| 
Несколько слов о методологии: в анализ были включены только те ЛС, которые присутствовали на рынке аптечных продаж в течение 9 мес 2004 г. Распределение по группам моно- или многоисточниковых препаратов проводилось только среди них. Следует отметить, что разные моноисточниковые препараты могут относиться к одной и той же конкурентной среде, при распределении на группы моно- и многоисточниковых препаратов учитывался только состав активных веществ. Все данные в денежном выражении представлены в розничных средневзвешенных ценах.
Лидером продаж как в III квартале, так и по итогам 9 мес 2004 г. является препарат ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 1, 2). Сравнивая данные рейтингов всех брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении за III квартал и 9 мес 2004 г. следует отметить значительные различия в позициях торговых марок, что может быть связано как с возросшей конкуренцией, так и с сезонностью продаж некоторых препаратов. Однако помимо «естественного» увеличения/уменьшения объемов продаж какой-либо торговой марки (то есть увеличение/уменьшение количества проданных упаковок определенного препарата) существуют также и другие аспекты, влияющие на показатель прироста в целом по брэнду. Это различные изменения в структуре брэнда — появление новых лекарственных форм, а также конкурентное влияние других препаратов с аналогичными активными веществами. То есть общую рыночную конкурентную среду можно разделить на две составляющие — моноисточниковые препараты, которые являются оригинальными и не имеют аналогов на рынке Украины, и многоисточниковые препараты, у которых есть конкуренты с такими же активными веществами. Вполне логично предположить, что для обеих групп препаратов законы развития и особенности конкурентной борьбы значительно разнятся. Естественно, для изучения каждого конкретного случая необходимо проводить детальный анализ; тем не менее, обобщенные сведения также дают некоторую пищу для размышлений.
Таблица 1
Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении за III квартал 2004 г.
| 
 № п/п  | 
 Титульное наименование ЛС  | 
| 
 1  | 
 ЭССЕНЦИАЛЕ  | 
| 
 2  | 
 ЦЕФТРИАКСОН  | 
| 
 3  | 
 АКТОВЕГИН  | 
| 
 4  | 
 НО-ШПА  | 
| 
 5  | 
 МИЛДРОНАТ  | 
| 
 6  | 
 ЦЕФАЗОЛИН  | 
| 
 7  | 
 МЕЗИМ  | 
| 
 8  | 
 ФЕСТАЛ  | 
| 
 9  | 
 ВИАГРА  | 
| 
 10  | 
 КЕТАНОВ  | 
| 
 11  | 
 НАТРИЯ ХЛОРИД  | 
| 
 12  | 
 ЭНАП  | 
| 
 13  | 
 ЦИТРАМОН  | 
| 
 14  | 
 ЛИНЕКС  | 
| 
 15  | 
 АНАЛЬГИН  | 
| 
 16  | 
 ЦЕРЕБРОЛИЗИН  | 
| 
 17  | 
 КАПТОПРЕС  | 
| 
 18  | 
 РАНИТИДИН  | 
| 
 19  | 
 ФЕЗАМ  | 
| 
 20  | 
 ЛАЗОЛВАН  | 
| 
 21  | 
 ПРЕДУКТАЛ  | 
| 
 22  | 
 ФЛУКОНАЗОЛ  | 
| 
 23  | 
 АМПИЦИЛЛИН  | 
| 
 24  | 
 ВИТРУМ  | 
| 
 25  | 
 БИСЕПТОЛ  | 
| 
 26  | 
 ДИКЛОБЕРЛ  | 
| 
 27  | 
 СТРЕПСИЛС  | 
| 
 28  | 
 ТРАУМЕЛЬ С  | 
| 
 29  | 
 ДИКЛОФЕНАК  | 
| 
 30  | 
 МОВАЛИС  | 
Таблица 2
Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2004 г.
| 
 № п/п  | 
 Титульное наименование ЛС  | 
| 
 1  | 
 ЭССЕНЦИАЛЕ  | 
| 
 2  | 
 АКТОВЕГИН  | 
| 
 3  | 
 НО-ШПА  | 
| 
 4  | 
 ЦЕФТРИАКСОН  | 
| 
 5  | 
 ЦЕФАЗОЛИН  | 
| 
 6  | 
 МИЛДРОНАТ  | 
| 
 7  | 
 ФЕСТАЛ  | 
| 
 8  | 
 МЕЗИМ  | 
| 
 9  | 
 ВИТРУМ  | 
| 
 10  | 
 ВИАГРА  | 
| 
 11  | 
 КЕТАНОВ  | 
| 
 12  | 
 ЭНАП  | 
| 
 13  | 
 НАТРИЯ ХЛОРИД  | 
| 
 14  | 
 ЛАЗОЛВАН  | 
| 
 15  | 
 КАПТОПРЕС  | 
| 
 16  | 
 ПРЕДУКТАЛ  | 
| 
 17  | 
 СТРЕПСИЛС  | 
| 
 18  | 
 ЦЕРЕБРОЛИЗИН  | 
| 
 19  | 
 ДИКЛОБЕРЛ  | 
| 
 20  | 
 ЦИТРАМОН  | 
| 
 21  | 
 МУЛЬТИ-ТАБС  | 
| 
 22  | 
 АНАЛЬГИН  | 
| 
 23  | 
 НИЗОРАЛ  | 
| 
 24  | 
 РАНИТИДИН  | 
| 
 25  | 
 БИСЕПТОЛ  | 
| 
 26  | 
 АМБРОКСОЛ  | 
| 
 27  | 
 ФЛУКОНАЗОЛ  | 
| 
 28  | 
 ФЕЗАМ  | 
| 
 29  | 
 ТРАУМЕЛЬ С  | 
| 
 30  | 
 ФЕРВЕКС  | 
Данные рис. 1 свидетельствуют, что прирост объемов продаж в 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. как для моно-, так и для многоисточниковых препаратов имеет четкую тенденцию к снижению. Однако следует отметить, что объем продаж моноисточниковых препаратов сокращается значительно быстрее и с июля по сентябрь 2004 г. характеризуется исключительно сокращением по сравнению с тем же периодом 2003 г. Что касается многоисточниковых препаратов, то на протяжении этого же периода (кроме сентября) их объемы продаж были выше аналогичных показателей 2003 г.
  | 
Для аптечных продаж в натуральном выражении ситуация по моно- и многоисточниковых препаратам является диаметрально противоположной (рис. 2). В группе моноисточниковых препаратов прирост отсутствовал как таковой, и начиная с марта 2004 г. уменьшение количества проданных упаковок по сравнению с 2003 г. становилось все ощутимей, достигнув в сентябре показателя –21,5%. В то же время прирост объемов продаж многоисточниковых препаратов в натуральном выражении был достаточно стабилен и с марта составлял приблизительно 5–8%.
  | 
Сравнивая данные рис. 1 и 2, можно с уверенностью говорить, что структура продаж многоисточниковых препаратов постепенно меняется в сторону увеличения удельного веса недорогих ЛС, соответствующим образом влияя на средневзвешенную стоимость препаратов этой группы (рис. 3). Средневзвешенная стоимость же моноисточниковых препаратов в каждом месяце была выше, чем в 2003 г. (рис. 4).
  | 
  | 
Учитывая то, что в предыдущих публикациях не раз отмечалось увеличение объемов продаж отечественных препаратов, особенно в натуральном выражении, между этим фактом и данными по многоисточниковых препаратам можно провести некоторые параллели.
Данные табл. 3 подтверждают, что основное влияние на изменение объемов продаж многоисточниковых препаратов в натуральном выражении оказывают именно отечественные ЛС, удельный вес которых в этой группе составляет 78,7% (в целом по рынку 73,7%), в денежном выражении их вклад также достаточно весом — 35,7% (в целом по рынку 28,4%). Моноисточниковые препараты представлены на фармрынке Украины, в основном зарубежными торговыми марками, удельный вес которых в этой группе в натуральном выражении составляет 65,8%, в денежном — 89,4%.
Таблица 3
Объем розничных продаж отечественных и зарубежных ЛС в Украине по группам моно- и многоисточниковых препаратов в натуральном и денежном выражении за 9 мес 2004 г.
| 
 Категория  | 
 Препараты отечественного производства  | 
 Препараты зарубежного производства  | 
 Препараты отечественного производства  | 
 Препараты зарубежного производства  | 
||||
| 
 млн грн.  | 
 доля в категории, %  | 
 млн грн.  | 
 доля в категории, %  | 
 млн упаковок  | 
 доля в категории, %  | 
 млн упаковок  | 
 доля в категории, %  | 
|
| 
 Моноисточниковые  | 
 103,8  | 
 10,6  | 
 878,9  | 
 89,4  | 
 27,2  | 
 34,2  | 
 52,4  | 
 65,8  | 
| 
 Многоисточниковые  | 
 853,5  | 
 35,7  | 
 1537,4  | 
 64,3  | 
 493,7  | 
 78,7  | 
 133,3  | 
 21,3  | 
| 
 Всего  | 
 957,3  | 
 28,4  | 
 2416,3  | 
 71,6  | 
 520,9  | 
 73,7  | 
 185,7  | 
 26,3  | 
Следует также отметить, что подавляющее большинство продаваемых упаковок многоисточниковых препаратов относится к низкостоимостной нише, которая в их нишевой структуре продаж составляет 26,3% в денежном выражении (в целом по рынку 20,9%), а в натуральном — 80,6% (в целом по рынку 76,3%) (табл. 4, 5). Нишевая структура продаж моноисточниковых препаратов свидетельствует, что наибольший удельный вес в натуральном выражении принадлежит препаратам среднестоимостной ниши, в денежном выражении — высокостоимостной ниши. То есть ценовую структуру продаж группы моноисточниковых препаратов украинского фармрынка можно представить следующим образом: 1) мощный средний класс; 2) большой удельный вес дорогих препаратов в общем объеме продаж в денежном выражении; 3) большой удельный вес препаратов низкостоимостной ниши в натуральном выражении.
Таблица 4
Объем розничных   продаж ЛС в Украине по группам моно- и   многоисточниковых препаратов 
   в разрезе ценовых ниш в денежном выражении за 9   мес 2004 г.
| 
 Категория  | 
 Низкостоимостная ниша  | 
 Среднестоимостная ниша  | 
 Высокостоимостная ниша  | 
|||
| 
 млн грн.  | 
 доля в категории, %  | 
 млн грн.  | 
 доля в категории, %  | 
 млн грн.  | 
 доля в категории, %  | 
|
| 
 Моноисточниковые  | 
 75,3  | 
 7,7  | 
 423,7  | 
 43,1  | 
 483,7  | 
 49,2  | 
| 
 Многоисточниковые  | 
 628,4  | 
 26,3  | 
 1103,1  | 
 46,1  | 
 659,5  | 
 27,6  | 
| 
 Всего  | 
 703,7  | 
 20,9  | 
 1526,7  | 
 45,3  | 
 1143,2  | 
 33,9  | 
Таблица 5
Объем розничных   продаж ЛС в Украине по группам моно- и   многоисточниковых препаратов 
   в разрезе ценовых ниш в натуральном выражении за   9 мес 2004 г.
| 
 Категория  | 
 Низкостоимостная ниша  | 
 Среднестоимостная ниша  | 
 Высокостоимостная ниша  | 
|||
| 
 млн упаковок  | 
 доля в категории, %  | 
 млн упаковок  | 
 доля в категории, %  | 
 млн упаковок  | 
 доля в категории, %  | 
|
| 
 Моноисточниковые  | 
 34,0  | 
 42,7  | 
 35,2  | 
 44,2  | 
 10,5  | 
 13,1  | 
| 
 Многоисточниковые  | 
 505,3  | 
 80,6  | 
 108,8  | 
 17,4  | 
 12,8  | 
 2,0  | 
| 
 Всего  | 
 539,3  | 
 76,3  | 
 144,0  | 
 20,4  | 
 23,3  | 
 3,3  | 
Данные рейтингов моно- и многоисточниковых препаратов полностью подтверждают приведенные выше аналитические выкладки (табл. 6–7). В топ-листе моноисточниковых препаратов по итогам 9 мес 2004 г. присутствует лишь один отечественный брэнд — БАРБОВАЛ.
Таблица 6
Топ-лист брэндов моноисточниковых препаратов по объемам аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2004 г.
| 
 № п/п  | 
 Титульное наименование ЛС  | 
| 
 1  | 
 ЭССЕНЦИАЛЕ  | 
| 
 2  | 
 МИЛДРОНАТ  | 
| 
 3  | 
 ЦЕРЕБРОЛИЗИН  | 
| 
 4  | 
 МУЛЬТИ-ТАБС  | 
| 
 5  | 
 ТРАУМЕЛЬ С  | 
| 
 6  | 
 ЛИНЕКС  | 
| 
 7  | 
 ПРОСТАМОЛ УНО  | 
| 
 8  | 
 КАЛЬЦЕМИН  | 
| 
 9  | 
 ФРАКСИПАРИН  | 
| 
 10  | 
 ДОКТОР МОМ  | 
| 
 11  | 
 ХИЛАК  | 
| 
 12  | 
 ДУОВИТ  | 
| 
 13  | 
 ЦИКЛОФЕРОН  | 
| 
 14  | 
 ВОБЭНЗИМ  | 
| 
 15  | 
 ГЕПАБЕНЕ  | 
| 
 16  | 
 ГЕНТОС  | 
| 
 17  | 
 ДУФАСТОН  | 
| 
 18  | 
 ПРЕГНАВИТ  | 
| 
 19  | 
 ФИНАЛГОН  | 
| 
 20  | 
 ФАРИНГОСЕПТ  | 
| 
 21  | 
 КСЕНИКАЛ  | 
| 
 22  | 
 МАСТОДИНОН  | 
| 
 23  | 
 БИФИ-ФОРМ  | 
| 
 24  | 
 БИОВИТАЛЬ  | 
| 
 25  | 
 ДИП РИЛИФ  | 
| 
 26  | 
 ИМПАЗА  | 
| 
 27  | 
 МАЗЬ ОКОПНИКА  | 
| 
 28  | 
 СУПРАДИН  | 
| 
 29  | 
 ДИАНЕ-35  | 
| 
 30  | 
 БАРБОВАЛ  | 
?
?
Таблица 7
Топ-лист брэндов многоисточниковых препаратов по объемам аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2004 г.
| 
 № п/п  | 
 Титульное наименование ЛС  | 
| 
 1  | 
 АКТОВЕГИН  | 
| 
 2  | 
 НО-ШПА  | 
| 
 3  | 
 ЦЕФТРИАКСОН  | 
| 
 4  | 
 ЦЕФАЗОЛИН  | 
| 
 5  | 
 ФЕСТАЛ  | 
| 
 6  | 
 МЕЗИМ  | 
| 
 7  | 
 ВИТРУМ  | 
| 
 8  | 
 ВИАГРА  | 
| 
 9  | 
 КЕТАНОВ  | 
| 
 10  | 
 ЭНАП  | 
| 
 11  | 
 НАТРИЯ ХЛОРИД  | 
| 
 12  | 
 ЛАЗОЛВАН  | 
| 
 13  | 
 КАПТОПРЕС  | 
| 
 14  | 
 ПРЕДУКТАЛ  | 
| 
 15  | 
 СТРЕПСИЛС  | 
| 
 16  | 
 ДИКЛОБЕРЛ  | 
| 
 17  | 
 ЦИТРАМОН  | 
| 
 18  | 
 АНАЛЬГИН  | 
| 
 19  | 
 НИЗОРАЛ  | 
| 
 20  | 
 РАНИТИДИН  | 
| 
 21  | 
 БИСЕПТОЛ  | 
| 
 22  | 
 АМБРОКСОЛ  | 
| 
 23  | 
 ФЛУКОНАЗОЛ  | 
| 
 24  | 
 ФЕЗАМ  | 
| 
 25  | 
 ФЕРВЕКС  | 
| 
 26  | 
 ФАСТУМ  | 
| 
 27  | 
 АМПИЦИЛЛИН  | 
| 
 28  | 
 КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ  | 
| 
 29  | 
 ТЕРАФЛЕКС  | 
| 
 30  | 
 ДИКЛОФЕНАК  | 
С многоисточниковыми препаратами сложилась несколько иная ситуация — торговые наименования, используемые украинскими производителями, занимают высокие позиции.
  | 
?
Игорь Хмилевский
  | 
						



Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим