Такие разные и такие одинаковые

22–23 мая 2002 г. в Санкт-Петербурге, в «Гранд-Отеле Европа» состоялась международная конференция «Вопросы здравоохранения и фармацевтической промышленности в России». Уже одно то, что эта конференция была 8-й по счету, свидетельствует о некоторых отличиях украинского и российского фармацевтического рынков. Как известно, подобная конференция в Украине носит название «Биофармфорум», в этом году она проводилась второй раз. Различие становится объяснимым после сравнения объемов рынка обеих стран: 2,5 млрд долл. США (в России) и 0,6 млрд долл. США (в Украине). С другой стороны, и украинский, и российский рынки являются молодыми, развивающимися, и это обусловливает общность проблем, которые приходится решать регуляторам и операторам рынка как в Украине, так и в России.

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2001 г. объем фармацевтического рынка России составил 2,5 млрд долл. США в ценах производителей, что на 20% больше по сравнению с 2000 г. Однако он еще не достиг уровня 1997 г., когда этот показатель составлял 2,9 млн долл. США. Для сравнения: объем украинского фармацевтического рынка в ценах производителей в 2001 г. составлял около 570 млн долл. («Еженедельник АПТЕКА», № 13 (334) от 01.04.2002 г.). По данным компании RMBC, в 2001 г. российский рынок ЛС в потребительских ценах составлял 3,2 млрд долл. США. В Украине и России существуют разные оценки объема местного фармацевтического рынка, при этом сопоставимость данных по-прежнему оставляет желать лучшего. Отметим, что в России расходы местных бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования в регионах составляют около 40% фармацевтического рынка. В Украине о таком активном участии государства пока что можно только мечтать.

На протяжении последних двух лет в России уменьшалась доля отечественных препаратов. В целом в 2001 г. она составила 32%, а во втором полугодии — всего 28% (в 2000 г. — 40%). Сходная ситуация наблюдается в Украине на протяжении последних двух лет: доля отечественных ЛС на украинском рынке уменьшилась с 45,3 до 43,9% («Еженедельник АПТЕКА», № 13 (334) от 01.04.2002 г.).

По данным МЗ Российской Федерации за период 1995–2001 гг. количество зарегистрированных в России препаратов в 2001 г. превысило 17,1 тыс. При этом число ЛС, зарегистрированных в 1995 г., было чуть меньше 9 тыс., а ежегодно на протяжении 1995–2000 гг. регистрировалось около 1 тыс. препаратов, в 2001 г. — около 2,3 тыс. (табл. 1).

Таблица 1

Лекарственные средства, зарегистрированные в РФ

Год

Количество зарегистрированных ЛС

В том числе зарегистрированных в текущем году

1995

8822

1331

1996

10 163

942

1997

11 520

1382

1998

13 503

1371

1999

14 657

1154

2000

15 878

1221

2001

17 103

2316

По данным МЗ Российской Федерации, в настоящее время в стране действует более 600 предприятий по производству ЛС. Очевидно, что в современных условиях одной из основных задач, которые стоят перед российскими производителями ЛС, является переход на производство продукции в соответствии с требованиями GMP. В связи с этим издан совместный приказ Министерства здравоохранения и Министерства экономики Российской Федерации, который предусматривает переход российских предприятий на выпуск продукции в соответствии с нормами GMP в полном объеме до 31 марта 2005 г., а предприятий, производящих субстанции, — до 2008 г.

Несмотря на столь большое количество ежегодно регистрируемых ЛС, начиная с 1997 г. в Российской Федерации ежегодно выдаются разрешения на проведение всего 210–260 клинических испытаний. В 2001 г. было проведено 263 клинических испытания, из них 154 — международные многоцентровые. Что касается Украины, то в 2001 г. было разрешено проведение 181 клинического испытания, из которых 36 — многоцентровые («Еженедельник АПТЕКА», №21 (342) от 27.05.2002 г.).

В настоящее время в России зарегистрировано около 7 тыс. компаний — дистрибьюторов ЛС и около 56 тыс. точек розничной реализации ЛС. Для сравнения: в Великобритании — 17 компаний-дистрибьюторов и около 12 тыс. аптек, во Франции — 31 и 22 тыс., в Германии — 21 и 21 тыс. соответственно, в Украине — более 1 тыс. оптовых компаний и 17 тыс. аптек и их торговых подразделений («Еженедельник АПТЕКА», № 15 (336) от 15.04.2002 г.). Большинство компаний — производителей ЛС, работающих на российском рынке, не ограничивается сотрудничеством с общенациональными дистрибьюторами, а распространяют товар через региональных и локальных дистрибьюторов. Однако в России набирает силу процесс консолидации компаний-дистрибьюторов.

Так же, как и в Украине, в России происходит концентрация потребления ЛС в наиболее крупных экономических центрах. В России такими центрами являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург. На долю этих регионов приходится 25% продаж ЛС (табл. 2).

Таблица 2

Распределение продаж ЛС по регионам России

Регион

Объем продаж, млн долл. США

Доля продаж в ценах производителей, %

в  ценах производителей

в  ценах потребителей

Москва

326

400

16,7

Санкт-Петербург

89

113

4,6

Московская обл.

71

91

3,6

Татарстан

34

43

1,7

Красноярский регион

36

44

1,8

Башкортостан

37

49

1,9

Нижегородская обл.

35

43

1,8

Свердловский регион

36

43

1,8

Ростовская обл.

31

39

1,6

Краснодарский регион

32

40

1,6

Новосибирская обл.

32

41

1,6

Самарская обл.

32

40

1,6

Омская обл.

19

24

1,0

Прочие

1139

1440

58,7

Всего

1947

2449

100

В Украине на долю трех ведущих регионов (Киев, Донецкая и Днепропетровская области) приходится около 29% всех продаж («Еженедельник АПТЕКА», № 16 (337) от 22.04.02 г.).

Многие россияне — участники конференции говорили о том, что на фоне возросшей конкуренции со стороны зарубежных производителей и в условиях введения НДС на ряд ЛС в 2002 г. в российской фармацевтической промышленности ожидается сокращение производства. Кстати, анализ последствий введения НДС — отдельная тема. Отечественные чиновники традиционно действуют по принципу «хотели как лучше, а получилось…». По данным ведущего российского дистрибьютора, компании «Протек», после введения НДС в России ЛС подорожали в среднем на 12%. И это притом, что НДС на ЛС составил 10% и введен не на все препараты. Введение НДС изменило структуру потребления ЛС населением и негативно отразилось на деятельности российских заводов, поскольку, учитывая, что большинство из них постоянно ведут ценовую войну, чувствительность спроса на препараты российского производства более высока, чем западного. Кроме того, после введения НДС увеличился разрыв между ценами на ЛС и платежеспособным спросом населения, что способствовало увеличению «серого» импорта. И наконец, чем больше налогов требует государство, тем больше искушение у операторов рынка эти налоги «оптимизировать». Впрочем, влияние НДС на спрос участники фармрынка, возможно, преувеличивают, а сравнивать объемы продаж в январе и декабре вряд ли корректно.

Во всяком случае, объем российского фармрынка таков, что в Российскую фармацевтическую промышленность поступают инвестиции. Общеизвестно, что в России работает группа предприятий компании ICN, в настоящее время уже выпускает продукцию компания «Гедеон Рихтер-Рус». Отметим, что эта компания увеличивает свой капитал обычным для мировой экономики, но совершенно необычным для Украины способом — путем эмиссии акций, в связи с чем в докладе финансового директора компании Татьяны Морозовой подробно обсуждались трудности, возникающие при размещении акций.

МАРКЕТИНГ И РЕКЛАМА

В России уровень затрат на рекламу ЛС на телевидении, по данным компании «COMCON Pharma», составляет около 60 млн долл. США в реальных (с учетом дисконтов) ценах. Напомним, что инвестиции в рекламу ЛС на телевидении в Украине составляют всего около 15 млн долл. США (без учета скидок) («Еженедельник АПТЕКА», № 8 (329) от 25.02.2002 г.). По данным компании «Мониторинг СМИ Украины» реальные расходы рекламодателей на телевидении в Украине составляют около 13% от вычисленных по прайс-листам, то есть около 2 млн долл. США. Пожалуй, трудно найти более яркое подтверждение тезиса о том, что российский рынок ЛС значительно более развит, чем украинский.

Нельзя не упомянуть приведенные в докладе, представленном компанией «COMCON Pharma», результаты экспертного опроса топ-менеджеров различных фирм, которые дают представление о распределении бюджета на продвижение рецептурных препаратов (табл. 3).

Таблица 3

Распределение бюджета компаний на продвижение безрецептурных препаратов

Маркетинговое мероприятие

Доля в  бюджете, %

Работа с  опинион-лидерами

15–30

Конгрессы (участие, спонсорство)

20–30

Семинары и презентации

20–30

Реклама в  специализированных изданиях

5–20

Печатные презентационные (раздаточные) материалы

15–20

Монографии, научные издания

1–8

Справочники лекарственных препаратов

1–10

К сожалению подобных сведений по украинскому фармрынку в доступных нам источниках найти не удалось.

Таким образом, можно констатировать, что чем крупнее рынок, тем больший интерес к нему проявляют зарубежные компании, а отечественные производители вынуждены конкурировать ценами. Заметим, что маркетинговые стратегии ряда российских производителей уже сегодня направлены на то, чтобы избежать простой ценовой конкуренции. В связи с этим представляется весьма интересным доклад генерального директора ЗАО «Верофарм» Антона Парканского и выдвинутый им тезис о том, что концепция «зонтичного» бренда (продвижение ЛС с названиями, построенными по принципу «название завода + МНН») не выдержала проверку временем и компания начала внедрять концепцию «индивидуальных» брендов.

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Следует сказать несколько слов о том, какие задачи ставят перед собой российские регуляторные органы. В целях борьбы с оборотом фальсифицированных ЛС в России готовятся изменения в закон «О лекарственных средствах», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных нарушениях. Кроме того, МЗ России готовит ряд приказов, направленных на внедрение в России правил GCP, GLP. Отраслевой стандарт GMP принят в России еще 1998 г. и будет полностью введен в действие 31 марта 2005 г. Следует предполагать, что с этого времени доступ на российский фармрынок для украинских предприятий, не перешедших на выпуск продукции в соответствии с принципами GMP, будет закрыт. В настоящее время готовится к изданию Российская Фармакопея и будет направлен на утверждение ряд стандартов: «Правила розничной торговли в аптечных организациях», «Правила формирования перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», «Фармакоэкономические исследования. Общие требования». Излишне говорить о том, что последние два стандарта следовало бы принять и в Украине.

В сегодняшнем номере «Еженедельника АПТЕКА» читатели могут ознакомиться с мнением генерального директора ОАО «Фармак» Фили Жебровской о прошедшей конференции. В ближайших номерах своими впечатлениями поделятся другие ее участники.

Тарас Махринский

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*