Стремимся расширять ассортимент

?

Фармацевтический рынок, подобно живому организму, постоянно претерпевает изменения: он растет, развивается, порой чувствует себя стабильно и уверенно, а порой его заметно лихорадит. Сейчас, пожалуй, наступила фаза некоторой стабильности. И это сказывается прежде всего на работе аптек. Аптеку по большому счету можно назвать зеркалом фармацевтического рынка, в котором отражаются все происходящие на нем процессы. Поэтому вопрос: «Как живешь, аптека » интересен тем, что ответ на  него подразумевает характеристику нынешнего состояния фармацевтического рынка в целом и в то же время включает в себя проблемы и нужды конкретной, отдельно взятой аптеки. Корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» попросил заведующую аптекой № 1 Киевского АО «Фармация» Клавдию Евтушенко рассказать о том, как обстоят дела в одном из самых известных аптечных учреждений столицы.

— Клавдия Григорьевна, в осенне-зимний сезон увеличивается число случаев простудных заболеваний. Как это отразилось на работе вашей аптеки?

— Посетителей в нашей аптеке стало действительно больше. Например, в июле текущего года было совершено 20 957 покупок, а в октябре — 22 911. Итоги за ноябрь еще не подводились. Как мы видим, по сравнению с летним периодом количество посетителей возросло почти на 10%. При этом стоимость одной покупки не изменилась и составляет в среднем 15–16 грн., следовательно, ежемесячный товарооборот увеличился примерно на 30 000 грн., то есть менее 10% от общей суммы.

— Изменился ли ассортимент аптеки в связи с сезонностью спроса на лекарственные препараты?

— Изменения в ассортименте аптеки происходят постоянно. Мы внимательно изучаем специальные издания, где публикуется информация о новых лекарственных препаратах, появившихся в Украине. Сотрудники представительств зарубежных фармацевтических компаний также информируют нас о недавно зарегистрированных или активно продвигаемых в настоящее время препаратах. Проанализировав эту информацию, мы заказываем наиболее перспективные лекарственные средства. В среднем ассортимент нашей аптеки ежемесячно обновляется за счет 2–3 новых наименований. Появляются и новые лекарственные формы тех препаратов, которые имеются в ассортименте аптеки. Сезонность на изменения ассортимента влияет очень незначительно, поскольку в любое время года наша аптека располагает большим выбором лекарственных средств, применяемых для лечения простудных заболеваний, — увеличивается только объем их реализации. В то же время если та или иная фармацевтическая компания начинает активную информационную работу по продвижению нового «сезонного» препарата, то мы включаем его в свой ассортимент. Например, недавно у нас появился лекарственный препарат ДЛЯНОС производства компании «Новартис» (Швейцария). Он актуален для осенне-зимнего сезона и, надеемся, будет пользоваться спросом. Кроме того, исходя из опыта прошлого года, мы расширили ассортимент дезинфицирующих средств, которые пользуются спросом перед началом прогнозируемой эпидемии гриппа и во время эпидемии.

— Изменилась ли за последнее время активность рекламной поддержки, которую оказывают производители лекарственных препаратов своей продукции?

— Я бы отметила повышение активности зарубежных фармацевтических компаний. Почти каждый день к нам приходят сотрудники различных представительств с информацией о препаратах или с предложением участвовать в конкурсах, проводимых среди аптечных учреждений. Информацию мы охотно принимаем к сведению, а от участия в конкурсах, как правило, отказываемся. Мне кажется не совсем корректным такой способ заинтересовать работников аптечных учреждений в продаже препаратов какой-то отдельной фирмы. Если препарат качественный и ему обеспечена хорошая информационная поддержка, то аптеки уже будут стремиться его приобрести. Что касается рекомендаций провизора, то было бы неправомочным акцентировать внимание посетителя аптеки на каком-то одном препарате в ущерб его аналогам, которые имеются в ассортименте аптеки.

— Вы отметили активность представителей зарубежных фармацевтических компаний. А как налажена информационная работа у отечественных производителей?

— Раньше сотрудники отечественных фармацевтических предприятий были намного активнее, они постоянно посещали нашу аптеку, предоставляли новую информацию. За последние несколько месяцев к нам не приходил ни один из представителей рекламной службы отечественных производителей. В нашем торговом зале установлены стенды 2 зарубежных и 2 отечественных производителей. Отечественные стенды находятся в запустении, наглядная информация уже почти полгода не обновляется и не пополняется. Возможно, украинские предприятия изменили приоритеты своей рекламной политики и отказались от непосредственного контакта с сотрудниками аптечных учреждений. Жаль, если это так, поскольку для того, чтобы успешно конкурировать с импортными препаратами, недостаточно просто снижать цену. Важно качество продукции и, конечно, информационная поддержка.

— Какие виды рекламы наиболее эффективно влияют на продажу лекарственных средств в аптеке?

— Мы не проводили специальных исследований по этому поводу, но, основываясь на опыте общения с посетителями аптеки, могу сказать, что эффективной является реклама в печати. Если публикация о каком-то препарате появляется в популярной ежедневной газете, то уже на следующий день в аптеку начинают звонить и спрашивать о наличии и стоимости этого лекарства. Такая реклама очень помогает в реализации лекарственных препаратов. Вместе с тем я замечаю, что реклама лекарственных препаратов становится все более привычным атрибутом нашей жизни.

Для аптечных работников очень важна информация в специальных изданиях, благодаря им расширяется ассортимент аптеки. Поэтому мне кажется, что наиболее эффективной тактикой проведения рекламных кампаний является сочетание публикаций в массовых и специальных изданиях. Первые обеспечат спрос у населения, а вторые — наличие препарата в аптеках.

— Изменился ли за последнее время круг ваших поставщиков? Каковы взаимоотношения с ними?

— У нашей аптеки традиционно хорошие взаимоотношения с поставщиками, потому что мы всегда аккуратно выполняем свои финансовые обязательства. По-прежнему нашим основным поставщиком является Аптечная база АО «Фармация», которая отпускает нам товар на условиях отсрочки платежа до 15 банковских дней. Такую же отсрочку нам предоставляет фирма «ВВС-Лтд.». Другой наш партнер — фирма «Оптима-Фарм» позволяет оплачивать поставленную продукцию в течение 7–14 банковских дней. На условиях предоплаты с нами работают 3 крупных поставщика: фирмы «Фармако», «Гедеон Рихтер-Укрфарм», «Медфарком». Они поставляют в нашу аптеку около 40% продукции.

Можно сказать, что условия предоплаты — уже привычная для нас практика работы. Сегодня это не вызывает таких негативных эмоций, как, например, еще полгода назад. Конечно, работать на условиях отсрочки платежа для нас удобнее, однако и в предоплате есть определенные преимущества. Например, поставка по предоплате позволяет продавать препараты по более низкой цене, поскольку в нее не закладываются проценты, «набегающие» за время отсрочки платежа.

— Из нашей беседы можно заключить, что у вас практически нет проблем…

— Проблемы есть, но они связаны не с поставкой препаратов, а с кадрами. Зарплата работников аптечных учреждений АО «Фармация» выше, чем среднестатистическая по Украине, действует система прогрессивной оплаты труда, существуют различные премии. Тем не менее, специалисты переходят на работу в частные аптеки, поскольку оклады там значительно выше. Только за последние несколько месяцев из нашей аптеки уволились 4 специалиста (2 ассистента и 2 провизора), все они перешли работать в коммерческие структуры. Это — высококвалифицированные работники, с которыми было жаль расставаться. К сожалению, мы не можем поднять уровень заработной платы, не позволяют фонды нашего предприятия. Будем ждать молодых специалистов.

— Какой вы видите свою аптеку в будущем?

— Вспоминаю беседу с начальником Киевского областного аптекоуправления Ольгой Ивановной Шевчук, которая стояла у истоков создания нашей аптеки. 20 лет назад она задала тот же вопрос нам, молодым работникам. Помню, мы тогда нафантазировали, что в будущем в аптеке будут продаваться только профилактические средства и витамины, поскольку все болезни человечество уже победит. С тех пор, конечно, наивности и оптимизма у меня поубавилось. Люди продолжают болеть, на смену болезням, которые уже научились лечить, к сожалению, приходят новые. Поэтому нашу аптеку в будущем я вижу прежде всего располагающей самым широким ассортиментом продукции, имеющей отношение к здоровью человека: лекарственных препаратов, профилактических средств, изделий медицинского назначения, лечебной косметики. Для расширения ассортимента аптеки за счет лечебной косметики или оптики необходима организация новых рабочих мест, которые должны быть оборудованы в соответствии со всеми существующими требованиями. Этому мешают чисто технические проблемы, над их решением мы постоянно работаем.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті