|
Как сообщил заведующий секретариатом Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, материнства и детства Владимир Рудый, 6 ноября 2002 г. состоялось заседание, на котором обсуждался законопроект, предложенный народными депутатами В. Ландыком и П. Матвиенко. Было отмечено, что Министерство здравоохранения, принимая во внимание высокую социальную значимость удержания цен на лекарственные средства (ЛС) на существующем уровне и создания условий для их дальнейшего снижения, неоднократно представляло в Кабинет Министров Украины обоснования нецелесообразности отмены льготного налогообложения операций по продаже ЛС и изделий медицинского назначения. По расчетам Министерства здравоохранения введение НДС на операции по продаже ЛС и изделий медицинского назначения приведет к увеличению расходов населения на приобретение этих товаров в среднем на 500–600 млн грн., или в среднем на 15%, в том числе расходов на приобретение отечественных лекарств — на 210–240 млн грн.
Члены Комитета отметили, что повышение цен на ЛС резко снизит их финансовую доступность для населения, что неизбежно приведет к увеличению социальной напряженности в обществе. При этом нельзя не учитывать крайне низкий уровень жизни и благосостояния основной массы населения, снижение реальной покупательной способности граждан нашей страны, а также тот факт, что значительная часть людей пожилого возраста с низкими доходами не в состоянии покупать дорогостоящие лекарства.
Народные депутаты отметили, что отвлечение оборотных средств предприятий на этапе реализации продукции для уплаты НДС и замедление темпов ее продажи в связи с ее подорожанием негативно повлияет на развитие отечественной фармацевтической промышленности. Уменьшатся налоговые и другие обязательные отчисления предприятий — производителей фармацевтической продукции в бюджеты всех уровней.
Еще одним аргументом против отмены налоговых льгот, с точки зрения членов Комитета, является предусмотренное проектом Государственного бюджета на 2003 г. уменьшение на 3,6% средств на финансирование системы здравоохранения по сравнению с текущим годом. Кроме того, запланированные в проекте бюджета ассигнования на закупку ЛС на 200 млн грн. (или на 30%) меньше минимально необходимых.
Исходя из этого, члены Комитета предложили отклонить законопроект депутатов В. Ландыка и П. Матвиенко и сохранить льготное налогообложение для операций по продаже ЛС и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в Украине в установленном порядке, в том числе по оказанию услуг по реализации этой группы товаров в аптечных учреждениях.
Соответствующее предложение по этому вопросу направлено Комитету Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности, который является головным в части дальнейшего рассмотрения указанного законопроекта Верховной Радой.
Такой подход к решению вопроса об НДС, по убеждению членов Комитета, будет способствовать повышению финансовой доступности ЛС для населения и полностью соответствует практике налогообложения в соседних странах. В частности, в Венгрии операции по продаже фармацевтической продукции полностью освобождены от уплаты НДС. Подобные операции облагаются НДС по сниженной ставке в Чехии (5% вместо 22%), Румынии (11% вместо 22%), Словакии (6% вместо 23%). Как известно, в России с 1 января текущего года введена сниженная ставка НДС на операции по продаже ЛС и изделий медицинского назначения, что сразу же отразилось на рыночной ситуации: в первом полугодии 2002 г. цены на фармацевтическую продукцию росли быстрее, чем на товары широкого потребления (105,2 и 103,1% соответственно).
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим