Что такое когнитивная гибкость и почему она важна?

26 сентября 2017 2:53 Версия для печати

Что такое когнитивная гибкость и почему она важна?Исследователи из Университета Невады (University of Nevada), США, выявили в поясной коре головного мозга центр адаптации, прогнозирования и обратной связи. Результаты их работы опубликованы в журнале «Neuron».

Руководитель исследования Джеймс Хайман (James Hyman) сообщил, что после 4 лет долгих и сложных исследований он и группа нейробиологов определили, что именно поясная кора является регуляторным центром во всей передней коре. Точнее всего функции этой области головного мозга можно выразить термином «когнитивная гибкость».

Когнитивная гибкость определяет способность человека идти туда, куда и все, адаптироваться к переменам, успешно решать новые проблемы. В жизни часто случаются ситуации, требующие когнитивной гибкости. Например, при смене работы на совершенно новую нужно привыкнуть к новой системе выполнения заданий и адаптироваться к изменениям. Когда школьники переходят из начальной школы в среднее учебное заведение, им нужна хорошая когнитивная гибкость, чтобы в более сложных условиях учиться лучше. Кроме повышения сложности обучения, школьные предметы  начинают преподавать разные учителя, ученикам приходится адаптироваться, подстраиваясь под стиль каждого из них.

Поясная система участвует в процессе мышления, а также в предсказании определенных событий или реакций определенных людей. При нормальной работе этой части головного мозга человеку легко планировать, ставить перед собой разумные цели и своевременно исполнять их. При расстройствах работы поясной коры человек становится неуверенным и пессимистичным и часто от обыденных ситуаций ожидает неблагоприятного исхода.

К сожалению, значительные нарушения в работе поясной коры могут приводить к обсессивно-компульсивному расстройству, которое требует квалифицированной психотерапевтической помощи. При этой патологии человек как бы  застревает в определенном состоянии, стиле жизни, привычках и потребностях, что не позволяет ему приспособиться к переменам. У пациента часто вырабатываются аномальные двигательные привычки, например, он тщательно моет руки каждые 30 мин либо садится только в крайний левый вагон метро. При этом даже  незначительные изменения таких двигательных алгоритмов могут вызвать у больного панику.

Другой, не менее важной функцией данной зоны является формирование обратной связи в ответ на различные внешние и внутренние изменения. На совершенную ошибку головной мозг реагирует двумя способами. Первый отклик происходит в передней части поясной коры — зоне, которая управляет вниманием, следит за поведением и чувством удовлетворения от награды. На любую неудачу в течение 50 мс на электроэнцефалограмме фиксируется характерный сигнал. Второй сигнал, у которого нет четкой локализации, наоборот, является позитивным: он служит знаком того, что ошибка замечена и осмыслена. Этот сигнал, свидетельствующий о формировании опыта, приходит с большим запозданием, в пределах 100–500 мс.

Предварительными исследованиями установлено, что обучение тем эффективнее, чем сильнее выражен негативный сигнал и чем более устойчив сигнал позитивный, то есть при условии совмещения как позитивной, так и негативной обратной связи: когда, с одной стороны, человек испытывает большое неудобство от своей ошибки, а с другой — тщательно эту ошибку осмысляет.

Ученые уверены, что дополнительные исследования в этой области могут привести к новым решениям для оказания помощи при проблемах когнитивного контроля или же улучшения методики обучения.

По материалам www.sciencedaily.com

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи