Гармонизация законодательных положений Украины и Европейского союза о стандартах GDP/GMP

?

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

УКРАИНЫ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА О СТАНДАРТАХ GDP/GMP

Настоящий доклад был представлен д-ром Вернером Гилсдорфом, руководителем проекта ТАСИС «Содействие реструктуризации фармацевтической промышленности Украины», на конференции «Биофармфорум», организованной компанией «Финансовый Аналитик-Сервис», которая проходила в Киеве 17–18 мая 2001 г.

Приводится с некоторыми сокращениями.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Согласно Директиве 91/356/EEC, лекарственные препараты, подлежащие распространению в пределах Европейского Союза, должны изготавливаться в соответствии с «Руководством по надлежащей производственной практике лекарственных средств» (GMP ЕС). Пояснительные записки по этим вопросам находятся в «Памятке для управления производством готовых лекарственных форм», разработанной Комитетом по вопросам патентованных лекарственных препаратов (CPMP).

В настоящее время принято, чтобы изготавливаемые и распространяемые во многих странах мира препараты, предназначенные не только для сбыта в стране-изготовителе, но и для экспорта, соответствовали нормам GMP. Экспортировать лекарственные средства (нерасфасованные или расфасованные активные ингредиенты) без действующего сертификата GMP чрезвычайно трудно или невозможно. В связи с этим необходимо принять стратегическое решение для обоснования необходимости осуществления производства лекарственных средств в соответствии с нормами GMP.

Стратегический подход имеет особое значение, поскольку организация производства в соответствии с нормами GMP требует значительных ресурсов: как правило, для строительства предприятия, соответствующего нормам GMP, требуется 2–4 года, а финансовые затраты достигают 30–40 млн долларов США. Эти цифры могут сильно варьировать в зависимости от профиля, производственной мощности и т. д. планируемого предприятия: завод по производству стерильных глазных капель требует гораздо бульших инвестиций, чем завод по изготовлению твердых лекарственных форм. Кроме того, наряду с определением требований к производству (производственные участки, контроль качества, условия хранения и т. д.) следует рассмотреть вопросы, касающиеся персонала, администрации, проведения образовательных мероприятий, разработать документацию, программы по гигиене, квалификационные программы для производства, организации контроля качества продукции, упаковки и т. д. Необходимо создание генеральных квалификационных планов для проектировочных, монтажных работ.

Помимо решения вышеуказанных проблем, возникающих в процессе организации производства, соответствующего требованиям GMP, необходимо принять во внимание некоторые экономические аспекты. В частности, следует учесть, что во всем мире существует избыток производственных мощностей. Это означает, что среди очень конкурентоспособных предприятий в отношении производственных затрат/отпускных цен (например, производителей нерасфасованной продукции в Италии, Индии, Китае) существует жесткая конкуренция. Поэтому новичкам, как правило, не имеет смысла выходить на рынок, который в данный момент зависит от покупательной способности населения. Даже производителям готовой продукции чрезвычайно сложно конкурировать с прочно обосновавшимися (западными) компаниями, производящими генерики и занимающими значительные сегменты рынков западных стран. В настоящее время единственной причиной, побуждающей Украину к созданию производственного предприятия, соответствующего нормам GMP, является стремление изготавливать препараты, которые:

· относятся к очень дорогостоящим

· не предлагаются по умеренным ценам зарубежными производителями (украинский рынок слишком мал для иностранцев)

· никем не предлагаются или

· являются особыми препаратами, в отношении которых имеется «ноу-хау» или которые не производятся за пределами Украины (например, препараты для лечения редких заболеваний).

Все эти пункты требуют глубокого и внимательного рассмотрения на научном, экономическом и политическом уровнях.

СИТУАЦИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Украина неоднократно выражала свое желание более тесно сотрудничать с ЕС в области производства лекарственных средств. Это подтверждается многочисленными соглашениями, наиболее важным из которых является «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (PCA), а также совместными рабочими программами, например такими, как программа «Украина — страны ЕС».

Украина сделала первые шаги для получения статуса наблюдателя и участия в мероприятиях, которые проводят Европейская Комиссия (EC) и Европейское агентство по оценке лекарственных средств (EMEA). Наиболее важным из них является CADREAC (Соглашение о сотрудничестве между компетентными органами по лицензированию лекарственных средств в странах, ассоциированных с ЕС) и Общеевропейский регулирующий форум (PERF).

Завершившийся недавно проект ТАСИС «Содействие реструктуризации фармацевтической промышленности Украины» способствовал переходу фармацевтической промышленности Украины на выпуск продукции в соответствии со стандартами ЕС. Однако неотъемлемой частью этого процесса должна стать гармонизация соответствующих нормативно-законодательных систем, включая «Руководство по надлежащей производственной практике лекарственных средств».

Поскольку не существует единого стандарта GMP, принятого во всем мире, решение Украины придерживаться европейского стандарта — GMP ЕС, свидетельствует о том, в каком направлении следует развивать промышленность страны.

В ходе реализации данного проекта был проведен аудит четырех предприятий — производителей фармацевтической промышленности для определения уровня их соответствия нормам GMP ЕС, а также определены расходы и сроки, необходимые для достижения полного соответствия этим нормам. Общая стоимость приведения одной компании в полное соответствие нормам GMP ЕС может варьировать от 1 до 18 млн долларов США, и для этого потребуется от 3 до 6 лет. Для приведения в соответствие с нормами GMP ведущих украинских предприятий потребуется соответственно от 100 до 250 млн долларов США и от 5 до 8 лет. Принимая во внимание эту информацию, ясно, что достижение полного соответствия нормам GMP к 2002 г. вряд ли возможно.

Однако, как и во многих странах с подобными экономическими и социальными условиями, в Украине следует применять тщательно разработанный, поэтапный подход к внедрению норм GMP. Предприятиям фармацевтической промышленности следует начать осуществление такого подхода с поэтапной реструктуризации проблемных зон, постепенно переходя к менее приоритетным участкам. Например, зоны стерильного производства и отдельные зоны для выпуска продукции, которая может вызвать сенсибилизацию, должны считаться самыми приоритетными. Также следует помнить о том, что многие мероприятия по повышению степени соответствия нормам GMP могут проводиться без крупных капиталовложений, например обучение персонала, описание различных процедур, но в то же время они оказывают значительное воздействие на повышение уровня соответствия производства нормам GMP.

В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о полезности ожидаемых улучшений качества для украинских компаний и конечных потребителей. Не менее важным является вопрос о рынках, на которых предприятия хотели бы сосредоточить свои ресурсы: на местные рынки в данный момент не обязательно поставлять продукцию, соответствующую нормам GMP, но лекарственные средства, экспортируемые во многие страны мира, должны изготавливаться согласно требованиям GMP.

Также следует отметить, что в ходе реализации проекта двум дистрибьюторам была оказана помощь в применении надлежащей дистрибьюторской практики (GDP). Можно сделать вывод о том, что для достижения этими оптовыми компаниями полного соответствия GDP требуется значительно меньше средств и времени. Хотя полное изучение сектора дистрибьюции не проводилось, есть основания предполагать, что подобные выводы будут справедливы и в отношении других компаний.

Не вызывает сомнений тот факт, что со временем уменьшится количество экспортных рынков, где можно реализовывать препараты, изготовленные не по стандартам GMP, а в течение ближайших нескольких лет некоторые страны Восточной Европы смогут стать членами ЕС.

ВЫВОДЫ О ПЕРСПЕКТИВЕ ВНЕДРЕНИЯ GDP/GMP, СДЕЛАННЫЕ В ХОДЕ НЕДАВНО ЗАВЕРШИВШЕГОСЯ ПРОЕКТА ТАСИС

· Во всем мире фармацевтический сектор, в особенности производство лекарственных средств, строго регулируется. Более того, нормативные, законодательные акты, политика в области здравоохранения являются очень сложными. В связи с этим таким странам, как Украина, очень трудно гармонизировать собственную нормативную базу с постановлениями Триады (США, ЕС, Япония). В западных странах системы здравоохранения формировались на протяжении 20–30 лет, несмотря на это они требуют постоянного усовершенствования. Украина же намерена проделать такую работу за 6 месяцев. Необходимо признать, что это абсолютно нереальная задача.

· Систему здравоохранения, существующую в ЕС, практически невозможно использовать как образец для создания подобной системы в Украине. В каждой из 15 стран, входящих в ЕС, функционируют системы здравоохранения, так или иначе отличающиеся от других и соответствующие историческим и политическим условиям данной страны. Однако совместно разработанные принципы и нормы, например правила GDP/GMP, могут служить ориентиром при формировании системы здравоохранения той или иной страны, но их необходимо рассматривать лишь как часть национальной системы здравоохранения.

· Правила GMP не являются чем-то вроде кулинарной книги, т.е. выполнение всех перечисленных требований не гарантирует достижения соответствия нормам GMP. Правила GMP устанавливают лишь стандарты, которые необходимо внедрить, а достижение/соблюдение этих стандартов является обязанностью производителя. Производитель должен брать на себя ответственность за качество собственной продукции, не перекладывая ее на государство или государственное агентство!

· В перспективе единственной альтернативой для Украины является переход на выпуск продукции в соответствии с нормами GMP, иначе ее фармацевтическая промышленность будет ограничена только внутренним рынком.

· Идеальным вариантом приближения к нормам GMP представляется поэтапное их внедрение, учитывая критичность производимой продукции (например, как уже было отмечено, наиболее приоритетными являются производство стерильной продукции и создание отдельных зон для выпуска препаратов, вызывающих сенсибилизацию).

· Украинской фармацевтической промышленности нужна правительственная поддержка для привлечения инвестиций (за счет льготного налогообложения), организации экспорта, установления реальных сроков достижения намеченного стандарта производства и создания надежной системы финансирования в целях обеспечения населения лекарственными средствами. Многие преобразования можно провести уже сегодня без привлечения крупных денежных инвестиций.

· Для того чтобы поддержать программу приведения нормативно-законодательной базы в соответствие с правилами ЕС, правительство должно инициировать вступление Украины в международные организации, такие, как Конвенция по фармацевтическим инспекциям (PIC), CADREAC, рабочие группы EMEA по обеспечению безопасности, качества лекарственных средств, по фармацевтическим инспекциями и т.д. Для достижения этой амбициозной цели Украине в первую очередь необходима помощь в создании национальной фармацевтической инспекции.

· Поскольку местные производители могут получить сертификат GMP только от национальных органов власти, учреждение национальной инспекции по вопросам GMP является предпосылкой для всех дальнейших шагов на пути внедрения стандартов GMP. Национальная инспекция по вопросам GMP будет нести ответственность за обеспечение внедрения производителями эффективной системы обеспечения качества лекарственных средств при активном участии руководства и персонала на всех этапах производственного процесса. Поскольку такие системы обеспечения качества включают внедрение GMP и систем обеспечения качества на производственном участке, необходимы эффективный контроль со стороны инспекции и обучение инспекторов в уже созданном Учебном центре по GMP. В компетенцию инспекции будет входить весь процесс сертификации украинских предприятий на соответствие стандартам GMP.

· Такое учреждение, чтобы иметь возможность участвовать в международных торгах лекарственных средств, должно быть аккредитовано, например, ВОЗ. Ниже приводятся требования для получения аккредитации.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ АККРЕДИТАЦИИ ВОЗ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

Вопрос о предоставлении аккредитации должен рассматриваться с точки зрения принятых Украиной решений о выполнении требований, содержащихся в «Руководстве по применению системы сертификации качества фармацевтических препаратов для международной торговли Всемирной организации здравоохранения».

Запрос на аккредитацию ВОЗ для украинской инспекции по GMP должен включать информацию о том, что:

· существует эффективная национальная система лицензирования не только для фармацевтической продукции, но и производителей, и дистрибьюторов;

· внедрены правила GMP, подобные рекомендуемым ВОЗ, которые обязаны выполняться всеми производителями готовой фармацевтической продукции;

· существует эффективный механизм контроля качества зарегистрированных или производимых фармацевтических препаратов и есть доступ к независимой лаборатории по контролю качества;

· национальная фармацевтическая инспекция:

— действует как подразделение национального уполномоченного регулирующего органа по лекарственным средствам (в подчинении МЗ Украины);

— располагает кадровым, техническим потенциалом, позволяющим оценивать эффективность внедрения GMP и других систем контроля;

— имеет юридическое право проводить исследования (например, осматривать рабочие помещения, изучать документацию, брать образцы продукции) для обеспечения соответствия производителей вышеупомянутым требованиям;

· имеет административные возможности:

— выдавать сертификаты;

— проводить расследования в случае жалоб;

— немедленно информировать ВОЗ и компетентные уполномоченные органы в других странах-участницах о возможных проблемах и/или недостатках качества.

Таким образом, в ходе процесса аккредитации ВОЗ удостоверится в том, что:

· организационные вопросы рассмотрены надлежащим образом, т.е. четко определено место Инспекции и ей предоставлен правовой статус;

· уровень технической компетенции высок, т.е. инспектора полностью справляются со своей работой, есть доступ к независимой лаборатории;

· эффективно внедрена правовая база (круг ответственности, обязанности, свободный доступ к промышленным сооружениям, право на закрытие заводов, не соответствующих нормам GMP, осведомленность в работе с жалобами);

· администрация выполняет возложенные на нее обязанности надлежащим образом;

· существует отдел жалоб и информационная система.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті