Постановление КМУ о регулировании цен на лекарственные средства вступило в силу

08 Вересня 2011 12:25 Поділитися

08.08.2011 г. КМУ принял постановление № 932 «Об усовершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые закупаются за счет средств государственного и местных бюджетов». Документ был опубликован в «Урядовому кур’єрі» № 164 от 08.09.2011 г.

Постановление вступило в силу с даты его опубликования. Согласно тексту акта с 1 сентября 2011 г. вводится новый механизм государственного регулирования цен — регистрация оптово-отпускных цен на:

  • лекарственные средства как отечественного, так и зарубежного производства, включенные в Перечень лекарственных средств, которые могут закупать учреждения здравоохранения, частично или полностью финансируемые из государственного или местного бюджета, утвержденный постановлением КМУ от 05.09.1996 г. № 1071. Исключение составляют наркотические и психотропные препараты, прекурсоры, действующие вещества (субстанции), медицинские газы и лекарственные формы, которые изготавливаются в аптеках по рецептам врачей (согласно магистральным формулам) и по заказу лечебно-профилактических учреждений из разрешенных к применению действующих и вспомогательных веществ;
  • изделия медицинского назначения (ИМН), которые включены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения, и приобретаются полностью или частично за счет средств Государственного и местного бюджетов.

Такие учреждения здравоохранения обязаны закупать лекарственные средства и ИМН по ценам, которые не превышают уровень зарегистрированных оптово-отпускных цен с учетом граничных снабженческо-сбыточных и торговых (розничных) надбавок, установленных постановлением КМУ от 15.10.2008 г. № 955 (в размере 10%). То есть лекарственные средства и ИМН, цены на которые не будут зарегистрированы, не смогут закупаться учреждениями здравоохранения.

Данным постановлением также утвержден Порядок регистрации оптово-отпускных цен на препараты и ИМН, которые закупаются за счет средств Государственного и местных бюджетов.

Следует отметить, что порядок регистрации цен намного ужесточен по сравнению с ранее действующей процедурой декларации изменения цен. Так, среди документов, которые подаются на регистрацию, заявитель обязан предоставить расчет оптово-отпускной цены по утвержденной форме, информационную справку о зарегистрированных ценах на лекарства или ИМН в стране их происхождения, а также странах СНГ и ЕС, где применяется государственное регулирование цен по утвержденной форме, копию декларации таможенной стоимости лекарственных средств и ИМН зарубежного производства.

Учитывая тот объем информации, который предусмотрен утвержденной формой для расчета оптово-отпускной цены (на сырье и материалы, топливно-энергетические материалы на технологические цели, оборотные отходы, расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию оборудования, убытки от брака, производственная и полная себестоимость, прибыль и т.д.), получение таких сведений может стать камнем преткновения, особенно для зарубежных компаний.

Необходимость предоставления информации о ценах по каждой стране, где существует государственное регулирование цен, а также информации о виде цены (оптово-отпускная или розничная) и размере надбавки для розничной цены также очень усложнит процесс подготовки документов заявителем.

При условии подачи полного пакета документов сама процедура регистрации цен в МЗ Украины будет занимать не менее 20 рабочих дней, 10 из которых уйдет на предоставление Министерством экономического развития и политики Украины (далее — Минэкономразвития) заключения относительно расчета цены. В случае негативного заключения Минэкономразвития цены на препараты и ИМН не регистрируются.

Следует отметить, что задекларированные изменения цен на препараты, внесенные в Реестр оптово-отпускных цен на лекарственные средства, считаются зарегистрированными, однако подлежат перерегистрации до 1 января 2012 г. Таким образом, если для лекарств, оптово-отпускные цены на которые были задекларированы ранее, предусмотрен переходной период до конца текущего года, то для ИМН он не предусмотрен. Учитывая усложнение процедуры регистрации и период регистрации, который займет не меньше месяца, можно прогнозировать дефицит лекарств, цены на которые не были задекларированы ранее, и ИМН в лечебно-профилактических учреждениях.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что перерегистрация цен возможна не чаще чем 1 раз в полгода при условии изменения цен на сырье, материалы, размера накладных расходов, курса иностранных валют. Принимая во внимание, что цены на большинство лекарственных средств и ИМН на рынке Украины зависят от курса валют, а расчет цены по установленной форме осуществляется в гривне, участников фармацевтического рынка ожидают значительные курсовые риски.

Очевидно, данные нововведения будут иметь крайне негативные последствия как для игроков рынка, так и для пациентов, которые в очередной раз могут оказаться без жизненно важных препаратов и ИМН.

Прим. ред. — С перечнем лекарственных средств, на которые задекларированы изменения оптово-отпускных цен, можно ознакомиться на сайте www.apteka.ua.

Тимур Бондарев,
управляющий партнер юридической компании «Arzinger»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті