Новое открытие: действие вируса Эбола может быть блокировано

30 Липня 2015 5:32 Поділитися

Новое открытие: действие вируса Эбола может быть блокированоВирус Эбола (Ebolavirus) относится к семейству филовирусов и вызывает геморрагическую лихорадку Эбола у высших приматов. Генетический аппарат этого вируса содержит одну цепочку РНК отрицательной полярности. Вирус передается только при прямом контакте — через кровь, жидкости и выделения. Вследствие воздействия вируса нарушается процесс свертывания крови и начинается кровотечение. Также для лихорадки Эбола характерны такие симптомы, как высокая температура, озноб, головная боль, слабость, рвота, диа­рея, нарушение функций печени и почек, боль в мышцах. У данного заболевания высокий процент летальности.

Несмотря на то что первые вспышки эпидемии вируса Эбола наблюдались в 1976 г., в настоящее время в таких странах Африки, как Заир и Судан, проблема не стала менее актуальной и все так же занимает первые новостные полосы. По утверждению Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization — WHO), вирус до сих пор распространен в некоторых частях Африки.

На данный момент значительное количество вакцин находится на стадии доклинических и клинических исследований, но не одна из них пока не применяется в рутинной практике. Тем не менее ученые заняты изучением очень важного аспекта, который поможет в дальнейшей разработке вакцины против вируса Эбола.

Американские ученые из Медицинского отделения Университета Техаса (University of Texas Medical Branch), США, в журнале «Drug Discovery Research» представили результаты своей работы, в которой они пытались по-новому посмотреть на проблему вируса Эбола. В исследовании они сфокусировались на изучении клетки-хозяина. Причиной такого решения ученых являлся тот факт, что вирус не может функционировать и воспроизводить себя без клетки-хозяина. Ученые решили, что если они смогут подавлять активность важных для вируса белков, появится возможность заблокировать вирус на пути его развития. Для того чтобы идентифицировать важные для вируса белки, ученые провели масштабные скрининговые эксперименты. Они выявили 735 генов, которые могут производить нужные для вируса белки. В ходе эксперимента к ним был добавлен псевдовирус Эбола (созданный искусственно для повышения безопасности опытов). Функционирует псевдовирус так же, как и сам вирус, но не является опасным. В итоге с помощью специального программного обеспечения команда ученых вычислила 2 биохимических пути, которые критически важны для жизнедеятельности вируса Эбола: PI3-киназный (phosphatidylinositol-3-kinases) и CAMK2 (Ca2+/calmodulin-dependent protein kinase) пути. Следующим шагом ученых была блокировка этих 2 биохимических каскадов с помощью уже разработанных и существующих лекарственных средств. Тестировали как искусственный псевдовирус Эбола, так и реальный вирус Ebola Zaire.

Ученые установили что, блокирование PI3-киназного пути ведет к уменьшению титра реального вируса Эбола на 65%, в случае блокировки CAMK2 пути вирус полностью перестает функционировать. Ученые считают, что результаты их работы будут полезны для разработки эффективных методов противодействия опасной лихорадке.