Особенности национального фармрынка! Аптечные продажи в Украине: итоги I кв. 2011 г.

На дворе весна! Зимние холода остались позади. Каков итог первых трех месяцев текущего года для украинского фармрынка? Предлагаем нашим читателям с помощью настоящей публикации более детально ознакомиться с ключевыми тенденциями, характеризующими отечественный фармрынок в текущем году. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Общий объем розничных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2011 г. составил 6,7 млрд грн. за 466,6 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 19,2% в денежном и 3,8% в натуральном выражении.

Львиную долю в этом объеме составляют лекарственные средства — 85% в денежном и 65% в натуральном выражении. Темпы прироста объе­ма их продаж опережают среднерыночные — в анализируемый период объем розничной реализации лекарственных средств увеличился по сравнению с I кв. 2010 г. на 21,8% в денежном и 6,5% в натуральном выражении (рис. 1, 2).

Рис. 1
Объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2008–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2008–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2
Объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении по итогам I кв. 2008–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении по итогам I кв. 2008–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Для других категорий товаров «аптечной корзины» — изделий медицинского назначения (ИМН*), биологически активных добавок (БАД) и косметики — отмечены значительно меньшие объем и темпы прироста розничной реализации в денежном и натуральном выражении по сравнению с сегментом лекарственных средств. В денежном выражении для сегментов ИМН и БАД в анализируемый период отмечена положительная динамика аптечных продаж — +12,3 и +11,5% соответственно, в то время как объем розничных продаж косметики снизился на 6,3% по сравнению с I кв. 2010 г. В натуральном выражении прирост объема аптечных продаж на уровне 3,8% отмечен в сегменте БАД, а для ИМН и косметики этот показатель был отрицательным — -0,3 и -9,3% соответственно.

В сегментах лекарственных средств и ИМН отмечена сравнительно схожая динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки продукта, темпы ее прироста для этих категорий составили 14 и 13% соответственно (рис. 3). Для сегментов БАД и косметики характерна более медленная динамика этого показателя.

Рис. 3
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки всех категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2008–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки всех категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2008–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Объем аптечных продаж лекарственных средств по итогам I кв. 2011 г. составил 5,7 млрд грн. (715,8 млн дол. США) за 304,7 млн упаковок. В разрезе помесячной динамики максимальный объем аптечных продаж лекарственных средств в текущем году был отмечен в марте — 2 млрд грн. (254 млн дол.) за 107 млн упаковок (рис. 4).

Рис. 4
Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам января–марта 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам января–марта 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Как было отмечено, в целом по итогам I кв. 2011 г. темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении составили 21,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Основной вклад в этот прирост был обеспечен преимущественно двумя составляющими — индексом замещения и инфляционными процессами (рис. 5).

Рис. 5
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2010–2011 гг., а также в январе–марте 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2010–2011 гг., а также в январе–марте 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Индекс замещения определяется симбиозом изменения физического объема потребления лекарственных средств и ценовой структуры** их аптечных продаж. Так, по итогам I кв. 2011 г. индекс замещения составил 11,8%, что было обус­ловлено увеличением на 6,5% объема аптечных продаж в натуральном выражении в этот период, а также смещением ценовой структуры розничной реализации с дешевых на более дорогостоящие лекарственные средства. Так, по итогам I кв. 2011 г. максимальные темпы прироста объема аптечных продаж в натуральном выражении были отмечены для препаратов высокостоимостной ниши — +14,2%, для сегмента среднестоимостных лекарственных средств также характерны высокие темпы прироста. Благодаря опережающей динамике удельный вес лекарственных средств средне- и высокостоимостной ниш увеличился в общем объеме аптечных продаж, а доля низкостоимостных препаратов снизилась с 10,6 до 10,2% в денежном и с 56,7 до 54,8% в натуральном выражении (рис. 6, 7).

Рис. 6
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 7
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2009–2011 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2009–2011 гг.

Инфляционный индекс в анализируемый период составил 8,4%, вклад инновационного индекса был менее существенным — 2,4%. Индекс эластичности спроса в текущем году стремится к нулю, что наряду с положительной динамикой физического объема потребления лекарственных средств свидетельствует об улучшении рыночной конъюнктуры по сравнению с предыдущими периодами.

В разрезе помесячной динамики с начала года в сегменте лекарственных средств было отмечено замедление темпов прироста аптечных продаж в денежном и натуральном выражении (см. рис. 4, 5). При этом вклад инфляционной составляющей в этот прирост из месяца в месяц планомерно увеличивался, составив в январе, феврале и марте 7; 8 и 10% соответственно, а для индекса замещения, напротив, была отмечена противоположная динамика — 17; 12 и 7%, что было обусловлено замедлением темпов прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении.

Рис. 8
Структура аптечных продаж в разрезе лекарственных средств отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2009–2011 гг.
Структура аптечных продаж в разрезе лекарственных средств отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2009–2011 гг.

В структуре аптечных продаж лекарственные средства отечественного производства по итогам I кв. 2011 г. аккумулировали удельный вес в размере 27% в денежном и 64% в натуральном выражении, доля препаратов зарубежного производства соответственно составила 73 и 36% (рис. 8). Долевое участие украинских лекарств в объеме аптечных продаж по итогам I кв. в течение последних трех лет в денежном выражении увеличилось на 4%. В натуральных величинах изменение этого показателя менее существенно и характеризуется убылью — с 65 до 64%. По сравнению с I кв. 2010 г. для сегмента лекарственных средств отечественного производства в денежном выражении отмечена опережающая динамика на фоне сегмента импорта, а в натуральном выражении — противоположная ситуаци­я (рис. 9). Реверсивный характер динамики этих двух сегментов фармрынка обусловлен опережающим ростом средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного производства — +21% по сравнению с I кв. 2010 г., в то время как для импортных препаратов этот показатель в 2,5 раза ниже — +8,5% (рис. 10). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в целом по рынку по итогам I кв. 2011 г. составила 18,7 грн., таковая препаратов отечественного и зарубежного производства — 7,9 и 37,9 грн. соответственно.

Рис. 9
Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 10
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного и отечественного производства, а также в целом по рынку по итогам I кв. 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного и отечественного производства, а также в целом по рынку по итогам I кв. 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе рыночного статуса на украинском фармрынке треть объема аптечных продаж в денежном и натуральном выражении аккумулируют генерики — 33 и 32% соответственно (рис. 11). На долю оригинальных лекарственных средств приходится 15% в денежном и 4% в натуральном выражении, более половины розничной реализации занимают традиционные лекарственные средства — 52 и 64% соответственно. Примечательно, что в целом по рынку темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств исчисляются двузначными цифрами — +14,4%, в то время как для сегмента оригинальных препаратов этот показатель по итогам I кв. 2011 г. составил лишь 3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Рис. 11
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе рыночного статуса в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2009–2011 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе рыночного статуса в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2009–2011 гг.

В общем объеме аптечных продаж в анализируемый период рецептурные и безрецептурные лекарственные средства были представлены в соотношении 51:49 в денежном и 32:68 в натуральном выражении соответственно.

Состав топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. не изменился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 1). Так, максимальный объем выручки аптечным учреждениям обеспечили препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее в порядке убывания объема розничной реализации в денежном выражении расположились препараты групп R «Средства, действующие на респираторную систему», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». Максимальные темпы прироста в этот период продемонстрировали препараты групп R и J — 38 и 34% соответственно.

Таблица 1 Топ-5 групп лекарственных средств АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. с указанием их позиций за аналогичный период 2009–2010 гг.
2011 г. 2010 г. 2009 г.
A 1 1 1
R 2 3 3
C 3 2 2
N 4 4 4
J 5 5 5

Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно возглавил препарат АКТОВЕГИН (табл. 2). 2-е место в топ-листе занял ЭССЕНЦИАЛЕ. Значительно улучшил свои позиции в анализируемый период брэнд КАРДИО­МАГНИЛ, переместившись с 21-й на 3-ю строчку рейтинга по сравнению с I кв. 2010 г. Значительный прорыв также отмечен для препарата АРБИДОЛ — с 63-го на 7-е место. Приведенная топ-20 брэндов лекарственных средств в анализируемый период суммарно аккумулировала удельный вес в размере 11% общего объема аптечных продаж в денежном выражении.

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. с указанием их позиций за аналогичный период 2009–2010 гг.
Брэнд 2011 2010 2009
АКТОВЕГИН 1 1 1
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 2 2
КАРДИОМАГНИЛ 3 21 38
МИЛДРОНАТ 4 3 4
АМИЗОН 5 7 11
НО-ШПА 6 4 10
АРБИДОЛ 7 63 18
АУГМЕНТИН 8 11 16
ЛАЗОЛВАН 9 9 9
НАТРИЯ ХЛОРИД 10 5 13
ПРЕДУКТАЛ 11 6 8
ВИТРУМ 12 12 7
ЦЕФТРИАКСОН 13 14 12
КОЛДРЕКС 14 17 6
ФАРМАЦИТРОН 15 31 20
КОДТЕРПИН 16 29 51
КАНЕФРОН 17 13 15
АНАФЕРОН 18 25 21
ЛИНЕКС 19 10 19
ЦЕРАКСОН 20 18 31

Лидер среди маркетирующих организаций в анализируемый период по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении — отечественная фармкомпания «Фармак», переместившаяся со 2-й на 1-ю позицию по сравнению с I кв. 2010 г. благодаря опережающим среднерыночные темпам прироста объема розничной реализации в денежном выражении— +33% (табл.3). Топ-3 данного рейтинга также сформировали компании «Berlin-Chemie/Menarini Group» и «Sanofi-Aventis». Суммарный удельный вес топ-30 маркетирующих организаций составил по итогам I кв. 2011 г. 58% общего объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. с указанием их позиций за аналогичный период 2009–2010 гг.
2011 2010 2009
Фармак (Украина) 1 2 3
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 1 1
Sanofi-Aventis (Франция) 3 3 2
Nycomed (Норвегия) 4 4 6
Артериум Корпорация (Украина) 5 7 9
Дарница (Украина) 6 5 8
KRKA (Словения) 7 8 4
Servier (Франция) 8 10 11
Teva (Израиль) 9 6 5
Sandoz (Швейцария) 10 9 7
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11 10
Heel (Германия) 12 15 22
GlaxoSmithKline
(Великобритания)
13 14 14
Здоровье (Украина) 14 12 17
Actavis Group (Исландия) 15 19 15
Борщаговский ХФЗ
(Украина)
16 13 13
Дельта Медикел (Украина) 17 23 20
Bayer Consumer Care (Швейцария) 18 16 12
Киевский витаминный завод (Украина) 19 22 28
Boehringer Ingelheim
(Германия)
20 17 16
Bittner (Австрия) 21 21 19
Стада-Нижфарм
(Германия-Россия)
22 18 25
Abbott Products GmbH
(Германия)
23 20 18
ИнтерХим (Украина) 24 26 33
Bionorica (Германия) 25 24 23
ПРО-фарма (Украина) 26 25 32
Mili Healthcare (Великобритания) 27 30 27
Novartis Consumer Health (Швейцария) 28 31 30
Kusum Healthcare (Индия) 29 28 34
Юрия-Фарм (Украина) 30 37 46

Учитывая сравнительно низкий уровень консолидации на отечественном фармрынке в сегменте маркетирующих организаций, изменение удельного веса компаний даже на несколько пунк­тов весьма значительно. При этом наиболее точно динамику рыночной доли фармкомпаний отражает показатель Evolution Index.

Так, в анализируемый период топ-5 по этому показателю в апреле 2010 — марте 2011 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж в денежном выражении сформировали компании «Heel», «Фармак», «ПРО-фарма», «Actavis Group» и «Дельта Медикел» (табл. 4). В период YTD — накопительного итога за январь–март 2011 г. — для данных компаний этот показатель также был в плюсе.

Таблица 4 Топ-5 маркетирующих организаций по Evolution Index, рассчитанному по показателю МАТ, в апреле 2010 — марте 2011 г. с указанием Evolution Index по показателю YTD в январе–марте 2011 г.
Маркетирующая организация Ei (MAT) Ei (YTD)
Heel (Германия) 32,8 6,6
Фармак (Украина) 14,5 9,3
ПРО-фарма (Украина) 13,1 0,9
Actavis Group (Исландия) 12,2 18,2
Дельта Медикел (Украина) 12,1 24,7

ВЫВОДЫ

В I кв. 2011 г. общий объем рынка розничной реализации по всем категориям товаров «аптечной корзины» достиг 6,7 млрд грн. за 466,6 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 19,2% в денежном и 3,8% в натуральном выражении. Крупнейшая категория товаров «аптечной корзины» — лекарственные средства — традиционно выступают в анализируемый период основным драйвером отечественного фармрынка, демонстрируя темпы прироста выше среднерыночных. Для группы парафармацевтической продукции в это время отмечено сравнительно слабое развитие. В частности, для сегмента косметики характерна отрицательная динамика аптечных продаж в денежном и натуральном выражении. Кроме того, динамика средневзвешенной стоимости в сегменте парафармацевтики гораздо размеренней по сравнению с товарами первой необходимости (лекарства) с меньшей эластичностью спроса.

Как было отмечено, темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств опережают среднерыночные и в анализируемый период составили 21,8% в денежном и 6,5% в натуральном выражении.

Так каковы же драйверы увеличения объема аптечных продаж в денежном выражении? В I кв. 2011 г. основной вклад в этот прирост был обеспечен двумя составляющими — индексом замещения и инфляционными процессами. Индекс замещения в анализируемый период составил 11,8%, что было определено увеличением количества реализованных упаковок наряду со смещением ценовой структуры аптечных продаж в пользу более дорогостоящих препаратов (сегмент высокостоимостных лекарственных средств демонстрирует опережающую динамику реализации в натуральном выражении). Также изменение ценовой структуры аптечных продаж отразилось и на средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств, которая повысилась на 14,4%, при том что инфляционный индекс был почти вдвое меньше — 8%.

Индекс эластичности спроса с начала текущего года стремится к нулю, что с учетом положительной динамики реализации лекарственных средств в натуральном выражении свидетельствует об улучшении рыночной конъюнктуры по сравнению с предыдущими периодами.

Среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2011 г. вышла в лидеры отечественная компания «Фармак».

Итак, первая четверть года позади. Украина — быстрорастущий фармрынок, о чем свидетельствуют двузначные темпы прироста, которые стабильно характеризуют его уже не первый год.

Анна Шибаева
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «PharmXplorer»/ «Фармстандарт» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +380 (44) 585-97-10 или e-mail: [email protected]
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Низкостоимостные лекарственные средства — до 8,7 грн. за упаковку, среднестоимостные — 8,7–50,4 грн.; высокостоимостные — более 50,4 грн.
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Мамай 07.05.2011 2:07
Дякую за статтю !

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті