Ученые считают, что воздействие внешних факторов, таких как изменения в системе образования или увеличение времени, проводимого в интернете, могут играть большую роль в снижении коэффициента интеллекта (Intelligence Quotient — IQ), чем генетика.
В то время как показатели IQ повышались в течение большей части ХХ ст., за последние несколько десятилетий этот показатель неуклонно падает. По мнению исследователей из Центра Фриша (Ragnar Frisch Centre for Economic Research), Норвегия, Бернта Братсберга (Bernt Bratsberg) и Оле Рожеберга (Ole Rogeberg), в этом виновна не только генетика. Их новое исследование под названием «Эффект Флинна и его обратный ход вызваны факторами окружающей среды» («Flynn effect and its reversal are both environmentally caused») было опубликовано в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences».
«Эффект Флинна», названный в честь академика Джеймса Р. Флинна (James R. Flynn), отображает тенденцию, при которой показатели IQ повышались со временем от одного поколения к другому. Этот эффект наблюдался во многих странах в течение ХХ века.
Для нового исследования ученые проанализировали показатели IQ 730 тыс. норвежских мужчин, которые родились в период 1962–1991 гг. Результаты исследований свидетельствуют о наличии тенденции к повышению показателей IQ для мужчин, родившихся в период 1962–1975 гг. Однако отмечается устойчивое снижение IQ среди мужчин, родившихся после 1975 г.
Ученые отметили, что результаты исследований, проведенных в Великобритании, Франции, Нидерландах, Дании, Финляндии и Эстонии, также выявили аналогичную тенденцию в изменениях значений показателя IQ. Что касается причин, которые вызвали «эффект Флинна» и его, возможно, обратный ход, стоит предположить, что вину за это не стоит полностью возлагать на гены.
«Причины повышения показателя IQ с течением времени и теперь его снижение связаны с факторами окружающей среды, — отметил О. Рожеберг. — Дело не в том, грубо говоря, что у «неумных» людей больше детей, чем у умных. Это как-то связано с окружающей средой, потому что мы видим те же различия в рамках одной семьи».
В проводимом исследовании основное внимание уделялось семьям, в которых есть братья и сестры, чтобы сравнить показатели IQ братьев и сестер, родившихся в разные годы. Если бы генетика сыграла значимую роль, результаты были бы похожи. Вместо этого показатели IQ варьировали между братьями и сестрами из одной семьи.
«Тенденции, которые были выявлены в семьях, прослеживались и среди населения в целом», — отмечает О. Рожеберг. Это не означает, что гены не оказывают никакого влияния, но факторы окружающей среды, по-видимому, влияют больше. Они могут включать изменения в системе образования, тип питания, повышенное воздействие гаджетов, более высокий уровень жизни и т.д.
С другой стороны, некоторые считают, что тесты на IQ не могут служить единственным способом определения уровня интеллекта и не учитывают разные типы интеллекта. Робин Моррис (Robin Morris), профессор психологии Королевского колледжа в Лондоне (King’s College London), Великобритания, считает, что они могут быть недостаточно точными, учитывая современные темпы развития технологий.
«На мой взгляд, нам нужно признать, что с течением времени люди сталкиваются с новым интеллектуальным опытом, например, использование социальных медиа, следовательно, способ выражения интеллекта также изменяется. Методы образования необходимо адаптировать в соответствии с изменениями», — подчеркнул Р. Моррис.
По материалам www.medicaldaily.com
Коментарі