Фармацевтическая логистика и 3PL-операторы

Фармацевтическая цепочка поставок — это сложная логистическая система с высоким уровнем ответственности каждого участника процесса, конечной целью которой является то, чтобы соответствующие лекарственные средства в установленные сроки с соблюдением обязательных условий хранения и транспортировки были получены ожидающими их людьми. Из-за большого количества ограничений, связанных не только с требованиями к хранению и перемещению препаратов, но и с их документальным сопровождением, сертификацией и лицензированием соответствующего вида деятельности, фармацевтическая цепочка поставок, уязвимая к влиянию множества факторов, представляет собой систему операций, где уровень оказываемого сервиса ниже 100% не допустим, поскольку любое другое значение этого параметра может повлиять на безопасность продукта для здоровья человека.

Олег Каленский

Дмитрий Рудюк

Для обеспечения наивысшего уровня сервиса участники фармацевтического рынка вынуждены создавать крупные страховые (резервные) запасы на каждом из звеньев цепочки поставок лекарственных средств — от производителя до конечного потребителя. Стоимость обслуживания запасов препаратов на складах и их транспортировки значительно повышается, поскольку эти процедуры жестко регламентируются законодательством Украины и к ним выдвигаются дополнительные требования, связанные с соблюдением температурного режима на складах и при доставке, необходимостью раздельного хранения различных лекарственных средств, санитарного контроля, разделения потоков входящей и исходящей продукции и т.д. Все вышеприведенное вынуждает производителей и дистрибьюторов искать выход из данной ситуации, позволящий при целевом 100% уровне сервиса снизить затраты на логистику. В контексте решения оптимизационных задач крайне важно охватить всю цепочку поставок (в широком ее понимании) — от научно-исследовательских работ по разработке препарата до его доставки конечному потребителю. Так как уровень сервиса, в частности качество, объемы и сроки поставок лекарственных средств, должен стремиться к 100%, это приводит к тому, что затраты на логистику в фармацевтической отрасли являются одними из самых высоких.

До 2009 г. подавляющее большинство представительств иностранных компаний занималось преимущественно защитой интересов производителя на украинском рынке, не осуществляя при этом торгово-хозяйственной деятельности на территории Украины. Кризис оказал свое влияние на рынок, подтолкнув представительства к усилению контроля над продажами и началу полноценной коммерческой деятельности на территории Украины. Это повлекло за собой необходимость самостоятельной организации международных перевозок препаратов, работу по таможенному оформлению товаров, консолидацию продукции на коммерческих складах и в ряде случаев распределение товаров собственными силами, например, с целью снижения затрат на логистику, что, в свою очередь, приводило к повышению маржинальности бизнеса. В настоящее время представительств, управляющих цепочками поставок в полном объеме, не так много, поскольку полноценный менеджмент качества, количества и его стоимости — это непростой и очень капиталоемкий процесс, который может позволить себе компания с большим товарным оборотом. Типичная бизнес-модель для резидента, маркетирующего международные брэнды лекарственных средств, включает импорт товаров и хранение запасов на складе, иногда — таможенное оформление, реже — самостоятельную дистрибьюцию. Чаще всего за распределение продукции, прошедшей таможенное оформление, отвечают дистрибьюторы. По итогам первых 8 мес 2011 г. в сегменте дистрибьюции 3 ведущие оператора национального масштаба удерживают 73% объема рынка препаратов в Украине (согласно данным «Proxima Research»). Эти компании настолько «оторвались» от остальных участников, что вероятность выхода на рынок в ближайшее время конкурентов, способных потеснить их позиции, достаточно мала. Скорее, наоборот: эти гиганты могут рассматривать возможность приобретения небольших региональных дистрибьюторских компаний.

Для работы на фармацевтическом рынке компании вынуждены преодолевать ряд ограничений:

  • сложная разрешительная система;
  • относительно невысокая развитость инфраструктуры на рынке (недостаточное количество специализированных складов и транспорта);
  • высокая зависимость от производственных планов и мощностей (лекарственные средства производятся сериями для конкретного региона в определенном количестве и с ограниченными сроками годности);
  • специальные условия хранения, транспортировки (различные температурные режимы, показатели влажности, длительность хранения, товарное соседство и пр.);
  • сложный учет товара (ограниченные сроки годности и учет по сериям производства);
  • наличие на рынке контрафактной продукции;
  • недостаточное внедрение интегрированных информационных систем учета перемещения готовой продукции от производителя к конечному потребителю.

Особое внимание необходимо уделить вопросу разрешительной документации. Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия) представляют собой список правил и требований, которых должна придерживаться компания, желающая сертифицировать объект (склад), на котором планируется организация складских операций с препаратами, или получить лицензию на оптово-розничную торговлю лекарственными средствами.

В последнее время количество препаратов, для которых обязательно соблюдение определенных температурных условий, постоянно растет, а это предполагает дополнительные требования, а также ограничения для процессов транспортировки и хранения. Основная часть таких лекарственных средств состоит из действующих веществ, в процессе транспортировки и хранения которых обязательно соблюдение соответствующего температурного режима, поскольку от этого зависит не только эффективность, но и уровень безопасности продукции для конечных потребителей. Особые условия хранения и транспортировки должны выполняться всеми участниками логистической цепочки — производителями, перевозчиками, складскими операторами, дистрибьюторами, аптеками и больницами. Большое количество посредников между производителем и конечным потребителем усложняет задачу выполнения обязательных требований. Управление процессом поставок фармацевтических товаров с соблюдением температурного режима в логистической цепи приводит к необходимости сертификации транспортных средств и складов, которые должны быть оснащены специальным холодильным оборудованием.

Лицензионные условия значительно ограничивают участие 3PL-операторов (3PL — Third-Party Logistics) в полноценной «игре» на фармацевтическом рынке, сводя их роль к работе с рекламной продукцией, предназначенной для продвижения лекарственных средств, что не предполагает лицензирования. 3PL-операторы не спешат вступать в конкуренцию с фармацевтическими дистрибьюторами, но стоит отметить, что с каждым днем комплексные логистические провайдеры все с большим интересом рассматривают возможность «отщипнуть» себе «кусок фармацевтического пирога».

3PL-операторы занимаются организацией и управлением перевозками, учетом и управлением запасами, подготовкой импортно-экспортной и фрахтовой документации, складским хранением, обработкой груза, доставкой конечному потребителю.

Логистическая цепочка поставки лекарственных средств зарубежного производства включает производство продукции, хранение на консолидационном складе производителя или дистрибьютора, доставку товара на территорию Украины, таможенное оформление, хранение на складе грузовладельца-импортера, дистрибьюцию или адресную доставку в прочие каналы сбыта. Все эти процессы должны проходить под жестким контролем выполнения правил транспортировки и хранения препаратов. Инфраструктурные ограничения, обусловленные качеством имеющихся складов и автотранспортного парка, практически непосильны для отдельных небольших компаний, вынужденных смириться с ситуацией и максимально эффективно использовать те активы, которые предлагаются на рынке. Существенное влияние на логистические процессы, связанные с производством и распределением продукции, оказывает достаточно низкий уровень координации действий многочисленных участников цепочки — как между собой, так и внутри отдельных компаний. Низкая согласованность логистических систем влечет за собой увеличение затрат и снижение объема поставок лекарственных средств потребителям. В настоящее время вопрос отлаженной координации и управления остатками в процессе движения товара по цепочке является, по нашему мнению, одним из наиболее важных для компаний-операторов. Причем начинать следует с внутренней координации между отделами компании. Из-за неслаженной работы маркетингового отдела, отдела закупок и медицинского подразделения уровень запасов может повыситься на 15–20%, а отсутствие товара на складах — привести к возрастанию затрат на транспортировку на 20–30%. Координация работы внутри компании лежит в области повышения уровня коммуникации и качества планирования собственных маркетинговых акций, анализа продаж товара, формирования осознанных планов продаж, координации действий с производителями и поставщиками товаров. В условиях огромной неопределенности на рынке компании должны обладать высокой гибкостью в принятии решений и способностью быстро реагировать на меняющиеся запросы рынка. Для этого им необходима прогрессивная система прогнозирования потребностей рынка.

Между качеством прогнозирования потребностей в товарах и уровнем сервиса, предоставляемого клиенту, существует прямая зависимость. Обычно в базах данных учетных систем компаний хранится масса полезной, но не учитывающейся при принятии управленческих решений информации, которую следовало бы использовать при расчете прогнозов потребности продукции. Для построения прогнозов разработано ряд специальных программных продуктов, в которые заложены различные алгоритмы, однако все эти программы объединяет одно — в качестве исходных данных необходима детальная статистика о продажах в прошедшие периоды. Чем лучше качество и полнота исходных данных, тем выше точность прогнозирования. Для получения качественного прогноза потребности товаров рекомендуется накапливать такие исходные данные, которые должны содержать историю продаж продукции за последние 3 года, что позволит отследить сезонные тренды по товарам и другие факторы, оказавшие влияние на продажи, а также информацию о сроках и результатах проведения маркетинговых акций и прочих промо-активностей. Немаловажным фактором, влияющим на качество прогноза, являются различные ситуации, связанные с дефицитом товаров или недопродаж на рынке по причине государственных ограничений на торговлю или проблем с разрешительной документацией. Возникающие такие нестандартные ситуации, сказывающиеся на продажах, должны фиксироваться и учитываться при формировании прогнозов.

В свете всего вышеизложенного для фарм-оператора, желающего улучшить бизнес, необходим комплексный подход к логистическим операциям — взгляд на логистику в более широком контексте как на управление цепями поставок. Для достижения желаемого уровня затрат на логистику одновременно с поддержанием высокого уровня обслуживания компаниям, на наш взгляд, следует сфокусироваться на распределении усилий между внутренней логистикой и аутсорсингом, а также на построении интегрированного информационного пространства, в рамках которого окажется возможным получать необходимые данные для повышения качества прогнозов товарной потребности и улучшения качества коммуникации на различных этапах цепочки поставок. Такая информационная площадка позволит минимизировать риски накопления товаров на складах либо их нехватки, что в совокупности с аутсорсингом процессов складской обработки и транспортировки даст возможность снизить общие затраты на логистику при сохранении высокого уровня сервиса для клиентов и потребителей.

Олег Каленский,
управляющий партнер «3e consultants»;
Дмитрий Рудюк, бизнес-консультант

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті