Голодный больному не доктор

Если доктор сыт, так и больному легче…
Из кинофильма «Формула любви»

Сфера здравоохранения Украины, как и социальная защита работников отрасли, находится в критическом состоянии в связи с крайне ограниченным финансированием. На сегодняшний день средняя заработная плата всех категорий работающих в отрасли специалистов (врачи, медицинские сестры, младшие медицинские сестры) практически одинакова и приближается к минимальной. Уровень оплаты труда унизительно низкий — ниже прожиточного минимума работоспособного населения почти в два раза. Средняя заработная плата медицинского работника составляет 226 грн. (20-е место среди 25 отраслей народного хозяйства), тогда как установленный прожиточный минимум для работоспособного населения — 365 грн. Уровень доходов работников сферы здравоохранения реально приближается к черте бедности (179 грн.). Нарушено и междолжностное соотношение в оплате труда. Теперь фактически ликвидирована разница в оплате труда санитарки и медицинской сестры (разница составляет 2–8 грн.), а также медицинской сестры и специалиста с высшим образованием (разница 25–48 грн.). Закономерно возникает вопрос: может ли униженный и голодный медицинский работник быть внимательным и беспристрастно относиться к больному? Захочет ли квалифицированный специалист, подверженный реальной угрозе инфицирования (в Украине не менее 30% медработников относятся к группе риска) и находящийся под влиянием постоянных стрессовых ситуаций, существовать на нищенскую зарплату?

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

p_351_30_050802_KOZARINA.jpg (7877 bytes)

Тамила Казарина, председатель ЦК профсоюза работников здравоохранения Украины

Кто поможет медицинскому работнику? Корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» обратился с этим вопросом к председателю ЦК профсоюза работников здравоохранения Украины Тамиле Казариной, возглавляющей организацию, которая по определению должна защищать интересы медицинских работников. Беседа оказалась тем более актуальной, что состоялась после прошедшей 12 июля 2002 г. всеукраинской акции протеста работников здравоохранения, в которой приняли участие около 2000 человек.

— Представляет ли профсоюз работников здравоохранения реальную силу, способную бороться за права медицинского работника?

— Профсоюз работников здравоохранения Украины по численности занимает третье место среди организаций, входящих в Федерацию профсоюзов Украины (после профсоюзов работников агропромышленного комплекса и просвещения) и объединяет более 1 млн 309 тыс. членов. В сфере здравоохранения работают более 1 млн 225 тыс. человек, в том числе 196 тыс. врачей, 470 тыс. средних медицинских работников, 27 тыс. работников санаторно-курортной системы, более 106 тыс. студентов. Участники пленума ЦК профсоюза работников здравоохранения Украины, состоявшегося в мае этого года, обратились к правительству с требованием сохранить междолжностные соотношения в оплате труда. В случае невыполнения этого требования они заявили о намерении провести всеукраинскую акцию протеста медицинских работников.

— Какие требования выдвинули участники состоявшейся всеукраинской акции протеста?

— Участники акции обратились к правительству с требованием повысить с 1 августа 2002 г. не менее чем на 25% должностные оклады работников здравоохранения и восстановить межквалификационные и междолжностные соотношения в оплате труда. Кроме того, при разработке проекта Государственного бюджета на 2003 г. предусмотреть необходимые дополнительные объемы ассигнований для поэтапного повышения заработной платы работникам здравоохранения в соответствии с действующим законодательством.

Главным достижением прошедшей акции является хотя бы то, что мы в очередной раз обратили внимание властей на плачевное положение врачей и предупредили, что будем и в дальнейшем активно бороться за свои права. Игнорирование правительством проблем отрасли привело к тому, что уже в течение длительного времени мы находимся в состоянии трудового спора (конфликта) с Министерством здравоохранения, а по существу — с правительством. За это время состоялось несколько заседаний согласительной комиссии. ЦК профсоюза обращался к Президенту, премьер-министру, в Министерство труда, Министерство финансов, Министерство экономики. Премьер-министру были переданы три варианта постановления, разработанного ЦК профсоюза, которые предусматривали повышение должностных окладов некоторым категориям медработников соответственно на 15, 18 и 25%. При этом профсоюз настаивал на повышении зарплаты с 1 июля, то есть одновременно с введением новой минимальной заработной платы. Однако реальных шагов, направленных на урегулирование возникшей ситуации, со стороны правительства так и не последовало.

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

В заявлении комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, материнства и детства в связи с положением дел в системе здравоохранения Украины, отмечается, что реформы, направленные на развитие общества с рыночной экономикой, и вместе с тем сохранение прежних механизмов хозяйственной деятельности в сфере здравоохранения, отсутствие реального увеличения бюджетного финансирования привели к дестабилизации национальной системы здравоохранения в Украине, ухудшению состояния здоровья населения и дальнейшему обострению демографического кризиса. Вследствие недостаточного финансирования отрасли, неэффективного использования ограниченных финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов страдают не только пациенты, которые не могут получить соответствующую бесплатную медицинскую помощь, гарантированную Конституцией Украины, но и медицинские работники, которые, несмотря на мизерную и несвоевременную оплату труда, продолжают добросовестно выполнять свой долг, оказывая помощь больным.

Одной из основных причин возникновения такой ситуации, является невыполнение требований законодательства относительно установленных размеров средних ставок и должностных окладов медицинских и фармацевтических работников на уровне не меньше средней заработной платы работников промышленности, что предусмотрено ст. 77 «Основ законодательства Украины о здравоохранении» № 1489-III от 22 февраля 2000 г. Заработная плата в системе здравоохранения на протяжении длительного времени является одной из самых низких среди отраслей экономики и отстает от средней заработной платы в промышленности более чем в два раза. В мае текущего года средний размер заработной платы составил 49% средней заработной платы в промышленности и 66% официально утвержденного Верховной Радой Украины прожиточного минимума. На фоне этой ситуации имеется задолженность по выплатам заработной платы медицинским работникам за счет местных бюджетов (по данным профсоюза, задолженность по заработной плате медицинским работникам в 7 областях Украины превышает 6 млрд грн.). В Государственном бюджете на 2002 г. не предусмотрено средств на очередное повышение заработной платы высококвалифицированным специалистам отрасли.

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

Распоряжение Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 г. № 375-р «Об обеспечении дифференциации в оплате труда работников здравоохранения при введении с 1 июля 2002 г. минимальной заработной платы в размере 165 гривень в месяц» было срочно обнародовано накануне всеукраинской акции протеста работников здравоохранения. В п. 1 данного документа записано: «Рекомендовать МЗ Украины, другим центральным органам исполнительной власти, к сфере управления которых относятся учреждения здравоохранения, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления для обеспечения дифференциации в оплате труда … осуществлять в рамках смет, определенных учреждениями, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, а также за счет соответствующих местных бюджетов, выплату руководящим работникам, врачам, провизорам, специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, другим специалистам учреждений здравоохранения надбавок, доплат и других стимулирующих выплат, предусмотренных законодательством, не допуская при этом задолженности по выплате заработной платы». Соответствует ли название документа его содержанию, если бюджетом на 2002 г. не предусмотрено дополнительных ассигнований на оплату труда работников здравоохранения, а на местах длительное время существует задолженность по выплатам? Как надбавки, доплаты и стимулирующие выплаты могут обеспечить дифференциацию, если эти средства предназначены для выплат за вредность, сверхурочные часы работы, врачебную категорию и т. д.? Эти вопросы остаются без ответа.

p_351_30_050802_PROTEST.jpg (14772 bytes)

Врачам надоело жаловаться, врачи настоятельно требуют

В п. 2 распоряжения № 375-р содержится следующее пожелание: «Минфину при формировании проекта Государственного бюджета Украины на 2003 г. рассмотреть вопрос о возможности увеличения ассигнований на оплату труда работников бюджетной сферы (в том числе учреждений здравоохранения) и государственных органов в целях поэтапного восстановления межквалификационных и междолжностных соотношений в оплате труда».

Как сообщило УНИАН, Анатолий Кинах отметил, что он имеет право давать только такие обещания, которые подкреплены реальными возможностями бюджета. Он предложил в короткие сроки сформировать экспертную рабочую группу, которая бы начала работу над формированием бюджета медицинской отрасли на следующий год. По словам премьера, правительство готово углублять сотрудничество в вопросе повышения заработной платы медицинским работникам, но только после того, как будет иметь исчерпывающие показатели развития экономики за первое полугодие 2002 г., а также соответствующие прогнозы на второе полугодие.

И без того непростая ситуация в отрасли осложнилась решением, которое внес Конституционный суд Украины по делу № 1–13/2002 «о бесплатной медицинской помощи» («Еженедельник АПТЕКА», № 23 (344) от 10.06.02). Отменено два раздела в постановлении Кабинета Министров Украины от 17 сентября 1996 г. № 1138 «Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных учреждениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях». В соответствии с решением Конституционного суда Украины понятие медицинской помощи, условия внедрения медицинского страхования, в том числе государственного, порядок формирования и использование средств добровольных медицинских фондов, а также порядок предоставления медицинских услуг и перечень таких услуг должны быть определены законом. Согласно решению Конституционного суда, «в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается бесплатно». Это решение распространяется на все учреждения, которые являются государственной (независимо от ведомственного подчинения) или коммунальной собственностью и финансируются из бюджета любого уровня. Для того чтобы решение Конституционного суда Украины способствовало сохранению надлежащего уровня оказания медицинской помощи населению, народным депутатам в ближайшее время следует пересмотреть бюджет на текущий год в части перераспределения средств на медицинское обслуживание граждан, а также при разработке проекта бюджета на 2003 г. распределить средства соответствующим образом. А такой вариант невозможен хотя бы потому, что только для разработки реально действующих нормативно-законодательных актов понадобится как минимум год.

Президент Украины Леонид Кучма своим Поручением от 30 июля 2002 г. обязал премьер-министра Украины, органы исполнительной власти принять меры, направленные на повышение с 1 января 2003 г. заработной платы работникам государственных учреждений, организаций и предприятий здравоохранения, восстановление междолжностных соотношений в оплате труда работников медицинской отрасли, погашение задолженности по заработной плате, а также разработать единую тарифную политику на 2003 г., согласовав ее с профсоюзами.

Исходя из этого, Кабинет Министров Украины определил виды бесплатной государственной медицинской помощи гражданам Украины (постановление КМ Украины от 11 июля 2002 г. № 955 «Об утверждении Программы предоставления гарантированной государственной бесплатной медицинской помощи»).

Кроме того, внесены изменения в перечень платных услуг, которые предоставляются в государственных учреждениях здравоохранения (постановление Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 г. № 989 «О внесении изменений к постановлению Кабинета Министров Украины от 17 сентября 1996 г. № 1138»). Однако разработка порядка внедрения медицинского страхования, формирования и использования средств добровольных медицинских фондов, а также порядка предоставления медицинских услуг и объем медицинской помощи (государственные стандарты оказания медицинской помощи населению) находится в начальной стадии и вряд ли будет завершена в ближайшее время. Исходя из постановления № 955, нормативы финансирования здравоохранения в расчете на одного жителя формируются органами исполнительной власти на основании определенных ими показателей стоимости предоставления отдельных видов медицинской помощи согласно методическим рекомендациям. Расчеты показателей стоимости медицинской помощи осуществляются в соответствии с теми же методическими рекомендациями. Очень бы хотелось увидеть соответствующие экономические расчеты.

ИТОГИ…

Логического завершения в решении наболевших проблем здравоохранения, во всяком случае до конца этого года, не предвидится. Медицинские работники вряд ли дождутся повышения заработной платы, да и вызывает сомнение, что повышение зарплаты на 25% спасет положение. Для внедрения и обеспечения нормальной работы реальных, а не декларированных реформ понадобится как минимум несколько лет. Что же остается делать врачам? Нищенская зарплата, отсутствие реальных механизмов обеспечения правовой и социально-экономической защиты медицинского работника негативно повлияли на престиж когда-то уважаемой в обществе профессии. Квалифицированные специалисты находят более перспективную работу и достойную зарплату.

Коль уж сложилась ситуация, когда достойно оплачивать работу специалистов может только сам больной, который заинтересован в получении квалифицированной медицинской помощи, то необходимы цивилизованные механизмы взимания платы за медицинские услуги (медицинские страховки, больничные кассы и т. д.). Тогда врач или медицинская сестра не будут «заглядывать» пациенту в карман. А провизоры и фармацевты смогут предложить фармакоэкономически обоснованные современные схемы лечения.

Максим Плошенко
Фото Евгения Кривши,
Сергея Пятерикова

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи