Как удовлетворить кадровый голод фармацевтической промышленности — решение лидера

Не секрет, что нынешняя система высшего образования не удовлетворяет постоянно растущие потребности фармацевтической промышленности в квалифицированных кадрах. Сразу после студенческой скамьи молодые специалисты зачастую не имеют понятия о том, в какой именно сфере фармации им хотелось бы работать — стать асом в фармацевтических технологиях или экспертом по клиническим исследованиям, заниматься вопросами регистрации или сделать карьеру руководителя и дорасти до топ-менеджера. Фармацевтическая отрасль весьма многогранна. Поэтому сегодняшним студентам, будущим специалистам фармации, необходимо определить, какой профессией им следует овладеть, чтобы стать успешными. Задача системы высшего образования — помочь будущему специалисту сделать правильный выбор, чтобы его задатки раскрылись в полную силу на том рабочем месте, которое он для себя выберет, чтобы работа приносила не только доход, но и моральное удовлетворение.

107141_001Как известно, лидер мыслит стратегически. Поэтому неудивительно, что лидер украинской фармацевтической промышленности — компания «Фармак» — занялась системным решением проблемы кадрового дефицита в отрасли. Отметим, что в 2016 г. ПАО «Фармак» несколько раз входило в рейтинги деловых изданий. Так, по версии журнала «Бизнес» компания вошла в десятку лучших работодателей, и Виктория Кондрашихина, директор по персоналу, на страницах этого делового издания рассказала о кадровой политике компании. Также компания вошла в топ-20 лучших работодателей Украины по версии журнала «ФОКУС».

Чем выше уровень подготовки в вузах, тем меньше усилий и инвестиций в обучение должна направить компания. Как приблизить уровень высшего образования к потребностям украинской фармацевтической промышленности? На этот вопрос ответили Владислав Страшный, доктор фармацевтических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, директор по корпоративным связям ПАО «Фармак», заведующий кафедрой промышленной фармации Киевского национального университета технологии и дизайна (КНУДТ), и Татьяна Шумарова, начальник отдела управления персоналом ПАО «Фармак».

— Владислав Владимирович, по Вашему мнению, c чем связано быстрое увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах?

— Первый фактор, который влияет на увеличение потребности, — старение населения. В связи с низкой рождаемостью доля населения в возрасте старше 60 лет постоянно увеличивается. Второй фактор — повышение общего уровня знаний. Потребители становятся более грамотными и требовательными. Третий фактор — увеличение доли населения со средними доходами, и в то же время увеличение разрыва между очень богатыми и бедными.

Сообщества со стареющим населением сталкиваются с такими проблемами, как дефицит рабочей силы, иммиграционные трудности, дефицит бюджета и борьба за благосостояние граждан пожилого возраста. Государства начинают тратить больше средств на пожилых людей — пенсии и медицинское обслуживание. Эти статьи расходов более затратные, чем расходы на образование.

Для решения этой проблемы необходимо увеличить количество высококвалифицированных, высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест, что приведет к увеличению ВВП и налоговых поступлений. Кстати, ООН считает, что заработная плата ниже 3 дол. в час снижает мотивацию человека к труду и его производительность. Между тем, увеличение численности работников с хорошим образованием стимулирует работодателей внедрять их знания в производство товаров и предоставление услуг.

При повышении уровня знаний работники становятся более активными, образованными и решительными, а потребители — более требовательными и независимыми. Вместе они дают толчок к расширению знаний, а это, в свою очередь, требует хороших образовательных учреждений.

С увеличением количества высококвалифицированных рабочих мест промышленность в развитых странах производит все больше товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. А производство низкодоходных товаров, выпус­каемых низкоквалифицированными работниками с низкой производительностью труда, перемещается в развивающиеся страны. При этом разрыв между развитыми странами и странами третьего мира увеличивается все больше.

— Скажите, пожалуйста, как можно решить проблему с подготовкой высококвалифицированных кадров?

— Главная задача — максимально приблизить учебный процесс к требованиям производства. Это позволит выпускникам быстро освоить производственные процессы на современном оборудовании.

В связи с этим хочу обратить внимание на следующие отличия в системе высшего фармацевтического образования Украины и ЕС.

В нашей стране 35–40% специалистов, работающих в фармации, имеют профильное фармацевтическое образование. При этом 15% специалистов, окончивших фармацевтические вузы или факультеты, задействованы в разработке новых препаратов, производстве и сфере регистрации лекарственных средств.

Для сравнения в ЕС 50% выпускников фармацевтических факультетов медицинских вузов идут работать в промышленность и научные учреждения. 80% высших фармацевтических учебных заведений мира готовят специалистов по направлению «Промышленная фармация».

Вы видите, насколько украинская система высшего фармацевтического образования отстает не только от таковой ЕС, но и от реальных потребностей фармацевтической промышленности. По­этому следует сместить акценты, необходимо давать студентам как можно больше информации о регуляторных требованиях к обороту лекарственных средств, разработках и исследованиях препаратов в соответствии с требованиями надлежащих практик, фармацевтической системе качества, современных методах контроля качества лекарственных средств, валидации процессов, аналитических методиках, трансфере технологий, управлении рисками, интегрированных системах менеджмента. Больше того, необходимо, чтобы выпускники могли использовать эти знания на практике. То есть речь идет о внедрении практико-ориентированного обучения.

— Что нужно для внедрения практико-ориентированного обучения?

— Переход на практико-ориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход к каждому студенту. Результат такого обучения проявлялся в формировании у них собственной внутренней мотивации, устойчивого познавательного интереса. Необходимо формировать систему востребованных знаний, умений и практического опыта, что позволит будущим выпускникам легко адаптироваться в новых для них условиях.

Образовательные программы должны основываться на современных требованиях работодателей и рынка труда. Поэтому к внедрению практико-ориентированного обучения на всех образовательных уровнях должны привлекаться специалисты-практики и работодатели. То есть в решении проблемы практико-ориентированного обучения должны принимать участие предприятия путем тесного сотрудничества с вузами. Их главная задача — активно участвовать в создании образовательных программ, соответствующих потребностям промышленности.

Необходимость перехода на практико-ориентированное обучение предусмотрена Законом Украины «О высшем образовании». В соответствии с этим законом практическая подготовка студентов осуществляется путем прохождения ими практики на предприятиях в соответствии с договорами, заключенными вузами. Руководители предприятий должны обеспечить создание надлежащих условий для прохождения практики на производстве в соответствии с законодательством.

Если говорить о конкретных мероприятиях, направленных на внедрение практико-ориентированного обучения, то это адаптация образовательных услуг к потребностям и специфике фармацевтической отрасли, стимулирование развития предпринимательских, креативных и инновационных навыков на всех образовательных уровнях, создание интерактивной учебной среды и инфраструктуры для трансфера знаний, интенсивное развитие различных форм сотрудничества вузов с предприятиями фармацевтической отрасли, привлечение к образовательному процессу в рамках образовательно-профессиональных программ специалистов-практиков, включение преподавателей вузов в процессы разработки нормативных документов, национальной политики, отраслевых программ и концепций развития фармацевтической отрасли.

— Спасиб107142_001о, Владислав Владимирович, а теперь вопрос к Татьяне Дмитриевне. Скажите, пожалуйста, какие шаги уже сделаны компанией «Фармак» в рамках сотрудничества с вузами?

— Мы работаем с вузами уже давно, а в текущем году увеличили наши усилия в этом направлении. Мы решили перейти на более высокий уровень качества взаимодействия с вузами. В принципе, у нас все получается, и даже более быстрыми темпами, чем мы ожидали.

В рамках VIII Национального съезда фармацевтов Украины проходил научно-практический симпозиум, посвященный фармацевтическому образованию в Украине. Во время этого мероприя­тия я выступила с докладом об актуальных вопросах подготовки специалистов для фармацевтических предприятий. В докладе был представлен анализ состояния образования в нашей стране глазами работодателей, и наши предложения нашли широкую поддержку и отражение в решении VIII Национального съезда фармацевтов Украины.

Во время симпозиума мы говорили о том, что следует организовывать круглые столы, встречаться с представителями вузов, чтобы наладить тесное взаимодействие. И сразу после съезда на наши предложения откликнулся Национальный фармацевтический университет (НФаУ).

16 декабря состоялся круглый стол, на который были приглашены не только НФаУ, но и КНУДТ, потому что в этом вузе есть факультет химических и биофармацевтических технологий и кафедра промышленной фармации, а также факультет биотехнологии и биотехники Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского» (КПИ).

23 декабря состоится еще один круглый стол с представителями химических факультетов КПИ и Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко, а также Тернопольским государственным медицинским университетом им. И.Я. Горбачевского. А в следующем году мы планируем продолжить эту работу и пригласить на круглые столы другие медицинские университеты, технические и другие вузы, которые готовят специалистов, необходимых для нашего предприятия.

— Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, какие вузы лучше готовят специалистов для фармацевтической промышленности — фармацевтические или технические?

— У нас есть серьезная проблема с уровнем подготовки студентов, и в вузах это понимают. Поэтому они, безусловно, тоже заинтересованы в изменении ситуации. Говорить, кто лучше, очень сложно. Понятно, что НФаУ во многом лучше, потому что он профильный, у него сильная научно-исследовательская база. Но желание повышать качество образования и делать его более приближенным к потребностям промышленности есть как у фармацевтических, так и у технических и медицинских вузов. Действительно, очень долгое время бизнес и образование были далеки друг от друга. И преподавательскому составу вузов очень тяжело самим разобраться, что нужно работодателям и чего не хватает в качестве подготовки студентов. Сейчас мы постоянно встречаемся, обсуждаем, строим планы работы, делаем определенные шаги для того, чтобы повысить качество образования. И это уже реальные действия.

— Какие на сегодня существуют проблемы в высшем фармацевтическом образовании, и как их решает компания «Фармак»?

— Одна из проблем — это взаимодействие между вузами и бизнесом. Чтобы повысить качество обучения студентов, предприятие должно тесно сотрудничать с вузами.

Современное фармацевтическое предприятие имеет сложное оборудование и технологии, высокие стандарты работы и жесткие требования системы качества. У нас на предприятии многие сотрудники, работающие на рабочих должностях, имеют высшее образование. Только поработав год или два и хорошо изучив предприятие, молодые специалисты начинают осознанно строить свою карьеру.

Сейчас в вузах нет специализации и проф­ориентации студентов. Поэтому когда выпускники приходят к нам в компанию, то даже не знают, кем хотят быть, чем заниматься — технология­ми, качеством, регистрацией, разработкой. Также им не хватает глубоких специальных знаний для построения карьеры на предприятии.

Компания «Фармак» обеспечивает качественную практику для студентов, также включающую ознакомительную встречу, на которой мы рассказываем о предприятии, организовываем экскурсии в музей и на предприятие. И, что для нас очень важно, многие студенты хотят возвращаться к нам на следующие практики, а затем приходят устраиваться на работу.

Одно из направлений нашего взаимодействия с вузами — это помощь в формировании актуальных программ обучения, а также решение вопроса с профориентацией и специализацией, чтобы студенты еще во время учебы могли определиться с будущей профессией. Для этого можно проводить факультативы, организовывать специальные курсы, помогать изучать студентам какие-то темы углубленно. Мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы помочь вузам организовать качественную профориентацию. Наши эксперты могут консультировать, проводить презентации, читать лекции на определенные темы.

Сегодня на рынке труда трудно найти узкопрофильных специалистов, потому что вузы их не выпускают. Например, регуляторное направление, фармаконадзор, специалисты по внешним рынкам. Именно на специальных курсах или факультативах можно дать студентам необходимые знания.

Безусловно, сейчас есть большие возможности для получения информации, и активные студенты занимаются самообразованием, но их мало. Хотелось бы, чтобы студенты также были активными и более мотивированными.

Во время съезда и круглого стола мы говорили с преподавателями вузов о том, что важно подготовить качественные программы практики. Некоторые вузы и факультеты прописывают их достаточно хорошо и содержательно. Но часто бывает так, что в программе практики написаны общие фразы — ознакомиться с производством, изучить документы, и никакой конкретики. В таком случае мы не понимаем, что уже знает такой студент и чему именно его учить во время практики.

Мы уже начали работу с НФаУ и КПИ по анализу содержания программ практик. Безусловно, прежде всего это задача вузов. Мы не можем за них написать программы, но можем проконсультировать и подсказать. Также для нас очень важно иметь качественные программы, на основании которых мы сможем обеспечить высокий уровень практической подготовки студентов на нашем предприятии.

Кроме того, важно, чтобы сами преподаватели знали о производственных процессах как можно больше. Когда мы организовывали круглый стол, то первым делом провели экскурсию для преподавателей вузов на предприятие. Это произвело на них колоссальное впечатление. Некоторые из них вообще не были на производстве или были, но очень давно. И вузы проявляют активную заинтересованность в том, чтобы преподаватели могли также ознакомиться с современным производством.

Есть еще одна проблема, о которой хотелось бы сказать. В регионах есть толковые студенты, но, к сожалению, проблематично студентам из Харькова или Тернополя приехать на практику в Киев. Ведь нужно обеспечить питание и проживание. А в студенческих общежитиях предлагают коммерческие цены. Поэтому мы призываем вузы подумать о взаимном обмене студентами во время практики. Нужны и государственные поддержка и помощь в организации стажировок студентов из разных регионов.

Очень важный вопрос — это взаимодействие со студентами не только в рамках учебного процесса. Несомненно, мы хотим видеть у себя только лучших, узнавать о них. Для этого проводятся всевозможные мероприятия — олимпиады, конференции и т.д. Мы сотрудничаем с вузами и в этом направлении.

Хочу рассказать еще об одной важной площадке для коммуникации с талантливыми студентами. Компания «Фармак» реализует проект «Школа молодого ученого». Если раньше в этот проект, как правило, привлекались только сотрудники компании, то в этом году мы пригласили внешних участников: студентов, аспирантов, молодых ученых. В этом году в ІV Научно-практической конференции школы молодых ученых ПАО «Фармак» «Наука та сучасне фармацевтичне виробництво» к участию были допущены 14 человек из 3 вузов. 8 декабря приняли участие в конференции 5 молодых ученых и 3 студента из НФаУ и Киевского национального университета им. Тараса Шевченко.

Для талантливой молодежи нужно создавать возможности. «Школа молодого ученого» — одна из возможностей заявить о себе, рассказать о своем исследовании.

— Как вы набираете студентов на практику, или они приходят по своему желанию?

— Раньше мы заключали с вузами договоры, где было определено количество студентов, и вузы присылали их на свое усмотрение. В рамках круглого стола мы обсуждали наши требования к студентам. Компания «Фармак» заинтересована приглашать на практику лучших студентов, которые потом могли бы работать на нашем предприятии. А студентам важно знать, что пос­ле окончания вуза они получат реальный шанс работать в нашей компании.

Конечно, мы интересуемся оценками, но это не жесткий и не единственный критерий. Ведь не всегда отличник становится самым лучшим работником. Однако для нас важно, чтобы студент имел высокие оценки по профильным предметам, поскольку профессиональные знания очень важны. А участие в олимпиадах, предыдущие успешные практики на нашем предприятии — это дополнительное преимущество.

Компания «Фармак» ставит для себя цель работать со студентами системно. Мы заинтересованы из курса в курс приглашать одних и тех же студентов на практику при условии, что предыдущая была успешной. Уже сейчас мы собираем отзывы, ведем базу данных. Если студент зарекомендовал себя негативно, то в следующий раз мы дадим шанс кому-то другому прийти к нам на стажировку.

— Сколько студентов из тех, кто прошел практику в компании «Фармак», приходят потом на работу?

— Такие примеры у нас есть. В этом году у нас трудоустроились 2 молодых специалиста, которые, будучи студентами, проходили у нас практику. Мы надеемся, что с каждым годом таких выпускников будет больше. Компания заинтересована в том, чтобы брать на работу молодые перспективные кадры.

Что касается стартовых должностей, мы час­то берем на работу молодых перспективных выпускников, которые не были у нас на практике. Для выпускника — это возможность попасть в компанию, занимающую лидирующие позиции на рынке, понять, что такое фармацевтическое производство, получить практический опыт, определиться со своей специализацией и построить карьеру.

Мы заинтересованы, чтобы молодые специалисты приходили на работу с необходимым багажом знаний, чтобы претендовать не только на стартовые должности, но и на должности специалистов.

— Какие требования компания «Фармак» предъявляет к соискателям?

— Поскольку мы работаем не только на рынке Украины, но и на внешних рынках, для многих должностей очень важен английский язык.

Кроме того, ни одно современное фармпредприятие не может обойтись без IT-технологий. Поэтому соискатель как минимум должен быть продвинутым пользователем ПК. Важно, чтобы он владел специальными программами в зависимости от должности, на которую претендует.

Для нас важно, чтобы соискатель хорошо знал фарминдустрию не только украинскую, но и зарубежную, их отличия.

Еще один важный момент — это личностные компетенции. Когда к нам приходит соискатель без опыта, то в первую очередь мы обращаем внимание на то, какой он человек, каким он может быть специалистом. Большинство компаний проводят интервью по компетенциям. Ведь оценить опыт, которого нет, мы не можем. Мы можем только ориентироваться на его диплом, уровень оценок. Но нам важно понять, соответствует ли соискатель нашей корпоративной культуре, насколько он может быть эффективным в нашей компании.

— Какие условия для развития может предоставить компания «Фармак»?

— Компания «Фармак» — это передовые технологии не только на производстве, но и в бизнес-процессах. Работа на современном предприя­тии у лидера рынка сама по себе является хорошей мотивацией. Кроме того, в ПАО «Фармак» созданы хорошие возможности для саморазвития и построения карьеры.

Для новых сотрудников есть программа адаптации, начиная с адаптационного занятия и заканчивая сопровождением в течение всего испытательного срока.

Компания постоянно инвестирует в обучение сотрудников, ведь работа в фармацевтической отрасли требует непрерывного развития. Ошибка на производстве недопустима. Поэтому все процессы, особенно связанные с производством и качеством, сотрудники компании должны знать досконально.

У нас великолепная библиотека, мы постоянно пополняем ее фонд. Книги покупает не только компания, но также и сотрудники приносят книги, которые уже прочитали. В библиотеке собрана не только научная, но и художественная литература на любой вкус.

— Недавно были приняты изменения в законодательство о высшем образовании. Вместо ряда фармацевтических специальностей осталась только «Фармация». Как Вы думаете, как это отразится на подготовке специалистов в вузах?

— По этому поводу было достаточно много дискуссий. Я надеюсь, что изменения будут. Важно, чтобы специальность «Промышленная фармация» осталась. Знания и навыки специалистов в аптеках и на производстве существенно отличаются, хотя базовые дисциплины у них одинаковые. Должно быть разделение на промышленную и непромышленную фармацию. Мы надеемся, что нас услышат. Кроме того, необходимость решения этого вопроса отражена в решении съезда.

Елена Приходько
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті