Медицинская и микробиологическая промышленность: итоги работы в 1999 г.

?

25 апреля в Министерстве здравоохранения Украины состоялось расширенное совещание, на котором были подведены итоги работы медицинской и микробиологической промышленности в 1999 г. и определены задачи фармацевтической отрасли на 2000 г. На совещании присутствовали руководители ведущих украинских предприятий медицинской и микробиологической промышленности, крупнейших оптовых компаний, руководители региональных Государственных инспекций по контролю качества лекарственных препаратов, работники Министерства здравоохранения.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ 1999 г.

В докладе, посвященном результатам деятельности в 1999 г. предприятий, подчиненных Комитету медицинской и микробиологической промышленности (Коммедбиопрому), заместитель министра здравоохранения Александр Коротко подробно остановился на итогах работы предприятий, находившихся в сфере управления и регулирования Коммедбиопрома Украины.

Александр
КОРОТКО

Заместитель министра здравоохранения

По данным Государственного комитета статистики Украины, в IV квартале 1999 г. объем медицинской и медико-биологической промышленности составил 0,9% от общего объема производства в стране, что на 0,1% больше по сравнению с І кварталом того же года. Однако социальное значение производства лекарственных средств определяется не только тем, какое место занимает отрасль в промышленном производстве, но и ее необходимостью для обеспечения жизнедеятельности населения Украины, экономической независимости и национальной безопасности. Достаточно сказать, что за последние 3 года импорт лекарственных средств составил более 1 млрд долларов США.

В 1999 г. впервые за время независимости объем производства в отрасли в сравнимых ценах превысил показатель 1991 г. и составил 885 млн грн. (табл. 1; рис. 1, 2). Доля отечественной продукции на рынке лекарственных средств приблизилась к 40% по сравнению с 20% в 1991 г.

Предприятия отрасли преодолели последствия экономического кризиса 1998 г. Прирост производства лекарственных препаратов и товаров медицинского назначения составил 6,5%, в то время как в промышленности в целом — 4,3%.

Таблица 1

Объемы производства по предприятиям Коммедбиопрома* (в сравнимых ценах на 01.01.99 г.) в 1991–1999 гг.

Год ?

Объемы производства продукции,
? млн грн.

Динамика объемов производства в соответствующий период по  сравнению с базовым периодом (1991 г.)

Динамика объемов производства в соответствующий период по сравнению с предыдущим периодом, %

абс., млн грн.

%

1991

877,6

0,0

100,0

1992

763,5

-114,l

87,0

87,0

1993

803,2

-74,4

91,5

105,2

1994

805,6

-72,0

91,8

100,3

1995

745,2

-132,4

84,9

92,5

1996

780,2

-97,4

88,9

104,7

1997

858,2

-19,4

97,8

110,0

1998

831,6

-46,0

94,8

96,9

1999

885,7

+8,l

100,9

106,5

* 21.08.93 г. — ликвидован концерн “Укрмедпром”, создан Госкоммедбиопром, 13.03.99 г. — Госкоммедбиопром реорганизован в Коммедбиопром, 30.04.2000 г. — ликвидирован Коммедбиопром, образован Государственный департамент по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

Рис. 1. Объем производства продукции (в сравнимых ценах на 31.12.99 г., млн грн.) Рис. 2. Динамика объемов производства в соответствующий период по сравнению с базовым (1991 г.)

А. Коротко отметил перемены, произошедшие с 1997 г. в распределении ведущих предприятий химико-фармацевтической промышленности Украины по объемам реализованной продукции (табл. 2).

Таблица 2

Место, которое занимали предприятия химико-фармацевтической промышленности по объемам реализации продукции в 1997–1999 гг.

Предприятие ?

В целом по объемам реализации

В т. ч. на внутреннем рынке

1997 г.

1998 г.

1999 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

ФФ “Дарница”

1

1

1

1

1

1

“Киевмедпрепарат”

2

2

2

2

2

2

AО “Фармак”

3

3

3

4

5

4

AО “Борщаговский ХФЗ”

4

5

4

3

4

3

AО ФФ “Здоровье”

5

4

5

5

3

5

“Киевский витаминный завод”

10

7

6

7

7

6

AО “Галичфарм”

6

6

7

6

6

9

ОЗ ГНЦЛС

11

8

8

11

8

7

ПО “Биостимулятор”

9

10

9

9

9

8

AО “Витамины”

13

13

10

12

13

10

ЗАО “Биолек”

14

12

11

13

12

11

AО “Луганский ХФЗ”

12

14

12

14

18

18

AО “Лубныфарм”

7

9

13

8

11

15

“Днепрофарм”

8

11

14

10

10

13

“Биофарма”

16

18

15

17

17

12

“Здоровье народа”

15

15

16

15

15

17

AО “Монфарм”

19

17

17

18

16

16

АОЗТ “Индар”

18

Нет данных

ОAО “Красная Звезда”

17

16

19

16

14

14

ГП “Львовдиалек”

18

19

20

19

19

19

Межиречский витaминный зaвoд

20

20

21

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Одессабакпрепарат

21

21

22

20

20

20

Позитивные сдвиги произошли на государственных предприятиях. Их доля в общем объеме производства увеличилась с 9,5 до 12%, в том числе химико-фармацевтических предприятий — до 14%. Объем реализации лекарственных препаратов отечественного производства на внутреннем рынке по сравнению с 1998 г. увеличился почти на 36%. Наконец, значительно сократилась доля бартерных сделок.

Сегодня на фармацевтический рынок Украины поставляют продукцию около 180 отечественных предприятий. В 1999 г. поставлено лекарственных средств на сумму почти 600 млн грн. в текущих оптовых ценах производителя, что составляет 140% по сравнению с аналогичным периодом 1998 г. Номенклатура лекарств на конец 1999 г. насчитывала 1350 наименований. Учитывая, что на долю лекарственных средств отечественного производства приходится около 20% ассортимента, представленного на рынке Украины, необходимо сосредоточить усилия на освоении выпуска новых препаратов.

В 1999 г. объем импорта лекарственных препаратов составил 250 млн долларов США, что на 17% меньше, чем в соответствующий период 1998 г. В основном медикаменты поставлялись из Германии, Индии, Венгрии и Польши.

Доля лекарственных средств отечественного производства в общем объеме продаж составила 38%. В стране почти не производятся гормональные, диуретические, антигистаминные, гипотензивные, антиаритмические лекарственные средства, а также препараты в лекарственной форме, предназначенной для детей, витаминные препараты с добавками микроэлементов.

Существуют предпосылки для расширения ассортимента лекарственных средств за счет освоения оригинальных разработок отечественных ученых, фасовки лекарственных препаратов, поставляемых «in bulk», производства лекарственных средств из экологически чистого сырья.

В результате финансового кризиса 1998 г. резко сократился платежеспособный спрос на импортные лекарственные препараты и увеличилась доля отечественных лекарств на фармацевтическом рынке Украины. Однако следует помнить, что это временное явление и заботиться о перспективах развития отрасли.

В 1999 г. освоен выпуск 93 лекарственных препаратов, в том числе внедрено в производство 12 наименований субстанций. Уровень развития химической промышленности в Украине позволяет расширять отечественную базу производства субстанций.

По данным Государственной таможенной службы, экспорт лекарственных средств в 1999 г. составил около 33 млн долларов США, что почти вдвое меньше, чем в 1998 г. Сокращается экспорт в страны СНГ, значение российского рынка лекарственных препаратов будет уменьшаться для Украины и далее. Конкурентоспособными на этом рынке являются препараты украинского производства, аналоги которых не выпускаются в России. Хорошие перспективы связаны с освоением рынков сбыта географически удаленных стран СНГ (Средняя Азия и Закавказье). Этому способствует Указ Президента Украины «О поддержке фармацевтической отрасли», в соответствии с которым возвращение валютных средств в Украину за отгруженную фармацевтическую продукцию продлено до 180 дней.

К положительным результатам прошедшего года следует отнести:

1. Рост производительности труда в отрасли.

2. Уменьшение задолженности по заработной плате и выплатам в Пенсионный фонд и Фонд по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС такими предприятиями, как «Гемопласт», «Галичфарм», «Межиречский витаминный завод», «Биофарма» и др.

3. Выполнение плана поступления налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет на 120%. Средняя заработная плата работников отрасли составила почти 500 грн.

ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫ — ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ

Наряду с позитивными сдвигами, А. Коротко отметил и проблемы, существующие в отрасли.

На отечественных фармацевтических предприятиях наметилась стойкая тенденция к увеличению расходов на закупку субстанций, материалов, энергоносителей, амортизационные отчисления и уменьшение затрат на оплату труда и социальные отчисления.

Чрезмерная дифференциация уровня доходов, низкая платежеспособность значительной части населения, заниженная стоимость препаратов и отсутствие условий для мобильности рабочей силы, скрытая и зарегистрированная безработица, задолженность по выплатам заработной платы и пенсий сдерживают развитие внутреннего рынка лекарственных средств, что в свою очередь ограничивает возможности отечественной промышленности осуществлять собственные (внутренние) инвестиции в новые виды продукции. Таким образом, при отсутствии внешних инвестиций в развитие отрасли Украина остается зависимой от импортных лекарственных средств.

Динамика дебиторской задолженности носит негативный характер. Ее удельный вес в общем объеме оборотных средств неуклонно возрастает. Снижается рентабельность отечественного производства. Динамика объема чистой прибыли остается позитивной, но темпы ее роста замедлились (табл. 3; рис. 3).

Таблица 3

Рентабельность продукции, произведенной на предприятиях Коммедбиопрома в 1996–1999 гг.

?

Годы

1996

1997

1998

1999

Всего по Комитету

45,4%

43,4%

44,7%

37,8%

в т.ч. по предприятиям

государственным

39,6%

34,3%

17,2%

39,6%

корпоратизированным

21,6%

23,5%

28,7%

30,6%

приватизированным

57,3%

54,3%

55,8%

41,l%

в т.ч. по подотраслям

химико-фармацевтической

59,4%

55,2%

62,2%

46,7%

микробиологической

-29,8%

-16,4%

-28,4%

-32,2%

производству медицинского стекла

20,8%

18,6%

13,7%

16,3%

другим

20,9%

18,3%

3,4%

30,2%

?

Рис. 3. Рентабельность продукции, произведенной на предприятиях Коммедбиопрома (по формам собственности) в 1996–1999 гг.

В минувшем году финансирование Комплексной программы развития медицинской промышленности Украины на 1997—2003 гг. оставалось неудовлетворительным. Суммы выделяемых средств не соответствовали предусмотренным Программой и бюджетом. Так, не профинансированы запланированные в бюджете централизованные капиталовложения в такие предприятия, как «Днепромед», «Энзим», «Львовмедпрепараты»

ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ НУЖНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Экономическая ситуация в отрасли остается сложной, и достижения прошлого года еще не являются гарантией стабильного роста производства отечественных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Дальнейшее улучшение положения отечественных товаропроизводителей возможно только при условии расширения производства и повышения конкурентоспособности продукции. Для этого необходима государственная поддержка отечественного товаропроизводителя. Механизм исполнения конституционной функции государства — социальной защиты граждан — хорошо известен, это государственный заказ.

Повышенного внимания заслуживает производство вакцин. Украина импортирует почти 94% вакцин, необходимых для внутренней потребности страны. Стоимость вакцинации населения в соответствии с Национальным календарем прививок составляет около 74 млн грн./год.

Одесское предприятие по производству вакцин в настоящее время простаивает. Если 7 лет назад для восстановления завода достаточно было 1 млн грн., то сегодня необходимо 24 млн. Украина практически утратила технологии получения рекомбинантных препаратов методом генной инженерии. Постоянный недостаток средств привел к параличу микробиологической науки.

К примеру, для разработки одного антибиотика необходимо около 30 млн долларов и 10 лет кропотливой работы. Следовательно необходима программа развития отечественной науки.

На повестке дня стоит вопрос об определении в законодательном порядке приоритетов при закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения организациями и учреждениями здравоохранения, которые финансируются из государственного и местных бюджетов. Импортные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения следует закупать только в том случае, если отсутствуют отечественные аналоги, подчеркнул А. Коротко.

Для этого необходимо разработать и утвердить Положение о реализации механизма Государственного и регионального заказов на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения отечественного производства для государственных и региональных нужд, внести изменения в закон Украины «О поставках продукции для государственных нужд». Кроме того, необходимо обеспечить формирование госзаказа на лекарственные препараты и товары медицинского назначения, предусмотреть выделение отдельной строкой в Государственном бюджете средств на его финансирование по заявке Министерства здравоохранения, создать систему жесткого и прозрачного контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Вышесказанное предполагает новые подходы к ценообразованию в отрасли. Особое внимание следует уделить формированию цен на жизненно необходимые лекарства, которые войдут в номенклатуру и объемы государственного и региональных заказов. Оптовые цены на такую продукцию должны подлежать регулированию путем определения Кабинетом Министров Украины предельного уровня рентабельности.

Серьезной проблемой является создание Государственной Фармакопеи Украины. По словам А. Коротко, это не только нормативная база и аналитическая документация, это «настоящая конституция качества лекарственных препаратов». Без нее невозможно говорить об организации контроля качества лекарственных препаратов. Как отметил в своем выступлении директор ГНЦЛС В. Георгиевский, выпуск первого тома Государственной Фармакопеи Украины запланирован на октябрь 2000 г.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМ

В 1998–1999 гг. при осуществлении государственного контроля качества препаратов отечественного производства 6,8% проверенных серий были признаны нестандартными. Для сравнения: согласно рекомендациям ВОЗ количество нестандартных серий, при котором лекарственное средство может поступать в продажу, не должно превышать 1%.

Виталий
ВАРЧЕНКО

Первый заместитель Главного государственного инспектора Украины по контролю качества лекарственных средств

Чрезвычайно острой является проблема сертификации продукции и поступления на рынок контрабанды. По данным Министерства здравоохранения, в настоящее время около 15% имеющихся на рынке Украины лекарственных средств являются фальсифицированными. Если ранее в основном подделывали дорогостоящие импортные лекарства, то в последнее время участились случаи фальсификации продуктов отечественного производства.

В своем выступлении первый заместитель Главного государственного инспектора Украины по контролю качества лекарственных средств Виталий Варченко отметил, что сегодня в системе государственного контроля качества лекарственных препаратов работают около 700 человек (190 — непосредственно в инспекторских отделах, 509 — в подведомственных контрольно-аналитических лабораториях). В системе Министерства здравоохранения это вторая (после санитарно-эпидемиологической) по количеству работающих служба.

В. Варченко констатировал, что для каждой территориальной Государственные инспекции по контролю качества лекарственных средств характерны не только разница в заработной плате (например, средняя заработная плата в инспекции Сумской области составляет 121 грн., в Ивано-Франковской — 456 грн.), но и в организации работы, кадровом составе, уровне квалификации и, самое главное, в инспекциях зачастую отсутствуют единые нормативные акты, чего не должно быть в органах, которые осуществляют государственный контроль.

Последние полтора-два года качество многих препаратов, представленных на фармацевтическом рынке Украины, более чем сомнительное. Если бы был обеспечен надлежащий государственный контроль (в настоящее время разрабатываются соответствующие инструкции), то у поставщиков отечественных и импортных препаратов возникло бы много проблем.

В порядке государственного контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности закона «О лекарственных средствах» в 1999 г. в Автономной Республике Крым, областях, городах Киев и Севастополь была осуществлена проверка 5350 субъектов, хозяйственная деятельность которых связана с изготовлением лекарственных средств в условиях аптеки, оптовой и розничной торговлей медикаментами (1645 — государственной и коммунальной и 3705 — негосударственной форм собственности), в том числе 862 аптечных склада, 5426 аптек и 6431 принадлежащее им структурное подразделение.

Проверкой было охвачено 86% всех зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности. Нарушения требований законодательства и нормативных актов выявлены у 4895. Материалы по результатам проверки 95 субъектов предпринимательской деятельности были направлены в Лицензионную комиссию Министерства здравоохранения, 99 — в Лицензионную комиссию Коммедбиопрома.

В рамках государственного контроля качества лекарственных средств, которые производятся, реализуются и применяются в Украине, проверено 1 млрд 10 млн упаковок готовых лекарственных препаратов. Из них нормативным требованиям не соответствовали 1,7 млн упаковок (0,15%). Из 3779 наименований проверенных субстанций (действующих и вспомогательных веществ) 9% не отвечали требованиям нормативной документации, из 1102 т лекарственного растительного сырья — 5%.

В. Варченко отметил несоответствие числа выявленных нарушений в деятельности субъектов предпринимательской деятельности количеству выявленных некачественных лекарственных средств.

В ближайшее время ГИКК МЗ Украины планирует:

— организовать обучение за пределами Украины специалистов с получением ими сертификатов инспекторов GMP;

— обеспечить безусловное выполнение требований закона Украины «О лекарственных средствах» в части контроля качества лекарственных средств, ввозимых на территорию Украины;

— оснастить 2–3 лаборатории современной аппаратурой с тем, чтобы через 1–1,5 года сертифицировать их в соответствии с требованиями GLP;

— внедрить процедуру валидации производств (экспертиза проектов) с тем, чтобы до 2004 г. сертифицировать их на соответствие международным стандартам;

— на этапе выдачи лицензий провести проверку условий, в которых планируют работать субъекты предпринимательской деятельности;

— разработать мероприятия по внедрению международных требований GDP и определить сроки их внедрения.

Подготовлено по материалам
расширенного совещания
в МЗ Украины, посвященного итогам
работы отечественной медицинской
и микробиологической
промышленности в 1999 г.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті