Анализ украинского фармацевтического рынка за период 1998–2002 гг. и прогноз на 2002 г.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ ГОСКОМСТАТА

Маркетинговые компании используют разные способы измерения объема фармацевтического рынка. Так, некоторые из них исследуют торговый оборот ограниченного количества аптек и на основании полученных результатов «восстанавливают» объем фармацевтического рынка с помощью математических вычислений. Полученные таким образом данные могут отражать объем фармацевтического рынка в оптовых либо розничных ценах в зависимости от применяемой методологии. Достоверность данных зависит от многих факторов: репрезентативности и размера выборки исследуемых аптек, корректности использовния математического аппарата, применяемого при «восстановлении» объема фармацевтического рынка, ряда других параметров. Перечисленные факторы приводят к тому, что данные разных маркетинговых компаний могут быть несопоставимы.

В представленном материале для анализа фармацевтического рынка Украины традиционно использованы данные Государственного комитета статистики Украины (Госкомстата), который располагает сведениями о производстве, экспорте и импорте лекарственных средств. Все данные приводятся в ценах производителей (таможенных ценах — для импортируемых и экспортируемых препаратов). В связи с этим возникает ряд сложностей при сравнении данных, приводимых Госкомстатом, и данных, составляемых маркетинговыми компаниями. Кроме того, в данных Госкомстата имеется определенная систематическая погрешность, поскольку в своих отчетах Госкомстат не учитывает «серую» и «черную» составляющие фармацевтического рынка.

Мы используем данные Госкомстата, имея в виду, что систематическая погрешность является сравнительно постоянной на протяжении длительного периода и что с учетом этой погрешности сведения Госкомстата скорее занижены, чем завышены. Расчет фармацевтического рынка Украины выполнен по формуле производство + импорт – экспорт. Учесть товарные запасы компаний, которые осуществляют свою деятельность на фармацевтическом рынке, к сожалению, не представляется возможным.

Все рассматриваемые ниже показатели приведены в долларах США (данные о производстве отечественных ЛС пересчитаны по курсу Национального банка Украины).

СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УКРАИНСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ЗА 2001–2002 гг.

Объем фармацевтического рынка Украины в 2001 г. составлял около 580,5 млн долл. США (Рынок лекарственных средств в Украине. — Киев: Морион, 2002). Помесячная динамика производства, импорта и экспорта ЛС в 2002 г. составлена на рис. 1.

p_367_46_251102_Mahrinskiy1.gif (4259 bytes)

Рис. 1. Фармацевтический рынок Украины в 2002 г., млн долл. США

Существенных изменений в динамике основных составляющих фармацевтического рынка в 2001–2002 гг. не произошло. Отечественное производство ЛС играло роль «базиса», поддерживающего стабильность, а импорт ЛС в Украину «был ответственен» за краткосрочные колебания объема фармацевтического рынка. В 2002 г. весенний подъем производства отечественных ЛС практически отсутствовал. Довольно значительный подъем производства зафиксирован только в сентябре.

Сравнивая данные об объеме фармацевтического рынка, отметим, что в первом полугодии 2001 г. он составлял 265 млн долл. США, в аналогичный период 2002 г. — 293,2 млн долл. США. Таким образом, прирост рынка в первом полугодии 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. составил 10,6%.

Для того чтобы с большим основанием говорить о возможном приросте, следует, на наш взгляд, рассмотреть более долгосрочные тенденции.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В 1998–2002 гг.

Производство ЛС в Украине

Среди составляющих украинского фармрынка наиболее стабильным является внутреннее производство ЛС. Поквартальная динамика и динамика его прироста/снижения прироста представлены на рис. 2. Как видим, наименьший объем отечественного производства ЛС за последние 5 лет, по данным Госкомстата, приходится на IV квартал 1998 г. Несомненно, это связано со снижением курса гривни по отношению к курсу доллара США. Однако спад производства произошел и в натуральном выражении (Рынок лекарственных средств. — Киев: Морион, 2001). Динамика производства отечественных ЛС в денежном (долл. США) и натуральном выражении достаточно хорошо коррелирует.

p_367_46_251102_Mahrinskiy2.gif (8536 bytes)

Рис. 2. Производство и прирост производства ЛС в Украине в 1998–2002 гг.

После спада производства в 1998–1999 гг. начался подъем в IV квартале 1999 г. На протяжении 2000–2001 гг. ежеквартальный прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достигал 40%, в среднем — 20–30%. Столь высокие темпы прироста отечественного производства в 2000–2001 гг. позволяли надеяться, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Ожидания операторов рынка в некоторой степени отражает линия тренда на рис. 2, которая построена методом аппроксимации данных о поквартальной динамике производства ЛС в Украине.

Тем не менее, в последнее время мы являемся свидетелями того, что абсолютные показатели производства ЛС в Украине снижаются уже на протяжении 4 кварталов подряд (чего не было даже в кризисные 1998–1999 гг.), а прирост производства почти монотонно снижается на протяжении 9 кварталов. Несомненно, в IV квартале 2002 г. будет зафиксирован некоторый рост производства по сравнению с III кварталом 2002 г., однако тенденция стабилизации уровня производства отечественных ЛС налицо.

ИМПОРТ ЛС В УКРАИНУ

Поквартальная динамика импорта ЛС в Украину и показатели прироста/уменьшения прироста импорта составлены на рис. 3.

p_367_46_251102_Mahrinskiy3.gif (8523 bytes)

Рис. 3. Импорт и прирост импорта ЛС в Украине в 1998–2002 гг.

Рост импорта ЛС в Украину после кризиса 1998–1999 гг. начался позже, чем рост отечественного производства, примерно на год, а именно — в IV квартале 2000 г. Положительная динамика наблюдалась на протяжении 2001 г., причем прирост импорта в I–II кварталах по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. достигал 60–75%. На волне выхода из кризиса операторы рынка могли рассчитывать на то, что темпы прироста импорта сохранятся. Линия тренда, представленная на рис. 3, построена как аппроксимация поквартальных значений импорта ЛС в Украину. Она также в определенной степени отражает ожидания операторов рынка в 2001 г., связанные с тем, что импорт ЛС в Украину будет увеличиваться и далее.

Однако, вопреки ожиданиям, прирост импорта в 2002 г. оказался незначительным, а во II квартале, впервые за последние 7 кварталов, составил отрицательную величину. Иными словами, во II квартале 2002 г. в Украину было ввезено ЛС меньше, чем во II квартале 2001 г.

ЭКСПОРТ ЛС ИЗ УКРАИНЫ

Экспорт ЛС из Украины не всегда зависит от рыночных факторов, поэтому при анализе динамики экспорта возникают определенные трудности. Можно отметить только то, что в 1998 г. экспорт ЛС из Украины оказывал существенное влияние на украинский фармрынок, в то время как в 2002 г. оно было незначительным. В настоящее время практически все препараты, произведенные в Украине, поставляются на внутренний рынок, и почти вся украинская фармацевтическая промышленность вынужденно работает исключительно на отечественный рынок.

ДОЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛС НА РЫНКЕ

Выше было показано, что как динамика прироста производства отечественных ЛС, как и динамика импорта ЛС в Украину имеет явно выраженную тенденцию к снижению. Косвенно это свидетельствует о насыщении фармацевтического рынка препаратами как отечественного, так и зарубежного производства. Данные о поквартальной динамике доли отечественных препаратов в денежном выражении (расчеты произведены по формуле производство – экспорт/объем рынка) приведены на рис. 4.

p_367_46_251102_Mahrinskiy4.gif (3189 bytes)

Рис. 4. Доля отечественных ЛС на фармацевтическом рынке Украины в 1998–2002 гг. (%)

На протяжении последних двух лет доля отечественных препаратов на рынке колебалась в пределах 40–50%. Это позволяет говорить о динамическом равновесии между отечественными и импортными ЛС на украинском фармрынке. Вопрос в том, является ли это динамическое равновесие устойчивым? Иными словами, возможно ли резкое увеличение доли отечественных либо импортных препаратов на украинском фармрынке, например, в течение года? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Однако, поскольку мы являемся свидетелями стабилизации фармацевтического рынка, можно предположить, что резких изменений доли украинских ЛС на украинском фармрынке ожидать не приходится.

РЕКЛАМА ЛС КАК ИНДИКАТОР ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

«Еженедельник АПТЕКА» уже на протяжении двух с половиной лет отслеживает динамику расходов фармацевтических компаний на рекламу ОТС-препаратов в украинских масс-медиа. Наиболее показательной является реклама ЛС на телевидении, так как в рекламных бюджетах фармацевтических компаний расходы на рекламу ЛС на телевидении занимают значительную долю. Значимым показателем, на наш взгляд, является отношение расходов фармкомпаний на рекламу ЛС на телевидении к объему импорта ЛС в Украину. Дело в том, что доля расходов отечественных производителей на рекламу своей продукции весьма мала по сравнению с расходами зарубежных фармацевтических компаний. Вышеназванное отношение отражает именно долю доходов от реализации ЛС, которую зарубежные фармкомпании готовы выделить на продвижение своих препаратов. Эта доля увеличивается на протяжении последних двух с половиной лет и подчас достигает 12%, что в условиях Украины представляет, на наш взгляд, существенный показатель (рис. 5). С учетом того, что рекламные агентства предоставляют своим клиентам существенные скидки, реальная доля расходов фармкомпаний на рекламу может быть в несколько раз меньше.

p_367_46_251102_Mahrinskiy5.gif (5911 bytes)

Рис. 5. Реклама ЛС как индикатор фармацевтического рынка Украины

Рост расходов зарубежных компаний на рекламу своей продукции является косвенным свидетельством насыщения отечественного фармацевтического рынка.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА НА 2002 г.

Наиболее значимым показателем, который отражает динамику развития отечественного фармацевтического рынка, является, на наш взгляд, динамика прироста/уменьшения прироста. На рис. 6 предоставлена динамика как поквартального прироста/уменьшения прироста фармацевтического рынка Украины по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, так и основных составляющих украинского фармрынка. Необходимо отметить, что применяемая «Еженедельником АПТЕКА» методика поквартального сравнения прироста основных показателей с аналогичным показателем предыдущего года позволяет нивелировать сезонные колебания фармрынка.

p_367_46_251102_Mahrinskiy6.gif (7219 bytes)

Рис. 6. Поквартальный прирост фармацевтического рынка, производства и импорта ЛС в 2000–2002 гг., %

На графике линия тренда построена методом аппроксимации данных, отражающих прирост/уменьшение прироста украинского фармацевтического рынка в целом. Прогноз, основанный на продлении линии тренда на IV квартал 2002 г., свидетельствует о том, что прирост украинского рынка в IV квартале по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. не превысит 10%.

На рис. 7 показана динамика прироста украинского фармрынка за последние 3 года. Исходя из того, что прирост фармрынка за первое полугодие в определенной степени соответствует годовому приросту, мы произвели аппроксимацию прироста фармрынка Украины за последние 3 года по данным за полгода. Составленный таким образом прогноз свидетельствует о том, что украинский фармрынок в 2002 г. увеличится примерно на 10% по сравнению с 2001 г.

p_367_46_251102_Mahrinskiy7.gif (4235 bytes)

Рис. 7. Динамика прироста фармацевтического рынка в Украине в 2000–2002 гг.

ВЫВОДЫ

На протяжении последнего года наблюдалась тенденция к стабилизации фармацевтического рынка Украины. Ежеквартальный (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) прирост в настоящее время составляет около 10%. В отсутствие неблагоприятного влияния внешних факторов на украинский фармрынок его прирост в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составит около 10% и в 2002 г. объем украинского фармацевтического рынка может достигнуть 640 млн долл. США в ценах производителей (580,5 • 1,1 ~ 640).

Этот прогноз может оправдаться только при условии стабильности внутреннего законодательства и других факторов, которые влияют на развитие фармрынка. Необходимо отметить, что введение, например, НДС на операции по реализации ЛС либо изменение таможенных пошлин могут существенно и непредсказуемо повлиять на развитие отечественного рынка. Опыт России показывает, что введение НДС на оборот ЛС спровоцировало массовый ввоз импортных ЛС до введения НДС и вслед за тем снижение розничного товарооборота ЛС сразу после его введения.

Тарас Махринский

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті