Психология нужна всем

IV Всеукраинская конференция «АПТЕКА–2009 Весна» (дальше — конференция) в очередной раз стала поводом для встречи специалистов практической фармации и представителей научной элиты. Знания, которыми ученые делятся с широкой аудиторией, часто находят применение в повседневной работе фармацевтов, провизоров, руководителей и сотрудников фармацевтических компаний, учреждений здравоохранения. Большое прикладное значение имеет одна из наиболее интересных наук — психология.

Валентин Черных, ректор Национального фармацевтического университета (НФаУ), профессор, член-корреспондент НАН Украины, доктор химических наук, доктор фармацевтических наук

В. Черных

Во время первой сессии конференции Валентин Черных, ректор Национального фармацевтического университета (НФаУ), профессор, член-корреспондент НАН Украины, доктор химических наук, доктор фармацевтических наук, представил вниманию присутствующих доклад на тему «Психологические аспекты подготовки кадров для фармацевтической отрасли». Докладчик затронул такие важные понятия, как психология развития личности, психология обучения, психология руководителя и команды, психология профессиональной деятельности. Психология (греч. psyche — душа и logos — слово, мысль, знание; дословно — знание о человеческой душе) — наука о психической деятельности, закономерностях ее развития и функционирования. Понимание закономерностей поведения человека дает возможность конструировать собственные модели эффективной коммуникации. Именно поэтому доклад В. Черныха, по материалам которого подготовлена публикация, заслуживает особого внимания…

Основные этапы формирования личности

Почти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность — продукт общества, которое его окружает. В формировании личности решающую роль играют такие факторы: биогенетические задатки, результат воздействия социума (сформированные нормы поведения, среда и условия проживания и т.д.) и осознание собственного Я как духовно-смыслового центра.

Процесс формирования личности начинается задолго до рождения ребенка. Поскольку эндокринная система начинает формироваться очень рано, ребенок на гормональном уровне «переживает» все эмоциональные состояния матери.

Следующий этап начинается с момента рождения и продолжается приблизительно до 2 лет. В этот период личность обретает ощущения автономии, собственной ценности и, что очень важно, привязанности и любви. Очевидно, что социальные условия играют решающую роль в процессе формирования личности в это время. Ближайшее окружение является для малыша образцом для подражания в предметной деятельности, накоплении впечатлений и жизненного опыта. Большое значение для развития и формирования личности имеет семья, друзья, учителя в школе и преподаватели в учебных заведениях, ближайшее окружение, средства массовой информации и т.д.

Развитие личности не завершается в юношеском возрасте. Определенная динамика отмечается на протяжении всей жизни и зависит от уровня развития эмоциональной, волевой, мотивационной и познавательной сферы во все периоды жизни человека, его социальной ориентации и нравственной позиции окружающих. Таким образом, человек как личность не есть некая законченная данность. Процесс ее формирования требует неустанной душевной деятельности. Поэтому интерес общества к психологии постоянно повышается.

Психологические аспекты фармобразования

Фармация Украины — это стратегическая отрасль, имеющая большой интеллектуальный потенциал. Создание качественных лекарственных средств (ЛС), подготовка квалифицированных кадров для фармацевтической отрасли являются предпосылками для достижения основной государственной цели — здоровья нации.

Разобраться в многообразии ЛС через призму профессионализма и культуру общения помогает провизор. Это высококлассный профессионал в области знаний о лекарственных препаратах, который оказывает информационную поддержку и консультирование относительно их. Alma mater украинской фармации — НФаУ. Сегодня в этом вузе обучаются студенты по 14 специальностям: «Фармация», «Технология фармацевтических препаратов», «Экономика предприятия», «Менеджмент организаций», «Маркетинг», «Технология парфюмерно-косметических средств», «Клиническая фармация», «Биотехнология», «Качество, стандартизация, сертификация», «Лабораторная диагностика», «Педагогика высшей школы», «Экобиотехнология», «Биотехнология БАВ», «Административный менеджмент».

Психологические знания и умения необходимы каждому человеку, а работникам фармацевтической отрасли особенно, так как их профессиональная деятельность предусматривает постоянные контакты в системе отношений «человек — человек». Поэтому психологическим аспектам фармацевтического образования, таким как адаптация к учебному заведению, мотивация к обучению, взаимоотношения в студенческом и педагогическом коллективе, проведение социально-психологических тренингов, использование игровых и проблемных методов в процессе приобретения профессиональных знаний и умений, моделирование производственных и жизненных ситуаций, — в НФаУ уделяется особое внимание.

Валентин Черных, ректор Национального фармацевтического университета (НФаУ), профессор, член-корреспондент НАН Украины, доктор химических наук, доктор фармацевтических наук

В этом вузе создана психологическая служба, целью работы которой является обеспечение психического и психологического здоровья студентов, развитие их способностей, реализация потенциальных возможностей, профилактика стрессовых состояний. Работа службы направлена на помощь студентам в познании самих себя, в полноценном духовном развитии и самоутверждении (самореализации) личности; в развитии бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, а также реализации способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современного высшего образования.

Прогрессивные методы обучения, которые используются в НФаУ, способствуют формированию у студентов представлений о профессиональной этике фармацевта. Этический кодекс фармацевтических работников, над которым продолжается работа специалистами этого вуза, является воплощением фундаментальных принципов профессии, основанной на моральных обязательствах и ценностях. Он будет представлен в 2010 г. на VII Национальном съезде фармацевтов Украины.

Хороший провизор. Какой он?

Провизор — это профессионал в области знаний о ЛС (фармакология, фармакокинетика, фармакотерапия, фармацевтическая опека), технологий их приготовления (аптечная и заводская технологии), экономики (организация экономики фармации, менеджмент и маркетинг ЛС, фармакоэкономика), контроля качества, и, наконец, психологии.

Еще недавно о хорошем провизоре говорили, что он должен быть профессионально подготовленным, то есть успешно освоившим специальные дисциплины. Сегодня речь идет о том, что это еще и коммуникабельный человек, владеющий навыками и знаниями в области психологии. Работа первостольника психологически трудна, ведь он постоянно взаимодействует с покупателями, коллегами, врачами и т.д. Для него просто необходимы знания основ психологии общения, которые дают возможность избегать конфликтных ситуаций и понимать собеседника. Кроме того, как любому человеку, фармацевту важно понять и оценить себя, найти свое место в жизни. Именно психология личности помогает разобраться в этих сложных вопросах.

Психология личности основана на бесспорном утверждении, что человек — это индивидуальность. Принятие философской доктрины, которая убеждает нас в том, что плохих людей нет, но есть люди, на которых не хватило душевной мощности, а может быть и времени, — ключ к успешному общению. Каждый день фармацевт проводит рядом с людьми и работает для них. Нередко совет и добрые слова оказывают не меньшую помощь, чем ЛС. Эмоциональный контакт провизор — пациент способствует повышению эффективности лечения, привлечению в аптеку все большего количества постоянных покупателей и росту товарооборота.

Психологические нюансы аптечного маркетинга

Сегодня среди работников аптек количественно доминируют представительницы прекрасной половины человечества. Женщины решительно преобладают и в потоке посетителей. Среднестатистический покупатель аптеки — это женщина средних лет с высшим образованием, посещающая аптеку 3–5 раз в месяц. Фармацевты подтверждают, что традиционно большинство посетителей аптеки — любящие мамы или заботливые бабушки. Следует помнить, что женщины легко идут на незапланированные и импульсивные покупки. Вкрапленные в поток покупательниц мужчины в основном сжимают в руке список ЛС (реже рецепт) — символ несамостоятельности в решении о покупке. Чаще всего кто-то (врач или жена) направил его в аптеку, жестко ограничив в выборе. Надо ли говорить, что такие посетители бесперспективны как объекты маркетингового воздействия? Решения о покупках женщины принимают иначе, чем мужчины, из-за различий на гормональном уровне. Например, организм женщины вырабатывает больше серотонина — гормона, снижающего стремление к риску. Реклама, построенная на апелляции к жажде риска, будет по-разному воспринята мужчинами и женщинами. Женщины более эмоциональны и восприимчивы, поэтому в большинстве подвержены эффекту плацебо.

Плацебо (от лат. placere — понравиться) — понятие, принятое в медицине в 1894 г. Так называют препарат, заведомо не обладающий никакими целебными свойствами. Термин выдуман не без юмора; больному выдают нечто, что ему должно понравиться, при этом он уверен, что получил самое лучшее и эффективное ЛС. В старых учебниках по фармакологии рассказывалось о том, как один прусский гренадер успешно врачевал при помощи ЛС собственного изготовления. Слава об искусном лекаре достигла Фридриха II, и пришлось-таки умельцу признаться, что чудодейственные пилюли он выкатывал из обыкновенного солдатского хлеба. Как только секрет был раскрыт, лечение утратило эффективность.

Успешная фармакотерапия в большей степени обусловлена фармакологическим эффектом ЛС. Однако его недостаточно для достижения цели. Важно, чтобы пациент доверял врачу, назначающему лечение, и фармацевту, продающему ЛС. Убеждая пациента в успехе лечения, можно добиться значительных результатов в фармакотерапии. На этом и основан эффект плацебо.

Следует отметить, что благодаря эффекту плацебо может проявляться лечебный эффект фальсифицированных ЛС. Специалисты разделяют поддельные препараты на две группы. Первая — ЛС, изготовленные примитивным путем, которые не являются ЛС (мел, сахар или другие вещества). Вторая — фальшивки, где часто дорогое ЛС заменяется дешевым или снижается доза до недействующей (при этом, естественно, цена не снижается). От фальшивок страдает в первую очередь потребитель. Когда распространяют более сложные подделки, то в убытке оказывается фирма-разработчик.

Психология руководителя

Каждый руководитель силен своим коллективом, а коллектив — своим руководителем. Сегодня успешный руководитель из неудач делает победы. Он, как хороший психолог, уделяет внимание тонкостям взаимоотношений сотрудников, способен поставить себя на место другого, знает проблемы каждого сотрудника. Благодаря своей мудрости, силе воли и положительным эмоциям начальник способен влиять на поступки и действия подчиненных. Хороший управляющий добивается решения поставленных задач, используя потенциал и индивидуальные способности сотрудников.

Успешному руководителю присущи такие качества: психологическая избирательность (создание команды), готовность к переменам, нестандартное мышление, уверенность в победе, справедливость, энергичность, требовательность к себе, оптимизм и, наконец, харизматичность. Харизма — неотъемлемое свойство лидера, особый дар влиять на людей и вести их за собой. Если харизматический потенциал есть, то его можно и нужно развивать. Особая энергетика, напор, интерес к делу, которым занимается человек, — вот набор личностных качеств, позволяющих в совокупности оказывать влияние на людей. Необходимо помнить, что абсолютно харизматичных или абсолютно нехаризматичных личностей не существует. Есть те, кто осознал свою индивидуальность и проработал в себе все харизматические качества, и те, кто сделал это в недостаточной степени.

Следует отметить, что успех руководителя может быть обеспечен только тогда, когда он рассчитывает на собственные силы, верит в себя даже в тех случаях, когда все разуверились, всеми силами стремится победить, строит дружеские отношения с людьми в быту, на производстве и в бизнесе, держит слово, данное партнерам, подчиненным, знает их индивидуальные особенности.

Руководителю важно знать и учитывать мотивы сотрудников его компании. Необходимо добиться, чтобы они совпадали с мотивами руководителя, а не шли вразрез. Только так можно создать команду единомышленников, способную эффективно решать производственные задачи.

Если руководителю удалось создать команду — у него есть ключ к успеху. Команду составляют люди, которые любят свое дело. Каждый из них — первоклассный специалист, инициативный и уверенный в себе человек. Благодаря амбициозности, целеустремленности, коммуникабельности и позитивному настрою они вместе с руководителем способны решить любую проблему, найти выход из сложной ситуации. Только нестандартные методы ведения бизнеса, честность по отношению к себе и всем, кто находится рядом, дают команде возможность выжить и процветать в это сложное время. Девиз каждого члена команды должен быть таким: «Быть, а не казаться!»

Елена Приходько,
фото Любови Столяр

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті