«Фармацевтическая компания «Здоровье» Традиция быть лидером

Столетняя история завода «Здоровье» имеет одну особенность — он всегда был в числе лидеров. 1907 год — 25 сотрудников обеспечивают Харьковскую губернию галеновыми препаратами. НЭП, война, стахановское движение — завод становится лидером не только в Харькове, но и в Украине, одним из первых в бывшем Союзе входит в пятерку крупнейших фармацевтических предприятий СССР.

Сегодня ООО «Фармацевтическая компания «Здоровье» является ведущим фармацевтическим предприятием страны.

Беседуя с Александром Доровским — Генеральным директором ООО «ФК «Здоровье», мы попросили его прокомментировать некоторые экономические показатели, выделить основные приоритеты развития предприятия на современном этапе.

— В 2001 г. по объему производства завод занял 3-е место в национальном рейтинге производителей лекарственных средств (182 млн грн.). Планируется ли увеличение объемов производства в 2002 г.?

p_338_17_290402_dorovskij.jpg (9210 bytes)

Александр Доровский, Генеральный директор ООО «Фармацевтическая компания «Здоровье»

— За последние годы темпы роста производства неуклонно повышаются. Если в 1999 г. этот показатель составлял 104,2%, то в 2000 и 2001 г. — 156,4 и 143,5% соответственно, в 2002 г. он увеличится максимум на 38%, минимум — на 10%. Эти цифры во многом будут зависеть от успешной работы отдела маркетинга, на который мы возлагаем большие надежды.

— В последние годы на заводе наблюдается повышение инновационной активности. Что предпринимается в этом направлении?

— Ассортимент выпускаемых предприятием лекарственных средств насчитывает 87 наименований и с каждым годом расширяется не только за счет генериков, но и оригинальных препаратов. Внедрение оригинальных препаратов — одно из приоритетных направлений в ассортиментной политике ООО «ФК «Здоровье». За последние три года на заводе разработано 20 препаратов: 1999 г. — 7; 2000 г. — 8; 2001 г. — 5. В 2002 г. планируется вывести на рынок 15 препаратов, 50% из них — оригинальные. Поэтому и средства, выделяемые на научные исследования и продвижение препаратов, увеличились в 4 раза по сравнению с предыдущим годом. Перспективным направлением развития предприятия является выпуск лекарственных средств на основе фитохимических субстанций.

— На сегодняшний день отечественные заводы дублируют 343 наименования лекарственных средств. Планируете ли вы исключить такие препараты из ассортимента?

— Это для нас большая проблема. В частности, другие заводы дублируют выпуск наших препаратов (например лидокаин, ранитидин). В сложившейся ситуации, когда конкуренты, особо не тратясь на исследование рынка, начинают производить те же препараты, что и наше предприятие, завод вынужден отказаться от производства некоторых из них. Отечественные фармацевтические предприятия выпускают около 1300 наименований лекарственных средств, в Украине существует потребность в 2500 жизненно необходимых, т. е. более 1000 наименований препаратов не выпускается. Дублирование препаратов и ценовой демпинг свидетельствуют об отсутствии продуманной политики развития предприятий, позиционирования на рынке. Стратегия развития фармацевтической компании «Здоровье» такие методы не приемлет.

— Возможно ли путем координирования работы фармацевтических заводов решить вопрос дублирования?

— Безусловно. Считаю, что руководители предприятий должны собраться и выработать генеральную линию. При содействии Фармуправления Харьковской облгосадминистрации, Ассоциации работодателей в Харькове этот вопрос уже обсуждается.

Необходимо, чтобы и правительство обратило внимание на некоторые проблемы производителей лекарственных средств. Отечественные заводы практически не могут выйти на западные рынки как из-за отсутствия сертифицированных на соответствие стандартам GMP предприятий, так и введения квот на импортные препараты, других методов поддержки национальных производителей, принятые в западных странах. Такую практику полезно внедрить и в нашем государстве. Введение квот на импортные препараты, выпускаемые отечественными производителями, позволит нашим предприятиям развиваться: оснащать производство оборудованием, соответствующим современным стандартам качества, инвестировать средства в науку, создавать новые рабочие места. Но повлиять на мнение законодателя невозможно, пока директорский корпус разобщен. На харьковских предприятиях наметились положительные тенденции, а вот с руководителями киевских фармацевтических предприятий найти общий язык сложнее. Сегодня назрела потребность в создании действенной структуры, которая будет лоббировать наши интересы.

—Вы упомянули о том, что успехи предприятия зависят от качественной работы маркетинговой службы…

— Действительно, в настоящее время мы уделяем внимание маркетинговым исследованиям. Уже реорганизован отдел маркетинга, в котором работают перспективные молодые специалисты. Они обеспечены всем необходимым для анализа фармацевтического рынка.

— При продвижении лекарственных средств на рынке немаловажную роль играют медицинские представители в регионах. Какие планы у предприятия в этом направлении?

— Мы ставим перед собой задачу широкомасштабного информирования о своей продукции. На момент выпуска препарата о нем должны знать все — работники аптек, врачи, потребители. Этому должны способствовать медицинские представители, которые будут действовать в 20 областях Украины.

— Расскажите об изменениях в работе с дистрибьюторами.

— Наряду с изменениями в маркетинговой политике мы уменьшаем количество дистрибьюторов — переходим на так называемую управляемую дистрибьюцию. Основное условие, оговариваемое с дистрибьютором, — это продажа и обязательная доставка лекарственных средств непосредственно в аптеки, а не перепродажа оптовым компаниям.

Сейчас мы стараемся жестко подходить к выбору партнеров. На протяжении 2002 г. их количество уменьшилось с 200 до 35, возможно, еще несколько уменьшится. Кроме того, намечена программа постепенного снижения скидки на продукцию. Среди достойных партнеров завода — «Мегаком», «СБС-Фармация», «ВВС-ЛТД», «Оптима-Фарм». Эти фирмы демонстрируют высокий уровень профессионализма — системность и прозрачность работы на рынке, финансовую дисциплину.

Какое место отводится российскому фармацевтическому рынку в маркетинговых планах завода?

— Российский рынок для нашего завода является очень перспективным. Сейчас в Российской Федерации зарегистрировано 30 препаратов. Несмотря на введение Россией НДС на импортные лекарственные средства, планируем увеличение объемов продаж в этой стране. Так, в 2001 г. было экспортировано 20% лекарственных средств завода, в 2002 г. этот показатель будет увеличен за счет планируемого вывода на рынок трех новых препаратов — антимигрена, глутаргина, флуконазола. Через 5 лет в Россию будет запрещен ввоз продукции, произведенной не по стандартам GMP. Это является мощным стимулом для сертификации производства и выпуска конкурентоспособной продукции.

В 2002 г. планируется сотрудничество с крупными оптовыми российскими компаниями — ЗАО Центр внедрения «Протек», «Идеал-фармацевтика».

— В какие сроки завод планирует переход на систему стандартов GMP?

— Выпуск высококачественной продукции возможен только в том случае, если она соответствует признанным международным стандартам. Одна из основных задач — модернизация производства в соответствии со стандартами GMP. К 2007 г. запланирован выпуск продукции, которая будет полностью соответствовать этим стандартам. Сейчас поэтапно внедряются передовые технологии. В 2002 г. будут сертифицированы склад готовой продукции, линия по производству лекарственных средств в ампулах. Внедрение стандартов GMP требует серьезных финансовых вложений; например стоимость модернизации одной только линии по производству лекарственных средств в ампулах мощностью 15 млн ампул в год составляет минимум 3 млн долларов США.

Одна из основных проблем, с которой столкнулись при внедрении стандартов GMP, — недостаток информации. Для реализации задач по переоснащению производства была создана группа высококвалифицированных специалистов. Обучение сотрудников на специальных курсах по GMP будет проходить за рубежом — в Германии, Венгрии. Подбирая специалистов для работы на обновленном заводе, мы приглашаем на практику лучших студентов из НФАУ и других вузов, делаем ставку на перспективных. Философия GMP требует специалистов с новым мышлением.

— В каких странах закупается оборудование для переоснащения предприятия?

— Можно купить недорогое оборудование, например в Индии. Но мы отдаем предпочтение немецкому производителю, оборудование которого хотя и дороже, но очень качественное. К сожалению, в Украине нет предприятий-производителей, которые могли бы удовлетворить спрос фармацевтических предприятий на оборудование. Уже не производит медицинское оборудование Мариупольский завод, не используют свой потенциал такие харьковские предпрития, как завод им. Малышева, Харьковский тракторный, «Турбоатом», авиационный.

Из каких стран вы импортируете субстанции, применяете ли отечественные?

— Сегодня наша химическая промышленность переживает не лучшие времена, поэтому отечественные субстанции почти не используем. Основной критерий в выборе субстанций — их качество. Разница в цене в буквальном смысле означает разницу в качестве, то есть цена тождественна качеству. Исследуя рынки субстанций, наши специалисты посещают заводы, выставки, которые проводятся в Европе, Китае, Японии. Мы убедились на собственном опыте, что только так можно разобраться в ситуации и принять правильное решение. Как и западные производители, приобретаем субстанции только известных фирм Германии, Швейцарии, Франции. Одним из крупнейших поставщиков субстанций является Китай. В Китае работаем с концернами, построенными европейскими производителями субстанций. Сегодня эта страна является крупнейшим нашим поставщиком субстанций. Система входного контроля на предприятии, оснащенная современным лабораторным оборудованием, также препятствует использованию некачественных субстанций. Порой сталкиваемся с фактами выявления некачественных субстанций уже на заводе.

***

Как следует из беседы, стратегическими целями ООО «Фармацевтическая компания «Здоровье» являются модернизация производства в соответствии со стандартами GMP, инновационная политика — создание оригинальных препаратов, упрочение позиций на фармацевтическом рынке СНГ.

По мнению руководства компании, достижение этих целей в сочетании с передовыми технологиями маркетинга в перспективе позволит предприятию занять лидирующие позиции на фармацевтическом рынке.

Светлана Полунина

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи