На вопросы читателей отвечают специалисты адвокатской фирмы «Паритет»

?

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Обязательно ли при лечебных учреждениях (больницах, поликлиниках и др.) открывать именно аптечный пункт (площадью 18 кв. м), а не аптечный киоск (площадью 8 кв. м)? Разрешается ли функционирование аптечного пункта вне лечебного учреждения?

Частью 3 пункта 7 Правил розничной реализации лекарственных средств, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 г. № 447, определено, что аптечные пункты могут создаваться при учреждениях здравоохранения, аптечные киоски — на заводах, фабриках, вокзалах, аэропортах, торговых центрах и т.д. Другими словами, если аптека решила создать при учреждении здравоохранения свое структурное подразделение, последнее должно создаваться в виде аптечного пункта; если же структурное подразделение будет создаваться в любом другом капитальном сооружении, не являющемся учреждением здравоохранения, то оно должно быть представлено в виде аптечного киоска.

Что касается функционирования аптечного пункта вне лечебного учреждения, то необходимо иметь в виду следующее. Правилами розничной реализации лекарственных средств установлено, что аптечные пункты могут создаваться при учреждениях здравоохранения. Согласно Перечню учреждений здравоохранения, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения от 22 июня 1995 г. № 114, понятие «учреждения здравоохранения» включает в себя понятие «лечебное учреждение», то есть первое понятие шире, чем второе (для справки: больница является лечебным учреждением, а поликлиника — амбулаторно-поликлиническим, но и первое и второе являются учреждениями здравоохранения). Поэтому функционирование аптечного пункта вне лечебного учреждения разрешается, но при этом его функционирование должно обязательно осуществляться при учреждении здравоохранения.

Сергей Ефимов,
адвокатская фирма «Паритет»

Отпуск у провизора 24 календарных дня. Имеет ли право провизор — инвалид II группы на дополнительный отпуск?

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 25 закона Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 г. № 504/96-ВР инвалидам II группы по их желанию в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней ежегодно.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с частью 7 статьи 6 Закона Украины «Об отпусках» инвалидам II группы ежегодный основной отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней.

То есть провизор — инвалид II группы имеет право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней и ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 60 календарных дней.

Кроме того, такому работнику могут предоставляться и другие дополнительные отпуска, не связанные с инвалидностью: за работу в тяжелых и вредных условиях, за особенный характер труда. Так, в соответствии со Списком производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особенных природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особенный характер труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 февраля 1997 г. № 1290 (далее — Список), провизор, который занимается фасовкой, дроблением, отгрузкой и отмериванием ядовитых и наркотических средств, имеет право на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней. В Списке указан также ряд других работ, осуществляемых провизорами, которые дают право на ежегодный дополнительный отпуск.

Работнику также может быть предоставлен дополнительный отпуск в связи с наступлением определенных событий (учеба, беременность, роды, написание учебников и др., определенных законом Украины «Об отпусках»).

Сергей Ефимов,
адвокатская фирма «Паритет»

По согласованию с районной государственной администрацией розничная реализация лекарственных средств осуществляется через фельдшерско-акушерский пункт на основании соглашения, заключенного с аптекой. Необходимо ли фельдшерско-акушерскому пункту получать лицензию на осуществление такого вида деятельности при условии, что соответствующая лицензия имеется у аптеки?

В соответствии с пунктом 7 Правил розничной реализации лекарственных средств, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 г. № 447, розничная реализация лекарственных средств осуществляется через аптеки и их структурные подразделения.

По согласованию с районными государственными администрациями розничная реализация лекарственных средств может осуществляться через фельдшерско-акушерские пункты, которые организованы в сельских населенных пунктах, на основании соглашений, заключенных с аптекой. При этом из содержания пункта 6 письма Министерства здравоохранения от 19 января 1999 г. № 18.01.05/93 следует, что такая деятельность на территории фельдшерско-акушерских пунктов осуществляется структурными подразделениями аптечных учреждений по реализации лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 1.6 Инструкции от 22 марта 1996 г. № ЛП-6/60, определяющей порядок выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий на право розничной реализации медикаментов, обеспечение населения медикаментами осуществляется через аптечные учреждения, то есть лицензиатами являются субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять розничную реализацию медикаментов через аптеки.

При этом фельдшерско-акушерский пункт не входит в перечень аптечных учреждений, который определен приказом Министерства здравоохранения Украины от 22 июня 1995 г. № 114, и соответственно не может получить лицензию на осуществление такого вида деятельности.

Таким образом, деятельность по розничной реализации лекарственных средств через фельдшерско-акушерские пункты может осуществляться структурными подразделениями аптечных учреждений при условии наличия у таких учреждений соответствующей лицензии.

Из изложенного выше следует, что у фельдшерско-акушерского пункта отсутствует необходимость в получении специального разрешения (лицензии) на осуществление такого вида деятельности.

Наталия Делиева,
адвокатская фирма «Паритет»

Согласно штатному расписанию в отделе аптеки есть заведующий отделом, два его заместителя, три фармацевта и вспомогательный персонал. Может ли фармацевт получать доплату к должностному окладу за выполнение обязанностей временно отсутствующего заместителя руководителя отдела при том, что на работе присутствует другой заместитель руководителя, и наоборот, заместитель руководителя отдела — за выполнение обязанностей временно отсутствующего фармацевта?

Решение о назначении работника временно исполняющим обязанности отсутствующего работника принимает руководитель. Действующее законодательство не содержит ограничений, которые не позволяли бы руководителю назначать кого-либо исполняющим обязанности заместителя заведующего отделом при наличии в штате другого заместителя.

В соответствии со статьей 105 Кодекса законов о труде Украины работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре. Если же коллективным договором этот вопрос не урегулирован, то размер указанных доплат должен быть согласован с работником и отражен в приказе руководителя.

Для отдельных категорий работников бюджетных учреждений размер таких доплат в настоящее время урегулирован законодательно. Так, согласно постановлению Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 31 августа 1996 г. № 1033 «О мерах по привлечению дополнительных поступлений в бюджет и повышению эффективности использования бюджетных средств для обеспечения финансирования социальных выплат населению» на период погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений, которым условия оплаты труда утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29 мая 1996 г. № 565, доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников и совмещение профессий осуществляются в размере до 30% должностного оклада (тарифной ставки).

Необходимо также учитывать требования, изложенные в Перечне должностей фармацевтических работников, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Украины от 22 июня 1995 г. № 144. В соответствии с этими требованиями должность фармацевта замещается специалистом со средним фармацевтическим образованием, должность заместителя руководителя отдела (запасов, рецептурно-производственного, аптечных филиалов) замещается специалистом с высшим фармацевтическим образованием (для замещения должности заместителя руководителя других отделов достаточно среднего фармацевтического образования). Иными словами, работника можно назначить временно исполняющим обязанности другого работника только при условии, что он соответствует требованиям, установленным законодательством для замещения этой должности.

Поэтому фармацевт (если он имеет только среднее фармацевтическое образование, а не высшее) не может быть назначен исполняющим обязанности заместителя руководителя отделов запасов, рецептурно-производственного, аптечных филиалов. Если же сотрудник, занимающий должность фармацевта, имеет высшее фармацевтическое образование, он может исполнять обязанности заместителя руководителя указанных отделов и получать за это доплату.

Если же сотрудник, занимающий должность фармацевта, имеет среднее фармацевтическое образование, он может исполнять обязанности заместителя руководителя других отделов (кроме отделов, указанных выше) и получать за это доплату.

Заместитель руководителя отдела может быть назначен исполняющим обязанности фармацевта и получать за это доплату.

Ольга Дерепа,
адвокатская фирма «Паритет»

Заведующий аптекой коммунальной формы собственности занимает должность на основании контракта, заключенного на 3 года. Может ли заведующий аптекой взять отпуск без содержания (за свой счет) на 6–7 месяцев, не теряя при этом места работы?

Виды отпусков, порядок их предоставления и длительность определены законом Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 г. № 504/96-ВР (далее по тексту — Закон). Что касается отпусков без сохранения заработной платы, то в соответствии со статьями 25 и 26 Закона они подразделяются на два вида: отпуск, предоставляемый работникам в обязательном порядке, и отпуск, предоставляемый по соглашению сторон (по соглашению работника и работодателя).

В статье 25 Закона содержится перечень оснований для предоставления работнику отпуска в обязательном порядке. Такой отпуск предоставляется следующим лицам:

1) матери или отцу, воспитывающему детей без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), которые имеют двух и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, — длительностью до 14 календарных дней ежегодно;

2) мужу, жена которого пребывает в послеродовом отпуске, — длительностью до 14 календарных дней;

3) матери, отцу ребенка или родственникам, которые фактически ухаживают за ребенком, или лицу, которое усыновило или взяло под опеку ребенка, в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, — длительностью, определенной в медицинском заключении, но на срок не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста;

4) ветеранам войны, лицам, которые имеют особые заслуги перед Родиной, и лицам, на которых распространяется действие закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», — длительностью до 14 календарных дней ежегодно;

5) лицам, которые имеют особые трудовые заслуги перед Родиной, — длительностью до 21 календарного дня ежегодно;

6) пенсионерам по возрасту и инвалидам III группы — длительностью до 30 календарных дней ежегодно;

7) инвалидам I и II групп — длительностью до 60 календарных дней ежегодно;

8) лицам, которые женятся, — длительностью до 10 календарных дней;

9) работникам в случае смерти родных по крови или по браку: мужа (жены), родителей (отчима, мачехи), ребенка (пасынка, падчерицы), братьев, сестер — длительностью до 7 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к месту погребения и обратно; других родных — длительностью до 3 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к месту погребения и обратно;

10) работникам по уходу за больным, родным по крови или по браку, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, — длительностью, определенной в медицинском заключении, но не более 30 календарных дней;

11) работникам для завершения санаторно-курортного лечения — длительностью, определенной в медицинском заключении;

12) работникам, допущенным к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, — длительностью 15 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к местонахождению учебного заведения и обратно;

13) работникам, допущенным к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру с отрывом или без отрыва от производства, а также работникам, которые учатся без отрыва от производства в аспирантуре и успешно выполняют индивидуальный план подготовки, — длительностью, необходимой для проезда к местонахождению высшего учебного заведения или заведения науки и назад;

14) совместителям — на срок до окончания отпуска по основному месту работы;

15) ветеранам труда — длительностью до 14 календарных дней ежегодно;

16) работникам, которые использовали на предыдущем месте работы ежегодный основной и дополнительные отпуска, длительность которых была менее 24 календарных дней, и получили за них денежную компенсацию, — длительностью до 24 календарных дней в первый год работы на данном предприятии, по наступлении шестимесячного срока непрерывной работы.

Кроме того, работникам, которые учатся без отрыва от производства в аспирантуре, в течение четвертого года обучения предоставляется по их желанию один свободный от работы день в неделю без сохранения заработной платы.

В соответствии же с абзацем 1 статьи 26 Закона по семейным обстоятельствам и по другим причинам работнику может предоставляться отпуск без сохранения заработной платы на срок, обусловленный соглашением между работником и собственником или уполномоченным им органом, однако длительность такого отпуска не должна превышать 15 календарных дней в году.

Таким образом, законодателем четко ограничена длительность отпуска без сохранения заработной платы в зависимости от конкретной ситуации. Как следствие, увеличение длительности такого отпуска без надлежащих оснований является прямым нарушением требований законодательства о труде. Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 41 Кодекса об административных правонарушениях подобного рода нарушение является основанием для привлечения к административной ответственности собственников предприятий (уполномоченных ими лиц) или должностных лиц предприятий, которым предоставлено право приема на роботу.

Богдан Завгородний,
адвокатская фирма «Паритет»

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті