Если «малая нужда» становится большой проблемой…

Для здорового человека «малая нужда» — естественный процесс, не представляющий никаких сложностей. Ситуация в корне меняется при наличии воспалительных заболеваний почек и мочевых путей. Процесс мочеиспускания превращается почти в пытку, сопровождаясь болезненными ощущениями и дискомфортом. При этом, как ни прискорбно, но болезни почек, мочевого пузыря и мочевыводящих путей являются весьма распространенным явлением, и нуждаются в адекватной терапии, дабы не допустить их превращения в хроническую форму. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

КАНЕФРОН® Н

Щекотливый вопрос

Одним из самых распространенных заболеваний мочеполовых органов является цистит, который чаще всего отмечают у женщин в силу анатомических особенностей организма. У женщин мочеиспускательный канал, по которому инфекция попадает в мочевой пузырь, значительно короче и шире, чем у мужчин. Среди основных симптомов цистита наиболее распространены такие: внезапно возникающая боль внизу живота; частые болезненные мочеиспус­кания; выделение мутной, иногда с примесью крови, мочи.

Порой кроме вышеуказанных симптомов выявляют озноб с резким повышением температуры тела, боль в пояснице, мышечную боль, что может свидетельствовать о наличии такого заболевания, как пиелонефрит. Это воспалительное заболевание почек может возникать на фоне острого цистита.

Наряду с инфекциями почек и мочевого пузыря немалые проблемы могут причинять также неинфекционные хронические воспаления почек (гломерулонефрит, интерстициальный нефрит).

По прошествии многих лет кропотливого труда ученых в поисках эффективных средств борьбы с вышеуказанными проблемами фармацевтическая промышленность имеет внушительный арсенал лекарственных средств, предназначенных для лечения и профилактики воспалительных заболеваний почек и мочевых путей. Растущая популярность натуральных продуктов нашла свое отражение и в медицине — фитониринг завоевывает все большее признание как за рубежом, так и в нашей стране.

По итогам I полугодия 2011 г. препарат КАНЕФРОН® Н вошел в топ-10 самых продаваемых брэндов лекарственных средств на украинском розничном рынке в денежном выражении

Сегодня на украинском фармрынке безусловным лидером по объему розничной реализации среди лекарственных средств для лечения и профилактики таких заболеваний, как цистит, пиелонефрит и неинфекционные хронические воспалительные заболевания почек, является брэнд КАНЕФРОН® Н немецкой компании «Бионорика».

Растительные компоненты, входящие в состав препарата, оказывают комплексное действие, которое проявляется противовоспалительным эффектом и устранением спазма мочевых путей, мочегонным, вазодилатирующим и антибактериальным эффектом. Под влиянием препарата усиливается выделение солей мочевой кислоты и изменяется рН мочи, что предупреждает образование и рост конкрементов в мочевых путях и препятствует размножению бактерий.

Вследствие действия розмариновой кислоты угнетается высвобождение медиаторов воспаления, что обусловливает устойчивый противо­воспалительный эффект. Все растительные компоненты препарата содержат фенолкарбоновые кислоты, эфирные масла и др., что обусловливает широкое антимикробное действие препарата КАНЕФРОН® Н. Влияние этого лекарственного средства на канальцевую и клубочковую систему почек приводит к уменьшению выделения белка при протеинурии.

В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке необходимо всегда быть на шаг впереди конкурентов, что возможно благодаря активной промоционной активности маркетирующей компании и мгновенной адаптации к быстро меняющимся условиям бизнес-среды. Далее речь пойдет о том, каких высот на сегодня достиг брэнд КАНЕФРОН® Н на украинском фармацевтическом рынке.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Конкурентная группа брэнда КАНЕФРОН® Н была сформирована в рамках АТС-группы 3-го уровня G04B «Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики». В качестве критерия отбора препаратов этой группы мы использовали показания к применению, в частности, были отобраны препараты, предназначенные для терапии воспалительных заболеваний мочевого пузыря (цистит) и почек (пиелонефрит), а также неинфекционных заболеваний почек (гломерулонефрит). В анализируемый период в рамках данной конкурентной группы на украинском рынке аптечных продаж было представлено около 20 препаратов.

ИНДИКАТОРЫ УСПЕХА

Как уже было отмечено, брэнд КАНЕФРОН® Н является безусловным лидером в своей конкурентной группе по объему аптечных продаж в денежном выражении (табл. 1). Причем препарат идет по рыночным просторам со значительным отрывом от своих конкурентов по объему розничных продаж. Так, по итогам 7 мес 2011 г. брэнд КАНЕФРОН® Н аккумулировал более трети общего объема аптечных продаж препаратов анализируемой конкурентной группы в денежном и более четверти общего объема в натуральном выражении (рис. 1). Для брэнда КАНЕФРОН® Н весьма актуальна фраза «быть на шаг впереди конкурентов» — динамика его аптечных продаж опережает рыночное развитие препаратов конкурентной группы. Так, по итогам 7 мес 2011 г. объем розничной реализации брэнда КАНЕФРОН® Н в натуральном выражении увеличился на 7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а для его конкурентной группы этот показатель составил 4,8% (рис. 2).

Рис. 1
Удельный вес брэнда КАНЕФРОН® Н в общем объеме аптечных продаж препаратов его конкурентной группы в денежном и натуральном выражении по итогам 7 мес 2011 г.
Удельный вес брэнда КАНЕФРОН® Н в общем объеме аптечных продаж препаратов его конкурентной группы в денежном и натуральном выражении по итогам 7 мес 2011 г.
Рис. 2
Объем аптечных продаж препаратов конкурентной группы брэнда КАНЕФРОН® Н в денежном и натуральном выражении по итогам 7 мес 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж препаратов конкурентной группы брэнда КАНЕФРОН® Н в натуральном выражении по итогам 7 мес 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 1 Топ-10 брэндов в рамках конкурентной группы препарата КАНЕФРОН® Н по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 7 мес 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг.
Брэнд 2011 2010 2009
КАНЕФРОН 1 1 1
УРОЛЕСАН 2 2 4
ГЕРБИОН 3 3 2
ГЕНТОС 4 4 3
ЦИСТОН 5 5 5
НЕФРОФИТ 6 6 6
ФИТОЛИЗИН 7 7 7
СОЛИДАГО 8 8 8
УРОНЕФРОН 9 18 19
СПОРЫША ТРАВА 10 9 9

В абсолютном выражении по итогам 7 мес 2011 г. объем аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н составил 54,2 млн грн. за 746 тыс. упаковок. Следует отметить, что в денежном выражении для препарата КАНЕФРОН® Н отмечается положительная динамика, темпы прироста объема его аптечных продаж в анализируемый период составили 17% по сравнению с 7 мес 2010 г.

Обращает внимание тот факт, что рыночные позиции брэнда КАНЕФРОН® Н сильны не только в рамках его конкурентной группы, но и на украинском фармрынке в целом. Так, по итогам I полугодия 2011 г. препарат вошел в топ-10 самых продаваемых брэндов лекарственных средств на украинском розничном рынке в денежном выражении (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 29 (800) от 01.08.2011 г.).

На отечественном фармрынке брэнд КАНЕФРОН® Н представлен в двух формах выпуска — таблетированной (таблетки, покрытые оболочкой, № 60) и во флаконах (капли для перорального применения во флаконе емкостью 100 мл). В структуре аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н доминирует таблетированная форма выпуска с долей 73% в денежном и 70% в натуральном выражении, удельный вес препарата в форме капель составляет 27 и 30% соответственно.

В региональном разрезе максимальный объем аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н в денежном выражении в анализируемый период отмечен для Днепропетровской обл. (рис. 3). С незначительным отрывом за ней по этому показателю следует столица. Топ-5 регионов по объему розничной реализации препарата также сформировали Донецкая обл., АР Крым и Харьковская обл. В этот период из 26 регионов Украины в 7 были отмечены значительно опережающие среднерыночные темпы прироста объема аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н — 30% и более (АР Крым, Киевская, Запорожская, Николаевская, Хмельницкая, Черниговская и Сумская области).

Рис. 3
Объем аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н в денежном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 7 мес 2010–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным перио­дом предыдущего года
Объем аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н в денежном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 7 мес 2010–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным перио­дом предыдущего года

В разрезе форм выпуска структура аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н варьирует в регионах Украины (рис. 4). Как было отмечено, около 2/3 объема аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н в денежном выражении в целом по Украине аккумулирует таблетированная форма.

Рис. 4
Структура аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н в разрезе форм выпуска в регионах Украины в денежном выражении по итогам 7 мес 2011 г.
Структура аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н в разрезе форм выпуска в регионах Украины в денежном выражении по итогам 7 мес 2011 г.

При этом есть регионы, где препарат КАНЕФРОН® Н в таблетках и во флаконах в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении представлен практически в равных долях, в частности, в Закарпатской обл., где их соотношение составляет 51:49 соответственно. Также значительный удельный вес в структуре продаж препарата во флаконах отмечают в Ровенской обл. — 46%, удельный вес таблеток соответственно составляет 54%. Таблетированная форма препарата в структуре его продаж максимально (с долей 80% и более) представлена в таких регионах, как Донецкая, Одесская, Запорожская, Полтавская области и АР Крым.

ЗАКУЛИСЬЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРОДАЖ

Искусство грамотного продвижения продукта является бесспорным конкурентным преимуществом в условиях жесткой рыночной борьбы. Лекарственные средства — особая категория товаров, нуждающаяся во внимании специалистов здравоохранения. Эффективные коммуникации с целевой аудиторией в лице врачей и фармацевтов для фармкомпаний трудно переоценить. Компания «Бионорика» уделяет этому аспекту своего рыночного развития значительное внимание.

По итогам 7 мес 2011 г. количество воспоминаний специалистов здравоохранения о промоциях для брэнда КАНЕФРОН® Н посредством визитов медицинских представителей превысило 10 тыс.

Рис. 5
Структура воспоминаний промоций медпредставителей для брэнда КАНЕФРОН® Н в разрезе специальностей врачей по итогам 7 мес 2010–2011 гг.
Структура воспоминаний промоций медпредставителей для брэнда КАНЕФРОН® Н в разрезе специальностей врачей по итогам 7 мес 2010–2011 гг.

В разрезе специальностей врачей треть всех воспоминаний о промоциях для брэнда КАНЕФРОН® Н посредством визитов медицинских представителей по итогам 7 мес 2011 г. приходится на гинекологов (рис. 5). Причем по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года этот показатель значительно увеличился. Также почти треть общего количества воспоминаний в анализируемый период составляют воспоминания урологов. В топ-5 специальностей врачей по количеству воспоминаний о промоциях брэнда КАНЕФРОН® Н посредством визитов медицинских представителей также входят педиатры, терапевты/семейные врачи и хирурги.

О ФОРМИРОВАНИИ ОПТИМАЛЬНОГО ТОВАРНОГО ЗАПАСА

Вопросы формирования оптимального товарного запаса аптечного учреждения для поддержания ассортимента, адекватного реальным потребностям рынка, будоражат умы участников аптечного ритейла на протяжении многих лет. Одним из проверенных подходов к формированию товарного запаса является ретроспективный анализ продаж конкретной товарной позиции. В рамках настоящей публикации исследованы данные по розничной реализации брэнда КАНЕФРОН® Н в различных типах торговых точек (аптеках, аптечных пунктах и киосках), сгруппированных по финансовым характеристикам на основе их выручки от реализации по итогам июля 2011 г.

Анализ минимального, среднего и максимального количества реализованных упаковок брэнда КАНЕФРОН® Н указывает на прямую корреляцию этих показателей с объемом месячной выручки розничных торговых точек (рис. 6). При этом столь значительная разница количества реализованных упаковок препарата в аптечных учреждениях в разрезе месячного выторга косвенно может свидетельствовать о том, что в торговых точках со сравнительно невысоким товарооборотом в анализируемый период могла быть отмечена дефектура по данной товарной позиции, в то время как при наличии таковой в аптечных учреждениях с более высоким товарооборотом рыночный потенциал препарата раскрыт в большей степени благодаря его наличию на полках.

Рис. 6
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок брэнда КАНЕФРОН® Н в различных торговых точках, сгруппированных по их финансовым характеристикам, в июле 2011 г.
Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок брэнда КАНЕФРОН® Н в различных торговых точках, сгруппированных по их финансовым характеристикам, в июле 2011 г.

Таким образом, на основании ретроспективного анализа аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н нами было рассчитано количество упаковок препарата в разрезе форм его выпуска, рекомендуемое для месячного товарного запаса в различных торговых точках с учетом их месячной выручки (табл. 2).

Таблица 2 Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата КАНЕФРОН® Н в разрезе форм выпуска в натуральном выражении на основании данных по розничной реализации в июле 2011 г. для торговых точек с различными финансовыми характеристиками
Объе­м месячной выручки, тыс. грн. Кап. орал. фл. с дозир. устр. 100 мл Табл. п/о блистер, № 60
Аптеки Аптечные пункты Аптечные киоски Аптеки Аптечные пункты Аптечные киоски
Менее 100 2–3 2–3 2–3 2–3 2–3 2–3
100–200 3–5 3–5 3–5 3–5 3–5 3–5
200–300 4–7 4–7 4–7 4–7 4–7 4–7
300–500 6–10 6–10 6–10 6–10 6–10 6–10
500–1000 10–14 10–14 10–14 9–12 9–12 9–12
Более 1000 30–35 30–35 20–25 26–30 22–26 20–25

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Итак, на украинском фармацевтическом рынке по объему аптечных продаж в денежном выражении в своей конкурентной группе лидирует брэнд КАНЕФРОН® Н. Так, в общем объеме розничной реализации препаратов конкурентной группы его доля составила 35% в денежном и 26% в натуральном выражении. Следует отметить, что в конкурентной группе представлено около 20 препаратов.На фоне динамики аптечной реализации лекарственных средств конкурентной группы брэнд КАНЕФРОН® Н демонстрирует опережающие темпы прироста по количеству проданных упаковок, что способствует дальнейшему укреплению рыночных позиций препарата. По итогам 7 мес 2011 г. объем аптечных продаж брэнда КАНЕФРОН® Н на украинском фармацевтическом рынке достиг 54,2 млн грн. за 746 тыс. упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 7% в натуральном и 17% в денежном выражении.Раскрытие рыночного потенциала препарата в значительной степени зависит от грамотного подхода маркетирующей компании к коммуникациям с целевой аудиторией со специалистами здравоохранения. В анализируемый период количество воспоминаний специалистов здраво­охранения о промоциях для брэнда КАНЕФОН® Н посредством визитов медицинских представителей достигло 10 тыс. В разрезе специальностей врачей промоция препарата направлена преимущественно на гинекологов и урологов. Формирование оптимального товарного запаса, то есть на уровне, продиктованном спросом, являе­тся одним из необходимых условий для увеличения объема реализации в аптечном учреждении. В свою очередь, для корректной оценки рыночного потенциала определенной товарной позиции трудно переоценить значение ретроспективного анализа фактического объема его продаж. В рамках данного исследования был рассчитан рекомендуемый месячный товарный запас для брэнда КАНЕФРОН® Н в разрезе форм выпуска для различных типов торговых точек, сгруппированных по финансовым характеристикам. Препарат КАНЕФРОН® Н уже завоевал достойную позицию на украинском фармацевтическом рынке. При этом положительная динамика его аптечных продаж указывает на то, что потенциал этого препарата продолжает раскрываться.

Анна Шибаева

Бионорика

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи