| 
Отличительной чертой 2002 г. стало официальное признание наличия кадрового кризиса в России. Руководство страны открыто заявило, что многие проблемы в различных отраслях промышленности и государственного управления обусловлены отсутствием высокопрофессиональных кадров. В преамбуле Федеральной программы по реформированию государственной службы в России отмечено ухудшение профессионального состава государственных служащих в связи с низкой заработной платой (оплата труда государственных служащих ниже оплаты труда менеджеров и специалистов в негосударственном секторе экономики в 7–15 раз), что затрудняет привлечение квалифицированных специалистов и приводит к оттоку кадров в негосударственный сектор.
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ И ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Несмотря на существующие различия, для рынков Российской Федерации и развитых стран можно отметить одну общую особенность — дефицит трудовых ресурсов. Причины такого дефицита во всем мире сходны (снижение рождаемости, стремительное развитие технологий, колебания рыночного спроса и предложения), однако его структура и проявления различны. Наиболее информативным показателем для оценки этой разницы является спрос на рабочую силу. Структура спроса на рабочую силу в России соответствует развитию индустриального общества, решающего вопросы массового производства и насыщения рынка, в то время как спрос на американском рынке труда отражает структуру общества постиндустриального, в котором на первое место выходит индустриализация бизнес-процессов.
Следствием кадрового голода в США стало повышение мобильности рабочей силы и сокращение срока работы на одном месте. В настоящее время 2/3 сотрудников американских компаний работают на одном месте менее пяти, а половина — менее двух лет. В США для решения проблемы дефицита кадров существует рынок «гибкой рабочей силы», то есть временного персонала, работающего от проекта к проекту. В России услуги временного персонала только начинают появляться на рынке (из-за отсутствия гибкости в деятельности предприятий и невысокой стоимости рабочей силы).
Таким образом, можно говорить о том, что в России на рынке труда происходят процессы, сходные с общемировыми. Уникальность же ситуации заключается в том, что в России многие из этих процессов происходят параллельно, а темпы развития многократно превышают те, которые продемонстрировала экономическая история Запада.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
Как было отмечено выше, российский рынок труда в настоящее время испытывает дефицит кадров, связанный с реструктуризацией и усилением конкуренции в различных отраслях экономики. Ситуация напоминает ту, которая сложилась накануне кризиса 1998 г., однако структура спроса на специалистов отличается. До кризиса лидерами спроса были специалисты по финансовым операциям и по продажам, в послекризисные годы спрос на специалистов менялся в зависимости от состояния рынка.
В 1999 г., сразу после кризиса в связи с изменением стратегии компаний, которые стремились сохранить свое место на рынке, первое место по востребованности занимали специалисты по маркетингу.
В 2000 г. с возрождением рынка вновь наибольшим спросом стали пользоваться специалисты по продажам.
С 2001 г. началось развитие производства, спрос на рабочую силу повысился, в то же время наблюдался дефицит дешевых товаров и, как следствие, возникла потребность развивать собственное производство. Поэтому в 2001 г. безусловными лидерами спроса были специалисты производственной сферы, организаторы производства.
В 2002 г. они по-прежнему лидировали, но изменилась структура спроса — в основном требовались рабочие и технические специалисты. Отражением этих же процессов является повышенный спрос на персонал торговых сетей. А то, что в тройке лидеров вновь, как и в 1995–1997 гг., появился административный персонал, свидетельствует о повышении деловой активности на рынке.
Как тенденцию следует отметить повышение спроса (после кризиса) на специалистов в области финансов, что, вероятно, объясняется появлением у предприятий свободных средств (собственных или внешних инвестиций), и в области логистики. Дефицит логистиков — это отражение тенденций в экономике, характерных для развивающегося рынка: в связи с быстрым ростом покупательского спроса товар раскупают «с колес» и продажи зависят не столько от деятельности служб маркетинга, сколько от организации поставок, поэтому в 2002 г. компании начали уделять больше внимания организации бизнес-процессов.
Таким образом, происходит смещение акцентов в развитии экономики на процессы организации продаж и производства.
ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Размер заработной платы, как правило, зависит от изменения соотношения спроса и предложения на рынке труда. По мнению профессиональных рекрутеров, на кадровом рынке наметилась устойчивая тенденция к повышению заработной платы рядовых специалистов и менеджеров среднего звена, в то время как роста зарплаты топ-менеджеров в 2002 г. не отмечено, а по некоторым категориям она даже снизилась в среднем на 4%. Исключением являются вакансии для промышленных предприятий, где продолжается рост зарплат по всем позициям (табл. 1). При этом уровень заработной платы топ-менеджеров в России приблизился к таковому в странах Запада. Например, директор по продажам и финансовый директор могут рассчитывать на 6000 долл. США в месяц, а коммерческий директор и директор по маркетингу — на 5000. Правда, повысились и требования: нередко работодатели рассматривают кандидатуры только тех претендентов, которые имеют несколько дипломов (в том числе МВА) и большой опыт успешной работы.
Таблица 1
Изменение уровня оплаты труда специалистов, долл. США 
 (по данным кадровых агентств: Анкор, БЛМ-Консорт, Метрополис, Kelly Services)
| 
 Категория работников  | 
 2000 г.  | 
 2001 г.  | 
 2002 г.  | 
| 
 Специалисты в области финансов  | 
 300–5000  | 
 400–10000  | 
 800–6000  | 
| 
 Специалисты в области логистики  | 
 500–1600  | 
 1000–3000  | 
 800–2000  | 
| 
 IT–специалисты  | 
 600–7000  | 
 300–8000  | 
 500–6000  | 
| 
 Производственные специалисты  | 
 700–1800  | 
 1000–2500  | 
 700–5000  | 
| 
 Специалисты по продажам  | 
 300–5000  | 
 600–10000  | 
 900–6000  | 
| 
 Специалисты по маркетингу  | 
 300–5000  | 
 900–5300  | 
 500–5000  | 
Примечание. Указан интервал заработной платы для всех уровней менеджмента и специализации в рамках данной категории работников.
Отмечается также повышение уровня квалификационных требований к менеджерам среднего и первичного звена, другим специалистам, чем и объясняется более высокая нижняя граница зарплаты по всем специальностям.
МЕТОДЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА
По данным Научного центра «Социоэкспресс» за 2002 г., в России приоритетную роль в поиске менеджеров высшего и среднего звена играют «корпоративные рекрутеры»; для них основными источниками кадров являются внутренний резерв и поиск по личным связям. Обращение в рекрутинговые агентства происходит под влиянием обстоятельств или из имиджевых соображений. Далее в порядке убывания значимости следуют:
•?неформальные связи;
•?интернет-поиск;
•?связь с бизнес-школами;
•?отраслевые СМИ;
•?корпоративные отделы по подбору персонала;
•?рекрутинговые агентства.
Таким образом, на долю рекрутинговых агентств приходится лишь 20–30% закрытия вакансий. В большинстве случаев заказчики предпочитают действовать самостоятельно, в первую очередь используя тактику продвижения своих сотрудников, что позволяет компаниям экономить время и средства, в том числе на адаптацию новых специалистов к корпоративной культуре фирмы.
ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ
Что касается развития ситуации на рынке труда, то прогноз весьма оптимистичный. По оценкам большинства рекрутеров, уровень зарплаты, как и спрос на высококвалифицированных специалистов, будет неуклонно повышаться практически во всех сферах бизнеса. Очевидно, повышенным спросом будут пользоваться различные специалисты в области производства, маркетологи и специалисты по продажам. А вот спрос на вспомогательный персонал (бухгалтеры, секретари) в ближайшее время вряд ли повысится.
Вызывает обеспокоенность ухудшение ситуации на западных рынках. Из-за спада в мировой экономике международные компании, работающие в самых разных сферах, проводят масштабные сокращения персонала. Однако эта волна вряд ли скоро докатится до России.
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИКИ
2002 г. ознаменовался следующими событиями на фармацевтическом рынке России:
•?введением НДС;
•?восстановлением объема импорта после кризиса;
•?возвращением на российский рынок иностранных фармацевтических производителей;
•?консолидацией всех участников рынка;
•?усилением конкуренции между российскими производителями;
•?началом использования крупнейшими российскими производителями прогрессивных маркетинговых стратегий;
•?дефицитом инвестиций в производство, особенно в преддверии обязательной сертификации производства на соответствие GMP.
Для развития бизнеса в этих условиях каждой из компаний предстоит решать разные задачи, но они едины одном — в осознании того, что решить эти задачи могут только профессионалы высокого класса и каждой компании их надо «заполучить».
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИКИ
Чтобы понять, какова в настоящее время ситуация на рынке труда для фармацевтики и какие задачи нужно будет решать в 2003 г., обратимся к анализу спроса и предложения на рынке. Наибольшая потребность наблюдается в провизорах и фармацевтах (33,7%), что связано с развитием аптечных сетей в России.
Одной из составляющих этой потребности является дефицит фармацевтов новой генерации — не тех, которых мы привыкли видеть в муниципальных аптеках, а таких, которых нигде, кроме самих аптечных сетей, не готовят. Неизменно 2-е место по спросу занимают специалисты по продажам (18,9%), но их уже «догоняют» медицинские представители (17%) — передовой отряд фармацевтического маркетинга. За ними следуют собственно маркетологи (9,2%).
Однако эти сведения не позволяют судить о том, насколько сложной является ситуация с кадрами на фармацевтическом рынке. Оценить создавшееся положение можно на основании данных, приведенных в табл. 2, где указано соотношение между спросом и предложением (чем больше число, тем более дефицитен специалист, а если это число меньше единицы, то спрос покрывается полностью и у работодателя есть выбор).
Особое внимание следует обратить на дефицит медицинских представителей. При относительно небольшой доле в общей структуре спроса эта профессия дефицитна уже давно. В минувшем году, когда маркетинговая активность многих компаний повысилась, срочно потребовалось много медицинских представителей, кроме того, повысились требования к качеству их работы. Для решения этой проблемы кроме традиционного поиска с помощью размещения рекламы и кадровых агентств существуют еще два, тоже хорошо известных способа: «вырастить» или взять в лизинг.
Таблица 2
Удовлетворенность спроса (степень дефицитности специалистов – чем больше значение параметра, тем больше дефицит специалистов)
| 
 Специалисты  | 
 IV кв. 1998 г.  | 
 2000 г.  | 
 2002 г.  | 
| 
 Менеджер по продажам  | 
 0,72  | 
 0,82  | 
 0,64  | 
| 
 Медицинские представители  | 
 1,1  | 
 1,09  | 
 1,16  | 
| 
 Маркетологи  | 
 0,8  | 
 0,59  | 
 0,77  | 
| 
 Финансисты  | 
 ?  | 
 0,5  | 
 0,54  | 
| 
 Логистики  | 
 0,46  | 
 ?  | 
 0,13  | 
| 
 Производственные специалисты  | 
 1,5  | 
 ?  | 
 1,4  | 
| 
 Провизоры / фармацевты  | 
 5,5  | 
 2,4  | 
 6,8  | 
С производственниками сложнее. Их в лизинг не дают (по крайней мере сейчас). Значит, нужно либо взять выпускника с хорошей теоретической подготовкой и доучивать его (на тренингах, семинарах и пр.), либо найти опытного производственника и отправить его учиться как минимум на полгода. Конечно, есть и «готовые» специалисты, но они — «золотые», и их нужно суметь найти и переманить.
НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
При общероссийском дефиците кадров у каждой компании и у каждой категории операторов рынка есть свои приоритетные вакансии, которые в наибольшей степени отражают оперативные и стратегические направления развития бизнеса. В 2003 г. компании планируют нанимать различные категории специалистов, но тем не менее можно выделить тех из них, в которых наиболее велика потребность у производителей или у дистрибьюторов (табл. 3).
Таблица 3
Наиболее востребованные категории специалистов
| 
 Место по значимости  | 
 Дистрибьюторы  | 
 Производители  | 
|
| 
 иностранные  | 
 российские  | 
||
| 
 1-е  | 
 Специалисты в области финансов и бухучета  | 
 Медицинские представители  | 
 Специалисты по GMP  | 
| 
 2-е  | 
 Менеджеры по продажам  | 
 Продакт-менеджеры  | 
 Менеджеры по продажам  | 
| 
 3-е  | 
 Менеджеры по логистике  | 
 Менеджеры по продажам  | 
 Специалисты в области финансов и бухучета  | 
| 
 4-е  | 
 Маркетологи-аналитики  | 
 Маркетологи-аналитики  | 
 Менеджеры по логистике  | 
| 
 5-е  | 
 IT-специалисты  | 
 Менеджеры по логистике  | 
 Маркетологи-аналитики  | 
В 2003 г. ожидается повышенный спрос не на «идеологов», а на «организаторов работы» — в основном на менеджеров среднего звена, способных претворять в жизнь то, что запланировали в прошлом году топ-менеджеры (табл. 4).
Таблица 4
Структура спроса по уровню менеджмента
| 
 Уровень  | 
 1998 г.  | 
 2000 г.  | 
 2002 г.  | 
| 
 Высший  | 
 25%  | 
 41%  | 
 21%  | 
| 
 Средний  | 
 42%  | 
 35%  | 
 53%  | 
| 
 Первичный  | 
 33%  | 
 24%  | 
 26%  | 
Основной тенденцией развития рынка труда для фармацевтики в 2003 г. будет выравнивание уровня заработной платы: с одной стороны, между российскими и иностранными фармацевтическими производителями, с другой — между центром и регионами. По разнице между запрашиваемой (ожидаемой) и предлагаемой зарплатой также можно косвенно оценить структуру спроса на фармацевтическом рынке (табл. 5)
Таблица 5
Сравнение спроса и предложения по зарплате в 2002 г. по некоторым вакансиям на московском рынке труда для фармацевтики, долл. США (по данным специализированных «работных» СМИ и компании GRP)
| 
 Вакансия  | 
 Запросы кандидатов по стартовой зарплате (данные компании GRP)  | 
 Предложения фирм по стартовой зарплате (данные «работных» СМИ)  | 
|
| 
 Менеджеры высшего уровня  | 
|||
| 
 Генеральный директор/глава представительства  | 
 1500–7500  | 
 2500–8000  | 
|
| 
 Главный бухгалтер  | 
 500–2500  | 
 150–2000  | 
|
| 
 Финансовый директор  | 
 1500–8000  | 
 1000–5000  | 
|
| 
 Директор по развитию бизнеса  | 
 1000–3000  | 
 1000–2000  | 
|
| 
 Директор по маркетингу  | 
 1800–5000  | 
 1000–2000  | 
|
| 
 Медицинский директор  | 
 1800–5000  | 
 1800–3000  | 
|
| 
 Директор по производству  | 
 1500–2500  | 
 600–2500  | 
|
| 
 Менеджеры среднего уровня  | 
|||
| 
 Региональный менеджер  | 
 800–5000  | 
 500–1800  | 
|
| 
 Продакт-менеджер  | 
 800–3000  | 
 650–3000  | 
|
| 
 Начальник отдела закупок  | 
 400–1000  | 
 400–2000  | 
|
| 
 Начальник отдела продаж  | 
 500–3000  | 
 300–2500  | 
|
| 
 Заведующий аптекой  | 
 (300–500)+бонус  | 
 200–1000  | 
|
| 
 Бренд-менеджер  | 
 800–1800  | 
 800–2500  | 
|
| 
 Начальник отдела логистики  | 
 800–2500  | 
 1500–2500  | 
|
| 
 Менеджеры начального уровня  | 
|||
| 
 Начальник производственного участка  | 
 600–1200  | 
 350–1000  | 
|
| 
 Менеджер по продажам  | 
 300–1000  | 
 150–1500  | 
|
| 
 Заведующий аптечным пунктом  | 
 300–400  | 
 250–450  | 
|
| 
 Менеджер по регистрации ЛС  | 
 600–2000  | 
 250–1200  | 
|
| 
 Менеджер по клиническим испытаниям  | 
 1200–2000  | 
 900–1500  | 
|
| 
 Логистик  | 
 600–1500  | 
 800–1400  | 
|
| 
 Специалисты  | 
|||
| 
 Производственной сферы  | 
 600–1500  | 
 130–700  | 
|
| 
 Юрист  | 
 700–5000  | 
 200–800  | 
|
| 
 Тренинг-менеджер  | 
 700–2500  | 
 700–2000  | 
|
| 
 Секретарь  | 
 Без знания иностранного языка  | 
 250–500  | 
 150–600  | 
| 
 Со знанием иностранного языка  | 
 500–1500  | 
 200–1000  | 
|
| 
 IT-специалист  | 
 500–1800  | 
 150–1000  | 
|
| 
 Маркетолог  | 
 600–1000  | 
 300–2000  | 
|
| 
 Провизор/фармацевт  | 
 300–400  | 
 100–500  | 
|
| 
 Медицинский представитель  | 
 Иностранная компания  | 
 600–1200  | 
 300–1000  | 
| 
 Российская компания  | 
 300–500  | 
 250–600  | 
|
Примечание. Данные обобщены по различным квалификационным требованиям.
Уровень оплаты труда менеджеров по продажам в Москве и других крупных городах России практически сравнялся и составляет в среднем 1000–1200 долл. США. Повышение спроса на медицинских представителей и увеличение доли спроса на них в общей структуре спроса повлекло за собой улучшение оплаты труда медицинских представителей во всех представленных городах, хотя уровень зарплаты в Москве по-прежнему остается выше, чем в регионах. Отмечается повышение зарплаты в денежном эквиваленте и по номенклатуре «компенсационного пакета» для этой категории специалистов в российских компаниях.
Рассматривая общие, мировые тенденции развития рынка труда, попробуем сопоставить зарплату специалистов фармацевтического рынка Москвы и европейских; в табл. 6 приведены данные, представленные компанией «Drouot-Consultants Belgium» (Бельгия).
Таблица 6
Заработная плата после вычета налогов, долл. США
| 
 Специалист  | 
 Москва  | 
 Бельгия  | 
| 
 Директор по продажам  | 
 1000–4400  | 
 3700–5000  | 
| 
 Директор по маркетингу  | 
 1000–4400  | 
 3400–4700  | 
| 
 Продакт-менеджер  | 
 800–2600  | 
 2300–3000  | 
| 
 Региональный менеджер  | 
 800–2200  | 
 2300–2700  | 
| 
 Торговый представитель  | 
 300–900  | 
 1300–2300  | 
| 
 Медицинский представитель  | 
 300–900  | 
 1300–2300  | 
Примечание. Указан размер фиксированной части оплаты труда без учета бонусов и компенсационного пакета.
МЕТОДЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА
Согласно данным компании GRP, фармацевтические компании при найме квалифицированного персонала в 2003 г. планируют использовать разные методы.
В первую очередь они намерены продвигать своих сотрудников (67,6% компаний), а освобождающиеся вакансии будут заполнять с помощью агентств по подбору персонала или отбирая кандидатов по резюме, поступившим в компанию (по 58,8%).
В 2003 г. многие компании планируют «растить» кадры самостоятельно (52,9%), российские производители и дистрибьюторы будут «охотиться за головами» (32%). Популярным методом, к которому часто прибегают фармацевтические компании, остается размещение объявлений о вакансиях на «работных» сайтах (32%), в «работных» и отраслевых СМИ (по 26,4%). Менее популярен такой ранее любимый всеми компаниями метод поиска персонала, как «рекомендации и знакомства». Им собираются воспользоваться лишь 11,7% компаний. Зато российские производители и дистрибьюторы в 2003 г. намерены использовать связи с бизнес-школами для привлечения новых кадров (20,6%) (рис. 1).
![]()  | 
Рис. 1. Приоритетные методы подбора персонала на фармацевтическом рынке
МЕТОДЫ ПОИСКА МЕСТА РАБОТЫ
В 2002 г. компания GRP провела опрос сотрудников фармацевтических компаний, целью которого, в частности, было выяснить, какими источниками информации они пользуются при поиске новой работы. Среди опрошенных были специалисты, занятые в сфере продаж и продвижения ЛС. Наибольшей популярностью пользуется метод прямой рассылки резюме по компаниям-работодателям — так поступает каждый пятый опрошенный (рис. 2). Популярен поиск вакансий на «работных» сайтах (18%). Далее следуют рекомендации знакомых, размещение объявлений в газетах, рассылка резюме в кадровые агентства (16, 15, 14% соответственно). Каждый десятый респондент просматривает вакансии по своей специальности, публикуемые на сайтах кадровых агентств. Среди методов, используемых для поиска работы, можно отметить размещение резюме на «работных» сайтах (6% опрошенных).
![]()  | 
Рис. 2. Основные тенденции развития рынка труда для фармацевтического бизнеса в 2003 г.
ПРОГНОЗЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Осознание российскими производителями необходимости создания новой маркетинговой и сбытовой политики ведет к повышению спроса на маркетологов и менеджеров по продажам. Усиление конкуренции между производителями, с одной стороны, и с компаниями — производителями генерических препаратов — с другой ведет к повышению спроса на маркетологов и менеджеров по продажам. Освоение оставленных ранее иностранными фармацевтическими производителями (в 1998 г.) рыночных «ниш» требует маркетингового анализа и промоционной активности, следовательно повышается спрос на медицинских представителей.
Будет отмечено повышение спроса на специалистов производственной сферы — не столько на менеджеров проектов (в связи с уменьшением притока иностранных инвестиций в строительство производства после отмены льгот), сколько на технических специалистов в области GMP (технологи, специалисты по контролю качества, по сертификации и др.)
Построение дистрибьюторских «империй» на территории России требует от крупнейших оптовиков точной «отладки» бизнес-процессов, следовательно, будет расти спрос на проджект-менеджеров, логистиков, IT-менеджеров, корпоративных финансистов, сотрудников региональных филиалов и представительств.
Кроме того, возросшая конкуренция в фармацевтике ужесточает профессиональные и психологические требования к персоналу.
Менеджеры по персоналу, вероятно, будут озабочены проблемой ротации кадров. На рынке труда может быть новый всплеск свободных (временно ненужных) специалистов («родные» крупные компании их «переросли», а более мелкие до них еще не «доросли»).
Усложнится процесс поиска нужных специалистов — ведь не так много тех, кто готов выводить бизнес на новый уровень. Следовательно, придется их переманивать и перекупать, вследствие этого будет повышаться уровень заработной платы.
ИТОГИ
Таким образом, если сравнивать тенденции на рынке труда для фармацевтики с тенденциями общероссийского рынка, то следует ожидать тех же процессов, что и в других отраслях бизнеса:
1. Повышение спроса на:
•?маркетологов, включая продакт-, бренд-менеджеров и медицинских представителей;
•?менеджеров по продажам, включая специалистов аптечных сетей и региональных менеджеров;
•?специалистов для производства;
•?логистиков;
•?финансистов.
2.? Спрос претерпит не столько структурные (наметившиеся уже в 2002 г.), сколько качественные изменения. Иными словами, нужны будут не просто логистики и финансисты, а специалисты с хорошим специальным образованием и пониманием бизнес-процессов.
3.? Повышение спроса на «уникальных» специалистов приведет к:
•?росту заработной платы;
•?усилению трудовой миграции: с одной стороны, компании уже не будут иметь возможности требовать «вот такого уникального+ обязательно москвича минимум в 3-м поколении», а с другой стороны — московские карьеристы разъедутся по регионам для приобретения этого самого «уникального» опыта;
•?увеличению количества заказов на подбор персонала, так как специалистов с помощью рекламы и Internet не найти и за полгода в своем коллективе не «вырастить».
Публикуется с разрешения кадрового агентства GRP
Обзор заработной платы специалистов, работающих на рынке ЛС и медицинской техники, 
 долл. США (январь-февраль 2002 г.) (составлено по материалам московских «работных» СМИ)
| 
 Вакансия  | 
 Стартовые предложения фирм  | 
| 
 Корпоративные специалисты  | 
|
| 
 Главный бухгалтер (производство)  | 
 500–1000  | 
| 
 Главный бухгалтер (оптовая торговля)  | 
 570–1000  | 
| 
 Главный бухгалтер (розничная торговля)  | 
 300–700  | 
| 
 Бухгалтер  | 
 250–500  | 
| 
 Аудитор  | 
 200  | 
| 
 Программист, администратор базы данных  | 
 250–1500  | 
| 
 Системный администратор  | 
 300–700  | 
| 
 Оператор персонального компьютера  | 
 170–300  | 
| 
 Менеджер по логистике  | 
 500–1400  | 
| 
 Специалист по работе с таможней  | 
 400–600  | 
| 
 Менеджер по персоналу  | 
 270–900  | 
| 
 Тренинг-менеджер  | 
 600–2000  | 
| 
 Офис-менеджер  | 
 150–400  | 
| 
 Личный помощник руководителя  | 
 300–1000  | 
| 
 Маркетинг и реклама  | 
 ?  | 
| 
 Директор по маркетингу  | 
 3000  | 
| 
 Начальник отдела маркетинга  | 
 800  | 
| 
 Руководитель маркетинговой программы  | 
 700–2500  | 
| 
 Менеджер по маркетингу и рекламе (оптовая торговля)  | 
 200  | 
| 
 Менеджер по маркетингу  | 
 500–800  | 
| 
 Маркетолог-аналитик  | 
 700–800  | 
| 
 Ассистент отдела маркетинга  | 
 500  | 
| 
 Менеджер по рекламе  | 
 210  | 
| 
 Бренд-менеджер  | 
 1000  | 
| 
 Продакт-менеджер  | 
 500–1500  | 
| 
 Медицинский отдел  | 
 ?  | 
| 
 Медицинский директор  | 
 1500  | 
| 
 Специалист по регистрации лекарственных препаратов  | 
 700  | 
| 
 Клинический фармаколог  | 
 1000  | 
| 
 Специалист по формулярной системе  | 
 600  | 
| 
 Менеджер по сертификации  | 
 300–400  | 
| 
 Начальник отдела сертификации  | 
 500  | 
| 
 Отдел закупок  | 
 ?  | 
| 
 Менеджер по закупкам  | 
 270–1200  | 
| 
 Отдел продаж  | 
 ?  | 
| 
 Коммерческий директор  | 
 900  | 
| 
 Директор по продаже  | 
 1500–3000  | 
| 
 Начальник отдела продаж  | 
 800–1500  | 
| 
 Директор филиала  | 
 1300  | 
| 
 Руководитель направления  | 
 1500  | 
| 
 Менеджер по продажам в регионы  | 
 150–1500  | 
| 
 Региональный менеджер  | 
 400–1000  | 
| 
 Менеджер по работе с ключевыми клиентами  | 
 400–1000  | 
| 
 Менеджер по оптовым продажам  | 
 200–800  | 
| 
 Медицинский представитель  | 
 200–800  | 
| 
 Мерчандайзер  | 
 400  | 
| 
 Промоутер  | 
 150–200  | 
| 
 Розничные продажи  | 
 ?  | 
| 
 Директор аптеки  | 
 300–600  | 
| 
 Управляющий сетью аптечных киосков  | 
 330–1000  | 
| 
 Провизор аптеки  | 
 200–500  | 
| 
 Фармацевт аптеки  | 
 130–400  | 
| 
 Провизор/фармацевт аптечного пункта/киоска  | 
 70–400  | 
| 
 Врач-консультант  | 
 150–260  | 
| 
 Комплектовщик  | 
 130–160  | 
| 
 Склад  | 
 ?  | 
| 
 Зам. зав. аптечным складом  | 
 270  | 
| 
 Провизор  | 
 300  | 
| 
 Кладовщик  | 
 230–350  | 
| 
 Комплектовщик  | 
 150–300  | 
| 
 Сборщик  | 
 200–230  | 
| 
 Фасовщик  | 
 150–200  | 
| 
 Рабочий склада  | 
 100–270  | 
| 
 Производство лекарственных средств  | 
 ?  | 
| 
 Технолог  | 
 350  | 
| 
 Зам. директора по контролю качества  | 
 700  | 
| 
 Медицинская техника  | 
 ?  | 
| 
 Менеджер по продаже лабораторного оборудования, хим. реактивов  | 
 200–1500  | 
| 
 Менеджер по продаже медицинского оборудования  | 
 300–1000  | 
| 
 Сервис-инженер  | 
 200–1000  | 
Примечание. Данные по заработной плате обобщены по должностям и варьируются в зависимости от степени соответствия квалификационным требованиям. Стартовые предложения фирм по заработной плате – это зарплата специалиста на испытательный срок без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций.
						

Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим