Общественные организации хотят перемен

7 марта 2002 г. состоялось заседание рабочей группы оргкомитета І Всеукраинского форума гражданского содействия охране здоровья. На заседании присутствовали президент Украинской ассоциации содействия охране здоровья населения, директор НИИ медико-социальной реабилитации населения НАН Украины Александр Руднев, президент Всеукраинского общества врачей, академик АМН Украины, член-корреспондент НАН Украины, доктор медицинских наук, профессор Любомир Пыриг, доктор медицинских наук, профессор Александр Коваленко, президент Ассоциации стоматологов Украины, доктор медицинских наук, профессор Николай Данилевский, президент Ассоциации международных фармацевтических производителей в Украине, доктор фармацевтических наук Владислав Страшный и др. Темой обсуждения на заседании стала подготовка к проведению І Всеукраинского форума гражданского содействия охране здоровья. Каково значение этого форума? Как могут повлиять результаты его работы на состояние фармацевтической отрасли страны? Этим и другим вопросам было посвящено заседание круглого стола, в котором приняли участие Александр Руднев, Владислав Страшный и Валерий Печаев, президент Украинской организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины.

Александр Руднев, президент Украинской ассоциации содействия охране здоровья населения, директор НИИ медико-социальной реабилитации населения НАН Украины.

— Указом Президента Украины «Про додаткові заходи щодо прискорення вступу України до Світової організації торгівлі» (№ 797/2001 от 5 сентября 2001 г.) Кабинету Министров Украины было поручено совместно с НАН Украины и аппаратом Совета национальной безопасности и обороны до 2002 г. изучить вопрос о возможных последствиях вступления нашей страны в ВТО и «разработать меры в отношении повышения конкурентоспособности отраслей экономики, которые могут испытать негативные последствия в связи со вступлением Украины в ВТО». Украина планирует стать членом этой организации в 2003 г.

Подготовка к вступлению в ВТО прежде всего предполагает разработку и гармонизацию национального законодательства с условиями договоров, подписанных в рамках ВТО о тарифах, защите интеллектуальной собственности и т.д.; оказание помощи отечественным товаропроизводителям в реконструкции и модернизации производственных мощностей в соответствии с международными стандартами (в том числе GMP, GDP, GPP, GCP, GLP, ISO 9000 и др.) в целях повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

С одной стороны, соглашения ВТО предоставляют отечественному производителю право на выгодных условиях поставлять свою продукцию на международный рынок, с другой — приходится «платить» за низкие таможенные тарифы, действующие в странах — участницах ВТО, готовностью принять другие условия «игры» — усиление конкуренции на внутреннем рынке. Украина, в свою очередь, будет вынуждена снизить таможенные тарифы на ввоз в страну продукции зарубежных производителей — членов ВТО, которые автоматически получат свободный доступ на национальный рынок после вступления Украины в ВТО.

К сожалению, механизмы перехода на работу в новых рыночных условиях в связи со вступлением в ВТО разработаны недостаточно. В настоящее время государственные органы ведут активную работу в области гармонизации украинского законодательства с международными нормами. Однако без надлежащего учета интересов украинских производителей эта работа будет неэффективной. Ведь суть состоит в том, чтобы закон «работал», был жизнеспособным. Мы хотим, чтобы в нашем обществе господствовал социальный порядок, чтобы были учтены интересы всех сторон, принимающих участие в работе отечественного рынка. Правительство Украины также заинтересовано в установлении обратной связи с общественными организациями, выражающими интересы определенной части общества. Трудность заключается в том, что поддерживать контакты с многочисленными общественными организациями нелегко, да и неэффективно. В связи с этим возникла идея создания Украинской федерации охраны здоровья как центрального организационного и научно-методического органа, который координировал бы мероприятия, направленные на сохранение здоровья нации, разработку и внедрение в тесном сотрудничестве с государственными органами эффективных медико-социальных программ по совершенствованию управления системой здравоохранения, расширению доступа населения к высококачественным лекарственным средствам и оптимизации функционирования фармацевтического рынка страны.

Валерий Печаев, президент Украинской организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины

— По сути, фармацевтическая отрасль нашей страны не готова к острой конкурентной борьбе, которая неизбежна после вступления Украины в ВТО. На сегодняшний день только фармацевтический завод «Концерна «Стирол» и некоторые подразделения других ведущих украинских фармацевтических предприятий работают в соответствии со стандартами GMP. На других ведущих отечественных заводах процесс реконструкции производства лекарственных средств в соответствии со стандартами GMP находится на разных этапах. Даже по самым смелым прогнозам он будет завершен не ранее чем через 5 лет. Хотя такие предприятия, как ФФ «Дарница», «Фармак», «Лекхим-Харьков», «Киевмедпрепарат» могли бы завершить этот процесс и за 3 года. Не секрет, что лекарственные препараты, производство которых не соответствует требованиям GMP, не могут быть допущены на крупнейшие фармацевтические рынки мира. Приведу некоторые цифры. Экспорт украинских лекарственных средств в 2001 г. составил почти 48 млн долларов США, что в 2 раза меньше по сравнению с предкризисным 1997 г. При этом было импортировано лекарственных препаратов на сумму 321 млн долларов США, то есть импорт в 7 раз превысил их экспорт. Снижение таможенных тарифов на ввоз лекарственных средств из-за рубежа приведет к снижению цен на фармацевтическую продукцию. Поскольку отечественные предприятия делают все возможное, чтобы реинвестировать имеющиеся средства в введение в действие системы GMP и ISO 9000 на своих предприятиях, они не могут пока снизить цены на препараты. К тому же отечественные лекарственные средства действительно являются дешевыми и доступны даже для малообеспеченных слоев населения.

Из всех соглашений, действующих в рамках ВТО, наибольшее влияние на отечественные фармацевтические предприятия, а также на обеспечение доступа населения к качественным лекарственным средствам может оказать Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (TRIPS). В случае подписания этого Соглашения все фармацевтические предприятия, производящие в Украине копии патентованных лекарственных препаратов (срок действия патентов на которые пока не истек), не смогут выпускать эту продукцию без согласия патентовладельцев. Производители лекарственных средств окажутся перед выбором — приобрести лицензию на производство того или иного патентованного препарата, что неизбежно приведет к повышению его стоимости, либо отказаться от дальнейшего производства до окончания срока действия патента на оригинальный лекарственный препарат.

Некоторые фармацевтические производители предлагают воздержаться от подписания Соглашения TRIPS. Конечно, это наиболее простой и на первый взгляд очень привлекательный выход из положения. Однако, отказавшись подписать Соглашение TRIPS, Украина упустит возможность занять определенную нишу в глобальной экономической системе, что приведет к существенным финансовым потерям и замедлению экономического развития страны.

Думаю, есть и другой выход. Государство на законодательном уровне должно обеспечить переоснащение фармацевтического производства в соответствии со стандартами GMP. Что под этим подразумевается? Организация работодателей медицинской и микробиологической промышленности провела специальные расчеты, согласно которым для того, чтобы полностью переоборудовать отечественные фармацевтические заводы в соответствии со стандартами GMP, в течение ближайших трех лет необходимо освободить их от налога на прибыль, полученную от производства жизненно важных лекарственных средств. От этого выиграет и пациент, который получит дешевые по цене высококачественные препараты, и производитель, который сможет реинвестировать средства в модернизацию производства. Необходимо также упростить и удешевить процедуру внедрения высококачественных генериков на фармацевтический рынок Украины. Мы предлагаем, чтобы государство контролировало процесс реинвестирования финансовых средств, эквивалентных налогу на прибыль, в создание системы GMP на отечественных фармацевтических предприятиях. Если будет принято решение об освобождении отечественных фармацевтических предприятий, которые хотят ввести в действие систему GMP, от уплаты налога на прибыль в течение трех лет, то в Украине будет создана мощная конкурентоспособная отрасль, продукцию которой можно будет реализовать на международном фармацевтическом рынке. Более того, вслед за введением системы GMP на отечественных предприятиях можно будет рассмотреть возможность снижения цен на лекарственные средства. Выиграют от этого все: пациенты, которые получат доступ к высококачественным лекарственным средствам, отпускаемым по доступной цене, государство, которое получит дополнительные поступления, в том числе валютные, за счет повышения объемов продаж лекарственных средств как внутри страны, так и за ее пределами, а также производитель, который сможет расширить производственную базу и, в перспективе, даже вкладывать средства в проведение научных исследований и разработку новых оригинальных препаратов.

В настоящее время отечественный производитель в состоянии освоить выпуск в основном генерических препаратов, так как средств на проведение научных исследований и создание новых препаратов практически не остается — все направляется на переоснащение производства в соответствии с нормами GMP. Считаю, что наше государство должно поощрять или, по крайней мере, не мешать отечественным фармацевтическим предприятиям выпускать и реализовывать генерические копии оригинальных препаратов, срок патентной защиты которых уже закончился. Мы не претендуем на производство лекарственных средств, которые защищены патентами. Согласно концепции Европейской ассоциации генерических препаратов, усилия государства должны быть направлены на поддержание рыночной конкуренции, в том числе в сфере маркетинга генерических препаратов, а также на совершенствование законодательной базы, регулирующей финансовую и маркетинговую деятельность фармацевтических компаний. Цель такой политики — формирование единого фармацевтического рынка, единой системы ценообразования, создание благоприятного климата для притока капитала и обеспечение государственной поддержки научных исследований и разработки новых препаратов.

Мы затронули лишь некоторые аспекты проблемы производства генерических препаратов, так как это тема для отдельной беседы.

Подводя итог, хочу отметить, что Организация работодателей медицинской и микробиологической промышленности намерена добиваться от украинского правительства введения моратория на налог на прибыль сроком на три года. Думаю, действуя сообща в рамках Всеукраинской конфедерации общественных организаций по оказанию помощи охране здоровья населения, мы сможем добиться обеспечения на законодательном и государственном уровне оптимальных условий работы для всех заинтересованных сторон.

Владислав Страшный, президент Ассоциации международных фармацевтических производителей в Украине, доктор фармацевтических наук

— Создание конфедерации общественных организаций по оказанию помощи охране здоровья населения будет способствовать установлению обратной связи между соответствующими государственными структурами и общественными организациями, отстаивающими интересы фармацевтических производителей и работников системы здравоохранения. Фармацевтический рынок Украины нужно реформировать таким образом, чтобы, во-первых, обеспечить доступ населения к высококачественным лекарственным средствам и, во-вторых, гарантировать на законодательном уровне равные права всем участникам рынка. Вступление Украины в ВТО будет способствовать расширению доступа населения к высококачественным лекарственным средствам, так как снижение таможенных тарифов на их ввоз автоматически обеспечит снижение цен на них. Простые расчеты свидетельствуют, что свободное рыночное ценообразование и конкурентоспособные цены на фармацевтическую продукцию не только сокращают расходы на здравоохранение, но и обеспечивают развитие рынка качественных и разнообразных медицинских услуг. К сожалению, в ряде стран с переходной экономикой пытаются сохранить рабочие места на предприятиях и тем самым тормозят развитие экономики, а также часто ошибочно прибегают к прямому контролю за ценами на лекарственные средства и пытаются ограничить расходы на здравоохранение. Конфедерация общественных организаций по оказанию помощи охране здоровья населения должна помочь государственным структурам избежать этой распространенной ошибки, которая может нанести значительный экономический ущерб нашей стране. Ведь ограничение импорта лекарственных средств не только не решит проблему, но и приведет к снижению инвестиционной привлекательности украинских фармацевтических предприятий для иностранных партнеров.

Основной стратегической целью в области здравоохранения является повышение доступности высококачественных лекарственных средств, как генериков, так и инновационных. В качестве инструмента аргументированного выбора врачом препарата для лечения пациента надо использовать принципы доказательной медицины, а также учитывать экономическую доступность лекарств для пациента.

Украина стоит на пороге введения в действие страховой медицины. Хотя следует отметить, что многие вопросы еще не решены. На сегодняшний день не известно, какие принципы будут использованы при решении вопроса о возмещении расходов пациента на лекарственные средства и стоимость каких именно лекарственных препаратов и в каком размере будет компенсироваться за счет фонда страховых компаний и государственного бюджета. Чтобы решить этот вопрос, нужно сесть за стол переговоров. Считаю, что эффективность и безопасность лекарственных средств, расходы на которые возмещаются страховыми компаниями и/или государством, должна соответствовать современным международным стандартам, основанным на принципах доказательной медицины.

Перечень препаратов, стоимость которых возмещается страховыми компаниями или государством, должен быть составлен на основании данных клинических и фармакоэкономических исследований. Этим нисколько не ущемляются интересы отечественного производителя. Конечно, наши предприятия оказались в непростой ситуации, так как страна готовится к вступлению в ВТО. Хотелось бы обратить внимание еще на один путь получения доступа к необходимым финансовым ресурсам — привлечение инвестиций. Почему бы не изучить опыт восточноевропейских фармацевтических компаний, которые за счет привлечения западного капитала и менеджмента модернизировали свои производственные мощности и сейчас поставляют лекарственные средства на рынки США и ЕС? Ведь эти компании не только не «изменили» интересам своих стран, а наоборот, остаются национальными лидерами, обеспечивая доход государственного бюджета. Взять хотя бы хорватскую компанию «Pliva». Инвестиции и сильный менеджмент позволили ей выйти на фармацевтический рынок Европы и США. Недавно «Pliva» приобрела компанию «AWD», что позволит ей значительно улучшить маркетинг лекарственных средств в ЕС. Кстати, «Pliva» активно работает над созданием инновационных препаратов. Компания «Pfizer», например, осуществляет маркетинг лицензионного препарата Зитромакс/Сумамед (азитромицин), который был разработан специалистами компании «Pliva».

Мы готовы к открытому сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами украинского фармацевтического рынка. Ведь нас объединяет общая цель — расширить ассортимент и повысить доступность современных высокоэффективных и безопасных препаратов для украинского потребителя.

Виктор Маргитич

Оргкомитет I Всеукраинского форума гражданского содействия охране здоровья находится по адресу: пер. Георгиевский, 9, Киев, 01034. Тел.: (044) 228-66-56, 228-57-26, 229-39-33; факс: (044) 228-60-77; E-mail: aruna@ln.ua.

Заявки на участие в работе форума можно присылать до 20 апреля 2002 г.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи