МЗ предложила ряд мероприятий, направленных на оптимизацию внутриаптечного контроля качества изготавливаемых препаратов.

Елена Морозова, руководитель отдела методологии ценообразования Департамента ценовой политики и ценового регулирования Министерства экономического развития и торговли Украи­ны, подчеркнула, что в предыдущем году в нашей стране отмечался рост цен на лекарственные средства, что вызвало недовольство населения и обеспокоенность руководства страны. По мнению докладчика, существующая политика регулирования цен имеет ряд недостатков. Поэтому рассматривается возможность ее усовершенствования. Существует перечень препаратов, разрешенных к закупкам за бюджетные средства. Возможно, необходимо создать перечень всех лекарственных средств, разрешенных к реализации на территории Украины. Сейчас на законодательном уровне регламентируются торговые наценки на продукцию при отпуске производителем. Существующая система очень сложна, поэтому необходимо ее упростить. Однако это далеко не единственный возможный механизм регулирования цен. Необходимо, чтобы Министерство финансов совместно с Министерством здравоохранения провели оценку эффективности действующей системы регулирования цен на фармацевтическом рынке и разработали конструктивные предложения по ее усовершенствованию.

Сергей Иванченко, старший инспектор отдела контроля таможенной стоимости и классификации товаров Южной таможни, рассказал о работе, проводимой Государственной таможенной службой в отношении поступающих в Украину препаратов и субстанций для фармацевтического производства, а также напомнил о регуляторных актах, которыми руководствуются сотрудники этого ведомства при осуществлении таможенного контроля.

Ольга Быканова, начальник управления массовой разъяснительной работы и обращения граждан Государственной налоговой администрации (ГНА) в Одесской области, обратила внимание на то, что Налоговый кодекс Украи­ны направлен на обеспечение прозрачности операций, проводимых субъектом хозяйственности. Одним из результатов выполнения его норм станет устранение с рынка контрафактной продукции, поскольку ее производство, хранение и реализация станут весьма проблематичными. Сегодня одной из приоритетных задач, поставленных перед ГНА является детенизация заработной платы. Для достижения поставленной цели на протяжении предыдущего года особое внимание было уделено тем с­убъектам хозяйственной деятельности, которые выплачивали своим работникам минимальную заработную плату. Результатом действий ГНА стал рост заработной платы и уменьшение задолженности по ней, увеличение поступлений в бюджет. В этом году такая работа будет продолжена. Еще одним важным вопросом, актуальность которого возросла с введением нового Налогового кодекса, является упрощение администрирования налогов. Для того чтобы выработать оптимальные решения, необходимо активное участие в этом процессе и налогоплательщиков. Поэтому ГНА предлагает им поделиться возникающими трудностями. В завершение доклада О. Быканова подчеркнула, что ГНА работает над повышением информированности населения относительно вопросов налогового законодательства. На протяжении нескольких лет функционируе­т информационно-справочный центр, в котором проводятся бесплатные ежемесячные семинары и консультации по телефону. Для удобства налогоплательщиков на сайте ГНА существует опция «Узнай о своем контрагент­е все». С ее помощью пользователь может получить полную информацию о тех компаниях, с которыми сотрудничает или собирается работать в будущем.

Фармацевтический рынок Украины — выживаем или развиваемся?

Вторую часть семинара «Фармрынок и инновации в фармацевтике» открыл доклад Ирины Деревянко, маркетинг-директора компании «Бизнесс-Кредит». Согласно проведенным исследованиям, по итогам I кв. 2011 г. отмечен рост рынка в стоимостном и натуральном выражении, тогда как его структура по Rх/OTC и основным игрокам достаточно стабильна, при этом увеличивается доля отечественных компаний. В структуре потребления продолжают сохранять свои позиции препараты «качества жизни». По имеющимс­я данным, рост цен на препараты ниже официального показателя инфляции. Однако такая ситуация не может сохраняться бесконечно, поскольку происходит постепенное истощение внутренних ресурсов операторов фармацевтического рынка. Отмечено также увеличение потребления высокостоимостных препаратов, особенно в ценовом сегменте до 50 грн., однако, кроме преференций потребителя, такая ситуация также связана с тем, что на рынке резко уменьшается количество предложений в низкостоимостном ценовом диапазоне. И хотя полученные данные выглядят весьма оптимистично, следует помнить о том, что за этот период существенно ухудшились потребительские настроения, особенно в Киеве, Восточном и Центральном региона­х, что непременно скажется и на фармацевтическом рынке.

В условиях жестко конкурентного рынка залогом успешного выживания может стать минимизация внутренних затрат. Александр Емец, директор «Софтинформ», рассказал о новом продукте компании — сервисе «Информационное обеспечение». Использование этого программного обеспечения позволит решить сразу несколько проблем. Упомянутый сервис станет незаменимым инструментом для всего персонала аптеки: от провизора первого стола, который занимается обслуживанием клиентов, до руководителя, в функциональные обязанности которого входит планирование и принятие бизнес-решений. Преимуществом данного продукта является совместимость с программным обеспечением Windows компании Microsoft. Привлекательной особенностью сервиса является то, что его установка является бесплатной — это оценят операторы фармацевтического рынка, поскольку они как никто другой умеют считать деньги. Анализ отзывов пользователей свидетельствует о том, что программа эффективна, востребована и, возможно, ближайшее время завоюет всеобщее признание как среди дистрибьюторов, так и среди работников аптек.

Хорошо известно, что настоящее является следствием прошедшего. Для того чтобы правильно прогнозировать развитие фармацевтического рынка, а также возможные изменения правового поля, в условиях которого он функционирует, следует учитывать опыт предыдущих лет. Наталия Гудзь, кандидат химических наук, сертифицированный эксперт по качеству и внутреннему аудиту, вопросам теории и практики GMP/GDP, заместитель начальника Гослекинспекции в Киеве, рассказала о процессе эволюции понятия реализации до уровня современной дистрибьюции применительно к лекарственным средствам. Несмотря на то что воплощаются в жизнь стандарты надлежащей практики дистрибьюции (Good Distribution Practice — GDP), нет полного и исчерпывающего определения этого термина на законодательном уровне. Н. Гудзь предполагает, что будет проводиться сертификация системы качества дистрибьюции лекарственных средств на соответствие требованиям GDP и GSP (надлежащая практика хранения) законодательно уполномоченными органами, а также будет внедрена классификация дистрибьюторов по территориальному признаку или в зависимости от предлагаемого ассортимента.

Хорошо известная на отечественном фармацевтическом рынке компания «Фалби» впервые получила сертификат GDP еще в 2007 г., а в 2011 г. — подтвердила соответствие требованиям отечественного стандарта GDP. Елена Юрковская, руководитель системы управления качеством компании «Фалби», подробно рассказала о долгом и сложном пути к достижению такого результата. По мнению докладчика, несмотря на все имеющиеся предписания и рекомендации, этот процесс творческий, требующий поиска оптимальных решений и жесткой дисциплины. Но на всех этапах особе внимание следует уделять работе с персоналом, достижению его вовлеченности и заинтересованности, ведь именно от этого зависит, насколько эффективными станут нововведения, и как уже после сертификации будут соблюдаться требования, необходимые для достижения качества определенного уровня.

В условиях кризиса фармацевтическим компаниям-производителям пришлось задуматься над тем, как выжить в условиях сокращения расходов на медикаментозное обеспечение. Гржегорш Орновский, коммерческий директор фармацевтического завода «Эльфа» (Республика Польша), рассказал о том, что можно предпринять в таких условиях, и как это реализовать на примере крупных производителей. Известными способами являются: географическое расширение рынка сбыта, расширение общего портфеля, в том числе за счет генерических препаратов, сокращение расходов на производство. Крупные инновационные компании предпочитают объединять свои усилия. Привлекательным инструментом выживания, который все чаще используется в условиях возможных сокращений расходов плательщика, является поиск экономии в системе дистрибьюции — проведение прямых продаж. При этом снижается стоимость продукции за счет отсутствия оптовой маржи, возможно применение единой системы специальных скидок, достигается более эффективное управление запасами. Неудивительно, что в последнее время фармацевтический рынок ЕС демонстрирует именно увеличение количества прямых продаж.

Участникам конференции также было интересно узнать точку зрения незаинтересованного наблюдателя относительного будущего фармацевтического рынка Украины. По мнению Г. Орновского, на нем могут появиться новые игроки в лице государственных структур и/или страховых компаний. Ожесточение конкуренции на всех уровнях дистрибьюции приведет к усилению горизонтальной и вертикальной интеграции, а также появлению новых моделей дистрибьюции.

Евгений Живодерников, заместитель генерального директора «SMD», представил результаты исследований, проведенных этой компанией. Согласно полученным результатам по итогам 2010 г., изменяется соотношение различных категорий товара аптечного ассортимента. Так, косметика, в том числе лечебная, товары личной гигиены, биологически активные добавки начинают опережать рост фармацевтического рынка в целом и рынка лекарственных средств в частности. На изменение ассортимента рынок реагирует изменением типов аптечных учреждений. Удельный вес аптечных маркетов и аптек открытого типа в предыдущем году увеличился почти до 10% среди всех аптек, в то время как доля аптек с преобладанием препаратов ОТС-группы или рецептурных лекарственных средств, аптечных киосков при больницах практически не изменилась. Однако в разных регионах картина отличается. Например, в Киеве количество аптечных супермаркетов возросло до 21%, тогда как во Львове этот показатель остается на уровне 3%. Анализ и оценка качественного и количественного состава отдельных фармакотерапевтических групп позволяют выявит­ь новые интересные тенденции. Если оценить рынок в стандартных единицах (таблетках/ампулах), можно отметить, что более старые и известные препараты уступают место новым, современным. Еще одна важная тенденция, которую можно отследить только при проведении маркетинговых исследований, — это повышение потребления генерических лекарственных средств. В условиях постоянных динамических изменений на фармацевтическом рынке выживет тот, кто сможет правильно выбрать стратегию развития и организовать свою деятельность. Для проведения маркетингового анализа новые возможности открывает использование современных инструментов, таких как Microstrategy 9 от одноименной компании. Она поможет оценить свои позиции, выявить лидеров, откорректировать планы, принять организационные решения. Докладчик продемонстрировал возможности программы при проведении АВС, ZXY и совмещенного анализа.

Олеся Дружина, директор издательского дома «Фармацевт Практик», обратила внимание участников конференции на то, что в потоке информации, касающейся развития фармацевтического рынка, его тенденций и правового регулирования не так уж много внимания уделяется вопросу качества обслуживания в аптечных учреждениях, а ведь именно на всестороннее удовлетворение потребностей посетителей должно быть нацелено внимание работников аптек. В рамках осуществления фармацевтической опеки на провизора первого стола возложены дополнительные обязанности, среди которых — пропаганда здорового образа жизни. По мнению докладчика, именно в этом вопросе первостольник как никогда нуждается в помощи. Среди возможных инструментов — разработка программы лояльности и системы скидок при приобретении продуктов «Health Life»-группы. Кроме того, для помощи в опеке посетителей аптек и повышении лояльности потребителей в развитых странах используются клиентски­е журналы. В нашей стране клиентский журнал «Здорово» помогает провизорам в работе с потребителями уже на протяжении 8 лет. Это доказано эффективный маркетинговый инструмент с огромным потенциалом для развития фармацевтического рынка Украины.

Алексей Бежевец, партнер юридической компании «Правовий Альянс», проанализировал юридические аспекты создания формулярной системы лекарственных средств в Украине. По его мнению, в государственный формуляр включены препараты, безопасность и эффективность применения которых не достаточного валидны. Прежде всего, это касается тех лекарств, в составе которых действующее вещество представлено рацемическими смесями. Истоки этой проблемы стоит искать в требованиях Государственной Фармакопеи, которые недостаточно акцентируют внимание на содержании изомеров в лекарственных средствах. Также, по мнению юристов, при составлении формуляра не совсем правильно с позиций безопасности и эффективности уравниваются оригинальные препараты и генерики. Поэтому необходимо разработать единый комплексный юридически-фармацевтический подход к включению препаратов в Государственный формуляр.

Также, А. Бежевец напомнил присутствую­щим, что Верховная Рада уже ратифицировала Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции в Украине». Согласно этому документу субъектами ответственности за коррупционные правонарушения являются лица, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах, которые финансируются за счет Государственного или местного бюджета. Как только закон вступит в силу, действия главврачей, руководителей медицинских подразделений, заведующих отделениями могут быть расценены как коррупционные и способны повлечь административную, даже криминальную ответственность. Стоит детально изучить положения этого закона при планировании фармацевтическими компаниями и дистрибьюторами взаимодействия с государственными и коммунальными учреждениями, а также их сотрудниками, ведь участие в конференции или прочтение доклада потребует дополнительного юридического сопровождения (w1.c1.rada.gov.ua).

Марина Слободниченко, ведущий юрист юридической компании «Jurimex», подробно рассказала об основаниях для проверок ГНА и их видах, исходя из положений нового Налогового кодекса. Очень важно, чтобы представители фармацевтических компаний, занимающихся предоставлением услуг населению, помнили, что даже анонимная жалоба клиента — физического лица может стать основанием для внеплановой проверки.

Станислав Чиглинцев, генеральный директор компании «MASMI Украина», предложил поразмышлять над вопросом: «Население Украи­ны неизлечимо больно или же мы просто любим потреб­лять лекарства?». Также поднимался вопрос привлекательности брэндирования при продвижении фармацевтической продукции на отечественный рынок. С точки зрения психологии, наше общество находится на том этапе развития, когда потребление препаратов привлекательно. Те, кто мотивирован быть здоровым, использует те или иные продукты для поддержания хорошего самочувствия, тогда как для других болезнь является оправданием отсутствия стремления к самореализации и росту. Эта группа также нацелена на применение определенных лекарственны средств. Таким образом, по мнению С. Чиглинцева, потребление лекарств в нашей стране будет возрастать, однако социально-экономические реалии влияют на их выбор — более предпочтительными являются эффективные, но доступные. В случае равных исходных критериев предпочтение покупателя будет определять приверженность определенному брэнду, его идее, над созданием и продвижением которой стоит работать внимательно, осторожно и грамотно.

Ирина Смольянинова,
фото Евгения Черного, предоставлены организаторами

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи