Перспективы развития фармрынков стран Западной Европы. Часть 2

Затраты на здравоохранение в странах Западной Европы продолжают возрастать и большая часть этих расходов покрывается за счет государственного бюджета. Соответственно, финансирование сферы здравоохранения каждой страны находится в прямой зависимости от макроэкономических показателей данных государств. Глобальный кризис оказал существенное влияние на экономическую ситуацию в большинстве стран Западной Европы. При этом темпы прироста расходов на здравоохранение продолжают превалировать над показателями экономического роста этих государств. Напомним, что в рамках предыдущей публикации в «Еженедельнике АПТЕКА» № 48 (819) от 12.12.2011 г. было исследовано развитие фармацевтических рынков таких стран Западной Европы, как Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия и Италия. Данной публикацией мы продолжаем обзор ключевых тенденций на фармрынках стран Западной Европы с прогнозом их последующего развития. В основу этой статьи были положены данные управленческих отчетов бизнес-аналитики «Espicom» и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР; Organisation for Economic Co-operation and Development).

Перспективы развития фармрынков стран Западной Европы. Часть 2В связи с повсеместно внедряемыми правительствами стран Западной Европы мерами по сокращению затрат на нужды здравоохранения, а также ростом экономических показателей большинства государств по итогам 2011 г. ОЭСР прогнозирует стабилизацию или незначительное уменьшение показателя удельного веса общих затрат на здравоохранение в структуре ВВП данных стран.

В этой части публикации мы рассмотрим фармрынки таких государств Западной Европы, как Испания, Нидерланды, Португалия, Франция и Швейцария.

ИСПАНИЯ

Перспективы развития фармрынков стран Западной Европы. Часть 2Испанский фармацевтический рынок по свое­му объему в денежном выражении занимает 5-е место среди остальных рынков лекарственных средств стран Западной Европы. При этом по показателю потребления лекарственных средств на душу населения у Испании отмечается отставание от других стран этого региона.

По мнению представителей Фонда «ФАРМА­ИНДУСТРИЯ» (FARMA­INDUSTRIA), объединяющего 85 испанских и 99 мультинациональных фармацевтических компаний, в ближайшие годы, невзирая на экономические трудности, новые лекарственные средства будут продолжать выход на испанский фармрынок.

По прогнозам экспертов компании «Espicom», для фармрынка Испании в период 2011–2016 гг. будет характерен низкий ежегодный показатель прироста как в евро, так и в долларовом эквиваленте. При этом темпы роста в долларовом эквиваленте, по прогнозам, будут ниже, чем предполагалось ранее, что обусловлено вероятным уменьшением курса евро. Как ожидается, показатели прироста рынка госпитальных закупок будут опережать таковые в сегменте розничных продаж, но политика сокращения расходов на здравоохранение будет оказывать влияние на оба сегмента.

Система здравоохранения в Испании является децентрализованной. В связи с этим степень обеспечения населения медицинской помощью в разных регионах варьирует. Государственные расходы на здравоохранение составляют около ¾ всех расходов на здравоохранение. При этом в последние годы отмечается тенденция к увеличению темпов прироста объема частных расходов на здравоохранение, превалирующую долю которых составляют непосредственно затраты потребителя. Однако темпы прироста частных расходов в Испании, как ожидается, также могут несколько замедлиться в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в стране.

С точки зрения инфраструктуры здраво­охранения Испании, наибольшие объемы финансирования отмечают для медицинских учреждений, предоставляющих амбулаторные услуги. В Национальной системе здравоохранения (Sistema nacional de Salud — SNS) этой страны работает высокопрофессиональный штат специалистов. Однако при этом у экспертов компании «Espicom» существуют некоторые опасения, что в ближайшем будущем в Испании возможен недостаток специалистов здравоохранения, особенно в педиатрии, радиологии, анестезиологии, семейной медицине и патологической анатомии.

В августе 2011 г. правительство Испании приняло новый Королевский декрет-закон (Royal Decree Law), который включал ряд новых мер по сокращению затрат для уменьшения дефицита бюджета страны. Некоторые из этих мер оказали влияние и на сектор здравоохранения. С помощью этих мероприятий правительство Испании намерено сократить ежегодную сумму затрат SNS на здравоохранение на 2,4 млрд евро (3,3 млрд дол. США). Принятый закон, таким образом, поможет улучшить показатели, полученные от действия двух предыдущих законов (№ 4/2010 и № 8/2010), которые по итогам 2010 г. позволили уменьшить расходы SNS на здравоохранение на 2,4% или 2,2 млрд евро (3 млрд дол.).

Среди фармацевтических компаний Испании наиболее крепкие позиции отмечают у таких локальных производителей лекарственных средств, как «Almirall» и «Esteve».

НИДЕРЛАНДЫ

Перспективы развития фармрынков стран Западной Европы. Часть 2Голландское правительство внедрило обязательное медицинское страхование, которое пришло на смену преды­дущей двухуровневой системе, состоящей из частного медицинского страхования и страхования в системе больничных касс. Сегодня обязательное медицинское страхование покрывает предоставление неотложной медицинской помощи, а также курсовое лечение пациентов с хроническими заболеваниями.

Реформы в медицинском страховании сыграли заметную роль в определении уровня государственных расходов на здравоохранение, усилив тем самым конкурентную среду на рынке медицинского страхования, о чем свидетельствует переход к системе привилегированных поставщиков услуг медицинского страхования.

По итогам 2009 г., доля общих расходов на здравоохранение Нидерландов в структуре ВВП была максимальной среди всех исследуемых стран Западной Европы и составляла 12% (рисунок). При этом в 2009 г. для этой страны также был характерен превалирующий по сравнению с другими государствами прирост удельного веса общих расходов на здравоохранение в структуре ВВП, нежели аналогичный показатель годом ранее.

Рисунок
Удельный вес общих расходов на здравоохранение в структуре ВВП исследуемых стран Западной Европы по итогам 2009 г. с указанием прироста этого показателя по сравнению с предыдущим годом (включая данные по Португалии за 2008 г.). Источник: OECD Health Data, 2011
Удельный вес общих расходов на здравоохранение в структуре ВВП исследуемых стран Западной Европы по итогам 2009 г. с указанием прироста этого показателя по сравнению с предыдущим годом ( * – включая данные по Португалии за 2008 г.). Источник: OECD Health Data, 2011

В феврале 2011 г. Министерство здравоохранения, социального обеспечения и спорта Нидерландов (Ministry of Health, Welfare and Sport — VWS) объявило о продаже производственных мощностей Института вакцин Нидерландов (Netherlands Vaccine Institute — NVI) в Билтховене (Bilthoven). Институт долгое время занимался поставкой вакцин для населения страны, но изменения в политике государства свидетельствует о передаче этого направления частному бизнесу.

Фармацевтическая компания «Schering-Plough» после слияния с «Merck» объявила о закрытии трех R&D-центров в Нидерландах, что привело к потере около 2000 рабочих мест. Однако в мае 2011 г. компанией «MSD» было принято решение о реорганизации своей деятельности в городе Осс (одного из R&D-центров «Schering-Plough») и при этом около 500 специалистов будут оставаться на заводе, производящем лекарственные средства для рынков развитых стран.

За последние несколько лет на фармрынке Нидерландов было зарегистрировано значительное количество новых биофармацевтических лекарственных средств. На территории страны функционирует множество биофармацевтических фармкомпаний. В феврале 2011 г. американская компания «Johnson&Johnson» завершила приобретение голландской биотехнологической компании«Crucell», при этом последняя будет продолжать свою деятельность отдельным подразделением.

В июне 2010 г. голландской фармкомпанией «Fornix Biosciences» было продано ее подразделение «ALK-Abelló», занимающееся выпуском антигистаминных лекарственных средств.

ПОРТУГАЛИЯ

Перспективы развития фармрынков стран Западной Европы. Часть 2Экономическое положение Португалии остае­тся нестабильным, что оказывает влияние на развитие ее фармрынка. Политика нового премьер-министра Педру Пассуш-Коэлью (Pedro Passos Coelho) направлена на улучшение экономической ситуации в государстве с соблюдением ранее подписанных предыдущим правительством социальных обязательств. Программы по сокращению бюджетных расходов, как ожидается, останутся главными приоритетами в работе нового правительства.

С точки зрения экспертов Economist Intelligence Unit (EIU), налогово-бюджетная и экономическая политика Португалии будет формироваться под влиянием соглашений, подписанных с Европейским Союзом и Международным валютным фондом. Также существуют предпосылки, что в рамках принятых правительством страны мер по сокращению бюджетного дефицита будут ограничены финансовые средства, выделяемые для нужд государственных медицинских учреждений.

Главной целью нового министра здраво­охранения является дальнейшее стимулирование потребления населением генерических лекарственных средств, стоимость которых в последние годы была снижена.

Розничные продажи генерических препаратов по итогам 2010 г. увеличились на 4,5% в денежном и на 10,9% в натуральном выражении.

По численности населения Португалия уступает практически всем странам Западной Европы. При этом EIU прогнозирует, что к 2016 г. число лиц в возрасте 65 лет и старше увеличится до 18,8% от общей численности населения страны и составит около 2 млн человек.

По итогам 2011 г., объем розничных продаж лекарственных средств в долларовом эквиваленте, как ожидается,уменьшится, что будет обусловлено нестабильным курсом евро по отношению к этой валюте. В период 2012–2016 гг. прирост фармрынка Португалии будет незначительным по сравнению с предыдущими годами.

По прогнозам экспертов компании «Espicom», ежегодный объем розничных продаж фармацевтической продукции в пересчете на евро в прогнозируемый период будет незначительно увеличиваться. Низкие темпы прироста объема аптечных продаж будут обусловлены принятыми правительством Португалии мерами по уменьшению государственных расходов на госпитальные закупки лекарственных средств.

Как ожидается, к 2016 г. объем фармрынка Португалии в денежном выражении будет одним из наименьших среди других стран Западной Европы. По расходам на нужды здравоохранения на душу населения показатель Португалии будет также одним из самых низких.

На территории Португалии находится большое количество производителей генерических лекарственных средств. При этом удельный вес этих фармкомпаний в общем объеме рынка страны незначительный. Ведущими национальными производителями генерических лекарственных средств являются «Farmoz» (часть «Tecnimede»), «Generis» (часть «Farma-APS»),«Medinfar», «Hovione», «Bluepharma» и «ToLife».

Среди зарубежных производителей генерических препаратов на фармрынке Португалии представлены «Mylan», «Ratiopharm» (теперь часть «Teva»), «Alter», «Fresenius Kabi» (через «Labesfal»), «Stada», «Actavis», «Winthrop» и др.

ФРАНЦИЯ

Перспективы развития фармрынков стран Западной Европы. Часть 2Франция наряду с Великобританией являе­тся второй по величине страной в Европе по численности населения и показателю ВВП. На протяжении 2009–2010 гг. для фармрынка Франции отмечали низкие темпы прироста. При этом фармрынок страны продолжает оставаться одним из крупнейших по сравнению с другими государствами мира. В период 2012–2016 гг. ожидаются ежегодные умеренные темпы прироста объема фармрынка Франции, что в большей степени будет обусловлено правительственной программой по сдерживанию расходов на здравоохранение и соответствующими мерами по снижению стоимости на подлежащие реимбурсации лекарственные средства. Внедрение этих мер было вызвано высоким уровнем расходов на здравоохранение и старением населения страны. Также были введены ограничения на назначения врачей и увеличена фискальная нагрузка на фармацевтическую промышленность.

Фармрынок Франции продолжает оставаться одним из крупнейших по сравнению с таковыми других стран мира

Сегодня политика относительно обеспечения населения страны лекарственными средствами проявляется в повышении доступности инновационных препаратов за счет уменьшения затрат на лекарственные средства путем сокращение ставок реимбурсации для препаратов с низкой или средней эффективностью. Также правительство Франции планирует сократить затраты на здравоохранение за счет увеличения объема продаж генерических препаратов. Результатом принятых мер во Франции стало замедление темпов прироста государственных расходов на здравоохранение страны.

По показателю потребления лекарственных средств на душу населения эта страна занимает одну из самых высоких позиций в мире. Причиной высокого уровня затрат на препараты является относительно низкая стоимость лекарственных средств для потребителя. Большая часть расходов покрывается за счет обязательного медицинского страхования, подкрепленного услугами частного медицинского страхования. При этом пациенты с хроническими заболеваниями полностью освобождены от участия в расходах на приобретение лекарственных средств. В общем объеме государственных затрат на здравоохранение удельный вес расходов на обеспечение лекарственными средствами пациентов с хроническими заболеваниями занимает более 60%.

В период 2009–2010 гг. наибольший прирост отмечали в сегменте госпитальных закупок. Сегодня эти показатели несколько снизились в связи с ужесточением регулирования и контроля в этой сфере, а также уменьшением количества выводимых на фармрынок страны инновационных лекарственных средств.

После получения поддержки со стороны правительства рынок генерических лекарственных средств начал активно наращивать свою долю в общем объеме фармрынка. Следует отметить, что до этого их удельный вес увеличивался незначительно. Также на развитие рынка генерических лекарственных средств оказывает влияние окончание сроков патентной защиты у большого количества оригинальных лекарственных средств. Ранее отстающий по показателям объема розничных продаж сегмент безрецептурных препаратов начал развиваться в связи с расширением правительством страны перечня реимбурсируемых лекарственных средств и внедрением рекомендаций для врачей о назначениях препаратов низкостоимостного сегмента.

Система здравоохранения Франции, как и Великобритании, двухуровневая и состоит из Универсального медицинского страхования (Couverture Maladie Universelle), которое является своеобразным эквивалентом британской Национальной службы здравоохранения (National Health Service — NHS), и частного сектора медицинских услуг.

Доступность населения к медицинским услугам обеспечивает Государственная система социального медицинского страхования (French national health insurance system — HIS).

По данным совместного доклада Зейнер Ор, сотрудника Института научных исследований и информации в области экономики здравоохранения (Institut de Recherche et de Documentation en Économie de la Santé — IRDES) и Агнеса Коуффинхала, представителя Всемирного банка, озвученного в рамках семинара «Инновационные механизмы финансирования здравоохранения для повышения качества медицинской помощи», проведенного в Москве 26–27 апреля 2011 г., HIS покрывает более ¾ общих расходов на здравоохранение во Франции.

Финансовое обеспечения системы здравоохранения Франции осуществляется как со стороны государства, так и фонда HIS. Государство внедряет различные схемы оказания медицинской помощи (амбулаторной, стационарной, долгосрочного лечения) с целью сокращения расходов HIS. В свою очередь, в компетенции фонда HIS находится регулирование цен на лечебные процедуры, лекарственные средства и медицинское оборудование, определение перечня страховых возмещений и т.д.

Населению Франции предоставлено право выбора медицинского учреждения любой формы собственности (государственное или частное). При этом, по данным доклада З. Ор и А. Коуффинхала, значительная часть медицинских услуг предоставляется частными учреждениями. Врачами частной практики в основном проводится амбулаторное обслуживание пациентов.

ШВЕЙЦАРИЯ

Перспективы развития фармрынков стран Западной Европы. Часть 2Показатель продолжительности жизни населения Швейцарии является одним из самых высоких в мире, что свидетельствует о высоком уровне эффективности системы здравоохранения этой страны. Также у жителей Швейцарии высокий уровень доступности к широкому спектру медицинских услуг, а в системе здравоохранения страны существует большой выбор страховых компаний и поставщиков медицинских услуг. При этом столь эффективное функционирование системы здравоохранения Швейцарии, естественно, нуждается в значительном объеме расходов на нее. По итогам 2009 г., доля общих затрат на здравоохранение в Швейцарии составила 11,4% ВВП, что намного выше среднего показателя удельного веса расходов на нужды здравоохранения по всем странам ОЭСР — 9,6% (см. рисунок).

В 2011 г. ОЭСР и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) были проведены исследования системы здравоохранения Швейцарии. По мнению этих организаций, система здравоохранения Швейцарии, являющаяся сегодня одной из лучших в мире, в будущем будет нуждаться в адаптации к увеличению объема затрат на здраво­охранение и количества пациентов с хроническими заболеваниями.

Расходы на содержание большого количества медицинских учреждений также будут способствовать росту объема затрат на здравоохранение. У ОЭСР и ВОЗ существуют опасения, что в ближайшем будущем увеличение числа пациентов с хроническими заболеваниями, которым необходимо проведение менее интенсивной терапии, но на более регулярной основе, приведет к возникновению сложностей при финансировании медицинских учреждений.

По результатам проведенного исследования, ОЭСР и ВОЗ рекомендуют правительству Швеции больше внимания уделять оказанию первичной медицинской помощи и мерам по предупреждению заболеваемости. Сегодня около 2,3% общих расходов на здравоохранение Швейцарии затрачивается на профилактику заболеваний и популяризацию здорового образа жизни среди населения. По мнению ОЭСР и ВОЗ, улучшить ситуацию в этом направлении может подписанный в 2011 г. правительством Швейцарии федеральный закон о профилактике, в котором между субъектами системы здравоохранения распределены обязанности по проводимой профилактике заболеваний, а также указаны суммы, выделяемые на пропаганду здорового образа жизни среди населения Швейцарии.

Также ОЭСР и ВОЗ предоставили рекомендации относительно усилий по сбору данных о качестве оказываемой медицинской помощи в каждом регионе с целью отслеживания ключевых рисков для здоровья населения в зависимости от их местожительства. В настоящее время система здравоохранения Швейцарии предполагает подготовку публичных отчетов о качестве медицинских услуг, предоставляемых в медицинских учреждениях. Эта практика должна быть распространена на всю систему здравоохранения, чтобы позволить пациентам, страховым компаниям и правительству владеть информацией об уровне обеспечения медицинской помощью в каждом регионе.

В связи с тем, что ожидается увеличение спроса на медицинские услуги и изменение в видах предоставляемой медицинской помощи, обуслов­ленные старением населения, ОЭСР и ВОЗ рекомендуют пересмотреть существующую в системе здравоохранения Швейцарии политику привлечения медицинского персонала. По мнению этих организаций, в системе здраво­охранения этой страны необходимо увеличить количество персонала в сфере первичной помощи за счет привлечения и удержания медсестер, а также поощрения перехода врачей на ведение общей врачебной практики. Принятие таких мер в будущем позволит системе здравоохранения соответствовать повышающимся к ней требованиям со стороны пациентов и оставаться одной из лучших в мире.

Фармацевтическая промышленность Швейцарии является высокоразвитой, а качество проведения научных исследований и произведенной продукции заслужили международное признание. Объем экспорта фармацевтической продукции этой страны превышает 43 млрд дол., а сальдо торгового баланса фармпродукции имеет позитивное значение и с 2000 г. отмечается тенденция к повышению этого показателя.

На фармрынке страны лидируют 2 локальных производителя лекарственных средств — «Novartis» и «Roche». Обе фармкомпании имеют существенную долю на локальном фармрынке, при этом большая часть произведенных ими лекарственных средств продается за пределами Швейцарии.

Согласно международным стандартам фармрынок генерических лекарственных средств Швейцарии остается низкоконкурентным. Более 70% продаж генерических препаратов приходится на 2 локальные фармкомпании — «Mepha», приобретенная в апреле 2010 г. американской биофармацевтической компанией «Cephalon», и «Sandoz». Создание на фармрынке страны более конкурентной среды, по мнению экспертов «Espicom», позволило бы снизить уровень цен на лекарственные средства.

Сегодня система здравоохранения Швейцарии, по мнению ВОЗ и ОЭСР, является одной из лучших в мире

Применяемая правительством Швейцарии политика снижения уровня наценки на препараты может оказаться неэффективной в связи с уменьшением привлекательности фармрынка страны для новых его участников. При этом позиции существующих производителей укрепляю­тся. Несколько зарубежных фармкомпаний, в частности, «Teva», «Actavis» и «Sanofi» (через «Winthrop»), имеют свои производственные мощности в Швейцарии, но сегодня их доля в общем объеме фармрынка страны продолжает оставаться незначительной.

В последнее время отмечали несколько новых приобретений, сделанных швейцарскими фармкомпаниями. В апреле 2011 г. «Novartis» завершил слияние с «Alcon», которая сегодня является новым подразделением «Novartis» по производству препаратов для ухода за глазами. Ранее, в декабре 2010 г., компания «Novartis» выкупила остававшуюся долю в «Alcon» за 168 дол. за акцию на общую сумму 12,9 млрд дол.

В секторе биологических лекарственных средств в июле 2011 г. компанией «Lonza» была приобретена «Arch Chemicals» за 1,2 млрд дол. В июле 2010 г. вступили в силу обязательные соглашения о приобретении швейцарской фармкомпанией «Actelion» частной французской компании «Trophos», которая специализируется на производстве лекарственных средств для лечения нейродегенеративных заболеваний.

Продолжая исследование перспектив развития фармрынков Европы, следующая публикация будет посвящена таким странам Северной Европы, как Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция и Эстония.

P.S.

В условиях восстановления экономики после глобального экономического кризиса и надвигающихся новых испытаний для экономик стран Западной Европы их руководство находится перед дилеммой. С одной стороны, необходимо удовлетворять продолжающий возрастать спрос на лекарственные средства со стороны стареющего населения стран и повышать эффективность системы здравоохранения внедряя инновационные методы лечения. С другой — государственные бюджеты стран исследуемого региона ограничены, а ожидаемый рост экономических показателей для большинства стран прогнозируется незначительный.

Таким образом, правительства стран Западной Европы вынуждены принимать все меры для получения максимальной эффективности системы здравоохранения с минимальным уровнем расходов на нее.

 

Антон Фирсов,
по материалам www.espicom.com, www.oecd.org, www.irdes.fr
(©) Maxxyustas | Dreamstime.com\ Dreamstock.ru

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті