?
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
— Аптека обратилась в отделение Пенсионного фонда с просьбой разрешить погашать свою задолженность по платежам в счет стоимости отпущенных пенсионерам товаров. Пенсионный фонд отказал в просьбе на основании того, что аптека является коммерческой структурой. Правомерно ли это?
— Совместным приказом Пенсионного фонда Украины, Министерства финансов Украины, Министерства труда и социальной политики Украины от 5 августа 1999 г. № 108/182/137, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29 ноября 1999 г. под № 821/4114, утвержден Порядок погашения задолженности по выплате пенсий путем выдачи по желанию пенсионеров товаров (предоставления услуг), переданных в счет сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (далее — Порядок).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка предприятия, учреждения, организации и граждане-предприниматели, которые имеют задолженность по выплате пенсий (далее — должники), при наличии согласия органов Пенсионного фонда, в которых они состоят на учете как плательщики сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, и акта сверки передают в счет уплаты задолженности принадлежащие им товары или услуги (далее — товары), которые по желанию пенсионеров выдаются через торговые и другие организации (далее — торговые организации).
Государственные администрации определяют торговые организации (по их согласию), которые соглашаются осуществлять выдачу пенсионерам товаров в счет погашения задолженности по выплате пенсий (пункт 1.4 Порядка). Определенные таким образом торговые организации заключают с органами Пенсионного фонда соглашения о выдаче товаров пенсионерам в счет погашения задолженности по выплате пенсий.
Должник заключает договор с торговой организацией о погашении задолженности путем передачи товаров пенсионерам в счет погашения задолженности по выплате пенсий. Если товары, принадлежащие должнику, будут реализованы за пределами региона (области, Автономной Республики Крым), где должник состоит на учете как плательщик сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, то договор заключается при участии Специализированного государственного предприятия Пенсионного фонда Украины (пункт 1.5 Порядка).
Должникам может быть отказано в удовлетворении их заявлений о передаче товаров, если товары, которые предлагаются для передачи, не соответствуют требованиям, предъявляемым к качеству, потребностям пенсионеров или предлагаются по ценам выше тех, по которым пенсионеры соглашаются их получить (пункт 3.6 Порядка).
Специализированное государственное предприятие Пенсионного фонда Украины на основании предложений должников формирует базу данных по номенклатуре и объемам товаров, предназначенных для выдачи пенсионерам, и изучает целесообразность получения товаров в соответствии с заявлениями торговых организаций (пункты 5.1, 5.2 Порядка).
Отпуск товаров пенсионерам осуществляется исключительно по их желанию в счет погашения задолженности по выплате пенсий (пункт 1.6 Порядка).
Учитывая изложенное, аптека, которая имеет задолженность по выплате пенсий, не вправе самостоятельно погасить ее путем выдачи товаров пенсионерам. Для этого необходимо получить согласие соответствующего органа Пенсионного фонда Украины.
Перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о погашении задолженности путем передачи товаров предусмотрен пунктом 3.6 Порядка. В соответствии с положениями этого пункта тот факт, что аптека является коммерческой структурой, не может быть основанием для отказа в удовлетворении ее заявления.
Наталия Делиева,
адвокатская фирма «Паритет»
— На фасаде аптеки имеется крупная надпись «Аптека». Является ли она рекламой и надо ли платить за это налог?
— Согласно статье 1 закона Украины «О рекламе» от 3 июля 1996 г. № 270/96-ВР реклама — это специальная информация о лицах или продукции, распространяемая в любой форме и любым способом в целях прямого или опосредствованного получения прибыли. В соответствии с указанным законом под лицами подразумеваются любые физические или юридические лица, а под продукцией — товары, роботы, услуги, ценные бумаги.
Исходя из приведенного выше определения, можно выделить три основных условия, которые позволяют отнести информацию к рекламе:
1. Это должна быть специальная информация. При этом статья 1 закона Украины «Об информации» от 2 октября 1992 г. № 2657-ХІІ под информацией подразумевает документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях. Определение специальной информации в этом законе отсутствует. Можно предположить, что речь идет о специально распространяемой информации, имеющей отношение к лицам или продукции.
2. Это должна быть информация о лицах или продукции. Если информация не содержит прямого указания на конкретных юридических (физических) лиц или на результат их деятельности, то она не может считаться рекламой. Данные о лице должны содержать его (лица) наименование, реквизиты, виды связи. Что же касается товаров, работ, услуг, то информация должна содержать как минимум их название.
3. Информация должна распространяться в целях прямого или опосредствованного получения прибыли, то есть должна существовать причинно-следственная связь между информацией и прибылью. Получение прибыли предусматривает прямое или опосредствованное влияние информации на увеличение дохода предприятия после ее распространения.
При отсутствии второго условия третье условие не может иметь места, то есть доказывать, что информация распространяется в целях прямого или опосредствованного получения прибыли можно лишь в том случае, если это информация о лицах или продукции.
Таким образом, распространение рекламы представляет собой распространение специальной информации о преимуществах конкретной продукции (либо информации о конкретном лице), создание популярности и спроса на эту продукцию (на продукцию этого лица) для более оперативного ее продвижения на рынках сбыта.
Если бы надпись на фасаде сооружения рассматривалась как реклама, то скорее всего ее следовало бы рассматривать в качестве внешней рекламы. Так, в соответствии со статьей 15 закона Украины «О рекламе» к внешней рекламе относится любая реклама, которая размещается на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, расположенных под открытым небом, на фасадах домов и сооружений. Но, к внешней рекламе, как и к любой другой, предъявляются общие требования: это должна быть специальная информация о лице или о продукции, распространяемых в целях прямого или опосредствованного получения прибыли. Лишь при наличии всех перечисленных условий за размещение информации в качестве внешней рекламы необходимо уплачивать налог с рекламы.
В соответствии с указанным выше, информация о названии объекта в виде надписи «Аптека» не может быть квалифицирована как реклама.
Кроме того, статьей 15 закона «О рекламе» предусмотрено, что информация (вывеска) о лице, размещенная на фасаде, возле входа (въезда), или о его продукции в витрине сооружения, в котором это лицо занимает помещение, не требует получения разрешения местного органа власти (размещение внешней рекламы требует получения разрешения). То же предусмотрено пунктом 30 Типовых правил размещения внешней рекламы, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 23 сентября 1998 г. № 1511. При этом под вывеской подразумевается элемент оформления фасада, который содержит информацию о зарегистрированном наименовании лица, включая гербы, эмблемы, знаки для товаров и услуг, и изготавливается любым способом и может быть любого размера.
Таким образом, информация в виде надписи «Аптека», размещенная на фасаде здания, рекламой не является.
Сергей Ефимов,
адвокатская фирма «Паритет»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим