Излишние ограничения не способствуют предпринимательской деятельности

?

О проблемах, связанных с несовершенством законодательной базы в области предпринимательства, сказано немало. В то же время ситуация остается без изменений. Зачастую различные ведомства, органы местного самоуправления издают подзаконные акты, распоряжения и приказы, которые выходят за рамки их компетенции и вступают в противоречие с действующими законами Украины, Указами Президента, Постановлениями Кабинета Министров. В итоге это усложняет работу предпринимательских структур. Задачи по формированию единой государственной политики в сфере предпринимательства возложены на Государственный Комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Наш корреспондент встретился с заместителем директора Департамента регуляторной политики Государственного Комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Олегом Мирошниченко, который подробно рассказал о деятельности Комитета и о том, с какими проблемами приходится ежедневно сталкиваться его сотрудникам.

— Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства был создан Указом Президента 15 декабря 1999 года на базе ликвидированного Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства. На сегодняшний день деятельность комитета охватывает три основных направления: регуляторной политики, развития предпринимательства, лицензирования и регистрации. Вопросами лицензирования и регистрации занимается департамент, организованный на базе ликвидированной лицензионной палаты.

— Олег Николаевич, каким образом в Комитет поступает информация о нарушениях законодательства в сфере предпринимательской деятельности?

— Прежде всего, к нам поступают письменные обращения, а также мы получаем информацию непосредственно от предпринимателей, участвуя в различных конференциях, собраниях и съездах. Кроме того, мы регулярно анализируем публикации в средствах массовой информации, посвященные бизнесу. Предложения о внесении или отмене тех или иных подзаконных актов Комитет начал изучать еще в июне 1998 года (в то время — Государственный Комитет по вопросам развития предпринимательства). За два года работы было принято около ста решений. Спектр нарушений действующего законодательства очень широкий. Это, например, нарушения системы ценообразования, когда местные администрации своими решениями вводили ограничения цен на те или иные виды товаров, не имея на то полномочий, вопросы, касающиеся усложнения процедур оформления документов и тому подобное.

p_248_27_100700_Miroshnichenko.gif (11609 bytes)

Олег МИРОШНИЧЕНКО

Заместитель директора Департамента регуляторной политики Государственного Комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства

— По инициативе Фармацевтической ассоциации сотрудники Комитета проводят комплексный анализ предпринимательской деятельности в сфере фармации и готовят предложения по оптимизации работы предпринимателей в этой области. С одной стороны, мы учитываем интересы государства, с другой — заботимся о том, чтобы избавить предпринимателя от лишних ограничений.

— Какие вопросы, касающиеся здравоохранения, в частности фармации, рассматривает сейчас Комитет?

— В рамках осуществления наших полномочий по регуляторной политике мы проводим анализ действующих документов, а также анализ проектов документов. Кроме того, недавно мы начали развивать такое направление, как «отраслевой анализ». В настоящее время сотрудники Комитета по инициативе Фармацевтической ассоциации проводят комплексный анализ предпринимательской деятельности в сфере фармации и готовят предложения по оптимизации работы предпринимателей в этой области. С одной стороны, мы учитываем интересы государства, с другой — заботимся о том, чтобы избавить предпринимателя от лишних ограничений. Эта работа будет завершена примерно к сентябрю.

Не прекращается работа и по анализу конкретных документов. Нами подготовлен проект решения по двум приказам Министерства здравоохранения Украины. После всестороннего изучения приказа № 67 от 30.09.1999 г. «Об условиях аккредитации предприятий, учреждений, организаций, которые осуществляют оптовую и розничную реализацию лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения», мы сформулировали свои замечания относительно того, где и в чем он не соответствует действующему законодательству, предлагая в итоге аннулировать его. Также Комитетом был подготовлен проект решения по приказу Министерства здравоохранения № 27 от 18.02.2000 г. «Об организации проведения аккредитации фармацевтических (аптечных) учреждений». Мы предлагаем аннулировать четвертый пункт, в котором дано указание главной аккредитационной комиссии Министерства здравоохранения ежемесячно рассматривать информацию о выполнении графика аккредитации, а в случае его нарушения аптечными учреждениями давать на рассмотрение лицензионной комиссии предложения о приостановлении действия лицензии. На наш взгляд аккредитация никакого отношения к лицензированию не имеет. Лицензия может быть приостановлена только в случае определенных нарушений лицензионных условий.

— Какова процедура исполнения решений Комитета по устранению действий других государственных органов, ограничивающих права предпринимателей, и как осуществляется контроль за выполнением предложений и решений Комитета?

— Указом Президента № 79 от 1998 г. «Об устранении ограничений, которые удерживают развитие предпринимательской деятельности» определена такая процедура: после подписания принятого нами решения оно направляется в тот орган, который выпустил не соответствующий законодательным нормам документ. В месячный срок этот орган должен либо выполнить наши требования, либо их обжаловать. В случае невыполнения требований Комитет публикует в «Урядовом кур’єрі» официальное сообщение о приостановлении действия документа, не соответствующего законодательным нормам.

Естественно, мы отслеживаем исполнение принятых нами решений, в обязательном порядке информируем Министерство юстиции о том, что нами приостановлено действие какого-либо документа. Кроме того, в соответствии с Указом Президента № 89 от 2000 г. «О введении единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства» все органы, разрабатывающие проекты каких-либо регуляторных актов, обязаны сопровождать документы обоснованием экономической выгоды и рентабельности. Другими словами, должно быть пояснено с какой целью вводится тот или иной регулирующий документ. Также нам должны предоставлять прогнозируемые характеристики ожидаемых результатов. Обязательному согласованию с Комитетом подлежат все проекты регуляторных актов, которые разрабатываются как центральными органами исполнительной власти, так и местными администрациями. Проекты, подготовленные органами местных администраций, проходят согласование в наших территориальных представительствах. Другими словами, уже на этапе согласования проектов документов есть возможность устранить те положения, которые, по нашим оценкам, могут негативно отразиться на деятельности предпринимателей.

— Всех сейчас волнует тема лицензирования и аккредитации…

— В законе Украины № 1775 от 01.06.2000 г. «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», принятом Верховной Радой, отмечено, что лицензия является единым документом разрешительного характера, который дает право заниматься определенным видом хозяйственной деятельности. Других разрешительных документов быть не может. Иными словами, законодатель установил: если что-либо должно регулироваться, то это должно регулироваться с помощью лицензирования. Мне не совсем понятно, зачем нужна аккредитация. Если предприятие получило лицензию и подтвердило при ее получении, что оно способно выполнять те или иные лицензионные условия, то для чего нужна аккредитация? На что она влияет? Приходя в аптеку посетитель смотрит не на то, к какой категории она относится, его интересует ассортимент, цены, санитарное состояние, поведение персонала, от этого зависит придет ли он в нее в следующий раз.

Сергей Коловоротный
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті