Первое 10-летие компании «Юнифарма»

6 мая 2002 г. холдинговая компания «Юнифарма», один из ведущих операторов фармацевтического рынка, отметила свое 10-летие. Подтверждением значительного прогресса компании за прошедшие годы стало 2-е место в рейтинге «ФармЭксперт» — «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» в номинации «Региональные дистрибьюторы» и, пользуясь случаем, «Еженедельник АПТЕКА» поздравляет сотрудников компании с этим успехом. Об истории становления компании, перспективах ее развития корреспондент газеты беседовал с президентом холдинговой компании «Юнифарма» Игорем Барковским.

— Игорь Владимирович, расскажите, пожалуйста, как образовалась и развивалась компания «Юнифарма»?

p_339_18_130502_UNIFARMA01.jpg (7768 bytes)

Игорь Барковский, президент холдинговой компании «Юнифарма»

— Наше предприятие не имело отношения к фармацевтическому бизнесу. Изначально это было акционерное общество закрытого типа, которое оказывало юридические услуги гражданам и юридическим лицам. Одним из наших клиентов было фармацевтическое предприятие «Биомед», и именно сотрудничество с ним положило начало фармацевтической деятельности компании. Как и у многих других отечественных фармацевтических компаний, наша деятельность началась с поставок субстанций на отечественные заводы-производители, в том числе и на условиях давальческого сырья. В то время это была, пожалуй, самая выгодная схема работы. Как известно, в начале 90-х годов ХХ ст. заводы рассчитывались в основном не деньгами, а произведенной продукцией. Следовательно, для того, чтобы не испытывать недостатка в оборотных средствах, нам пришлось строить собственную дистрибьюторскую сеть.

Увеличение количества операторов рынка усложнило условия работы на нем, что стимулировало дальнейшее развитие дистрибьюторской сети нашей компании. Как и многие другие компании, мы пошли по пути экстенсивного роста, стремясь стать общенациональным дистрибьютором. На протяжении 1996–1997 гг. нами открыто 8 региональных представительств. Рынок продолжал развиваться и со временем стало ясно, что выстоять могут только те компании, которые предоставляют определенный набор услуг своим клиентам. Значительная часть представительств компании была закрыта ввиду их недостаточной рентабельности. В конечном счете мы сохранили представительства нашей компании только там, где можем обеспечить нашим клиентам тот же уровень сервиса, что и в г. Киеве.

В настоящее время основной склад продукции компании размещен в г. Киеве. Кроме того, используем склад Тернопольской фармацевтической фабрики. Компания «Юнифарма» осуществляет продажу своей продукции в Киевской, Винницкой, Черкасской, Кировоградской, Черниговской областях.

— Много оптовых компаний прекратили свою деятельность после экономического кризиса 1998 г. Как удалось выжить и продолжать развиваться вашей компании?

— Секрет достаточно прост: мы всегда работали почти исключительно с отечественными лекарственными средствами и препаратами, производимыми в странах СНГ. К сожалению, украинская валюта слишком долго оставалась нестабильной по отношению к доллару США, и колебания курсов в начале 90-х никоим образом не способствовали работе с импортными препаратами. Кроме того, работа с отечественными препаратами — это осознанный маркетинговый ход. Менталитет украинского провизора таков, что он выделяет украинские препараты и импортные. Маркетинговая стратегия компании заключалась в том, чтобы в сознании провизоров отложилось: «Украинские препараты мы берем на «Юнифарме», а импортные — у кого-то другого». Приблизительно к 1997 г. в прайс-листе компании были представлены практически все лекарственные препараты отечественного производства. Большинство оптовиков после кризиса 1998 г. были вынуждены взвинчивать цены, оставаясь тем не менее в убытке, в то время как у нас была возможность их практически не повышать. Кроме того, 1998 г. был чрезвычайно благоприятным для проведения экспортных операций и наша компания этим воспользовалась.

— То есть, прямых контрактов на  поставку импортных препаратов ваша компания сейчас не имеет и на этом сегменте украинского фармацевтического рынка работает как вторичный дистрибьютор?

Совершенно верно. Препараты из стран дальнего зарубежья, присутствующие в прайс-листе «Юнифармы», поступают к нам от компаний, которые имеют прямые контракты.

— В прайс-листе компании «Юнифарма» представлены препараты, которые хорошо знакомы украинским фармацевтам. Однако это не единственный фактор, который побуждает аптеки работать с вами?

— Основное, что мы гарантируем клиентам, — это сервис и в первую очередь скорость доставки. К примеру, если клиент заказывает препарат утром, во второй половине дня он его получает, если заказ получен во второй половине дня, клиент получает его утром следующего дня. Поскольку клиентам работать с нами удобно, по их желанию мы стремимся расширять прайс-лист.

p_339_18_130502_UNIFARMA02.jpg (10999 bytes)
Автопарк первого 10-летнего периода

Я думаю, что одной из «козырных карт» компании является программное обеспечение, разработанное нашими специалистами. Это программа комплексного учета всех производственных процессов на предприятии. Так, например, в компании к сети подключено 64 пользователя, в том числе и склад. Все они работают в режиме on-line. В любой момент можно проследить движение товара, кроме того, многие крупные аптеки г. Киева устанавливают у себя клиентскую часть программы, что позволяет значительно ускорить оформление и обработку их заказов. Кстати, программа успешно использована не только нами, но и двумя крупными компаниями г. Днепропетровска.

— Сколько наименований лекарственных средств на сегодняшний день есть в вашем прайс-листе?

— Около 1400 препаратов. Однако исходя из пожеланий наших клиентов, мы собираемся расширить, притом значительно, номенклатуру за счет импортных препаратов. Уже завершена реконструкция склада, поэтому есть гарантия, что условия хранения лекарственных препаратов не повлияют на их качество. Кроме того, на реконструированном складе может храниться значительно больше препаратов, открывается возможность быстрее обрабатывать заказы. Но с импортными препаратами компания собирается работать пока не заключая прямых контрактов с зарубежными производителями, несмотря на то, что это несколько снизит рентабельность. По сути, это будут широкомасштабные маркетинговые исследования. Чтобы приступить к переговорам с представительствами, специалисты компании должны заранее знать, какой объем реализации тех или иных препаратов они могут обеспечить.

— Организация деятельности компании по принципу холдинга — не такое частое явление на украинском фармацевтическом рынке. Тем не менее, вы пошли именно по этому пути. Не могли бы вы это прокомментировать?

— Мы стараемся строить бизнес компании по принципу непотопляемости. Исторически сложилось несколько направлений в работе компании: с одной стороны, диверсификация бизнеса способствует его устойчивости, с другой — мы считаем, что за счет прибыли в одной части бизнеса компенсировать убытки в другой части принципиально неверно. Поэтому все предприятия холдинга должны работать самостоятельно и давать прибыль.

— И сколько предприятий входит в  холдинговую компанию «Юнифарма»?

Сейчас работает 6 предприятий. Хотелось бы отметить некоторые из них. Например, в 1997 г. было создано дочернее предприятие «Юнифармако-Киев», которому принадлежит видное место среди экспортеров украинской фармацевтической продукции. Предприятие поставляет лекарственные препараты в Россию, Казахстан, Армению, страны Балтии, Молдову, другие страны СНГ. Кстати, так сложилось, что наиболее активно мы работаем на рынке Казахстана, где действует совместное Казахстанско-Украинское предприятие «Медсервис-Украина», значительной частью акций которого владеет наш холдинг.

В 1997 г. в состав холдинга вошло предприятие «Юнифарм-Ант», которое осуществляет импорт лекарственных средств и изделий медицинского назначения российских производителей. В настоящее время это предприятие поставляет в Украину препараты компаний «Татхимфармпрепараты», «Нижфарм», «Верофарм», препараты предприятия по производству бактерийных препаратов НИИЭМ им. Н. Ф. Гамалеи.

Вызывает интерес то, что в 1999 г. холдинг вышел на рынок медицинских услуг. В свое время в Днепродзержинске Днепропетровской области была организована экспериментальная поликлиника семейной медицины. Сначала этот проект финансировался за счет бюджетных средств, однако со временем поликлиника была преобразована в общество с ограниченной ответственностью. В настоящее время в этой поликлинике работают специалисты разного профиля, которые проводят диспансеризацию, профосмотры по договорам с промышленными предприятиями. Поликлиника обслуживает около 10 тыс. человек. Ее успешная работа подтверждает общемировой опыт, согласно которому организация здравоохранения, основанная на системе семейных врачей, является на сегодня одной из наиболее прогрессивных, а также доказывает эффективность работы семейного врача в условиях Украины.

— Мне кажется, что приобретение компанией-дистрибьютором фармацевтической фабрики — достаточно необычный прецедент для украинского фармацевтического рынка. Почему ваша компания предприняла этот шаг?

— Одной из значительных вех в развитии компании и, на мой взгляд, наиболее перспективной инвестицией является приобретение контрольного пакета акций Тернопольской фармацевтической фабрики. С самого начала компания очень тесно сотрудничала с производителями фармацевтической продукции и стремилась иметь собственное производство. Так что это было достаточно продуманное решение.

— И как отразилась на деятельности Тернопольской фармацевтической фабрики смена владельцев?

— Могу с уверенностью сказать, что Тернопольская фармацевтическая фабрика кардинально отличается от той, которую компания «Юнифарма» приобрела год назад. Полностью реконструирован цех по производству препаратов йода, начато производство четырех новых препаратов, разработаны новые упаковки, этикетки, создан фирменный стиль, будут внедряться брендовые препараты. Так, мы восстановили производство ПАНТОКРИНА в Украине, причем процесс этот был не простым в связи со сложностью технологии. Чтобы производство препарата соответствовало требованиям аналитической нормативной документации, наша компания предложила заготовителям свою технологию консервации пантов. Восстановили производство давно и хорошо известного препарата ТАБЛЕТКИ ОТ КАШЛЯ. Восстанавливая производство этих препаратов, мы имели возможность оценить объем соответствующего сегмента рынка в связи с тем, что компания уже занималась их реализацией ранее. Те же ТАБЛЕТКИ ОТ КАШЛЯ на протяжении трех лет завозили из России. Таким образом, мы можем прогнозировать объем реализации внедряемого в производство препарата. Тернопольской фармацевтической фабрике такое сотрудничество весьма выгодно, тем более, что около 60% ее продукции реализуется через каналы сбыта нашей компании. Продукция, выпускаемая Тернопольской фармацевтической фабрикой, удовлетворительного качества, ее цена привлекательна для покупателей. Когда специалисты нашего предприятия изучали возможности экспорта продукции, обращали внимание на то, что продукция Тернопольской фармацевтической фабрики пользуется очень высоким спросом среди населения стран СНГ в первую очередь за счет приемлемых цен. Более того, даже в Латвии, где нельзя зарегистрировать ни один препарат, производство которого не соответствует стандартам GMP, 8 препаратов Тернопольской фармацевтической фабрики остались в реестре зарегистрированных.

В советское время фармацевтическая фабрика выпустила 92 наименования лекарственных препаратов, но наша компания исходила из того, что производить нужно только те, которые пользуются постоянным спросом и имеют перспективу. Сейчас в прайс-листе фабрики постоянно насчитывается 46 лекарственных препаратов. Нам удалось сохранить технологию производства сложных, многокомпонентных препаратов (например, ПАСТЫ ТЕЙМУРОВА), производство которых не под силу другим небольшим предприятиям.

Конкуренция среди небольших фармацевтических предприятий на украинском фармацевтическом рынке достаточно высока. К тому же продвигать лекарственные препараты в нижней ценовой группе (а продукция фармацевтических фабрик почти вся находится в этой группе) практически невозможно. Поэтому в настоящее время готовится к выпуску препарат с иммуномодулирующим действием Эхинал, который компания будет активно продвигать на рынок в более высокой ценовой категории.

— А как обстоят дела с предстоящей реконструкцией фабрики в свете перехода на  производство лекарственных средств в  соответствии с требованиями GMP? Ведь это может потребовать немалых капиталовложений.

— Вопрос о том, как фармацевтическая отрасль переходит на производство лекарственных средств в соответствии с требованиями GMP обусловлен процессами, происходящими в обществе. Заставить отрасль работать по стандартам объединенной Европы, в то время как покупательная способность нашего населения остается чрезвычайно низкой, не получится. Чтобы перевести фабрику на производство, соответствующее стандартам GMP, необходимо 5–15 млн долларов США в зависимости от того, какие лекарственные формы она будет выпускать. Мы сотрудничали с четырьмя инжиниринговыми компаниями, и все они склоняются к тому, что внедрение стандартов GMP на небольших предприятиях в настоящее время проблематично в связи с тем, что современная политика кредитования в Украине не соответствует потребностям производства, т. е. у предприятий нет доступа к дешевым кредитным ресурсам. Брать коммерческие кредиты под проект, который окупится в течение 5–10 лет, не имеет смысла, и до последнего времени мы просто не брали кредиты, а обходились собственными оборотными средствами. Полагаем, что к моменту проведения реорганизации предприятия для производства лекарственных средств в соответствии со стандартами GMP изменится кредитная политика банков, повысятся доходы населения, изменится в лучшую сторону финансово-экономическая ситуация в стране. В настоящее время реорганизовать предприятие при наличии достаточных финансовых ресурсов не такая уж и сложная задача. В Украине работает масса квалифицированных инжиниринговых предприятий, которые могут разработать как концептуальный, так и рабочий проекты, не является также проблемой и соответствующее оборудование и др. Проблема в другом: при переходе на производство лекарственных средств в соответствии с требованиями GMP продукция фармацевтических предприятий автоматически значительно дорожает.

— Игорь Владимирович, что бы вы хотели сказать в заключение нашей беседы?

Холдинг «Юнифарма» и все компании, входящие в него, успешно развиваются на протяжении уже 10 лет. Растет общий товарооборот, улучшается качество услуг, предоставляемых нашим клиентам, началось производство собственной фармацевтической продукции. Думаю, что со временем мы отметим двадцатилетний, тридцатилетний и многие другие юбилеи нашей компании.

Тарас Махринский
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті