?
• собственное производство
• кооперация с украинскими производителями
• реализация готовых лекарственных препаратов
Восьмилетний опыт работы компании «Словакофарма» в Украине является весьма многогранным. На различных этапах развития отечественного фармацевтического рынка словацкая фирма выступала соучредителем дистрибьюторской компании и завода по производству медикаментов, все это время оставаясь крупным поставщиком готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций в Украину. К тому же ввод в эксплуатацию современного фармацевтического завода «У Фарма» (г. Киев) и последующее наращивание лицензионного выпуска медикаментов на этом предприятии — один из немногочисленных примеров успешного инвестирования иностранного капитала в отечественную фарминдустрию.
О деятельности компании «Словакофарма» на отечественном рынке, проблемах и перспективах развития в Украине и пойдет речь в этой статье.
Начало большого пути
Первые шаги компании «Словакофарма» в Украине несколько отличались от традиционных методов «вхождения» зарубежных производителей медикаментов на украинский фармацевтический рынок. Фирма изначально ориентировалась как на поставки готовой продукции, так и на экспорт субстанций и создание украинского фармацевтического производства с участием словацкого капитала.
В 1992 году представительная делегация, в составе которой были руководители компании «Словакофарма», посетила несколько отечественных химико-фармацевтических предприятий, в частности завод «Киевмедпрепарат» (ныне — ОАО). Целью этого визита было обсуждение вопросов взаимовыгодного сотрудничества в области поставок в Украину субстанций, произведенных на заводах «Словакофарма». В ходе переговоров возник обоюдный интерес к созданию совместного предприятия по производству медикаментов, и менее чем через полгода была основана украинская компания с иностранной инвестицией «У Фарма». Около 60% уставного фонда принадлежало фирме «Словакофарма», 40% — ОАО «Киевмедпрепарат».
Главный офис компании «Словакофарма» в г. Хлоховец (Словакия) |
Первым делом, первым делом — производство
Поскольку строительство и пуск производства — процесс достаточно длительный, «У Фарма» начала работать как дистрибьюторская компания — поставляла на отечественный рынок препараты производства Словакии, Польши, реализовывала продукцию завода «Киевмедпрепарат». Однако с вводом в эксплуатацию завода «У Фарма» деятельность фирмы как оптового поставщика прекратилась. Причиной тому — стратегическая позиция руководства компании «Словакофарма»: производитель должен заниматься производством. Безусловно, опыт СП в сфере оптовой торговли помог словацкой фармацевтической компании лучше понять особенности работы на рынке Украины. Однако приоритетом было и остается собственное производство медикаментов, их выпуск на принципах производственной кооперации.
По мнению главы представительства компании «Словакофарма» в Украине Сергея Полянского, выбранная специализация — правильный путь, и это подтверждают процессы, происходящие на фармацевтических рынках Восточной Европы. Например, в Словакии с населением 5 млн человек в начале 90-х годов существовало около 1000 дистрибьюторских компаний, спустя два-три года их осталось чуть более 100, а сегодня — около 10, причем «Словакофарма» сотрудничает с тремя из них.
?
Разделяй и властвуй
После того как было принято решение организационно отделить деятельность в сфере производства от дистрибьюции собственной продукции, в Украине открылось представительство компании. В его компетенцию были переданы вопросы взаимодействия с украинскими дистрибьюторскими компаниями, продвижение фармацевтической продукции, произведенной заводами фирмы «Словакофарма» в Словакии, Чехии, Украине, а также изучение возможностей лицензионного выпуска хорошо известных лекарственных препаратов компании на украинских заводах.
В одном из цехов завода «У Фарма» |
«У Фарма» сегодня — это небольшое предприятие, выпускающее медикаменты. Производственная и организационная структура здесь смоделированы по западному образцу. На заводе нет, например, котельной, собственного транспортного цеха — все вспомогательные функции выполняют сторонние подрядчики.
Предприятие было построено, оборудовано и введено в эксплуатацию с учетом норм и требований GMP. Ремонт помещений, установка производственных линий, шеф-монтаж и другие виды работ выполнили словацкие специалисты, материалы и оборудование были поставлены из Словакии, Австрии, Германии. В качестве проектанта, генерального подрядчика также выступали иностранные фирмы.
?
Препараты
Основу номенклатуры продукции, выпускаемой заводом «У Фарма», составляют препараты АГАПУРИН (пентоксифиллин) в форме драже, АГАПУРИН/ретард в форме таблеток, АМИТРИПТИЛИН СЛОВАКОФАРМА (амитриптилин), ВАЗОКАРДИН (метопролол), выпускаемые на условиях лицензионного соглашения с компанией «Словакофарма». Материнская фирма поставляет на завод лекарственные препараты в упаковках «ин балк», на заводе производится их фасовка. Это позволяет сотрудникам компании, с одной стороны, быть уверенными в качестве готовой продукции, с другой — добиться снижения ее стоимости по сравнению с импортируемыми аналогами.
Аналогичным образом, по соглашению с Гродзиским ФЗ «Польфа» (Польша), осуществляется лицензионный выпуск препарата ГРОСЕПТОЛ (ко-тримоксазол), ряда других лекарственных средств.
Конечно, себестоимость продукции можно было бы снизить еще больше, если поставлять на завод не готовые препараты в упаковке «ин балк», а фармацевтические субстанции, тем более что «Словакофарма» является одним из крупнейших в Европе производителей субстанций пентоксифиллина, метопролола, производных морфина, трамадола. Однако для этого заводу «У Фарма» необходим партнер, который рассматривал бы украинский рынок в плане долгосрочного сотрудничества, поскольку крупные инвестиции в отечественное производство сегодня не принесут быстрой отдачи. К сожалению, в настоящее время инвестиционная привлекательность украинской экономики в целом оставляет желать лучшего, из-за чего реализация долгосрочных проектов затруднена.
?
«Иностранцы» в почете
Помимо участия в уставном фонде отечественного производственного предприятия компания «Словакофарма» продолжает поставлять на рынок Украины лекарственные средства собственного производства. Наибольший объем продаж приходится на долю трех препаратов: ПИНОСОЛ в форме капель в нос, в состав которых входят эфирные масла эвкалипта, сосны, мяты, а также витамин Е, тимол и азулен, БРОНХОСАН (содержит бромгексин, ментол, эфирные масла и др.) и ВИТАМИН Е СЛОВАКОФАРМА (токоферол).
В Украине сегодня БРОНХОСАН входит в первую тройку по объемам продаж среди всех капель, содержащих бромгексин. ПИНОСОЛ также лидирует в соответствующей группе лекарственных препаратов. Более того, уже зарегистрированы новые лекарственные формы ПИНОСОЛА — интраназальная мазь и крем, за счет чего планируется увеличить долю рынка, занимаемую препаратами под этим торговым названием. По данным компании «Словакофарма», ВИТАМИН Е СЛОВАКОФАРМА также уверенно удерживает первое место среди аналогов по объемам продаж в денежном выражении.
?
Лучше меньше, да лучше
Компания «Словакофарма» сотрудничает с 10 украинскими дистрибьюторами, продолжая идти по пути сокращения числа прямых импортеров производимых ею лекарственных средств.
В то же время завод «У Фарма», ассортимент продукции которого пока не столь широк, придерживается несколько иной политики сбыта. На данном этапе предприятие сотрудничает и с небольшими дистрибьюторскими компаниями, и с аптеками. Однако в перспективе топ-менеджеры материнской компании и завода планируют приблизить сбытовую политику предприятия к европейским стандартам, то есть работать с ограниченным числом оптовых фирм и производить продукцию главным образом на основе их заявок.
Денис Олейников
Фото Евгения Кривши
Фото главного офиса предоставлено
компанией «Словакофарма»
МНЕНИЕ |
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим