New Old Lands. Аптечные продажи в регионах Украины: первые 6 мес. 2006 г.

Для истории развития региональных рынков аптечных продаж характерно то, что, с одной стороны, локальная структура розничного фармрынка изменяется под влиянием макроэкономических показателей, а с другой, немалую лепту в его формирование вносит работа оптовых операторов, которые с легкостью завоевывают новые земли. Однако ими, как и любыми завоевателями, руководит преимущественно экономический интерес. Эта публикация посвящена обзору регионального распределения аптечных продаж по итогам первых 6 мес 2006 г. При подготовке материала использованы данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Напомним, что по итогам первых 6 мес 2006 г. общий объем аптечных продаж в Украине по категориям товаров «аптечной корзины» составил 4647,7 млн грн. в денежном и 960,0 млн уп. в натуральном выражении, что превысило показатели аналогичного периода предыдущего года на 44,5 и 27,8% соответственно. О структуре его распределения уже упоминалось в наших публикациях (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 33 (554) от 28 августа 2006 г.).

Традиционно 1-е место по объемам аптечных продаж лекарственных средств (ЛС) в регионах Украины по итогам первых 6 мес 2006 г. занимает Киев. Удельный вес столицы в структуре общего объема розничного рынка реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении увеличился на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. и составил 14,2% (рис. 1). Далее за ней следуют промышленные области: Донецкая (9,8%), Днепропетровская (8,3%) и Харьковская (7,4%). Следует отметить, что удельный вес 6 из 26 исследуемых регионов не изменился по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. Наибольшее повышение этого показателя в структуре распределения объемов аптечных продаж было зафиксировано по Луганской, Черниговской областях и АР Крым — на 0,6; 0,6 и 0,5% соответственно. В результате доля этих регионов составила 4,3; 2,5 и 6,4%. При этом по 12 областям было отмечено уменьшение доли в общем объеме аптечных продаж. Максимальное снижение этого показателя зафиксировано по Кировоградской области — на 0,7%, а доля этого региона составила всего 1,6%.

Удельный вес (%) регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении по итогам первых 6 мес 2006 г.

Рис. 1. Удельный вес (%) регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении по итогам первых 6 мес 2006 г.

Объем продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2005–2006 г.

Рис. 2. Объем продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2005–2006 г.

Объем продаж ЛС в натуральном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2005– 2006 г.

Рис. 3. Объем продаж ЛС в натуральном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2005– 2006 г.

В структуре распределения объемов аптечных продаж среди всех товаров «аптечной корзины» по итогам исследуемого периода беспрецедентное первенство принадлежит ЛС. В разрезе различных регионов Украины по итогам первых 6 мес 2006 г. наибольший удельный вес этой категории товаров в денежном выражении отмечен в Ивано-Франковской обл. (91,1%), АР Крым (90,0%) и Тернопольской обл. (89,7%) (табл. 1). Доля объемов продаж ИМН превысила показатель 10% в Волынской, Харьковской, Ровенской и Одесской областях. Значительно превысил таковой в целом по рынку удельный вес аптечных продаж косметики в Харьковской обл. (6,5%), Киеве (5,2%) и Одесской обл. (4,4%), а БАД — в Киеве (3,6%), Полтавской (3,1%) и Волынской (3,0%) обл.

Несмотря на то, что показатели прироста объемов продаж ЛС в очередной раз распределились неравномерно в разрезе 26 регионов, а в некоторых случаях существенно превысили таковые в целом по рынку, объемы аптечных продаж ЛС в денежном выражении в исследуемый период увеличились во всех регионах Украины (рис. 2). Так, максимальное увеличение объемов продаж ЛС отмечено в Черниговской (на 88,3 %) и Луганской областях (на 68,3%) относительно аналогичного периода 2005 г.: с 53,8 до 101,4 млн грн. и со 104,9 до 176,6 млн грн. соответственно. Минимальные показатели прироста объемов продаж ЛС зафиксированы в Волынской (1,1%) и Кировоградской областях (0,8%).

Несколько отличаются показатели прироста объемов продаж ЛС в натуральном выражении от таковых в денежном по итогам первых 6 мес 2006 г. Увеличение объемов реализации ЛС в Черниговской и Луганской обл. соответственно отразилось и на увеличении количества проданных упаковок препаратов (рис. 3). В Волынской и Кировоградской обл., несмотря на некоторое увеличение объемов продаж ЛС в денежном выражении, в натуральном было зафиксировано уменьшение таковых — на 4,1 и 9,1% соответственно, что указывает на повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в этих регионах. Тогда как реальное потребление препаратов здесь сократилось.

По итогам первых 6 мес 2006 г. относительно аналогичного периода 2005 г. некоторые изменения произошли и в структуре объемов розничной реализации ЛС отечественного и зарубежного производства. В то время как в целом по рынку было зафиксировано уменьшение доли объемов продаж отечественных препаратов в таких развитых регионах, как Киевская, Луганская и Харьковская области, было отмечено повышение этого показателя на 1,1; 0,5 и 0,4% (табл. 2). Максимальный удельный вес зарубежных ЛС как в денежном, так и в натуральном выражении остается традиционно за Киевом (78,7 и 36,9% соответственно). За ним с одинаковыми показателями 75,6% в денежном выражении следуют Донецкая, Днепропетровская и Харьковская области. Относительно доли ЛС отечественного производства как в денежном, так и в натуральном выражении, максимальные показатели по-прежнему фиксируются в Волынской, Житомирской, Киевской, Луганской и Кировоградской областях.

В целом же увеличение объемов выручки аптечных учреждений от продаж зарубежных ЛС в денежном выражении превалировало над таковыми украинских практически во всех регионах. Тем не менее, в 6 областях увеличение объемов продаж отечественных препаратов в денежном выражении преобладало над таковым зарубежных (рис. 4). В натуральном выражении во всех регионах, за исключением Ровенской обл. прирост объемов продаж зарубежных ЛС превысил таковой украинских. В очередной раз этот факт свидетельствует о сохранении тенденции к увеличению объемов продаж более дорогостоящих ЛС украинского производства, отмеченной в большинстве регионов. В последнее время отечественные фармацевтические производители сконцентрировали усилия именно на этом направлении.

Отметим, что по итогам первых 6 мес 2006 г. в 7 регионах средневзвешенная стоимость зарубежных ЛС снизилась (рис. 6). Причем максимальное снижение этого показателя было отмечено в Харьковской обл. Зато по украинским — повысилась, причем максимально в Черновицкой и Хмельницкой областях (на 34,2 и 28,9% соответственно).

Несмотря на такие изменения средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных ЛС по-прежнему гораздо выше таковой отечественных (рис. 7). Следует отметить, что наибольшая средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных ЛС в исследуемый период была отмечена в Киеве, где составила 17,9 грн. А Запорожская и Винницкая обл. значительно приблизились к этому показателю. Интересно, что именно в Запорожской обл. в исследуемый период была зафиксирована самая высокая средневзвешенная стоимость и украинских препаратов (2,9 грн.). При этом самые низкие показатели средневзвешенной стоимости 1 упаковки отмечены по ЛС как отечественных и зарубежных производителей, так и в целом по рынку в Закарпатской, Волынской, Хмельницкой и Ровенской областях. В этих же регионах были зафиксированы высокие показатели объемов продаж низкостоимостных препаратов.

Приведенные данные объемов аптечных продаж в денежном выражение в разрезе ценовых ниш свидетельствуют о том, что практически во всех регионах лидерство по-прежнему закреплено за среднестоимостными препаратами. Так, максимальной отметки доля этих ЛС достигла в Тернопольской обл. и составила 51,2% в общем объеме продаж. Исключением в исследуемый период стали Запорожская обл. и Киев, где зафиксирован максимальный удельный вес высокостоимостных препаратов на уровне 44,1 и 44,0% соответственно (рис. 8). Важно, что в исследуемый период практически во всех регионах было зафиксировано увеличение доли ЛС высокостоимостной ниши относительно аналогичного периода 2005 г. Однако по Луганской, Одесской, Тернопольской и Харьковской областям отмечено снижение этого показателя на 3,6; 2,0; 1,2 и 0,2%. Значительная доля объемов продаж высокостоимостных ЛС отмечена также в Винницкой, Донецкой и Черновицкой областях, где в исследуемый период доля реализации низкостоимостных препаратов оказалась наименьшей. Зато максимальная доля выручки аптечных учреждений от реализации низкостоимостных ЛС зафиксирована в Житомирской (26,1%) и Кировоградской областях (25,6%).

Таблица 1

Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины»
в денежном выражении по итогам первых 6 мес 2006 г.

Регион ЛС ИМН Косметика БАД
Млн грн. Удельный вес категорий, % Млн грн. Удельный вес категорий, % Млн грн. Удельный вес категорий, % Млн грн. Удельный вес категорий, %
г. Киев 550,0 83,3 51,9 7,9 34,2 5,2 23,8 3,6
Донецкая обл. 391,3 86,2 42,8 9,4 12,8 2,8 7,2 1,6
Днепропетровская обл. 344,4 89,3 25,2 6,5 10,0 2,6 6,2 1,6
Харьковская обл. 270,6 79,2 39,8 11,7 22,1 6,5 9,1 2,7
АР Крым 267,2 90,0 17,9 6,0 5,7 1,9 6,1 2,1
Львовская обл. 245,5 89,2 20,0 7,3 5,8 2,1 4,0 1,5
Запорожская обл. 176,9 86,1 19,0 9,3 5,2 2,5 4,3 2,1
Луганская обл. 176,6 87,6 17,5 8,7 3,2 1,6 4,2 2,1
Одесская обл. 174,7 82,8 21,7 10,3 9,3 4,4 5,4 2,6
Полтавская обл. 126,7 89,6 6,7 4,7 3,6 2,6 4,4 3,1
Винницкая обл. 104,3 88,3 9,0 7,6 2,8 2,4 2,0 1,7
Черниговская обл. 101,4 88,0 9,7 8,4 2,4 2,0 1,8 1,6
Ивано-Франковская обл. 101,0 91,1 6,4 5,8 2,0 1,8 1,4 1,3
Киевская обл. 96,8 85,7 10,6 9,4 2,8 2,5 2,8 2,4
Черкасская обл. 96,3 87,7 8,8 8,0 2,4 2,2 2,3 2,1
Хмельницкая обл. 93,7 89,5 7,1 6,8 2,0 1,9 1,9 1,8
Сумская обл. 87,9 86,0 7,9 7,8 3,5 3,4 2,9 2,9
Херсонская обл. 87,6 87,5 7,9 7,9 2,3 2,3 2,3 2,2
Тернопольская обл. 70,4 89,7 5,3 6,7 1,6 2,0 1,3 1,6
Николаевская обл. 70,3 87,3 6,4 8,0 2,0 2,4 1,9 2,4
Ровенская обл. 67,7 83,1 8,7 10,7 2,7 3,4 2,3 2,8
Черновицкая обл. 67,1 88,7 4,7 6,2 1,9 2,5 1,9 2,6
Житомирская обл. 66,4 89,4 5,3 7,1 1,1 1,5 1,5 2,0
Закарпатская обл. 62,4 86,6 6,3 8,7 1,7 2,4 1,7 2,3
Кировоградская обл. 62,4 85,0 7,2 9,8 1,9 2,5 1,9 2,7
Волынская обл. 52,1 80,4 8,5 13,2 2,2 3,5 1,9 3,0
Всего 4011,7 86,3 382,3 8,2 147,2 3,2 106,5 2,3

Таблица 2

Объем аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства
в денежном и натуральном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2006 г.

Регион Объем продаж ЛС
Зарубежного
производства
Отечественного производства Зарубежного
производства
Отечественного производства
Млн грн. Удельный вес, % Млн грн. Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, %
г. Киев 432,6 78,7 117,4 21,3 24,1 36,9 41,3 63,1
Донецкая обл. 295,7 75,6 95,6 24,4 20,1 33,8 39,3 66,2
Днепропетровская обл. 260,3 75,6 84,1 24,4 16,8 33,9 32,9 66,1
Харьковская обл. 204,6 75,6 66,1 24,4 14,0 34,9 26,1 65,1
АР Крым 195,3 73,1 71,9 26,9 14,6 31,2 32,3 68,8
Львовская обл. 180,1 73,4 65,3 26,6 13,8 33,0 28,1 67,0
Запорожская обл. 132,6 75,0 44,2 25,0 7,9 33,8 15,5 66,2
Луганская обл. 112,4 63,7 64,2 36,3 8,4 25,9 23,9 74,1
Одесская обл. 126,9 72,6 47,8 27,4 8,9 32,3 18,6 67,7
Полтавская обл. 94,0 74,1 32,8 25,9 6,5 34,9 12,0 65,1
Винницкая обл. 73,9 70,9 30,4 29,1 4,7 29,5 11,2 70,5
Черниговская обл. 68,7 67,7 32,8 32,3 4,9 28,8 12,0 71,2
Ивано-Франковская обл. 75,2 74,5 25,8 25,5 5,6 35,9 10,0 64,1
Киевская обл. 63,0 65,1 33,7 34,9 5,0 25,9 14,4 74,1
Черкасская обл. 66,0 68,5 30,3 31,5 5,1 28,2 13,0 71,8
Хмельницкая обл. 65,7 70,0 28,1 30,0 5,8 33,1 11,6 66,9
Сумская обл. 61,7 70,2 26,2 29,8 4,3 29,7 10,2 70,3
Херсонская обл. 60,1 68,7 27,4 31,3 4,5 29,2 10,9 70,8
Тернопольская обл. 50,4 71,6 20,0 28,4 3,9 30,8 8,8 69,2
Николаевская обл. 48,6 69,1 21,7 30,9 3,4 29,4 8,0 70,6
Ровенская обл. 44,2 65,3 23,5 34,7 4,7 28,5 11,8 71,5
Черновицкая обл. 50,2 74,8 16,9 25,2 3,5 35,6 6,3 64,4
Житомирская обл. 42,4 63,9 24,0 36,1 3,9 25,6 11,4 74,4
Закарпатская обл. 42,7 68,4 19,7 31,6 4,2 32,2 8,8 67,8
Кировоградская обл. 39,6 63,5 22,8 36,5 3,4 26,5 9,4 73,5
Волынская обл. 32,3 62,0 19,8 38,0 3,5 25,6 10,3 74,4
Всего 2919,2 72,8 1092,5 27,2 205,5 31,9 438,1 68,1

Прирост/убыль объема продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Рис. 4. Прирост/убыль объема продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Прирост/убыль объема продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в натуральном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Рис. 5. Прирост/убыль объема продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в натуральном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Прирост/убыль средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства по регионам Украины за первые 6 мес 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Рис. 6. Прирост/убыль средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства по регионам Украины за первые 6 мес 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного, зарубежного производст­ва и в целом по рынку в регионах Украины за первые 6 мес 2006 г.

Рис. 7. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного, зарубежного производст­ва и в целом по рынку в регионах Украины за первые 6 мес 2006 г.

По итогам исследуемого периода приведенные данные относительно удельного веса топ-5 групп АТС-классификации первого уровня свидетельствуют о том, что наибольшим спросом во всех регионах пользуются препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», объемы продаж которых во всех регионах превысили отметку 20%, а максимальный показатель — 26,7% — отмечен в Закарпатской области (рис. 9). В общем объеме аптечных продаж ЛС удельный вес групп С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и N «Средства, действующие на нервную систему» распределился практически одинаково в рамках 10–15% во всех регионах. Исключением в первом случае стали только показатели по Полтавской и Черниговской областях, где доля объемов продаж ЛС группы С составила 15,8 и 15,7%. А во втором случае исключением стал удельный вес объемов продаж ЛС группы N в Луганской обл., составив 15,9%.

Таблица 3

Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении
по регионам Украины по итогам первых 6 мес 2006 г.

Регион № п/п в рейтинге
1 2 3 4 5
Украина ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ФЕЗАМ МИЛДРОНАТ
АР Крым ЭССЕНЦИАЛЕ ФЕЗАМ ВИТРУМ МИЛДРОНАТ НО-ШПА
Винницкая обл. ЦЕФТРИАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ АКТОВЕГИН
Волынская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФАЗОЛИН ЦЕФТРИАКСОН ГЛЮКОЗА ЦЕФОТАКСИМ
г. Киев ЭССЕНЦИАЛЕ ВИТРУМ КСЕНИКАЛ ВИАГРА ЭНТЕРОСГЕЛЬ
Днепропетровская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН КСЕНИКАЛ МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН
Донецкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ФЕЗАМ ПРЕДУКТАЛ
Житомирская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ФЕЗАМ ЦЕФТРИАКСОН КАПТОПРЕС ПРЕДУКТАЛ
Закарпатская обл. МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ПРЕДУКТАЛ ФЕСТАЛ
Запорожская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ
Ивано-Франковская обл. ЭНАП МЕЗИМ ФЕЗАМ ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН
Киевская обл. ЦЕФТРИАКСОН ФЕЗАМ НО-ШПА ЦЕФАЗОЛИН ЭССЕНЦИАЛЕ
Кировоградская обл. ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ФЕЗАМ ЦЕФАЗОЛИН
Луганская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ЭНАП
Львовская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ ЭНАП МЕЗИМ ЦЕФТРИАКСОН
Николаевская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН
Одесская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД ВИТРУМ АКТОВЕГИН
Полтавская обл. ФЕЗАМ ЭССЕНЦИАЛЕ ПРОСТАМОЛ УНО ПРЕДУКТАЛ МИЛДРОНАТ
Ровенская обл. ЦЕФАЗОЛИН АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН
Сумская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ФЕЗАМ НАТРИЯ ХЛОРИД
Тернопольская обл. МЕЗИМ ФЕЗАМ АКТОВЕГИН ТЕРАФЛЕКС ПРЕДУКТАЛ
Харьковская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ВИТРУМ ПРЕДУКТАЛ ФЕЗАМ МИЛДРОНАТ
Херсонская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН ФЕЗАМ НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН
Хмельницкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН ФЕЗАМ МЕЗИМ МИЛДРОНАТ
Черкасская обл. ФЕЗАМ ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МЕЗИМ ПРЕДУКТАЛ
Черниговская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ АКТОВЕГИН ФЕЗАМ
Черновицкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ВИАГРА ВИТРУМ КСЕНИКАЛ МЕЗИМ

Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины по итогам первых 6 мес 2006 г.

Рис. 8. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины по итогам первых 6 мес 2006 г.

Удельный вес (%) топ-5 групп АТС-классификации первого уровня в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2006 г.

Рис. 9. Удельный вес (%) топ-5 групп АТС-классификации первого уровня в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины за первые 6 мес 2006 г.

Значительные изменения претерпел региональный рейтинг пятерки брэндов ЛС по итогам первых 6 мес 2006 г. (табл. 3). Отметим, что лидером среди брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в целом по Украине в этот период стал ЭССЕНЦИАЛЕ. Не войдя в состав рейтинга пятерки брэндов в Волынской, Луганской и Тернопольской областях, ЭССЕНЦИАЛЕ стал лидером в 12 регионах Украины. Интересно, что в отдельных случаях в разрезе регионов пальмы первенства были отданы препаратам, которые в общеукраинском рейтинге не попали даже в первую десятку (например, ЭНАП — 11-е место, ЦЕФАЗОЛИН — 21-е).

Подводя итоги исследования региональной структуры аптечных продаж за первые 6 мес 2006 г., мы перелистываем еще одну страницу в истории розничного фармацевтического рынка Украины. Очевидно, что на фоне общих тенденций его развития некоторые регионы живут своей жизнью. Например, Волынская и Кировоградская области, где рынок аптечных продаж в исследуемый период продемонстрировал экстенсивные преобразования. Однако следует обратить внимание и на прогрессивный пример Луганской, Черниговской областей и АР Крым, доля которых в общем объеме аптечных продаж значительно увеличилась. Отметим также, что увеличение потребления дорогостоящей продукции в Сумской, Черновицкой и Ивано-Франковской областях свидетельсвует о существенных изменениях не только спроса на ЛС, но и их предложения. А снижение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС зарубежного производства в 7 областях Украины и увеличение потребления украинских препаратов в других регионах являются свидетельством планомерной работы операторов рынка, направленной на развитие инфраструктуры. Очевидно, что во многих преобразованиях значительную роль играет оптимизация работы операторов в отдельных областях. При этом неравномерный рост рынка в разрезе регионов свидетельствует о не совсем рациональном использовании его потенциала. n

ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ

Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–35-ю неделю 2006 г.

?

?Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–35-ю неделю 2006 г.

В последнюю неделю августа — первую неделю сентября 2006 г. (35-я неделя) показатель индекса активности аптечных продаж составил 1,25, на 8 пунктов превысив показатель предыдущей недели, когда было зафиксировано его минимальное с начала текущего года значение — 1,17. Очевидно, что такие изменения символизируют окончание сезона отпусков — традиционного снижения потребительской активности на фармрынке.

Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармрынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж». В его рамках вы получите возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети. Если вы хотите оценить успешность вашей компании — звоните по тел.: (044) 569 44 60 или пишите по e mail:?[email protected].

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті