Компания «GlaxoSmithKline»:подразделение «Consumer Healthcare» первый год на украинском рынке

27 декабря 2000 г. было провозглашено образование нового фармацевтического гиганта — корпорации «GlaxoSmithKline» («GSK») в результате слияния компаний «SmithKline Beecham» и «GlaxoWellcome» (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 2(273) от 15 января 2001 г.). В связи с этим в Украине была проведена реорганизация представительств «GlaxoWellcome» и «SmithKline Beecham». Уже в январе 2001 г. в Украине начала свою работу компания «GSK Consumer Healthcare Ukraine» и представительство «GSK Pharmaceuticals», которые развивают лучшие традиции компаний-предшественниц. Об итогах первого года работы компании «GSK Consumer Healthcare Ukraine» в Украине рассказывает ее генеральный директор Анна Литвиненко.

— Когда хорошо известная в Украине компания «SmithKline Beecham Ukraine» начала работу в  Украине под новым именем «GSK Consumer Healthcare Ukraine» и  каковы ее функции?

p_330_9_040302_Litvinenko.jpg (6721 bytes)

Анна Литвиненко, генеральный директор компании «GSK Consumer Healthcare Ukraine»

— Компания ООО «SmithKline Beecham Ukraine» работала с 1995 г. В начале 2001 г., сразу же после образования фармацевтического гиганта «GlaxoSmithKline» в Украине была учреждена компания «GSK Consumer Healthcare Ukraine». Особенность компании «GSK Consumer Healthcare Ukraine» заключается в том, что она выполняет две функции — не только представительскую, но и дистрибьюторскую. Представительская включает маркетинг лекарственных средств на территории Украины и оказание технической поддержки при их продвижении на отечественный фармацевтический рынок — работу с врачами, провизорами и фармацевтами. Дистрибьюторская функция включает работу компании напрямую с потребителями, так как наша компания является единственным поставщиком препаратов компании «GlaxoSmithKline Consumer Healthcare» в Украину. В розничную продажу наши лекарственные средства поступают через сеть дистрибьюторов.

Компания «GSK Consumer Healthcare Ukraine» рассматривает плодотворное сотрудничество с субъектами украинского фармацевтического рынка как одно из приоритетных направлений в своей работе. И наши деловые партнеры должны знать, что единая компания «GlaxoSmithKline», состоящая из двух подразделений — «GSK Pharmaceuticals» и «GSK Consumer Healthcare Ukraine», — это коллектив, объединенный единой миссией, который осуществляет маркетинг инновационной фармацевтической продукции высокого качества. Разная маркетинговая политика «GSK Consumer Healthcare Ukraine» и «GSK Pharmaceuticals» в Украине обусловлена некоторыми различиями бизнеса, но она проводится с использованием новейших достижений корпорации «GlaxoSmithKline» в сфере маркетинга и продвижения препаратов на рынок.

— Какой вклад вносят подразделения «GSK Pharmaceuticals» и «GSK Consumer Healthcare» в общий объем продаж корпорации «GlaxoSmithKline»?

Непосредственно после слияния компаний «SmithKline Beecham» и «GlaxoWellcome» доля подразделения «GSK Consumer Healthcare» в общем объеме продаж корпорации «GlaxoSmithKline» во всем мире составляла 17%. Тем не менее, оба подразделения имеют равное право голоса в корпорации «GlaxoSmithKline». Руку на пульсе компании «GlaxoSmithKline» постоянно держит один человек — ее президент Жан-Пьер Гарнье. Интересно, что на первой после слияния встрече президент компании отметил, что сотрудники «GSK Consumer Healthcare» более тесно связаны с рынком, находясь ближе к конечному потребителю, так как помимо представительской функции вплотную занимаются дистрибьюцией лекарственных средств. Поэтому сотрудники подразделения «GlaxoSmithKline Pharmaceuticals» имеют преимущество использовать ценный опыт коллег из «GlaxoSmithKline Consumer Healthcare». Меньший объем продаж препаратов подразделения «GlaxoSmithKline Consumer Healthcare» по сравнению с «GlaxoSmithKline Pharmaceuticals», с избытком компенсируется накопленным передовым опытом маркетинга, продвижения и дистрибьюции лекарственных средств.

Компания «GSK Consumer Healthcare Ukraine» — украинская компания со 100% иностранными инвестициями. Мы гордимся тем, что являемся исправным украинским налогоплательщиком и тем самым вносим определенный вклад в развитие системы здравоохранения в нашей стране, делаем более доступными для населения высококачественные лекарственные средства.

Среди безрецептурных препаратов, которые компания «GSK Consumer Healthcare Ukraine» поставляет на украинский фармацевтический рынок, хотелось бы отметить давно известные потребителю КОЛДРЕКС, ПАНАДОЛ, СОЛПАДЕИН, БЕКОНАЗЕ.

— Каких экономических успехов добилась компания «GSK Consumer Healthcare Ukraine» в 2001 г.?

— В прошлом году мы практически достигли того уровня объема продаж, который был в Украине в 1996 и 1997 гг., до того, как разразился экономический кризис. Более того, в течение 2001 г. объем продаж безрецептурных лекарственных средств увеличился на 12%. По некоторым препаратам «докризисный» объем продаж даже превзойден. Необходимо отметить, что мы осуществляем маркетинг не только безрецептурных лекарственных средств, но и средств по уходу за полостью рта. Хотя объем продаж этого вида продукции, например зубной пасты «АКВАФРЕШ», превышает продажи безрецептурных лекарственных средств, в 2001 г. продажи последних также существенно увеличились.

Стойкая тенденция к увеличению объема продаж безрецептурных препаратов компании «GSK Consumer Healthcare Ukraine» в определенной степени объясняется и тем, что потребители все чаще стали уделять внимание качеству лекарственных средств. Конечно, препараты «GSK Consumer Healthcare Ukraine» более дорогие по сравнению с их генерическими версиями, однако компания гарантирует высокое качество, эффективность и безопасность своих лекарственных средств, что убедительно подтверждают результаты клинических исследований, проводимых не только за рубежом, но и в Украине («GlaxoSmithKline» осуществляет маркетинг лекарственных средств в 140 странах мира). Нельзя не отметить, что культура потребления в нашей стране повысилась. В связи с этим на фармацевтическом рынке наметилась стойкая тенденция формирования взгляда потребителей на качество лекарственных средств — их привлекают высококачественные оригинальные препараты.

— Какие методы продвижения безрецептурных препаратов компания «GSK Consumer Healthcare Ukraine» использует в настоящее время?

Первостепенное значение компания «GSK Consumer Healthcare Ukraine» придает работе с провизорами и фармацевтами, налаживанию прямых связей с нашими деловыми партнерами. Стратегической концепцией нашей компании является принцип: «Делаем бизнес вместе». В соответствии с этой концепцией «GSK Consumer Healthcare Ukraine» проводит разноплановую работу среди провизоров и фармацевтов, направленную прежде всего на обучение их современным подходам и методикам реализации лекарственных средств. Ведь не секрет, что около 80% наших соотечественников занимаются самолечением. В связи с этим возрастает роль работников аптек, которые могут и должны помочь больному в выборе необходимого безрецептурного препарата и объяснить, как его следует принимать.

По нашему твердому убеждению, в цепи «производитель — дистрибьютор — провизор — потребитель» главное звено — потребитель. Нам всем необходимо понять, что человек, который обращается в аптеку, нуждается во внимании и чаще всего в консультативной помощи провизоров первого стола. Он является не просто покупателем, но личностью, которая ищет решение своих проблем. По-настоящему успешным может быть лишь тот бизнес, который учитывает интересы потребителя и направлен на удовлетворение его насущных потребностей. В связи с этим в осуществлении успешного фармацевтического бизнеса важная роль принадлежит провизорам и фармацевтам, которые со знанием дела смогут предложить нужный безрецептурный препарат потребителю.

Мы гордимся тем, что нами организован и успешно функционирует Клуб фармацевтов, задачей которого и является реализация упомянутой выше стратегической концепции компании — делать бизнес вместе. Спектр форм работы Клуба очень широк: это и обсуждение аспектов сотрудничества, и круглые столы с участием научной общественности Украины, и обучающие программы, и ежегодные конкурсы среди фармацевтов и провизоров.

Необходимо отметить, что среди требований, предъявляемых к участникам конкурса, — не только количество реализованных лекарственных средств, но и ряд других важных критериев. Существенную роль играет то, как провизор и фармацевт ориентируются в потребностях покупателя, могут ли предложить подходящее лекарственное средство (не обязательно производства нашей компании) и т.д. Разработана объективная система оценки результатов конкурса, которая позволяет избежать всякого фаворитизма и предвзятости. Поэтому в списках победителей не только фармацевты и провизоры из крупных городов нашей страны, но и из небольших районных центров и поселков (см. «Еженедельник АПТЕКА", № 7 (238) от 18 февраля 2002 г.).

Сегодня многие лекарственные препараты широко рекламируются в средствах массовой информации. Как мы понимаем, реклама — это не просто двигатель торговли, как ее коротко определяют в учебниках, но и, в определенной степени, гарантия производителя предоставить качественный товар или услугу. Пора говорить об «этическом кодексе» производителя. Потребитель должен получить такой же «красивый» продукт, каковым он представлен в рекламе, т.е. качественный, эффективный, наиболее безопасный. Думаю, было бы уместно, чтобы производитель указывал степень очистки действующего вещества, например парацетамола, входящего в состав комбинированных лекарственных средств, применяемых для лечения простудных заболеваний. Что касается продукции «GSK Consumer Healthcare», то мы несем полную ответственность перед потребителем за эффективность и безопасность нашей продукции и гарантируем ее высокое качество. Кроме того, компания «GSK Consumer Healthcare Ukraine» предпринимает реальные шаги для того, чтобы сделать лекарственные препараты более доступными для потребителя.

— Какое место отводится украинскому фармацевтическому рынку в маркетинговых планах компании «GSK Consumer Healthcare» среди других рынков СНГ?

Украинский рынок один из наиболее крупных и перспективных на территории СНГ, по объемам он уступает лишь российскому. Более того, рынки России, Украины и Казахстана значительно превосходят национальные фармацевтические рынки других стран СНГ. При этом рынок Украины является достаточно развитым.

На рынке Восточной Европы компания «GlaxoSmithKline Consumer Healthcare» занимает прочные позиции — 3-е место по объемам продаж средств массового потребления, 4–5-е — безрецептурных препаратов. При этом важную роль в развитии маркетинга на фармацевтическом рынке Восточной Европы играет украинская компания. Это признает и высокое руководство «GlaxoSmithKline». Что касается наиболее перспективных фармацевтических рынков в Восточно-Европейском регионе, то для компании «GlaxoSmithKline» это российский, польский и украинский.

— Повлияет ли на работу компании «GSK Consumer Healthcare Ukraine» возможное вступление Украины во  Всемирную торговую организацию (World Trading Organization, WTO)?

— Думаю, что вступление нашей страны в WTO не только укрепит ее международный авторитет, но и существенно расширит возможности маркетинга лекарственных средств, кроме того, улучшится инвестиционный климат, а значит, больше средств можно будет вкладывать в развитие фармацевтического бизнеса. Я люблю свою страну, и мне обидно, что высокий экономический потенциал Украины используется недостаточно, в частности для повышения ее международного имиджа и улучшения качества жизни населения.

Конечно, до вступления Украины в WTO фармацевтическим компаниям еще предстоит провести переговоры с представителями официальных властей, чтобы разработать стратегию и тактику маркетинга лекарственных средств в новых условиях.

— Как вы оцениваете перспективы деятельности компании «GSK Consumer Healthcare Ukraine»?

— Я бы оценила их как достаточно хорошие. И хотя делать какие-либо прогнозы было бы преждевременным, необходимо подчеркнуть, что наметившееся улучшение экономической ситуации в стране способствует оздоровлению рынка и повышению покупательной способности населения. В случае проведения в Украине серьезных экономических реформ откроются еще более широкие возможности для маркетинга безрецептурных лекарственных средств компании «GlaxoSmithKline».

Виктор Маргитич
Фото Евгения Кривши


Компания «GlaxoSmithKline» — цифры и факты

Доля компании «GlaxoSmithKline» в общей структуре мирового фармацевтического рынка составляет 7%. Целью компании является улучшение качества жизни путем предоставления высококачественных лекарственных средств. Девиз компании — «Thinking globally — acting locally» («Думай глобально, действуй с учетом местных потребностей»). Штаб-квартиры «GlaxoSmithKline» находятся в Великобритании и в США.

В настоящее время 4 лекарственных средства «GlaxoSmithKline» имеют статус блокбастера, годовой объем продаж 16 лекарственных средств превышает 500 млн долларов США.

Производство лекарственных средств

Компании «GlaxoSmithKline» принадлежат 107 фармацевтических заводов, расположенных в 41 стране мира. В производстве лекарственных средств заняты 42 тыс. человек. Компания «GlaxoSmithKline»:

  • поставляет свою продукцию на 191 национальный рынок;

  • производит 1200 оригинальных препаратов;

  • выпускает почти 4 млрд упаковок фармацевтической и парафармацевтической продукции;

  • поставляет 6000 тонн лекарственных средств в виде ангро (нефасованные лекарственные средства);

  • каждый год осуществляет маркетинг 2000 новых лекарственных средств, которые запускаются на национальные фармацевтические рынки мира.

Немного статистики

Компания «GlaxoSmithKline» занимается маркетингом лекарственных средств в 140 странах мира. При этом:

  • каждую секунду осуществляется поставка 30 доз вакцин компании «GlaxoSmithKline» потребителям через дистрибьюторскую сеть;

  • каждую минуту выписывается 1100 рецептов на препараты компании «GlaxoSmithKline»;

  • каждый час компания «GlaxoSmithKline» выделяет 450 млн долларов США на проведение научных исследований и разработку новых препаратов;

  • каждый день более чем 200 млн человек пользуются зубной пастой и зубной щеткой компании «GlaxoSmithKline»;

  • каждый год компания «GlaxoSmithKline» осуществляет благотворительную деятельность, выделяя 90 млн долларов США деньгами или в виде лекарственных средств для малообеспеченных слоев мирового населения.

По материалам официального веб-сайта компании «GlaxoSmithKline»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті