Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View

В 2017 г. ВВП Украины демонстрирует стабильный прирост. По данным Государственной службы статистики Украины (далее — ГСС Украины), прирост ВВП в I кв. 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составляет 2,5%, а во II кв. — 2,3%. Согласно последнему прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), по итогам 2017 г. ожидается прирост ВВП на уровне 2%, такой же прогноз озвучил и Всемирный банк. По данным ГСС Украины, уровень инфляции за январь–сентябрь 2017 г. составляет 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. В то же время для фармацевтической продукции, медицинских товаров и оборудования этот показатель составляет 3,7%. В данной публикации вниманию читателей представлены показатели развития фармрынка за 9 мес 2017 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам 9 мес 2017 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 51,4 млрд грн. и 1,2 млрд упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2016 г. объем продаж увеличился на 23,1% в денежном и на 7,5% — в натуральном выражении. В долларовом выражении (по курсу межбанка) также отмечается значительный прирост на уровне 18,2%, а объем продаж составил 1,9 млрд дол. США (рис. 1).

Рис. 1
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу межбанка) по итогам 9 мес 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

В исследуемый период увеличение объема продаж в денежном и натуральном выражении отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины» (табл. 1).

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2015–2017 гг.
Год Лекарственные средства Медицинские изделия* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, %
Денежное выражение, млн грн.
2015 29663,8 38,8 84,1 3043,2 47,8 8,6 1364,5 33,2 3,9 1183,4 48,6 3,4 35255,0 39,6
2016 35112,5 18,4 84,0 3424,7 12,5 8,2 1624,4 19,0 3,9 1624,5 37,3 3,9 41786,1 18,5
2017 43245,9 23,2 84,1 3922,7 14,5 7,6 1920,4 18,2 3,7 2346,7 44,5 4,6 51435,7 23,1
Натуральное выражение, млн упаковок
2015 715,7 –1,4 64,2 340,7 –8,8 30,6 31,6 –11,3 2,8 26,9 –5,0 2,4 1114,8 –4,2
2016 744,8 4,1 64,8 340,5 0,0 29,6 31,4 –0,6 2,7 33,1 23,2 2,9 1149,9 3,1
2017 813,9 9,3 65,9 343,0 0,7 27,7 34,1 8,4 2,8 45,0 35,7 3,6 1235,9 7,5

В разрезе товаров отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в натуральном выражении превалируют украинские товары, в то же время в денежном выражении преобладают импортные товары (рис. 2).

Рис. 2
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2017 гг.

В целом за 9 мес 2017 г. темпы прироста аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинских производителей выше таковых для зарубежных как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 3).

Рис. 3
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Темпы прироста/убыли аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам 9 мес 2017 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 41,6 грн. и повысилась на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. (рис. 4). При этом темпы ее роста замедлились по сравнению с предыдущими годами. Самой дорогостоящей категорией является косметика, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которой составила 56,4 грн., лекарственных средств — 53,1 грн., диетических добавок — 52,2 грн., медицинских изделий — 11,4 грн.

Рис. 4
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В исследуемый период объем продаж лекарственных средств на украинском фармрынке составил 43,2 млрд грн. за 813,9 млн упаковок и увеличился по сравнению с периодом январь–сентябрь 2016 г. на 23,2% в денежном и 9,3% в натуральном выражении. В долларовом выражении объем продаж составил 1,6 млрд дол. и увеличился на 18,3% (рис. 5).

Рис. 5
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу межбанка) по итогам 9 мес 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Поквартальная динамика объема продаж свидетельствует о продолжении положительной динамики в развитии рынка. При этом стоит отметить, что с III кв. 2016 г. отмечается устойчивый тренд роста рынка в долларовом выражении (рис. 6).

Рис. 6
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Поквартальная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу межбанка) с I кв. 2015 по III кв. 2017 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Индикаторы динамики рынка лекарственных средств в денежном выражении свидетельствуют, что по итогам 9 мес 2017 г. прирост рынка обусловлен преимущественно увеличением объема продаж в упаковках и перераспределением потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (рис. 7). Относительно инфляционной составляющей, характеризующей рост цен, следует отметить, что для лекарственных средств она значительно ниже, чем по стране в целом. Так, в исследуемый период инфляция на рынке составляет 5,4%, тогда как в целом по стране — 14,6%.

Рис. 7
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2015 по III кв. 2017 г. по сравнению с предыдущим годом

Темпы прироста розничных продаж рецептурных препаратов выше таковых для лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта как в денежном, так и в натуральном выражении, что способствует смещению структуры потребления в сторону рецептурных лекарственных средств (рис. 8).

Рис. 8
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам 9 мес 2016–2017 гг. по сравнению с предыдущим годом

В денежном выражении темпы прироста продаж украинских и зарубежных (по владельцу лицензии) препаратов практически идентичны, в связи с чем их долевое соотношение не изменилось. В натуральном выражении зарубежные лекарственные средства демонстрируют более высокие темпы прироста, что позволило им укрепить свои позиции в рынке (рис. 9).

Рис. 9
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам 9 мес 2016–2017 гг. по сравнению с предыдущим годом

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки импортных препаратов более чем в 4 раза выше таковой отечественных. По итогам 9 мес 2017 г. для лекарственных средств зарубежного производства она составила 126,2 грн., в то время как для украинских препаратов этот показатель находится на уровне 30,0 грн. (рис. 10).

Рис. 10
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в сегменте аптечных продаж по итогам 9 мес 2016–2017 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам 9 мес 2017 г., более высокие темпы прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечаются для препаратов высокостоимостной ниши, что позволило им увеличить долю в общем объеме продаж (рис. 11).

Рис. 11
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам 9 мес 2016–2017 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее следуют группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и N «Cредства, действующие на нервную систему» (рис. 12).

Рис. 12
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 9 мес 2016–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с предыдущим годом

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ

Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2017 г. возглавляют Актовегин, Нурофен и Нимесил. Также, значительно улучшив свои позиции по сравнению с аналогичным перио­дом 2016 г., в топ-30 попали такие брэнды, как Армадин, Эвказолин, Детралекс, Магне-B6, Гидазепам, Боярышника настойка и Карсил (табл. 2).

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2017 г. с указанием их позиции
в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг.
Брэнд № п/п,
год
2017 2016 2015
АКТОВЕГИН 1 1 1
НУРОФЕН 2 4 4
НИМЕСИЛ 3 5 5
НАТРИЯ ХЛОРИД 4 2 3
НО-ШПА 5 3 2
ЭССЕНЦИАЛЕ 6 6 7
РЕОСОРБИЛАКТ 7 11 13
ЦИТРАМОН 8 7 6
СПАЗМАЛГОН 9 8 9
СИНУПРЕТ 10 16 21
ТИВОРТИН 11 9 11
КАРДИОМАГНИЛ 12 14 14
ПАНКРЕАТИН 13 17 26
НАЛБУФИН 14 13 8
ДИКЛОБЕРЛ 15 18 18
АРМАДИН 16 32 29
ТИОТРИАЗОЛИН 17 23 27
АЦЦ 18 22 24
ЛИНЕКС 19 19 16
ФАРМАЦИТРОН 20 10 12
ЦЕФТРИАКСОН 21 12 15
ЭВКАЗОЛИН 22 35 47
КАПТОПРЕС 23 21 23
ДЕТРАЛЕКС 24 37 55
ЭМСЕФ 25 15 36
МАГНЕ-B6 26 31 60
ФАНИГАН 27 28 22
ГИДАЗЕПАМ 28 38 34
БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА 29 36 43
КАРСИЛ 30 45 17

По итогам 9 мес 2017 г. на вершине рейтинга маркетирующих организаций по объему продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении находятся 3 отечественные компании: «Фармак», «Корпорация Артериум» и Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 3).

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2017 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг.
Маркетирующая
организация
№ п/п,
год
2017 2016 2015
Фармак (Украина) 1 1 1
Артериум Корпорация (Украина) 2 2 6
Дарница (Украина) 3 3 4
Sanofi (Франция)*** 4 4 3
Berlin-Chemie (Германия) 5 5 2
Teva (Израиль) 6 6 5
Здоровье Группа компаний (Украина) 7 7 7
Киевский витаминный завод (Украина) 8 8 11
Takeda (Япония) 9 9 8
Юрия-Фарм (Украина) 10 10 12
KRKA (Словения) 11 11 9
Кусум Фарм (Украина) 12 15 15
Дельта Медикел (Украина) 13 14 14
Sandoz (Швейцария) 14 12 13
Gedeon Richter (Венгрия) 15 13 10
Bayer Consumer Care (Швейцария) 16 16 17
Acino (Швейцария) 17 22 25
Servier (Франция) 18 19 20
Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) 19 21 22
Борщаговский ХФЗ (Украина) 20 17 18
Stada (Германия) 21 18 21
GlaxoSmithKline (Великобритания) 22 20 19
GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) 23 23 16
Abbott Products GmbH (Германия) 24 24 23
Sopharma (Болгария) 25 25 24
Alpen Pharma AG (Швейцария) 26 26 27
Dr. Reddy’s (Индия) 27 27 28
Bayer Pharmaceuticals (Германия) 28 31 31
Bionorica (Германия) 29 30 32
Heel (Германия) 30 29 29

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

По итогам 9 мес 2017 г. топ-3 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении остается неизменным по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 4). В исследуемый период удельный вес поставок топ-5 крупнейших дистрибьюторов аккумулирует 85,3% общего объема оптовых поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении. При этом доля поставок 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 78,8%. Это компании «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД» (рис. 13).

Таблица 4 Топ-5 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам 9 мес 2017 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг.
Дистрибьютор № п/п,
год
2017 2016 2015
БаДМ (Днепр) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Вента.ЛТД (Днепр) 3 3 3
Фармпланета (Киев) 4 5 5
Фито-Лек (Харьков) 5 6 6
Рис. 13
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2017 г.: Helicopter View
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2016 по сентябрь 2017 г.

ИТОГИ

В начале текущего года эксперты прогнозировали прирост розничных продаж лекарственных средств на уровне 16–18% в денежном и порядка 4% в натуральном выражении. По итогам 9 мес 2017 г. украинский фармрынок развивается довольно высокими темпами, опережая прогнозы. Особенно следует отметить значительный прирост продаж в упаковках (+9,3%) и в долларовом выражении (+18,3%).

Происходит перераспределение потребления в сторону более дорогостоящих препаратов. В структуре продаж отечественных и зарубежных (по владельцу лицензии) лекарственных средств в денежном выражении установился паритет на уровне 43/57% соответственно.

Тройку лидеров по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении продолжают формировать украинские производители. По-прежнему сохраняется и тройка лидеров в сегменте дистрибуции.

Денис Кирсанов

*В общий объем аптечных продаж медицинский изделий включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 100 грн./упаковка.
***С июня 2017 г. объем продаж маркетирующей организации Sanofi включает и продажи компании Zentiva.

Комментарии

Алина 10.11.2017 12:10
А я читала тут https://budget2018.info/ohorona.html що збільшується фінансування програми «Доступні ліки», за якою громадяни мають можливість отримати ліки від серцево-судинних захворювань, діабету ІІ типу та бронхіальної астми безкоштовно або з незначною доплатою.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи