Проект Лицензионных условий: мнение «AIPM Ukraine»

На страницах нашего издания продолжается активная дискуссия относительно проекта Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия). Свою позицию по этому вопросу корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» представил Владимир Игнатов, исполнительный директор Ассоциа­ции международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine».
— Владимир Анатольевич, как отразится принятие новых Лицензионных условий на фармацевтическом рынке Украины?

Проект Лицензионных условий: мнение «AIPM Ukraine»— Такие новеллы проект­а, как закрытие аптечных киосков, ограничение прав физических лиц — предпринимателей (возможность создавать не более 1 аптеки исключительно при наличии соответствующего фармацевтического образования) приведет к снижению физической доступности лекарственных средств (в первую очередь безрецептурных) для населения в связи с уменьшением количества точек продаж таковых.

Безусловно, в выигрыше останутся те, кто продолжит свою деятельность, ведь одним из механизмов компенсации станет некоторое увеличение товарооборота в оставшихся точках. Таким образом, введение данных норм в Лицензионные условия — один из методов конкурентной борьбы на фармацевтическом рынке. Однако давайте проанализируем, к чему приведет такой шаг. После кризиса 2008–2009 гг. фармацевтический рынок постепенно восстанавливает свои позиции, благодаря действующим сегодня рыночным конкурентным механизмам. Однако вследствие уменьшения конкуренции в розничном сегменте субъекты хозяйствования смогут повышать наценки на препараты, а с учетом невысокого уровня доходов большинства украинцев это приведет к сокращению потребления лекарств в натуральном выражении. В результате темпы увеличения объема рынка в натуральном выражении замедлятся, что отрицательно скажется на деятельности всех его субъектов.

По данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», прогнозируемый прирост фармацевтического рынка в 2012 г. может быть на уровне около 15%, однако при введении ограничений для физических лиц — предпринимателей относительно количества аптек и ликвидации аптечных киосков в городах, потеря общего розничного товарооборота составит около 16,4% розничных продаж.

Если все же аптечные киоски выводить с рынка, надо предлагать новые механизмы реализации безрецептурных лекарственных средств для обеспечения потребностей населения в них. Во многих странах реализация ОТС-препаратов происходит через общую торговую сеть, однако, по моему мнению, для нашей страны перспективной является возможность размещения таких точек реализации безрецептурных лекарственных средств на объектах Министерства транспорта и связи Украины, где проходит большой поток населения. Однако для этого, опять же, необходимо вносить соответствующие изменения в Лицензионные условия. Также можно рассматривать возможность размещения аптечных учреждений на базе существующих медпунктов аэровокзалов, автостанций и железнодорожных вокзалов. Этот шаг будет особенно актуален с учетом предстоящего чемпионата Европы по футболу — Евро–2012.

По моему мнению, в проекте Лицензионных условий заложена дискриминация субъектов хозяйствования по форме собственности, и это уже не первый разработанный органами исполнительной власти документ, игнорирующий конкурентное законодательство. На данный момент получено решение Антимонопольного комитета Украины относительно несоответствия отдельных положений проекта Концепции Государственной целевой программы «Развитие импортозаменяемых производств в Украине и замещение импортируемых лекарственных средств отечественными, в том числе биотехнологическими препаратами и вакцинами на 2011–2021 гг.» (далее — проект Концепции) нормам законодательства о защите экономической конкуренции.

Реализация таких инициатив возможна только в странах, где рыночная экономика отсутствует. Так, например, подобная программа существует в Беларуси. Другие государства разрабатывают программы, цель которых — развитие отечественной фармацевтической промышленности и системы здравоохранения в целом посредством трансфера технологий, а также партнерства государства и бизнеса. Ведь отрицательные последствия, к которым приведет принятие программы импортозамещения, в итоге могут поставить крест на дальнейшем развитии фармацевтической отрасли. Уже много раз было убедительно показано, что ограничение конкуренции приводит к повышению стоимости лекарственных средств, снижению качества фармацевтической продукции, консервации уже существую­щих на рынке проблем.

Не стоит также забывать, что с 2008 г. Украи­на стала членом Всемирной организации торговли, а проект Концепции уже ставит под сомнение ее соответствие принципам и нормам данной организации. Потому принятие этого документа приведет к тому, что пострадает не только отечественная фармацевтическая отрасль, но и украинская экономика в целом.

Важно отметить, что одной из основных целей, задекларированных в проекте Концепции, является увеличение доли отечественных лекарственных средств, закупаемых за государственные средства, до 50%. Парадокс в том, что эта цель уже достигнута в I кв. 2011 г. (в госпитальном сегменте доля оте­чественных производителей увеличилась до 51% в денежном выражении, и почти до 90% — в натуральном). Тогда какой смысл в разработке и принятии десятилетней программы?

Сегодня дан старт реформам отрасли здравоохранения, которые предусматривают внедрение системы реимбурсации, и, соответственно, изменение модели финансирования отрасли, с ожидаемым значительным увеличением потребления рецептурных лекарственных средств. Благодаря этому государство сможет выйти на фармацевтический рынок как более значимый и влиятельный игрок. Такая перспектива и привела к тому, что отечественные производители всеми правдами и неправдами пытаются закрыть рынок от конкуренции, увеличить объем и доходность своего бизнеса, в том числе, используя политическое лобби. При этом обращает на себя внимание полное отсутствие каких-либо финансовых оценок стоимости запрашиваемых отечественным производителем льгот и преференций. К сожалению, главные цели подобных государственных программ — обеспечение здоровья, улучшение качества жизни пациентов, повышение доступности эффективных лекарственных средств — в данном случае так и не нашли своего отображения.

Возвращаясь к проекту Лицензионных условий, хочу рассмотреть такое новшество как запрет на размещение любых рецептурных препаратов на витрине, в стеклянных и открытых шкафах торгового зала. Безусловно, это соответствует европейским нормам, однако нельзя забывать, что в Европе большинство рецептурных препаратов не оплачивается пациентом из своего кармана, и в лечебных учреждениях врачи не выдают пациенту списки необходимых лекарственных средств. В Украине же 85–87% препаратов пациент оплачивает самостоятельно, а система реимбурсации до сих пор не внедрена. Поэтому покупатели, не имея возможности узнать информацию о стоимости лекарственного средства, будут стоять в очередях, еще больше увеличивая нагрузку на первостольника.

Сегодня все более популярным становится заказ лекарственных средств через сеть Интернет, по почте, однако проект Лицензионных условий содержит положение о запрете такой формы торговли.

Запрет — это наиболее простой шаг, но необходимо понимать, что технический прогресс не стоит на месте — в систему информирования пациентов и врачей, продвижения лекарственных средств, а также их продажи активно внедряются современные информационные технологии. Такой запрет может привести к тому, что мы отстанем от мирового фармацевтического рынка не просто на десятилетия, а уже навсегда.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

ольга 15.07.2011 9:56
запрет на продажу через интернет,запрет на киоски- но это в Лицензионных условиях-значит-----------безрецептура,а именно ее касаются запреты----должна просто быть безлицензионной!
Марина 13.10.2011 2:10
нужно просто прописать стандарты для формирования цивилизованного и прозрачного бизнес-процесса такой услуги как Интернет-аптека, и ограничить ее функционал только среди аптечных заведений...
Марина 13.10.2011 2:13
Киоски - вопрос философский..в 90% случаев там отсутствует фармюпорядок, поэтому у нас в стране - это просто бизнес. не путайте его с аптечным функционалом...вокзалылюбого уровня - не место для аптеки

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті