Препараты АМБРОКСОЛА: динамика цен

?

Амброксол традиционно является одним из наиболее покупаемых в холодное время года препаратов безрецептурной группы. В разгар сезона активного потребления этого лекарственного средства «Еженедельник АПТЕКА» представляет вниманию читателей анализ цен на препараты амброксола по итогам 1999 г.

Сегодня на отечественном фармацевтическом рынке представлены препараты амброксола восьми производителей: двух отечественных — ОЗ ГНЦЛС (Харьков), Борщаговский ХФЗ (Киев) и шести зарубежных — немецких фирм «Merckle/ratiopharm», «Hexal AG», «Boehringer Ingelheim», польских — Гродзиский ФЗ «Польфа», «Farmacom» и чешской компании «Pro Med CS». Следует отметить, что немецкая фирма «Boehringer Ingelheim» поставляет в Украину препарат ЛАЗОЛВАН (амброксол), произведенный ее греческим подразделением «Boehringer Ingelheim Ellas».

Среди наиболее распространенных лекарственных форм пальму первенства удерживают сироп 3 мг/мл во флаконах различного объема и таблетки по 30 мг. На рынке присутствуют также раствор для инъекций 7,5 мг/мл в ампулах по 2 мл, раствор для ингаляций 7,5 мг/мл во флаконах, капсулы ретард 75 мг и ряд других лекарственных форм этого препарата.

В качестве объекта анализа выбраны препараты амброксола в форме сиропа 3 мг/мл. Все цены указаны в пересчете на один флакон 100 мл и даны в долларовом эквиваленте по курсу НБУ, действовавшему на момент подачи информации о ценах для размещения в разделе «Прайс-листы» «Еженедельника АПТЕКА».

p_228_7_210200_ambrdiag.gif (5328 bytes)Рис. 1. Динамика средних цен (в у.е.) на препараты амброксола в 1999 г.

С немецкой педантичностью

Верхнюю ценовую категорию (рис. 1) составляют 3 препарата немецких фармацевтических фирм — ЛАЗОЛВАН («Boehringer Ingelheim»), АМБРОБЕНЕ («Merckle/ratiopharm») и АМБРОГЕКСАЛ («Hexal AG»). При этом явным лидером в этой группе как по объемам продаж, так и по степени популярности среди оптовых фирм (см. таблицу) остается ЛАЗОЛВАН. Стратегией бизнеса в отношении амброксола фирмы «Merckle» (с осени минувшего года называется «ratiopharm»), судя по всему, является «гонка за лидером», то есть коррекция цены на препарат и сбытовой политики в зависимости от «поведения» на рынке препарата — лидера группы. Что же касается АМБРОГЕКСАЛА, то его появление на рынке в IV квартале 1999 г. существенно не повлияло на средний уровень цен в данной ценовой категории, поскольку препарат пока является новинкой как для врачей, провизоров и фармацевтов, так и для конечных потребителей. В связи с относительно недолгим пребыванием на рынке препарата АМБРОГЕКСАЛ было бы преждевременным говорить об устоявшейся ценовой политике и маркетинговой стратегии в отношении этого лекарственного средства. Пока неизвестно, станет ли АМБРОГЕКСАЛ активным конкурентом ЛАЗОЛВАНА или же он разделит «остатки» рынка относительно дорогостоящих амброксолов с препаратом АМБРОБЕНЕ.

p_228_7_210200_ambroxol.gif (12228 bytes)Рис.2 Доля рынка, занимаемая препаратами амброксола разных производителей в III квартале 1999 г. (по  данным Фармацевтической маркетинговой группой компании "Бизнес-кредит"

В целом характер изменения цен на препараты верхней ценовой группы отражает сезонность их потребления: после некоторого снижения стоимости препаратов амброксола и стабилизации цен на них на уровне 2,3 доллара США наметилась тенденция к плавному повышению стоимости в IV квартале минувшего года, то есть с наступлением холодов.

Дешево и сердито

Препараты, произведенные в Восточной Европе и Украине, составляют нижнюю ценовую категорию рынка амброксолов. Стоимость этих лекарственных средств практически в 2 раза ниже, чем их аналогов, произведенных немецкими фармацевтическими фирмами. Доминирование отечественного АМБРОКСОЛА в этой категории не подвергается сомнению. Это заметно и по непрерывности предложения в течение года, и по количеству оптовых фирм, которые заключали сделки о продаже этого препарата в течение 1999 г. Поэтому именно компания — производитель этого препарата (Борщаговский ХФЗ) является полноправным «хозяином цен» в этой категории. В данном случае говорить о какой-либо конкуренции не приходится, поскольку польские препараты МУКОБРОЛ и АМБРОСОЛ предлагают лишь некоторые дистрибьюторские фирмы и объем их продаж незначительный.

«Пионеры» рынка

Любопытно, что в каждой из двух описанных выше ценовых категорий сложилась сходная структура конкуренции — на рынке существует явный препарат-лидер и его «преследователи». Основное же отличие заключается в том, что ЛАЗОЛВАН обрел статус «пионера» рынка главным образом благодаря активной маркетинговой политике, которую проводит в Украине фирма «Boehringer Ingelheim», а АМБРОКСОЛ отечественного производства — из-за доступной цены, с которой не могут конкурировать даже восточноевропейские производители.

Именно поэтому украинский амброксол сохраняет прочные рыночные позиции, его производителям и дистрибьюторам практически можно не опасаться каких-либо неожиданных шагов со стороны операторов рынка, работающих с препаратами-аналогами той же ценовой категории (АМБРОСОЛ, «Farmacom», Польша, и МУКОБРОН, Гродзиский ФЗ «Польфа», Польша).

Таблица

Количество дистрибьюторских фирм, размещавших предложения о продаже препаратов амброксола (в форме сиропа, 3 мг/мл)

Название препарата,

фирма-производитель

Число дистрибьюторов по месяцам

?

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

за год

АМБРОБЕНЕ, “Merckle”

6

3

5

9

9

8

10

10

9

9

9

14

8

АМБРОГЕКСАЛ, “Hexal AG” ? ? ? ? ? ? ? ? ?

1

2

4

2,3

АМБРОКСОЛ, Борщаговский ХФЗ ?

5

8

9

9

11

12

11

18

20

16

10

12

АМБРОСОЛ, “Farmacom” ? ? ? ? ? ?

1

1

1

1

1

1

1

ЛАЗОЛВАН, “Boehringer Ingelheim Ellas”

18

20

21

22

20

24

29

31

30

22

26

25

24

МУКОБРОН, Гродзиский ФЗ “Польфа”

1

1

1

1

?

1

? ? ?

1

1

4

1,4

Объемы продаж

По данным Фармацевтической маркетинговой группы компании «Бизнес Кредит», в III квартале минувшего года объемы продаж препаратов амброксола в розничном секторе фармацевтического рынка Украины составили 446 тыс. долларов США (учитывались все лекарственные формы препаратов амброксола с различными торговыми названиями). Причем на долю ЛАЗОЛВАНА компании «Boehringer Ingelheim» приходится 2/3 общего объема продаж в стоимостном выражении (рис. 2).

Следует отметить, что в ІІІ квартале 1999 г. на рынке отсутствовали предложения препаратов АМБРОГЕКСАЛ («Hexal AG») и МУКОБРОН (Гродзиский ФЗ «Польфа»), которые появились на рынке в октябре-ноябре минувшего года.


Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті