Ученые объяснили, почему так тяжело рано вставать на занятия

14 Квітня 2017 11:40 Поділитися

108527Условия социальной деятельности часто идут вразрез с биологическими особенностями человека. Автор нового исследования Мэри Карскадон (Mary Carskadon), профессор психиатрии и поведения человека Медицинской школы Уоррена Альперта Брауновского университета (Warren Alpert Medical School of Brown University), США, объяснила, в силу каких физиологических изменений подростки, которые вынуждены вставать на занятия слишком рано, испытывают недостаток сна.

Результаты десятилетней научной работы М. Карскадон и ее коллег показали, что 2 основные системы, регулирующие сон, — циркадные ритмы и потребность во сне — изменяются по мере развития ребенка.

Дети старшего возраста, естественно, склонны ложиться спать позже, но их потребность во сне сохраняется на прежнем уровне и составляет 9–10 ч. Циркадные ритмы подростков сдвигаются — они становятся биологически предрасположенными к позднему засыпанию, однако общество часто требует от них раннего подъема. Подросток вынужден посещать занятия в школе в то время, когда циркадная система требует продолжения сна, отметили ученые.

Опрос учеников средней школы показал, что они оценивали себя более взрослыми, когда их режим сна сдвигался в сторону более позднего отхода ко сну: циркадная система оказалась связана с половым созреванием.

Далее ученые проанализировали уровень мелатонина в слюне — гормона, управляющего циркадными ритмами, его массовый выброс в кровь связан с появлением ощущения сонливости. У подростков повышение уровня мелатонина происходит позже, чем у детей младшего возраста, и пик выработки сдвигается к более позднему часу по мере того, как они взрослеют.

Ученые провели дополнительное исследование с участием учеников 10-го класса, которые обычно спали менее 7 ч в сутки. Их занятия в школе начинались в 7:20. В лабораторных условиях подростков разбудили в обычное время их повседневного подъема, а в 8:30 позволили уснуть. Значительная часть участников исследования имела признаки тяжелого нарушения сна — нарколепсии. Половина подростков уснула в течение минуты и сразу погрузилась в фазу быстрого сна, что означает, что их головной мозг сильно нуждался в отдыхе. Авторы исследования отметили, что такое регулярное недосыпание может отрицательно сказываться на эффективности обучения.

Ученые выявили, что сон мальчиков и девочек в период полового созревания (9–15 лет) особенно чувствителен к ночному освещению по сравнению с подростками более старшего возраста. Портативные гаджеты с доступом к играм и социальным сетям представляют новую угрозу для сна подростков. Однако ученые отметили, что поздний отход ко сну по мере взросления ребенка — это не столько поведенческий выбор, сколько физиологический императив.

Результаты исследования отразили общую тенденцию, но есть подростки, которые хорошо переносят ранний подъем.

Раннее начало занятий в школе обусловлено социальными причинами. Но если уроки начинаются в то время, когда подросткам физиологически еще нужно спать, возникает десинхронизация (темп жизни не соответствует циркадным ритмам), что отрицательно отражается на здоровье и обучении школьников.

По материалам www.sciencedaily.com
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті