Лабиринты украинской СЭС

Согласно законодательству нашей страны каждый субъект хозяйствования обязан придерживаться государственных санитарных норм. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (далее — СЭС) Украины контролирует и регламентирует практически все виды деятельности. Санитарные нормы устанавливают требования безопасности ко всем объектам среды жизнедеятельности человека. Они определяют условия хранения товара, способы борьбы с переносчиками опасных и особо опасных заболеваний, допустимый уровень шума и многое другое. Сотрудники СЭС имеют широкий круг полномочий и в случае выявления нарушений санитарных норм могут применить к субъекту хозяйственной деятельности ряд санкций — вплоть до запрета дальнейшие работы.

У тех, кто хоть раз сталкивался с СЭС, накопилось немало вопросов относительно работы этой службы. Серьезной проблемой для субъектов хозяйственной деятельности являются в основном устаревшие санитарные нормы, многие из которых написаны еще во времена СССР. Например, Санитарные правила устройства и содержания мест занятий физической культурой и спортом № 1567-76 были утверждены главным государственным санитарным врачом СССР 30.12.1976 г., Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охра­ны труда и личной гигиены персонала № 2956а-83 — 28.12.1983 г. и т.д. Несовершенство санитарных норм дает инспекторам СЭС определенную власть над предприятиями. Ведь именно сотрудники СЭС решают, что записать в акт о проверке.

Лабиринты украинской СЭС

На фото (слева направо):
Валентина Очеретенко, Тамара Подберезняк, Сергей Криводонов, Петр Витте

Вместе с тем рядовые украинцы также ощущают несовершенство деятельности СЭС: грызуны, комары в подвалах домов (а иногда и в квартирах), клещи в лесопарковых зонах, вспышки инфекционных заболеваний, возникающие вследствие недостаточного контроля со стороны СЭС, в том числе за деятельностью предприятий пищевой промышленности, внутрибольничных инфекций и пр. При этом жители нашей страны регулярно оплачивают услуги по дератизации и дезинсекции, которые включены в квартирную плату.

Качество питьевой воды в Украине — тема для отдельного разговора. Согласно многолетним исследованиям СЭС поверхностные источники питьевой воды в Украине продолжают загрязняться. Высокий уровень техногенной нагрузки на водные ресурсы, использование несовершенных технологий водоподготовки и очистки стоков, критическое состояние систем водоснабжения и водоотвода не позволяют обеспечить население качественной питьевой водой*.

Приказом МЗ Украины от 12.05.2010 г. № 400 «Об утверждении Государственных санитарных норм и правил «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком» были установлены требования к безопасности и качеству питьевой воды, предназначенной для потребления человеком, а также правила производственного контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора в сфере питьевого водоснабжения населения.

Однако до настоящего времени в украинском законодательстве нет четкого определения такого понятия, как «право на санитарию». Основные требования к обеспечению городов и сельских населенных пунктов, частных домов канализацией и соору­жениями по очистке и обеззараживанию стоков определены приказом МЗ Украины от 19.06.1996 г. № 173 «Об утверждении Государственных санитарных правил планирования и застройки населенных пунктов»; приказом Государственного комитета Украины по делам градостроительства и архитектуры от 17.04.1992 г. № 44 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ДБН 360-92, а также рядом других государственных санитарных и строительных норм и правил, которые действуют с конца прошлого века.

Очевидно, что проблемы СЭС в Украине имеют долгую историю. Вопрос о необходимости коренных изменений в службе поднимался субъектами хозяйственной деятельности неоднократно. Так, на сайте www.apteka.ua в июле текущего года сообщалось о том, что предприниматели Черниговщины обращались к министру здравоохранения с письмом, в котором шла речь о проблемах службы на местах.

Указом Президента Украины № 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», положившим начало административной реформе, была создана Государственная СЭС Украины. Напомним, что до этого указа СЭС действовала в составе МЗ Украины, а Главный санитарный врач был первым заместителем министра здравоохранения Украины. В соответствии с Указом Президента Украины № 1085/2010 на Государственную СЭС Украины возложены функции по реализации государственной политики в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения. Также Указом Президента Украины № 1085/2010 была создана Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины путем реорганизации Государственного комитета ветеринарной медицины Украины. В соответствии с Положением о Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 13 апреля 2011 г. № 464/2011, эта служба является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через министра аграрной политики и продовольствия. Эта служба, кроме прочего, обеспечивает реализацию государственной политики в области безопасности пищевых продуктов, в то время как контроль за производством и обращением продуктов специального назначения остается в сфере полномочий МЗ Украины. Таким образом, сегодня имеет место разделение полномочий в сфере санитарно-эпидемического благополучия населения между Государственной СЭС, Государственной ветеринарной и фитосанитарной службой и МЗ Украины.

В настоящее время деятельность Государственной СЭС Украины регламентирована рядом документов, среди них:

  • Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-ХІІ;
  • Положение о государственном санитарно-эпидемическом надзоре, утвержденное постановлением КМУ от 22.06.1999 г. № 1109 (в редакции постановления КМУ от 19.08.2002 г. №1217);
  • Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины, утвержденное указом Президента Украины от 6 апреля 2011 г. № 400/2011.

Кроме того, в настоящее время остаются действующими такие нормативные акты в сфере санитарно-эпидемического благополучия населения:

  • приказ МЗ Украины от 20.07.1995 г. № 135 «Об утверждении Порядка применения финансовых санкций за нарушение санитарного законодательства»;
  • приказ МЗ Украины от 14.04.1995 г. № 64 «Об утверждении инструкции о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарного законодательства»;
  • приказ МЗ Украины от 14.04.1995 г. № 67 «Об утверждении инструкции о порядке применения государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины административно-предупредительных мер (ограничение, временное запрещение, запрещение, прекращение, приостановление)» и др.

Стоит обратить внимание на то, что в ходе реорганизации СЭС Украины были приняты новые нормативные акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности, были приняты постановления КМУ от 22.08.2011 г. № 893 «Об утверждении Правил санитарной охраны территории Украины» и от 05.10.2011 г. № 1030 «Некоторые вопросы осуществления предварительного документального контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины».

С одной стороны, в постановлении КМУ от 22.08.2011 г. № 893 Министерству инфраструктуры, Министерству аграрной политики и продовольствия, Государственной таможенной службе, Администрации Государственной пограничной службы, Министерству экологии и природных ресурсов вместе с Советом Министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям поручено обеспечить создание на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере их управления и имущество которых размещено в пунктах пропуска через государственную границу, надлежащих условий для осуществления деятельности санитарно-карантинными подразделениями.

С другой стороны, постановление КМУ от 05.10.2011 г. № 1030, которым утвержден Порядок осуществления предварительного документального контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины, определяет процедуру осуществления таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Украи­ны, среди прочего, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, экологического контроля отдельных товаров и контроля за перемещением культурных ценностей в форме предварительного документального контроля, ввозимых на таможенную территорию Украины (в том числе с целью транзита).

Проблемы СЭС в Украине требуют скорейшего решения. Сегодня предприниматели и граждане Украины, которые не могут оставаться в стороне, вынуждены отстаивать свои права при отсутствии ответственности со стороны регуляторных органов за игнорирование мнения общественности.

Именно участию общественности в формировании государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения была посвящена I конференция «Участие общественности в санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которая состоялась в Киеве 12 октября 2011 г. Ее организаторами выступили Всеукраинская ассоциация защиты прав пациентов «Здоровье нации», Общественная организация «Инициативы в общественном здраво­охранении», Благотворительная организация «Информационный центр по биоэтике», Всеукраинская общественная организация «Украинская медико-правовая ассоциация», Всеукраинская общественная организация «Фумигационная ассоциация», ООО «Спецспектор». В работе конференции приняли участие представители регуляторных органов, ведущие научные сотрудники, представители субъектов хозяйственной деятельности, общественных советов, научно-исследовательских институтов, юридических компаний.

В докладах участников нашли отражение проблемные вопросы деятельности регуляторных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так, Петр Витте, научный сотрудник Государственного учреждения «Институт медицины труда Национальной академии медицинских наук Украины» (далее — Институт) отметил, что сегодня назрела необходимость внесения изменений в санитарные нормы радиационной безопасности Украины в соответствии с результатами эпидемиологических исследований.

Валентина Очеретенко, глава правления Всеукраинской ассоциации защиты прав пациентов «Здоровье нации» в своем докладе остановилась на одной из ключевых задач СЭС — профилактике возникновения заболеваний. Она отметила, что право на профилактические мероприятия — первое право в Европейской хартии прав пациентов. Однако, по мнению В. Очеретенко, работа, направленная на предупреждение возникновения среди населения тех или иных вспышек заболеваний, реализуется Государственной СЭС Украины в недостаточном объеме, поскольку данное направление деятельности этой службы требует значительной нормативной доработки.

Зоряна Черненко, председатель правления Украинской медико-правовой ассоциации, в докладе «Возможные правовые пути усиления деятельности общественности» подчеркнула, что на данный момент единственный механизм влияния на власть — общественные советы — организации, созданные и функционирующие при центральных органах исполнительной власти. Деятельность общественных советов регламентирована постановлением КМУ от 3 ноября 2010 г. № 996, согласно которому общественный совет является постоянно действующим коллегиальным выборным консультативно-совещательным органом, созданным для обеспечения участия общественности в управлении государственными делами, осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, налаживания эффективного взаимодействия указанных органов с общественностью, учета общественного мнения при формировании и реализации государственной политики. Однако юридического механизма, обязывающего орган исполнительной власти принимать во внимание замечания общественного совета, в Украине нет.

Сергей Криводонов, секретарь Межведомственной рабочей группы по подготовке нормативно-правовых актов относительно мероприятий и условий обеззараживания согласно санитарным нормам и правилам при МЗ Украины, остановился на проблеме функционирования общественных советов, в частности, их заангажированности и безответственности.

Он рассказал о том, как в 2010 г. общественные деятели вопреки сопротивлению госслужащих МЗ Украины пытались создать Общественный совет при Государственной СЭС Украины. На протяжении текущего года в МЗ Украины было направлено 4 письма, последнее из них, за 4 июля 2011 г., содержало просьбу создать инициативную группу для формирования Общественного совета при Государственной СЭС Украины. Для понимания важности создания такого общественного совета, Исаак Трахтенберг, академик НАМН Украины, член-корреспондент НАН Украины, доктор медицинских наук, профессор, также направил в МЗ Украины письмо, в котором выразил поддержку общественной инициативы относительно создания этой организации, считая ее «…важным направлением в совместной работе науки, государственных органов и общественных организаций».

Однако, по словам докладчика, чиновники Государственной СЭС Украины всячески сводили на нет попытки общественности создать крайне необходимый представительский орган. «Если в наших попытках реализовать свое законное общественное право принимать участие в реализации государственной политики мы встретили такое сопротивление, то становится понятным, что действенный Общественный совет при Государственной СЭС Украины будет просто «неудобным» органом для чиновников. Поэтому, невзирая на предложения общественности относительно создания эффективного Общественного совета при Государственной СЭС Украины, ее руководство приняло другое решение — включить действующих руководителей служб и управлений в состав Инициативной группы по созданию Общественного совета при Государственной СЭС Украины, — отметил С. Криводонов. — Чьи же интересы в первую очередь будет отстаивать такой общественный совет, который, по сути, будет давать рекомендации сам себе?».

В завершение выступления С. Криводонов подчеркнул, что доклады и дискуссии, прозвучавшие на конференции, свидетельствуют о том, что сегодня назрела необходимость создания объективных индикаторов эффективности работы общественных советов. В ходе конференции ее участники пришли к соглашению о подписании Меморандума, в который войдут некоторые основные приоритеты этой сферы:

1. Создать единые условия для определения индикатора эффективности деятельности общественных советов.

2. Придать публичный характер должностным инструкциям.

3. Провести мастер-классы с участием соответствующих институтов гражданского общества, науки и государственных центральных органов власти в области санитарно-эпидемического надзора и благополучия.

4. Обсудить с соответствующими управлениями Администрации Президента Украины, Секретариатом КМУ вопросы лицензирования хозяйственной деятельности в сфере дезинфекции, дез­инсекции (фумигации), дератизации на объектах государственного надзора и определения общественной или государственной институции, которая должна быть наделена полномочиями лицензирования и другими разрешительными функциями.

5. Создать рабочие группы при Государственном департаменте ветеринарной медицины Украины и Государственном департаменте фитосанитарной службы Украины, Общественный совет при Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе Украины.

6. Провести международный конгресс «Участие общественности в санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в апреле–мае 2012 г. и подписать Меморандум о сотрудничестве между Европейской Комиссией (представительством Европейской Комиссии в Украине), ВОЗ, органами власти Украины и общественными организациями.

P . S. (от редакции) — 14 октября текущего года состоялось учредительное собрание Инициативной группы по созданию Общественного совета при Государственной СЭС Украины, на котором были избраны члены общественного совета. Во время учредительного собрания Инициативной группы по созданию Общественного совета при Государственной СЭС Украины Сергей Павленко, глава Черниговской областной организации «Федерация универсального боя», предложил рассмотреть возможность приема новых членов общественного совета в будущем. В ответ Александр Худенко, начальник отдела планово-экономического, финансового обеспечения и имущественных отношений СЭС пояснил, что постановление КМУ от 3 ноября 2010 г. № 996 не предусматривает приема новых членов в Общественные советы. В состав общественного совета при СЭС Украины вошло 53 организации, среди которых 17 областных ассоциаций работников государственной санитарно-эпидемической службы.

Дарья Чудутова,
Елена Приходько,
фото Сергея Бека

_______________
* «Право на воду та санітарію. Законодавча база та ситуація в Україні» (Київ, 2011). Издано в рамках кампании «Вода, санитария и гигиена для всех в Украине» при поддержке Совета по сотрудничеству в области водоснабжения и санитарии и UNOPS (United Nations Office for Project Services — Управление ООН по обслуживанию проектов).

Коментарі

елена 28.11.2011 3:51
Подскажите,как часто СЭС должна проверять аптеку и что они должны смотреть?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті