Новая формула:стратегическое управление плюс фармацевтический маркетинг

29 октября 2001 г., в день открытия выставки «Здравоохранение 2001» в помещении конференц-зала Киевского дворца спорта состоялась презентация книги «Стратегическое управление и маркетинг в практике фармацевтических фирм».

Книга вызвала интерес. Уже есть первые читатели

До сих пор менеджеры фармацевтических компаний, работающие в Украине, испытывают недостаток в профессиональной литературе по фармацевтическому маркетингу. Термин «фармацевтический маркетинг» в последнее время часто встречается на страницах специализированных изданий. К сожалению, публикации, посвященные этой теме, часто представляют собой статьи по маркетингу, лишь слегка приправленные медицинской и фармацевтической терминологией, а также единичными примерами из практики фармацевтических компаний. При этом часто забывают о том, что термин «фармацевтический маркетинг» не является синонимом термина «маркетинг лекарственных препаратов», так как в фармацевтическом маркетинге акцент делается на оказании социально ответственной фармацевтической помощи потребителю, а не только на маркетинге лекарственных препаратов. Как отметил на презентации ответственный редактор издания, начальник отдела маркетинга и логистики АО «Фармацевтическая фирма «Дарница» Андрей Разумный, в фармацевтической отрасли менеджеры стоят перед дилеммой. С одной стороны, лекарственные средства несомненно являются товаром и к ним применимы все классические методы продвижения товаров на рынок. С другой стороны, лекарственные средства — специфический товар, от которого зависит здоровье и жизнь потребителя. Именно вследствие этого рынок лекарственных препаратов, по-видимому, является наиболее зарегулированным, а его участникам приходится учитывать многочисленные законодательные и этические ограничения.

Книга «Стратегическое управление и маркетинг в практике фармацевтических фирм» явилась результатом двухлетнего труда коллектива авторов — как представителей науки, так и менеджеров фармацевтических компаний: Владислава Белошапки — директора Центра развития стратегического управления и маркетинга Международного института бизнеса, Глеба Загория, главного координатора по вопросам общей политики и стратегии АО «Фармацевтическая фирма «Дарница», Виталия Усенко, менеджера по медицине и регистрации представительства компании «ГлаксоСмитКляйн Консьюмер» в Украине.

По мнению авторов, многие фармацевтические компании, работающие в Украине и странах СНГ, до сих пор осуществляют свои маркетинговые программы интуитивно, вслепую. Если охарактеризовать эту ситуацию, воспользовавшись языком военных стратегов, то зачастую фармацевтические фирмы используют всю мощь своей армии, не зная цели, не проводя рекогносцировку местности и, как следствие, не имея стратегии.

Поэтому очень часто можно наблюдать несогласованные между собой, разрозненные, а иногда даже противоречивые действия операторов фармацевтического сектора при внедрении тех или иных маркетинговых программ.

Вышедшая в свет книга предлагает менеджерам высшего и среднего звена организаций — участников фармацевтического рынка Украины и стран СНГ новый взгляд на решение подобных проблем, объединив в единое целое принципы формирования стратегии фармацевтической фирмы и формируемые на их основе маркетинговые программы. Такой подход реализуют наиболее успешные компании, лидирующие не только в фармацевтическом секторе, но и в других отраслях промышленности.

В отличие от традиционных изданий, в которых материал сгруппирован по принципу «от теории к практике», в книге использован более прагматичный подход: практика—теория—практика.

Структура книги определяется тем, что она призвана помочь менеджерам фармацевтических фирм в формировании и реализации конкурентных и маркетинговых стратегий компаний и их подразделений. Книга состоит из двух разделов, 9 глав, в которых освещены вопросы стратегического управления и изложены принципы фармацевтического маркетинга.

Книга проиллюстрирована многочисленными примерами из практики фармацевтических фирм, которые описаны в таких изданиях, как «Scrip Magazine», «Scrip World Pharmaceutical News», «Financial Times healthcare Management Reports», «Ремедиум», «Еженедельник АПТЕКА», «Провизор», а также в материалах программы ЕС «Украина – Тасис: приватизация и реструктуризация предприятий, которую осуществляла компания «CII Group» (Германия).

По мнению авторов книги, не все передовые маркетинговые стратегии в области фармацевтики, принятые в мире, можно использовать в Украине и СНГ без адаптации к местной культуре, традициям и экономическим условиям. Поэтому таким важным оказался опыт менеджеров отечественной «Фармацевтической фирмы «Дарница», который использован при подготовке книги. Предложенные в настоящем издании подходы и примеры, учитывающие особенности рынка Украины, позволят менеджерам успешно адаптировать передовые технологии стратегического управления и фармацевтического маркетинга к условиям внутреннего рынка.

По мнению Владислава Белошапки, книга прежде всего предназначена для менеджеров высшего и среднего звена фармацевтических предприятий-производителей, представительств зарубежных фармацевтических фирм, оптовых фармацевтических компаний, научных работников, занимающихся проблемами стратегического управления и маркетинга в фармацевтическом секторе, студентов. Кроме того, это издание может оказаться полезным для руководителей высшего и среднего звена аптек, которые являются социально-значимыми фармацевтическими учреждениями, обеспечивающими конечных потребителей лекарственными средствами. Книга поможет им лучше разобраться в проблемах производителей и дистрибьюторов фармацевтической продукции, что сделает сотрудничество между производителями, оптовиками и аптеками более эффективным. Представленные в издании сведения могут также оказаться полезными регуляторам фармацевтического сектора для понимания законов функционирования мировых фармацевтических рынков и их операторов, что позволит им принимать нормативные акты, в которых будут оптимально учитываться интересы как потребителей лекарственных средств, так и фармацевтических фирм.

По мнению А. Разумного, благодаря этой книге существенно возрастет уровень понимания интересов различных участников рынка и процессов, происходящих на нем, улучшится качество коммуникации между специалистами, работающими в отрасли, получит более широкое распространение единая, понимаемая всеми терминология, на новый уровень поднимутся стратегическое мышление, знание маркетингового инструментария и закономерностей его работы.

Выход книги в свет, по его мнению, должен стать своеобразным толчком, инициирующим профессиональный диалог на страницах украинских отраслевых периодических изданий, освещающих вопросы стратегического управления и маркетинга. Это позволит отказаться от стереотипного понимания фармацевтического маркетинга лишь как способа обеспечения пациента, работников здравоохранения актуальной и достоверной информацией о лекарственных средствах либо как маркетинга товаров широкого потребления.

Тот факт, что авторами книги являются специалисты по маркетингу, работающие в абсолютно разных организациях, говорит о том, что они могут говорить на одном языке, понимать друг друга и плодотворно работать вместе над общим творческим проектом. Это прекрасный пример для украинских производителей, дистрибьюторов, фармацевтов, регуляторов рынка, который прокладывает путь к налаживанию коммуникаций и совместному решению общих проблем.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Фото Евгения Кривши


По вопросам приобретения книги «Стратегическое управление и маркетинг в практике фармацевтических фирм» обращаться в редакцию журнала «Провизор».

Тел.: (044) 239-38-58, (0572) 32-12-10, (0572) 30-47-22;
e-mail: [email protected], [email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті