Национальная рада реформ: оценка развития Украины

09 Грудня 2015 1:07 Поділитися
После Революции достоинства так же, как и после Оранжевой революции, у граждан Украины были большие надежды на быстрый рост экономики и, как следствие этого, — рост их благосостояния. Как в первом, так и втором случае свой огромный кредит доверия украинская власть не использовала должным образом в кратчайшие сроки. Начавшиеся реформы по всем отраслевым направлениям стали пробуксовывать, несмотря на целый ряд позитивных изменений.

Международное рейтинговое агентство Moody’s прогнозирует, что экономика Украины при условии продолжения структурных реформ может расти в среднем до 2% в год, начиная с 2016 г. По данным другого рейтинговое агентство Fitch, ВВП Украины в следующем году вырастет на 1% (в текущем же году сокращение экономики составит 11,6%). Эту информацию недавно представило информационное агентство УНИАН. Следует отметить, что проведение успешной реструктуризации части внешнего долга Украины способствовало росту рейтинговой оценки нашей страны.

«Власть — бизнес — общество» — это золотой треугольник успешного развития любого государства. В условиях демократии этот треугольник должен заниматься внедрением эффективной экономической политики. Действия власти следует направлять на поддержку бизнеса и граждан, а ускорение экономического развития должно превратиться в национальную идею.

Власть, бизнес и граждане Украины сейчас находятся в конфликтном треугольнике. Чтобы его превратить в золотой треугольник, способствующий развитию государства, власть должна бороться с коррупцией, обеспечивать защиту права собственности и равные правила игры для всех. Бизнес обязан быть честным и ответственным.

Для определения приоритетных направлений реформирования, принятия политических решений о содержании реформ и координации процесса создана Национальная рада реформ. В ее состав входят ключевые лица, принимающие решения в стране, — Президент, Премьер-министр, Председатель ВР Украины, министры КМУ, председатели комитетов ВР Украины, 4 представителя гражданского общества. Также в заседаниях принимают участие главы фракций, формирующих коалицию ВР Украины, и руководители других органов власти, которые приглашаются в соответствии с темой заседания.

После того, как прошло учредительное заседание Национальной рады реформ 24 декабря 2014 г., было проведено еще 13 заседаний, принято 172 решения, из них более половины уже реализованы. К концу 2015 г. планируется провести еще 5 заседаний.

Среди достижений Национальной рады реформ можно отметить следующие. Национальная рада реформ предоставила систему координат и определила стандарты в проведении реформ. Кроме того, одобрена Стратегия устойчивого развития «Украина 2020», которая определила направления и целевые показатели реформ в Украине, выделены 18 приоритетов и лица, ответственные за них, созданы Целевые команды реформ по приоритетным направлениям и система мониторинга прогресса реформ.

Заседание Национальной рады реформ — это уникальная возможность проинформировать, объяснить суть реформы и получить мнение ключевых лиц, принимающих решения в стране. Этот орган выступает модератором противоречивых и проблемных вопросов реформирования.

Дмитрий Шимкив заместитель Главы Администрации Президента Украины, секретарь Национальной рады реформ отмечает, что созданная в конце 2014 г. с привлечением ведущих отечественных и зарубежных экспертов Национальная рада реформ призвана не только осуществлять мониторинг происходящих в Украине преобразований, но и способствовать позитивным изменениям под давлением не только МВФ, ЕБРР или ЕС, но и в первую очередь наших соотечественников, путем выработки профессиональных рекомендаций.

На сегодня общество позитивно оценивает усилия власти в реформировании сферы продвижения интересов Украины в мире, патрульной службы, а также децентрализации. Среди аутсайдеров доверия — борьба с коррупцией, реформа судебной системы, госслужбы, здравоохранения.

По словам Главы государства, сейчас завершается первый этап институционального и законодательного обеспечения борьбы с коррупцией. «Топор мы уже заострили. Главная роль, ключевая ответственность и самая большая надежда сейчас возлагаются на Национальное антикоррупционное бюро. Однако, без участия общества, без поддержки граждан мы не можем обеспечить эффективность реформ», — сказал Петр Порошенко.

Обновление власти и антикоррупционная реформа

Чего удалось достичь? Правительство утвердило Государственную программу по имплементации антикоррупционной стратегии на 2015–2017 рр. Проект программы прошел обсуждение с общественностью, получил положительную оценку от экспертов и международных организаций. Программа размещена на сайте Министерства юстиции Украины. По результатам открытого и прозрачного конкурса 16 апреля текущего года Президент назначил Артема Сытника на должность директора Национального антикоррупционного бюро (НАБ). НАБ — это специальный государственный правоохранительный орган, задачей которого является противодействие криминальным коррупционным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами, которые представляют угрозу национальной безопасности. Отобраны первые 70 детективов, которые 7 сентября начали 5-недельное обучение. После окончания обучения они будут готовы к расследованиям.

18 марта 2015 г. КМУ принял постановление об образовании Национального агентства по предупреждению коррупции (НАПК). НАПК станет центральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию государственной антикоррупционной политики. 2 сентября 2015 г. Закон Украины «О предотвращении коррупции» (от 14.10.2014 г. № 1700-VII) определил новую систему финансового контроля. Он предусматривает замену бумажных деклараций служащих об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера на электронные декларации, подаваемые через официальный веб-сайт НАПК, которые обнародуются в Едином государственном реестре.

2 июля текущего года ВР Украины приняла изменения в закон «О прокуратуре», которыми определен порядок создания Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Она должна осуществлять надзор за досудебным расследованием НАБ и поддерживать обвинение в судах.

Министерство юстиции Украины запустило обновленный реестр коррупционных правонарушителей. 14 июля 2015 г. ВР Украины приняла изменения в некоторые законы с целью предотвращения коррупции относительно открытости реестров владельцев имущества, транспортных средств и земли.

8 октября 2015 г. ВР Украины приняла закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере предотвращения и противодействия коррупции, которым предусмотрено прямое государственное финансирование политических партий. Кроме того, в первом чтении принят пакет законопроектов о создании специализированного государственного учреждения по вопросам розыска и распоряжения активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Благодаря этим законам коррупционеры больше не смогут скрывать свое состояние, переписывая его на подставных лиц или компании в оффшорах.

Реформа государственных закупок

Чего удалось достичь? Запущена система электронных государственных закупок ProZorro. По состоянию на 1 октября 2015 г. в системе работают более 980 государственных заказчиков, объявлено торгов более чем на 4 млрд грн.

Сформулированы и согласованы новые функции профильного департамента Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), определена его новая структура, сформирована команда, включающая 10 новых специалистов. Проведен IT-аудит действующего веб-портала и системы ProZorro, определены возможные пути интеграции обеих систем. Начат процесс присоединения Украины к Соглашению ВТО о государственных закупках. Разработана дорожная карта гармонизации украинской системы закупок с европейскими директивами. Внесены изменения в законодательство о государственных закупках для обеспечения дальнейшего движения реформы.

Кроме того, разработан проект закона, предусматривающий создание совершенно новой системы государственных закупок (которые теперь будут называться публичными). Также этот проект определяет понятие электронных закупок и предусматривает поэтапное переведения всех закупок в электронную форму в течение 2016 г. (разъяснения на портале поддержки заказчиков — help.vdz.ua).

Что еще предстоит сделать? ВР Украины должна принять закон о публичных закупках еще в 2015 г. Не менее важно наладить сотрудничество с Государственной службой специальной связи и защиты информации для получения сертификата безопасности на систему ProZorro. Кроме того, следует утвердить дорожную карту гармонизации украинской системы закупок с европейскими директивами на уровне КМУ.

Реформа правоохранительной системи

Чего удалось достичь? Это одна из самых успешных реформ. 2 июля ВР Украины одобрила секторальный закон «О Национальной полиции», который дал старт реформе МВД. Он вступил в силу 7 ноября 2015 г. 4 июля текущего года начала работу новая патрульная служба в Киеве. На данный момент патрульная полиция укомплектована и работает в 4 крупнейших городах — Киеве (с охватом аэропорта «Борисполь»), Одессе, Львове и Харькове. Рейтинг доверия населения Киева к полиции достиг небывалого уровня, в то время как до 2013 г. таковой к милиции не превышал 10%. Этот проект дал шанс обществу поверить в необратимость реформ и стал ярким примером успешной работы Правительства.

ВР У принят комплекс изменений в законодательство по безопасности дорожного движения, в частности, вводится фото- и видеофиксация нарушений правил дорожного движения. Это позволит, не снижая уровень безопасности на автодорогах, убрать с дорог правоохранителей с радарами и снизить опасность коррупции в этой сфере. В соответствии с новым законом «О прокуратуре» продолжается конкурс на должности в местных прокуратурах во всех регионах страны. В нем приняли участие около 11 000 кандидатов. Новые местные прокуратуры должны быть созданы до 15 декабря 2015 г.

Что еще предстоит сделать? Одобрения во втором чтении ожидает законопроект «О сервисных услугах и сервисных центрах МВД Украины». Этот документ предусматривает реорганизацию коррупированных МРЭО и других служб МВД, предоставляющих админуслуги, в современные службы по предоставлению быстрых и качественных услуг населению.

Также ВР Украины необходимо принять во втором чтении законопроект «О Государственном бюро расследований». Важно начать процесс обновления кадров в региональных прокуратурах и Генеральной прокуратуре Украины, это даст возможность создать более качественные органы прокурорского самоуправления, предусмотренные законом.

Дерегуляция и развитие предпринимательства

Чего удалось достичь? В 2015 г. утверждена обновленная Концепция дерегуляции, создан Офис эффективного регулирования с фокусом на сферы и индустрии, имеющие наивысшую ценность для малого и среднего бизнеса. Отменены обязательные сертификаты по 13 видам продукции, включая технические средства реабилитации, моющие средства, детское питание, диетические добавки и др. Украина присоединилась к Женевскому соглашению ООН по автотранспорту 1958 г., что позволило отменить обязательную сертификацию новых автомобилей. В целом уменьшено количество разрешительных документов: было — 143, стало — 84. Сокращены перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, с 56 до 30, введено электронное лицензирование. Отменен карантинный сертификат. Значительно сократился срок выдачи (с 5 до 2 дней) фитосанитарного сертификата в портах. Установлено, что исключительно по решению суда могут быть приостановлены производство (изготовление) или реализация продукции, выполнение работ, оказания услуг субъектами хозяйствования.

Почти 1,5 года действовал мораторий на осуществление проверок субъектов хозяйствования, что было одной из мер защиты бизнеса от контролирующих органов. Создан Совет бизнес-омбудсмена, что будет способствовать повышению уровня правовой защиты бизнеса. Упрощен порядок выдачи разрешения на применение труда иностранцев. Приняты существенные изменения в законодательство о защите прав инвесторов. Упрощен порядок открытия и ведения бизнеса — использование печатей субъектами хозяйствования является добровольным. В Парламенте зарегистрированы 4 законопроекта относительно реформирования контролирующих органов. Еще 3 законопроекта в сфере реформы антимонопольного законодательства также ожидают голосования ВР Украины. Они направлены на повышение прозрачности и предсказуемости действий АМКУ.

Реформа здравоохранения

Согласно социологическим опросам реформы здравоохранения являются самыми отстающими из осуществляемых в Украине. В сентябре этого года было проведено исследование, посвященное причинам подорожания лекарств и изделий медицинского назначения. С момента введения 7% НДС на лекарственные средства, а это случилось 1 апреля 2014 г., государственный бюджет пополнился за счет средств граждан Украины более чем на 4,5 млрд грн. А с момента введения 5% импортного сбора в феврале 2015 г. еще 500 млн грн. перекочевало из карманов потребителей в бюджет Украины. В случае если будет принят новый Налоговый кодекс, разработанный Министерством финансов Украины, НДС на лекарства составит 20%.

Чего удалось достичь? Широко обсуждается автономия в работе лечебно-профилактических учреждений. Создан новый Центр общественного здоровья. Внедрена новая система подотчетности и управления информацией — eHealth. Весной текущего года приняты законы, которые позволяют использовать механизм госзакупок лекарств и изделий медицинского назначения через международные организации. В июле–августе МЗ выбрал детский фонд ООН «ЮНИСЕФ», ПРООН и агентство «Crown Agents» как агентства для осуществления госзакупок. 8 октября КМУ принял постановление, определяющее перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, подлежащих международным закупкам. В октябре МЗ создана рабочая группа по разработке новой национальной системы государственных закупок лекарств и изделий медицинского назначения, которая к 2019 г. остановит механизм закупок через международные организации.

Украина присоединилась к Глобальной инициативе по безопасности и здравоохранению (Global Health Security Agenda). Это один из ключевых отраслевых этапов выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС.

Что еще предстоит сделать? ВР Украины должна принять законы об автономизации учреждений здравоохранения. Таким образом, процесс автономизации больниц может стартовать в лучшем случае в середине 2016 г. За 20 лет не разработаны окончательно стандарты лечения, не введена реимбурсация. Проект Всемирного банка «Улучшение здравоохранения на службе у людей» на основе полученного займа в 214 млн дол. США практически приостановлен из-за организационных трудностей. Не произошло существенного прогресса в дерегуляции фармацевтического рынка. Несмотря на существование рабочей группы и отдельные концептуальные наработки, стратегия дерегуляции фармрынка до настоящего момента так и не появилась. Также есть все основания опасаться, что до конца текущего года МЗ Украины не успеет освоить все бюджетные средства, выделенные на закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Реформирование министерства не происходит. МЗ Украины остается структурой, сосредоточенной на рутинных бюрократических операциях с крайне низкой способностью к воплощению реформ.

Налоговая реформа

Чего удалось достичь? План институциональных изменений деятельности Государственной фискальной службы (ГФС) согласован с министром финансов 04.06.2015 г. и МВФ. Проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков)» (регистрационный № 2004) принят ВР Украины и подписан Президентом. Разработаны и представлены на рассмотрение Парламента ряд законопроектов относительно совершенствования налогового администрирования. Принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (введена электронная система администрирования НДС, пересмотрены критерии для автоматического возмещения НДС).

Реформа ГФС будет продолжаться в течение 1,5 года. ГФС перейдет в прямое подчинение Министерству финансов, а ее штат сократится вдвое. Сервисы этих организаций объединят и добавят таможенную службу. На западных границах Украины будут созданы совместные с ЕС таможенные пункты пропуска. Налоговую милицию реорганизуют в Службу финансовых расследований, осуществляя тем самым ее демилитаризацию.

По поручению Президента в настоящее время ведутся интенсивные переговоры по согласованию налоговой реформы, предлагаемой Министерством финансов и альтернативным законопроектом, предложенным профильным комитетом ВР Украины. Разница между подходами к налоговой реформе от Министерства финансов и профильного парламентского комитета состоит в том, что министерство рассматривает налоги с точки зрения их фискальной функции, а комитет учитывает и другие их функции — регулирующую и стимулирующую.

Что еще предстоит сделать? Внесение изменений в Налоговый кодекс — это наиболее важный законотворческий процесс уходящего года, поскольку Бюджет Украины 2016 г. должен опираться на новую налоговую базу. Подготовка институциональной реформы ГФС является одним из предварительных условий выделения Украине второго транша в рамках программы расширенного финансирования МВФ.

Сергей Гордиенко
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті