Проблемы легче решать централизовано. Житомирских фармацевтов волнуют вопросы управления и аккредитациии


Как сообщал «Еженедельник АПТЕКА», 12 ноября 1999 г. на базе Житомирского фармацевтического училища им. Г.С. Протасевича состоялся семинар для заведующих аптеками Житомирской области, организованный областной Государственной инспекцией по контролю качества лекарственных средств (ГИКК). Семинар был посвящен вопросам управления фармацией и проведения аккредитации аптек на Житомирщине. В его работе принял участие начальник Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств НАК Украины Юрий Подпружников.

Фармация без управления?

По словам Константина Косяченко, начальника ГИКК в Житомирской области, сегодня в регионе фактически отсутствует централизованное управление фармацевтической отраслью. ПО «Фармация», ранее выполнявшее функции управляющего и координирующего органа, прекратило эту деятельность.

Организацией деятельности предприятий фармации области занялись областное и городское управления здравоохранения, где были назначены главные провизоры. Однако, по мнению К. Косяченко, два специалиста не в силах справиться с существующим объемом работы.

МНЕНИЕ

Начальник ГИКК в Житомирской области Константин Косяченко:

— Мы понимаем, что функции по организации деятельности фармации, которые в настоящее время выполняет ГИКК в  Житомирской области, ей несвойственны и готовы от них отказаться. Участниками семинара было принято решение создать на общественных началах рабочую группу, в состав которой войдут фармацевты области. Эта группа займется сбором предложений о том, каким должен быть, по мнению фармацевтической общественности, областной орган управления фармацией. Затем, анализируя полученную информацию, будет выходить с  инициативами к органам местного самоуправления. В состав группы вошли представители ГИКК, фармацевтической ассоциации, руководители аптек области. Отмечу также, что участники семинара были единодушны в том, что управлять фармацевтическими учреждениями должны люди, имеющие фармацевтическое образование.

Еще одна проблема, которая возникла в  нашей области из-за отсутствия органа управления, — регион испытывает дефицит провизоров, с одной стороны, и не решен вопрос о трудоустройстве молодых специалистов — с  другой. Многие провизорские должности занимают фармацевты со средним образованием. Если раньше этот вопрос решался централизовано (велось планирование потребностей области в кадрах, а также их учет), то в нынешних условиях это стало большой проблемой. Ни ГИКК, ни Ассоциация фармацевтов не могут решить кадровые вопросы, этим должен заниматься областной орган управления фармацевтической отраслью.

В настоящее время расширение аптечной сети в области происходит в основном путем создания коммерческих аптек, имеющих коллективную либо частную форму собственности. Так, по данным Госкомстата Украины в 1998 г. в Житомирской области к государственным 220 аптекам и аптечным пунктам (Госкомстат к категории государственных относит и аптеки коммунальной формы собственности), прибавилось 15 учреждений частной и 6 — коллективной форм собственности. И все они (независимо от формы собственности) нуждаются в структуре, которая смогла бы обеспечить консультативную, информационную и методическую помощь, координировала бы их деятельность. В отсутствие органа управления фармацией в области эту инициативу взяла на себя региональная ГИКК. На первый взгляд, наблюдается противоречие: контролирующий орган берет на себя организационные функции. Но, как заявил К. Косяченко, возглавляемая им ГИКК действует строго в рамках закона. А консультативная и методическая работа проводимая инспекцией, призвана помочь субъектам фармацевтического рынка в их деятельности, сориентировать их в потоке новых требований, ежедневно предъявляемых рынком.

Аккредитация: за и против

Руководители аптек, принявшие участие в семинаре, признали аккредитацию одной из главных проблем, которые им приходится решать. Несмотря на то что Порядок государственной аккредитации учреждений здравоохранения, к которым относятся и аптеки, был утвержден еще в 1997 г. (Постановление КМ Украины № 765), руководители аптек занимали выжидательную позицию и включились в процесс аккредитации только в этом году. Тому есть несколько причин, главная из которых — отсутствие четких официальных требований, предъявляемых тому, кто должен проводить аккредитацию, по каким правилам, кто и как проводит предаккредитационную экспертизу, какова ее стоимость и др. Поэтому сейчас, когда до окончания срока аккредитации осталось несколько недель, большинство аптек области только начали процедуру подготовки к ее проведению.

МНЕНИЕ

Начальник Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств НАК Украины Юрий Подпружников:

— Напомню, что в  Положении о Национальном агентстве по контролю за качеством и безопасностью продуктов питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденном Указом Президента Украины № 301/99, на Агентство возложены функции по  аккредитации аптечных учреждений, а также лицензированию предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих оптовую и розничную реализацию лекарственных средств. В настоящее время в Министерстве юстиции на утверждении находятся стандарты (в новой редакции — условия) аккредитации аптек, переработанные с учетом многочисленных пожеланий работников аптек, региональных ГИКК, фармацевтических ассоциаций, частных и государственных фармацевтических структур.*

В Агентстве создана Главная аккредитационная комиссия, которая проводит аккредитацию аптек всех форм собственности. Для проведения экспертной предаккредитационной оценки на соответствие аптек стандартам (условиям) аккредитации в областях созданы комиссии при ГИКК. Аккредитацию должны проводить профессионалы, поэтому часть этой работы также возложена на ГИКК.

При доработке стандартов аккредитации, участники семинара предложили исключить из них положения, касающиеся торговой и хозяйственной деятельности аптек. Ведь аптека как хозрасчетное предприятие подвержена многочисленным проверкам со стороны контролирующих органов (налоговой инспекции, санитарной и пожарной службы, инспекции по контролю за ценами и др.) и повторный контроль нецелесообразен.

Присутствующих также интересовал вопрос о необходимости более гибкого подхода к аккредитации аптек в сельской местности. В частности, речь шла о том, что занимаемая сельскими аптеками площадь иногда не соответствует предъявляемым требованиям. В этой связи было высказано пожелание пересмотреть указанные стандарты.

Кроме того, председатель фармацевтической ассоциации Житомирской области Светлана Воробей считает, что по причине отсутствия у сельских аптек достаточных средств на проведение аккредитации, целесообразнее, чтобы они проходили эту процедуру в составе районных аптек (тем более, что сельские аптеки являются их функциональными подразделениями).

Как отметил в заключение семинара Ю. Подпружников, открытое общение с работниками фармацевтической отрасли было полезным для обеих сторон. Все замечания и пожелания, высказанные в ходе работы семинара, будут представлены руководству НАК и учтены при подготовке новых документов и инструкций.


Николай Черкасский
Фото Евгения Кривши



* Прим. ред. «Условия аккредитации …» уже зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 22.11.99 за № 805/4098 и публикуются на с. 9–10.

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті