|
«ДВАДЦАТКА» СИЛЬНЕЙШИХ
Для мировой фармацевтической промышленности 2001 г. характеризовался обострением конкурентной борьбы, в атмосфере которой компании «Пфайзер» наконец удалось возглавить список мировых лидеров и стать первой среди первых (табл. 1). Объем продаж рецептурных препаратов для применения у человека, производимых компанией «Пфайзер», составил 25,5 млрд долл. США, что на 3% превышает этот показатель у ее ближайшего конкурента — компании «ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания) и на 13% — собственный результат 2000 г. Еще в 1997 г. компания «Пфайзер» занимала 7-е место в мире среди фармацевтических компаний, однако благодаря выводу на рынок препарата для применения при эректильной дисфункции Виагра (силденафил) значительно упрочила свои позиции и вошла в «пятерку» лидеров. В 2000 г. после приобретения «Уорнер-Ламберт» компания «Пфайзер»переместилась на 2-е место в мире и в 2001 г. достигла вершины мировой фармацевтической пирамиды.
Таблица 1
20 мировых фармацевтических компаний — лидеров по объемам продаж рецептурных препаратов в 2001 г.1
№ п/п2 |
Компания |
Объем продаж |
Изменение по сравнению с 2000 г. (%) |
1 (2) |
«Пфайзер» (США) |
25,518 |
13,1 |
2 (1) |
«ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания) |
24,791 |
6,2 |
3 (3) |
«Мерк Шарп энд Доум» (США) |
19,732 |
6,2 |
4 (4) |
«АстраЗенека» (Швейцария/Великобритания) |
16,183 |
4,3 |
5 (5) |
«Бристоль-Майерс Сквибб» (США) |
15,300 |
6,3 |
6 (6) |
«Авентис» (Франция/Германия) |
14,879 |
7,9 |
7 (7) |
«Джонсон и Джонсон» (США) |
14,851 |
17,3 |
8 (8) |
«Фармация» (Швейцария/США) |
11,970 |
10,6 |
9 (10) |
«Новартис» (Швеция) |
11,963 |
11,3 |
10 (9) |
«Вайет» (США) |
11,717 |
8,8 |
11 (11) |
«Эли Лилли» (США) |
10,856 |
6,5 |
12 (12) |
«Хоффманн-Ля Рош» (Швейцария) |
10,114 |
6,6 |
13 (13) |
«Шеринг Плау» (США) |
8,369 |
0,3 |
14 (18) |
«Эббот Лэбораториз» (США) |
8,177 |
38,9 |
15 (14) |
«Такеда» (Япония) |
6,741 |
– |
16 (16) |
«Санофи Синтелабо» (Франция) |
5,675 |
12,2 |
17 (15) |
«Байер» (Германия) |
5,129 |
– 6,7 |
18 (17) |
«Берингер Ингельхайм» (Германия) |
4,714 |
7,3 |
19 (19) |
«Шеринг АГ» (Германия) |
4,190 |
4,9 |
20 (20) |
«Шионоги» (Япония) |
2,948 |
– |
1 Цифры представлены за 12 мес по декабрь 2001 г.; для компаний «Такеда» и «Шионоги» – за 12 мес по март 2002 г.;
2 в скобках – место, занятое в 2000 г.;
3 цифры для компаний, ведущих финансовую отчетность не в долларах США, представлены в пересчете по среднему обменному курсу в течение 2001 г.
«ГлаксоСмитКляйн», перехватившая первенство у ранее лидировавшей компании «Мерк Шарп энд Доум» (США) и удерживавшая его в течение 1999 и 2000 гг., в 2001 г. незначительно отставала от «Пфайзера». В этой связи, а также с учетом предстоящего слияния компаний «Пфайзер» и «Фармация» (США) интригуют окончательные результаты 2002 г. (пока недоступные для прессы): удастся компании «Пфайзер» сохранить лидерство или усилия, затраченные на осуществление «великого слияния», заставят ее хотя бы временно вернуть пальму первенства «ГлаксоСмитКляйн». Невзирая ни на что, в течение первых 6 мес (табл. 2) компания «Пфайзер» продолжала «на полкорпуса» опережать ближайшего конкурента. Следует отметить, что если бы слияние компаний «Пфайзер» и «Фармация» произошло в 2001 г., то общий годовой объем продаж лекарственных средств образовавшейся компании превысил бы продажи «ГлаксоСмитКляйн» почти на 50%. Интересно, что повторяется ситуация, имевшая место несколько лет назад с «ГлаксоСмитКляйн»: если бы «Глаксо Веллком», занимавшая в 1997 и 1998 гг. 3-е место в мире, осуществила слияние со «СмитКляйн Бичем» на протяжении этих двух лет, то общие продажи образовавшейся компании значительно превзошли бы объем общих продаж тогдашнего лидера — «Мерк Шарп энд Доум».
Таблица 2
10 мировых фармацевтических компаний — лидеров по объемам продаж рецептурных препаратов в течение первых 6 мес 2002 г.
№ п/п |
Компания |
Объем продаж |
Изменение2 (%) |
1 |
«Пфайзер» |
13,131 |
9,1 |
2 |
«ГлаксоСмитКляйн» |
12,968 |
8,1 |
3 |
«Мерк Шарп энд Доум» |
10,053 |
– 2,3 |
4 |
«АстраЗенека» |
8,635 |
8,7 |
5 |
«Джонсон и Джонсон» |
8,439 |
14,8 |
6 |
«Авентис» |
7,910 |
9,8 |
7 |
«Новартис» |
6,456 |
8,8 |
8 |
«Бристоль-Майерс Сквибб» |
6,408 |
– 30,1 |
9 |
«Хоффманн-Ля Рош» |
5,807 |
1,3 |
10 |
«Вайет» |
5,803 |
11,2 |
1В пересчете по среднему обменному курсу в течение первых 6 мес 2002 г.;
2 процентное изменение в местной валюте по сравнению с первыми 6 мес 2001 г.
В целом в 2001 г. список 20 ведущих мировых компаний не удивил неожиданностями. Если не считать того, что компания «Новартис» (Швеция) незначительно потеснила «Вайет» (США), переместившись с 10-го на 9-е место, а «Эббот Лэбораториз» (США) за счет значительного (на 39%) увеличения объема продаж переместилась с 18-го на 14-е место (что можно объяснить приобретением в марте 2001 г. фармацевтического подразделения компании BASF), значимых изменений по сравнению с 2000 г. в «двадцатке» не произошло.
ПРЕПАРАТЫ-БЕСТСЕЛЛЕРЫ
Говоря о наиболее продаваемых лекарственных средствах, следует отметить, что в 2001 г. их список для лидирующей компании «Пфайзер» не изменился по сравнению с 2000 г. Гиполипидемический препарат Липитор (аторвастатин) обеспечил наибольший вклад в увеличение прироста общих продаж компании — объем его реализации увеличился на 28% и составил 6,4 млрд долл. США; далее следуют антагонист кальция Норваск (амлодипин) — на 7% (3,6 млрд долл. США) и ингибитор обратного захвата серотонина антидепрессант Золофт (сертралин) — на 11% (2,4 млрд долл. США) соответственно.
В 2001 г. наиболее продаваемым стало гиполипидемическое средство производства «Мерк Шарп энд Доум» Зокор (симвастатин), «заработавшее» 6,7 млрд долл. США. В течение года 36 препартов превысили показатель объема продаж в размере 1 млрд долл. США, суммарный объем их реализации составил более 76 млрд долл. США (примечательно, что первый в мире препарат, преодолевший «миллиардный барьер», — ингибитор гистаминовых рецепторов Зантак (ранитидин) производства «Глаксо» — получил указанный статус 17 лет назад, в 1986 г.). Уже упоминавшиеся препараты компании «Пфайзер» Липитор и Норваск заняли 2-е и 3-е место соответственно. В «десятку» наиболее продаваемых в мире лекарственных средств вошли еще по одному препарату компаний-лидеров: ингибитор ЦОГ-2 Виокс (рофекоксиб) производства «Мерк Шарп энд Доум» (10-е место) и антидепрессант Сероксат/Паксил (пароксетин) производства «ГлаксоСмитКляйн» (9-е место).
Тенденции развития мирового фармацевтического рынка в 2001 г. позволяют предположить, что в 2003 г. кардинальных изменений в списке лидирующих компаний и препаратов не произойдет — в пользу такого предположения свидетельствует тот факт, что 4 лидирующие компании в течение первого полугодия 2002 г. остались на тех же местах, которые занимали по итогам 2001 г. (см. табл. 2). В состав «десятки» не вошла компания «Фармация» — объем ее продаж за 6 мес 2002 г. составил 5,7 млрд долл. США (если объединить ее продажи с продажами компании «Пфайзер», их общий объем составит около 19 млрд долл. США, обеспечив непреодолимый «отрыв» от ближайших конкурентов). Поднялась на две ступени и вошла в «пятерку» лидеров первого полугодия 2002 г. компания «Джонсон и Джонсон», продемонстрировавшая наиболее высокий темп прироста объема продаж (14,8%).
Если в темпах прироста объема продаж в 2001 г. лидирует «Пфайзер», то наибольшую прибыльность реализации рецептурных лекарственных средств продолжает демонстрировать компания «Мерк Шарп энд Доум» (табл. 3) — при годовом объеме продаж 19,7 млрд долл. США ее прибыль составила 12,2 млрд (61,8%), что практически соответствует показателю предыдущего года. На 2-м месте находится компания «Пфайзер» с 40,6% прибыльности фармацевтического бизнеса (в обоих случаях подсчеты базируются на данных компаний о прибыльности фармацевтических сегментов их бизнеса, обнародованных в их годовых отчетах). Хотя объем годовых продаж «ГлаксоСмитКляйн» превысил таковой «Мерк Шарп энд Доум» на 25%, размер прибыли первой составил лишь половину прибыли последней. Конечно, следует учитывать, что разные компании подсчитывают размеры своей прибыли по-разному, что затрудняет их сравнение. Тем не менее, ни одной компании, кроме «Пфайзера», не удалось приблизиться к «Мерк Шарп энд Доум» по уровню прибыльности реализации рецептурных препаратов.
Таблица 3
10 мировых фармацевтических компаний — лидеров по уровню прибыльности (прибыль в % от продаж) в 2001 г.
№ п/п |
Компания |
Прибыль (млрд долл. США) |
Объем продаж1 (млрд долл. США) |
Коэффициент прибыльности (%) |
1 |
«Мерк Шарп энд Доум»2 |
12,200 |
19,732 |
61,8 |
2 |
«Пфайзер» 2 |
10,936 |
26,949 |
40,6 |
3 |
«Джонсон и Джонсон» 3 |
4,928 |
14,851 |
33,2 |
4 |
«Эли Лилли» 4 |
3,552 |
10,856 |
32,7 |
5 |
«Такеда» 3 |
2,176 |
6,741 |
32,3 |
6 |
«Шеринг Плау» 4 |
2,523 |
8,369 |
30,1 |
7 |
«Вайет» 3 |
3,504 |
11,717 |
29,9 |
8 |
«Эботт Лэбораториз» 3 |
2,358 |
8,177 |
28,8 |
9 |
«Новартис» 3 |
3,365 |
11,963 |
28,1 |
10 |
«ГлаксоСмитКляйн» 5 |
6,203 |
24,791 |
25,0 |
1 Продажи рецептурных лекарственных средств;
2 прибыльность фармацевтического сегмента бизнеса компании;
3 текущая прибыль от реализации лекарственных средств;
4 общая прибыль до уплаты налогов;
5прибыльность фармацевтического сегмента бизнеса компании до уплаты налогов.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
По величине процентной доли от общего объема продаж, затрачиваемой на проведение научных исследований и разработок (НИР), в 2001 г. состав 4 лидирующих компаний не изменился по сравнению с 2000 г.: это «Эли Лилли», «Пфайзер», «Фармация» и «Авентис» (табл. 4). Из 10 лидирующих компаний «Мерк Шарп энд Доум» демонстрирует самую меньшую (12,4%) долю расходов на НИР в общем объеме продаж лекарственных средств.
Таблица 4
10 мировых фармацевтических компаний — лидеров по объемам затрат на проведение НИР в 2001 г.
№ п/п 1 |
Компания |
Затраты на НИР (млрд долл. США) |
Объем продаж (млрд долл. США) |
Доля затрат на НИР в объеме продаж (%) |
1 (2) |
«Пфайзер» 2 |
4,847 |
25,518 |
19,0 |
2 (8) |
«ГлаксоСмитКляйн» 2 |
3,694 |
24,791 |
14,9 |
3 (6) |
«АстраЗенека» 2 |
2,687 |
16,183 |
16,6 |
4 (4) |
«Авентис» |
2,574 |
14,879 |
17,3 |
5 (7) |
«Джонсон и Джонсон» |
2,456 |
14,851 |
16,6 |
6 (10) |
«Мерк Шарп энд Доум» 2 |
2,456 |
19,732 |
12,4 |
7 (1) |
«Эли Лилли» 2 |
2,235 |
10,856 |
20,6 |
8 (3) |
«Фармация» |
2,085 |
11,970 |
17,4 |
9 (9) |
«Бристоль-Майерс Сквибб» |
2,066 |
15,300 |
13,5 |
10 (5) |
«Новартис» |
2,046 |
11,963 |
17,1 |
1 В скобках указано место, занимаемое компанией по величине соотношения затрат на НИР к объему продаж лекарственных средств;
2 затраты на проведение НИР представлены в полных значениях, поэтому могут включать расходы, не входящие в фармацевтический сегмент бизнеса компании.
В абсолютных цифрах на проведение НИР в 2001 г. наибольшую сумму (как и в 2000, 1999 и 1998 гг.) затратил «Пфайзер» — 4,8 млрд долл. США по сравнению с 3,7 млрд — «ГлаксоСмитКляйн», 2,7 млрд долл. США — «АстраЗенека» и 2,6 млрд долл. США — «Авентис». В целом у 20 лидирующих компаний средние затраты на проведение НИР составили 1,9 млрд долл. США, или 16,3% от среднего объема продаж фармацевтической продукции.
КОМПАНИЯ-ЛИДЕР В 2002 г.: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
По словам главы правления компании «Пфайзер» Хэнка МакКиннела, 2002 стал очередным выдающимся годом, создавшим исключительные возможности для еще более стремительного развития «Пфайзера» в 2003 г.
В 2002 г. объем продаж Липитора увеличился на 24% (табл. 5) по сравнению с 2001 г. и составил почти 8 млрд долл. США, что позволило ему возглавить список самых продаваемых в мире препаратов. Доход с одной акции компании «Пфайзер» повысился в 2002 г. на 20% и составил 1,46 долл. США.
Таблица 5
Препараты компании «Пфайзер», объем продаж которых в 2002 г. превысил 1 млрд долл. США
Препарат |
Объем продаж (млрд долл. США) |
Изменение к 2001 г. (%) |
Липитор (аторвастатин) |
7,972 |
+ 24 |
Норваск (амлодипин) |
3,846 |
+ 7 |
Золофт (сертралина гидрохлорид) |
2,742 |
+ 16 |
Неуронтин (габапентин) |
2,269 |
+ 30 |
Виагра (силденафил) |
1,735 |
+ 14 |
Зитромакс (азитромицин) |
1,516 |
+ 1 |
Зиртек (цетиризина гидрохлорид) |
1,115 |
+ 13 |
Дифлюкан (флуконазол) |
1,112 |
+ 4 |
В 2003 г. «Пфайзер» планирует выпуск на рынок ряда новых препаратов. Уже начато продвижение на рынке США Релпакса (элетриптана) для лечения мигрени, получившего лицензию FDA в декабре 2002 г. На протяжении текущего года на рынках США и Европы будет осуществляться продвижение новых препаратов, среди которых Вифенд (вориконазол), Геодон (ципрасидон), Бекстра (вальдекоксиб по лицензии компании «Фармация»).
По материалам журналов
«Scrip Magazine» и «Scrip»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим