Киты мирового фармрынка

В продолжение анализа основных показателей деятельности мирового фармацевтического рынка в 2002 г. («Еженедельник АПТЕКА», № 11 (382) от 24 марта 2003 г.) предлагаем читателям обзор последних данных, приводимых журналами «Scrip Magazine» и «Scrip», позволяющих составить представление о нынешнем соотношении сил между компаниями — ведущими мировыми производителями лекарственных средств.

По мнению аналитиков наиболее авторитетных в мире специализированных фармацевтических изданий, последние два года деятельности мирового фармацевтического рынка проходят «под знаком «Пфайзера»: не зря обзор ведущих компаний озаглавлен «The rise and rise of Pfizer» — «Компания «Пфайзер»: все выше и выше». Цитируя Бенджамена Дисраели, который, заняв в 1868 г. пост премьер-министра Великобритании, заявил: «Я вскарабкался на самую верхушку отполированного столба!», эксперт «Scrip Magazine» д-р Питер Чарлиш применяет эту метафору к мировому фармацевтическому рынку, имея в виду царящую на  нем жесткую конкуренцию и компанию «Пфайзер», которой в 2001 г. удалось достичь вершины фармацевтического Олимпа. При этом высказывается предположение о том, что в свете предстоящего слияния компаний «Пфайзер» и  «Фармация» (которое уже одобрено как Комиссией по торговле США, так и Комиссией ЕС, и которое вот-вот свершится — общая сумма сделки оценивается в 60 млрд долл. США) в ближайшие годы вопрос о лидерстве среди мировых фармацевтических компаний будет излишним.

«ДВАДЦАТКА» СИЛЬНЕЙШИХ

Для мировой фармацевтической промышленности 2001 г. характеризовался обострением конкурентной борьбы, в атмосфере которой компании «Пфайзер» наконец удалось возглавить список мировых лидеров и стать первой среди первых (табл. 1). Объем продаж рецептурных препаратов для применения у человека, производимых компанией «Пфайзер», составил 25,5 млрд долл. США, что на 3% превышает этот показатель у ее ближайшего конкурента — компании «ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания) и на 13% — собственный результат 2000 г. Еще в 1997 г. компания «Пфайзер» занимала 7-е место в мире среди фармацевтических компаний, однако благодаря выводу на рынок препарата для применения при эректильной дисфункции Виагра (силденафил) значительно упрочила свои позиции и вошла в «пятерку» лидеров. В 2000 г. после приобретения «Уорнер-Ламберт» компания «Пфайзер»переместилась на 2-е место в мире и в 2001 г. достигла вершины мировой фармацевтической пирамиды.

Таблица 1

20 мировых фармацевтических компаний лидеров по объемам продаж рецептурных препаратов в 2001 г.1

№ п/п2

Компания

Объем продаж
(млрд долл. США)
3

Изменение по  сравнению с 2000 г. (%)

1 (2)

«Пфайзер» (США)

25,518

13,1

2 (1)

«ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания)

24,791

6,2

3 (3)

«Мерк Шарп энд Доум» (США)

19,732

6,2

4 (4)

«АстраЗенека» (Швейцария/Великобритания)

16,183

4,3

5 (5)

«Бристоль-Майерс Сквибб» (США)

15,300

6,3

6 (6)

«Авентис» (Франция/Германия)

14,879

7,9

7 (7)

«Джонсон и Джонсон» (США)

14,851

17,3

8 (8)

«Фармация» (Швейцария/США)

11,970

10,6

9 (10)

«Новартис» (Швеция)

11,963

11,3

10 (9)

«Вайет» (США)

11,717

8,8

11 (11)

«Эли Лилли» (США)

10,856

6,5

12 (12)

«Хоффманн-Ля Рош» (Швейцария)

10,114

6,6

13 (13)

«Шеринг Плау» (США)

8,369

0,3

14 (18)

«Эббот Лэбораториз» (США)

8,177

38,9

15 (14)

«Такеда» (Япония)

6,741

16 (16)

«Санофи Синтелабо» (Франция)

5,675

12,2

17 (15)

«Байер» (Германия)

5,129

– 6,7

18 (17)

«Берингер Ингельхайм» (Германия)

4,714

7,3

19 (19)

«Шеринг АГ» (Германия)

4,190

4,9

20 (20)

«Шионоги» (Япония)

2,948

1 Цифры представлены за 12 мес по декабрь 2001 г.; для компаний «Такеда» и «Шионоги» – за 12 мес по март 2002 г.;
2 в скобках – место, занятое в 2000 г.;
3 цифры для компаний, ведущих финансовую отчетность не в долларах США, представлены в пересчете по среднему обменному курсу в течение 2001 г.

«ГлаксоСмитКляйн», перехватившая первенство у ранее лидировавшей компании «Мерк Шарп энд Доум» (США) и удерживавшая его в течение 1999 и 2000 гг., в 2001 г. незначительно отставала от «Пфайзера». В этой связи, а также с учетом предстоящего слияния компаний «Пфайзер» и «Фармация» (США) интригуют окончательные результаты 2002 г. (пока недоступные для прессы): удастся компании «Пфайзер» сохранить лидерство или усилия, затраченные на осуществление «великого слияния», заставят ее хотя бы временно вернуть пальму первенства «ГлаксоСмитКляйн». Невзирая ни на что, в течение первых 6 мес (табл. 2) компания «Пфайзер» продолжала «на полкорпуса» опережать ближайшего конкурента. Следует отметить, что если бы слияние компаний «Пфайзер» и «Фармация» произошло в 2001 г., то общий годовой объем продаж лекарственных средств образовавшейся компании превысил бы продажи «ГлаксоСмитКляйн» почти на 50%. Интересно, что повторяется ситуация, имевшая место несколько лет назад с «ГлаксоСмитКляйн»: если бы «Глаксо Веллком», занимавшая в 1997 и 1998 гг. 3-е место в мире, осуществила слияние со «СмитКляйн Бичем» на протяжении этих двух лет, то общие продажи образовавшейся компании значительно превзошли бы объем общих продаж тогдашнего лидера — «Мерк Шарп энд Доум».

Таблица 2

10 мировых фармацевтических компаний лидеров по объемам продаж рецептурных препаратов в течение первых 6 мес 2002 г.

№ п/п

Компания

Объем продаж
(млрд долл. США)
1

Изменение2 (%)

1

«Пфайзер»

13,131

9,1

2

«ГлаксоСмитКляйн»

12,968

8,1

3

«Мерк Шарп энд Доум»

10,053

– 2,3

4

«АстраЗенека»

8,635

8,7

5

«Джонсон и Джонсон»

8,439

14,8

6

«Авентис»

7,910

9,8

7

«Новартис»

6,456

8,8

8

«Бристоль-Майерс Сквибб»

6,408

– 30,1

9

«Хоффманн-Ля Рош»

5,807

1,3

10

«Вайет»

5,803

11,2

1В пересчете по среднему обменному курсу в течение первых 6 мес 2002 г.;
2 процентное изменение в местной валюте по сравнению с первыми 6 мес 2001 г.

В целом в 2001 г. список 20 ведущих мировых компаний не удивил неожиданностями. Если не считать того, что компания «Новартис» (Швеция) незначительно потеснила «Вайет» (США), переместившись с 10-го на 9-е место, а «Эббот Лэбораториз» (США) за счет значительного (на 39%) увеличения объема продаж переместилась с 18-го на 14-е место (что можно объяснить приобретением в марте 2001 г. фармацевтического подразделения компании BASF), значимых изменений по сравнению с 2000 г. в «двадцатке» не произошло.

ПРЕПАРАТЫ-БЕСТСЕЛЛЕРЫ

Говоря о наиболее продаваемых лекарственных средствах, следует отметить, что в 2001 г. их список для лидирующей компании «Пфайзер» не изменился по сравнению с 2000 г. Гиполипидемический препарат Липитор (аторвастатин) обеспечил наибольший вклад в увеличение прироста общих продаж компании — объем его реализации увеличился на 28% и составил 6,4 млрд долл. США; далее следуют антагонист кальция Норваск (амлодипин) — на 7% (3,6 млрд долл. США) и ингибитор обратного захвата серотонина антидепрессант Золофт (сертралин) — на 11% (2,4 млрд долл. США) соответственно.

В 2001 г. наиболее продаваемым стало гиполипидемическое средство производства «Мерк Шарп энд Доум» Зокор (симвастатин), «заработавшее» 6,7 млрд долл. США. В течение года 36 препартов превысили показатель объема продаж в размере 1 млрд долл. США, суммарный объем их реализации составил более 76 млрд долл. США (примечательно, что первый в мире препарат, преодолевший «миллиардный барьер», — ингибитор гистаминовых рецепторов Зантак (ранитидин) производства «Глаксо» — получил указанный статус 17 лет назад, в 1986 г.). Уже упоминавшиеся препараты компании «Пфайзер» Липитор и Норваск заняли 2-е и 3-е место соответственно. В «десятку» наиболее продаваемых в мире лекарственных средств вошли еще по одному препарату компаний-лидеров: ингибитор ЦОГ-2 Виокс (рофекоксиб) производства «Мерк Шарп энд Доум» (10-е место) и антидепрессант Сероксат/Паксил (пароксетин) производства «ГлаксоСмитКляйн» (9-е место).

Тенденции развития мирового фармацевтического рынка в 2001 г. позволяют предположить, что в 2003 г. кардинальных изменений в списке лидирующих компаний и препаратов не произойдет — в пользу такого предположения свидетельствует тот факт, что 4 лидирующие компании в течение первого полугодия 2002 г. остались на тех же местах, которые занимали по итогам 2001 г. (см. табл. 2). В состав «десятки» не вошла компания «Фармация» — объем ее продаж за 6 мес 2002 г. составил 5,7 млрд долл. США (если объединить ее продажи с продажами компании «Пфайзер», их общий объем составит около 19 млрд долл. США, обеспечив непреодолимый «отрыв» от ближайших конкурентов). Поднялась на две ступени и вошла в «пятерку» лидеров первого полугодия 2002 г. компания «Джонсон и Джонсон», продемонстрировавшая наиболее высокий темп прироста объема продаж (14,8%).

Если в темпах прироста объема продаж в 2001 г. лидирует «Пфайзер», то наибольшую прибыльность реализации рецептурных лекарственных средств продолжает демонстрировать компания «Мерк Шарп энд Доум» (табл. 3) — при годовом объеме продаж 19,7 млрд долл. США ее прибыль составила 12,2 млрд (61,8%), что практически соответствует показателю предыдущего года. На 2-м месте находится компания «Пфайзер» с 40,6% прибыльности фармацевтического бизнеса (в обоих случаях подсчеты базируются на данных компаний о прибыльности фармацевтических сегментов их бизнеса, обнародованных в их годовых отчетах). Хотя объем годовых продаж «ГлаксоСмитКляйн» превысил таковой «Мерк Шарп энд Доум» на 25%, размер прибыли первой составил лишь половину прибыли последней. Конечно, следует учитывать, что разные компании подсчитывают размеры своей прибыли по-разному, что затрудняет их сравнение. Тем не менее, ни одной компании, кроме «Пфайзера», не удалось приблизиться к «Мерк Шарп энд Доум» по уровню прибыльности реализации рецептурных препаратов.

Таблица 3

10 мировых фармацевтических компаний лидеров по уровню прибыльности (прибыль в % от продаж) в 2001 г.

№ п/п

Компания

Прибыль (млрд долл. США)

Объем продаж1 (млрд долл. США)

Коэффициент прибыльности (%)

1

«Мерк Шарп энд Доум»2

12,200

19,732

61,8

2

«Пфайзер» 2

10,936

26,949

40,6

3

«Джонсон и Джонсон» 3

4,928

14,851

33,2

4

«Эли Лилли» 4

3,552

10,856

32,7

5

«Такеда» 3

2,176

6,741

32,3

6

«Шеринг Плау» 4

2,523

8,369

30,1

7

«Вайет» 3

3,504

11,717

29,9

8

«Эботт Лэбораториз» 3

2,358

8,177

28,8

9

«Новартис» 3

3,365

11,963

28,1

10

«ГлаксоСмитКляйн» 5

6,203

24,791

25,0

1 Продажи рецептурных лекарственных средств;
2 прибыльность фармацевтического сегмента бизнеса компании;
3 текущая прибыль от реализации лекарственных средств;
4 общая прибыль до уплаты налогов;
5прибыльность фармацевтического сегмента бизнеса компании до уплаты налогов.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

По величине процентной доли от общего объема продаж, затрачиваемой на проведение научных исследований и разработок (НИР), в 2001 г. состав 4 лидирующих компаний не изменился по сравнению с 2000 г.: это «Эли Лилли», «Пфайзер», «Фармация» и «Авентис» (табл. 4). Из 10 лидирующих компаний «Мерк Шарп энд Доум» демонстрирует самую меньшую (12,4%) долю расходов на НИР в общем объеме продаж лекарственных средств.

Таблица 4

10 мировых фармацевтических компаний лидеров по объемам затрат на проведение НИР в 2001 г.

№ п/п 1

Компания

Затраты на НИР (млрд долл. США)

Объем продаж (млрд долл. США)

Доля затрат на НИР в  объеме продаж (%)

1 (2)

«Пфайзер» 2

4,847

25,518

19,0

2 (8)

«ГлаксоСмитКляйн» 2

3,694

24,791

14,9

3 (6)

«АстраЗенека» 2

2,687

16,183

16,6

4 (4)

«Авентис»

2,574

14,879

17,3

5 (7)

«Джонсон и Джонсон»

2,456

14,851

16,6

6 (10)

«Мерк Шарп энд Доум» 2

2,456

19,732

12,4

7 (1)

«Эли Лилли» 2

2,235

10,856

20,6

8 (3)

«Фармация»

2,085

11,970

17,4

9 (9)

«Бристоль-Майерс Сквибб»

2,066

15,300

13,5

10 (5)

«Новартис»

2,046

11,963

17,1

1 В скобках указано место, занимаемое компанией по величине соотношения затрат на НИР к объему продаж лекарственных средств;
2 затраты на проведение НИР представлены в полных значениях, поэтому могут включать расходы, не входящие в фармацевтический сегмент бизнеса компании.

В абсолютных цифрах на проведение НИР в 2001 г. наибольшую сумму (как и в 2000, 1999 и 1998 гг.) затратил «Пфайзер» — 4,8 млрд долл. США по сравнению с 3,7 млрд — «ГлаксоСмитКляйн», 2,7 млрд долл. США — «АстраЗенека» и 2,6 млрд долл. США — «Авентис». В целом у 20 лидирующих компаний средние затраты на проведение НИР составили 1,9 млрд долл. США, или 16,3% от среднего объема продаж фармацевтической продукции.

КОМПАНИЯ-ЛИДЕР В 2002 г.: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

По словам главы правления компании «Пфайзер» Хэнка МакКиннела, 2002 стал очередным выдающимся годом, создавшим исключительные возможности для еще более стремительного развития «Пфайзера» в 2003 г.

В 2002 г. объем продаж Липитора увеличился на 24% (табл. 5) по сравнению с 2001 г. и составил почти 8 млрд долл. США, что позволило ему возглавить список самых продаваемых в мире препаратов. Доход с одной акции компании «Пфайзер» повысился в 2002 г. на 20% и составил 1,46 долл. США.

Таблица 5

Препараты компании «Пфайзер», объем продаж которых в 2002 г. превысил 1 млрд долл. США

Препарат

Объем продаж (млрд долл. США)

Изменение к 2001 г. (%)

Липитор (аторвастатин)

7,972

+ 24

Норваск (амлодипин)

3,846

+ 7

Золофт (сертралина гидрохлорид)

2,742

+ 16

Неуронтин (габапентин)

2,269

+ 30

Виагра (силденафил)

1,735

+ 14

Зитромакс (азитромицин)

1,516

+ 1

Зиртек (цетиризина гидрохлорид)

1,115

+ 13

Дифлюкан (флуконазол)

1,112

+ 4

В 2003 г. «Пфайзер» планирует выпуск на рынок ряда новых препаратов. Уже начато продвижение на рынке США Релпакса (элетриптана) для лечения мигрени, получившего лицензию FDA в декабре 2002 г. На протяжении текущего года на рынках США и Европы будет осуществляться продвижение новых препаратов, среди которых Вифенд (вориконазол), Геодон (ципрасидон), Бекстра (вальдекоксиб по лицензии компании «Фармация»).

По материалам журналов
«Scrip Magazine» и «Scrip»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті