|
Михаил Пасечник: «Ситуация патовая, грозящая социальным взрывом… Но Минздрав сдаваться не намерен!»
|
— Наполнять бюджет необходимо, это аксиома, но следует понимать, что люди покупают лекарства не по своей воле, «не от хорошей жизни», а потому что они больны и хотят вылечиться. Ведь известно, что около 80% стоимости приобретаемых лекарcтв оплачивается из кошелька пациентов и лишение лекарственных средств льготного налогообложения — то есть резкое повышение их цены — не просто значительно снижает покупательную способность граждан, не просто уменьшает возможность приобрести лекарства, а лишает их дополнительных шансов выздороветь! В итоге пострадает пациент, и этот социальный аспект проблемы — самый главный.
По поводу экономических последствий введения налога на протяжении последнего года говорилось много, но повторюсь еще раз. Введение НДС на лекарственные средства — это удар по отечественному производителю, это спад производства лекарственных средств в Украине и «падение» фармацевтического рынка в целом, снижение обеспечения населения лекарственными средствами. Если говорить в общем — это снижение уровня жизни. Сегодня нам необходимо вспомнить об опыте Российской Федерации, где после введения НДС на лекарственные средства в размере 10% цены на них в отдельных регионах возросли более чем на 20%. А что же будет в Украине при ставке налога в размере 17% !
Теперь о Перечне жизненно необходимых лекарственных средств, которые будут освобождены от НДС. На сегодняшний день в Украине есть только Перечень, составленный согласно рекомендациям ВОЗ в 2001 г. и имеющий ряд особенностей, не позволяющих ему выполнять те функции, нести ту нагрузку, которые диктуют нынешние реалии. Министерство здравоохранения усиленно работает над обновлением и совершенствованием Перечня, этим вопросом занимается специально созданная рабочая группа (приказ Министерства здравоохранения Украины № 213 от 14 мая 2003 г. «Об утверждении постоянно действующей рабочей группы по вопросам внесения изменений в перечни лекарственных средств и изделий медицинского назначения»), буквально на днях вышел приказ Министерства здравоохранения Украины № 269 от 19 июня 2003 г. «Об утверждении Временного положения о постоянно действующей рабочей группе по вопросам внесения изменений в перечни лекарственных средств и изделий медицинского назначения»). Работа над Перечнем не связана с ситуацией вокруг НДС на лекарственные средства: это принципиально важное направление нашей работы, чрезвычайно кропотливый и ответственный процесс, требующий времени. Сегодня существует нескольких перечней — жизненно необходимых препаратов, лекарственных средств для государственных закупок, лекарственных средств для ограничения торговых наценок, — а Перечень должен быть один. В Украине должен существовать единый Перечень основных (жизненно необходимых) лекарственных средств, который базируется на национальных стандартах лечения и лекарственных формулярах и в соответствии с которым должны осуществляться госзакупки, происходить ценовая, налоговая, льготная, дотационная дифференцировка препаратов и т.д.
Для того чтобы введение НДС было логичным, необходимо еще и осуществление дотационной политики государства в отношении лекарственных средств: государство «забирает» льготу по НДС, но при этом вводит некую компенсационную систему. У нас же этого пока нет, поскольку обязательное медицинское страхование еще не введено.
С момента принятия Верховной Радой данного Закона Министерство здравоохранения провело ряд консультаций с юристами, с заинтересованными сторонами на всех уровнях и пришло к выводу о необходимости отсрочки его введения в действие. Мы будем добиваться, чтобы НДС на лекарственные средства сегодня не вводили — такова принципиальная позиция Министерства здравоохранения Украины.
Павел Жебровский: «Отсутствие системного подхода привело к достижению худшего из компромиссов»
?
|
— Принятие Верховной Радой Украины закона, предусматривающего обложение налогом на добавленную стоимость по ставке 17% операций по реализации лекарственных средств (за исключением тех, которые внесены в перечень жизненно необходимых), конечно же, не может не иметь последствий для отечественного фармацевтического рынка и здравоохранения в целом. Можно назвать целый комплекс причин принятия такого решения и главная из них — отсутствие системного подхода к разработке законодательных актов. В частности, существующая система налогообложения вызывает много нареканий. Например, сомнительна ценность НДС как системообразующего налога, поскольку этот налог является возвратным, и обязательства государства перед экспортерами по возврату суммы уплаченного НДС уже сопоставимы с доходами от этого налога. Кроме того, существующая система взимания и возврата НДС приводит к тому, что высокотехнологичные отрасли оказываются в менее выгодном положении, чем низкотехнологичные, поскольку экспортируется из страны преимущественно сырье, а ввозится современная техника.
В настоящее время, к сожалению, нет комплексного подхода к принятию законов, касающихся той или иной отрасли. Если говорить конкретно о проблеме введения НДС на операции по реализации лекарственных средств, то, на мой взгляд, Министерство здравоохранения не проявило достаточной активности и не разработало конструктивных предложений по данному вопросу. В бюджетной резолюции на 2004 г., принятой Верховной Радой, был предусмотрен НДС в размере 17%, в том числе и для операций по реализации лекарственных средств. Так что принятие нового закона нельзя считать полной неожиданностью. Комитет Верховной Рады по вопросам охраны здоровья, материнства и детства выразил свое мнение по поводу бюджетной резолюции относительно введения НДС на лекарства, однако при подготовке закона это мнение учтено не было, а сам проект закона не был согласован в нашем Комитете, несмотря на то что его введение коренным образом влияет на положение дел в здравоохранении. Несмотря на то, что Комитет Верховной Рады по вопросам охраны здоровья, материнства и детства поддерживает контакты с Министерством здравоохранения, системности в работе по подготовке законов, имеющих отношение к здравоохранению, недостаточно. Понятно, что закон, предуматривающий введение НДС на реализацию лекарственных средств, разрабатывался не один день, это происходило в течение достаточно длительного времени. В Комитете Верховной Рады по финансовой и банковской деятельности была создана рабочая группа с участием представителей Министерства финансов, которая занималась разработкой проекта этого закона. К сожалению, этой группе недоставало прагматичного и экономически обоснованного подхода, поэтому предложенный вариант закона можно назвать худшим из компромиссов в сложившейся ситуации.
Сложность заключается еще и в том, что, настаивая на наложении вето на данный закон, мы достаточно серьезно задеваем интересы других отраслей украинской экономики, для которых он является прогрессивным, поскольку понижает ставку НДС с 20 до 17%. В то же время мы понимаем, с какими трудностями столкнутся участники украинского фармацевтического рынка вследствие того, что новый перечень жизненно необходимых лекарственных средств пока еще не утвержден и не может быть утвержден в этом году в предусмотренных законом рамках, т.е. до 1 июля. Это является серьезной проблемой, которая также возникает из-за отсутствия системного подхода к разработке законодательных актов и нормативных документов. Все мы знаем, насколько тяжелой является ситуация в отечественном здравоохранении. Отрасль функционирует в условиях недостаточного финансирования, отсутствует система государственного социального медицинского страхования и обеспечения населения лекарственными средствами, а также система возврата платежей за приобретенные медикаменты. Однако то, что профильный комитет настаивает на пролонгации действия льготы по НДС на лекарственные средства не является лоббированием интересов украинских производителей фармацевтической продукции, которые в случае введения налога с лихвой компенсируют свои финансовые потери на внутреннем рынке за счет увеличения экспорта. Учитывая, что около 80% лекарственных препаратов население нашей страны приобретает за собственные средства, новый налог ляжет тяжелым бременем на плечи наших граждан, а лекарства для них станут менее доступными из-за повышения их стоимости.
Валентина Москаленко: «Последствия предсказуемы: упадок отрасли, усиление диссонанса между рыночными механизмами и социальной защищенностью граждан»
?
|
— За годы реформ в Украине произошли серьезные изменения в сфере спроса и предложения на рынке лекарственных средств. С одной стороны, рынок перестал быть дефицитным, что, безусловно, относится к положительным изменениям, с другой — проблема дефицита трансформировалась в проблему недоступности лекарств для населения из-за высоких цен. Динамика затрат на здравоохранение за последние несколько лет в значительной мере была обусловлена ростом цен на медикаменты. При низком уровне доходов населения резкое повышение цен на лекарственные препараты ограничило возможность приобретения их пациентами в аптечной сети. Одновременно следует отметить, что из-за недостаточного финансирования потребностей здравоохранения медикаментозное обеспечение осуществляется главным образом за счет средств населения. Так, в структуре товарооборота лекарственных средств в 2002 г. розничный товарооборот (реализация медикаментов непосредственно населению) составлял 75,2% и по сравнению с 2000 г. увеличился на 2,3%. Сумма компенсаций из бюджета за отпуск медикаментов отдельным категориям населения по льготным рецептам при проведении амбулаторно-поликлинического лечения составила лишь 2,7% товарооборота и по сравнению с 2000 г. сократилась на 1,1%.
Есть основания считать, что именно снижение потребления лекарств пациентами с низким доходом и диагностированными хроническими заболеваниями стало одной из причин повышения смертности от этих болезней. При сопоставимых ценах на медикаменты и схожей структуре заболеваемости Украина по потреблению медикаментов в расчете на одного жителя отстает от стран Восточной Европы в 4–5 раз, а от стран Западной Европы и США — в десятки раз. Государство, стремясь амортизировать давление роста цен на бюджет граждан с высокой потребностью в лекарственных средствах, ввело определенные льготы (бесплатный отпуск отдельных видов лекарств или возможность их приобретения по более низким ценам). Однако данная социальная программа не была подкреплена соответствующим финансированием, поэтому для большинства «льготников» предоставленное право оказалось чисто формальным.
И в этой ситуации мы узнаем, что депутатской корпус поддержал предложение правительства относительно введения НДС на лекарственные средства! Основные баталии по вопросу введения НДС на медикаменты разворачивались в минувшем году, не затихали они и в этом. Наверное, нет такой общественной организации и более или менее значительной структуры, которая бы не высказала по этому вопросу свое мнение. При этом участники фармацевтического рынка осознавали и прогнозировали все отрицательные последствия такого события, поскольку в ряде стран СНГ уже был введен этот налог, и в негативных результатах этого шага можно было убедиться наглядно.
Так, в России участники фармрынка прогнозировали, что цены на лекарственные средства после введения НДС возрастут на 15%. Правительство утверждало, что рост цен не превысит 6%. После проведенного анализа было установлено, что в оптовом секторе цены повысились на 10,7%, а в розничном — на 12,3%. Другой отрицательный момент — это снижение спроса на медикаменты. В декабре ажиотажный спрос в розничном секторе не наблюдался, а объем розничных продаж уменьшился почти на 17%. Имел место не ценовой шок, а сокращение платежеспособного спроса. Кроме того, ухудшилась структура реализации лекарственных средств. Введение НДС на лекарства повысило конкурентоспособность биологически активных добавок. Отрицательные явления наблюдались и в российской фармацевтической промышленности. Введение налога вызвало резкое сокращение производства, замедлило темпы технического перевооружения и модернизации предприятий.
Опасность введения НДС заключается не только в ухудшении качества жизни населения из-за отрицательных изменений в структуре потребления лекарства. И не только в том, что государство начнет по некоторым позициям собирать меньше других налогов за счет сокращения товарооборота в сфере фармацевтического бизнеса. Серьезную тревогу вызывает то, что на фармацевтическом рынке начнут расти «серый» и «черный» сегменты. То есть начнет резко укрепляться экономическая база для развития сети сбыта украденного и фальсифицированного товара. При развитии этой ситуации маршруты движения лекарственных средств станут совсем непрозрачными.
Производители не смогут отслеживать пути сбыта своего товара, не будут знать: через какие руки он прошел, в каких условиях хранился. Никто не сможет дать гарантии качества медикаментов. Это означает, что фармацевтическая отрасль будет терять доверие потребителей, а также будет снижаться взаимное доверие участников на самом фармрынке. Это приведет к снижению инвестиционной привлекательности рынка. В «серые» и «черные» компании цивилизованный инвестор деньги вкладывать не будет. Возможно также усиление влияния теневых криминальных структур на рынок. Неминуемым будет значительное замедление темпов технологического развития, поскольку из-за ценовой конкуренции с «серым» бизнесом прибыль легальных компаний будет недостаточной для того, чтобы проводить модернизацию любой части отрасли, в том числе производственной.
Подводя итог, можно сказать, что увеличение налогового бремени без структурной реформы рынка может иметь крайне негативные последствия. Прежде чем вводить НДС, нужно было подготовить всю инфраструктурную, законодательную базу, методы и способы борьбы с возможными отрицательными последствиями этой акции. Такой шаг правительства и Верховной Рады, как введение НДС на лекарственные средства, не решил одну из основных задач государственной политики — создание системы, которая бы гармонизировала рыночные механизмы с гарантией социальной защиты.
Владимир Игнатов: «В нынешних социально-экономических условиях причисление лекарств к предметам роскоши выглядит странно…»
?
|
— В принятом Верховной Радой Украины законе об изменениях к действующему закону о НДС предусмотрено, что с 1 января 2004 г. будет отменено льготное налогообложение на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и введен НДС в размере 17%. Сохраняется надежда, что еще остается время проанализировать ситуацию и спрогнозировать возможные последствия принятия данного Закона.
МЗ Украины и фармацевтическая отрасль оказались неготовы к тому что, правительство Украины будет настойчиво требовать отмены существующих льгот по НДС, в том числе на лекарственные средства. В момент голосования и обсуждения Закона никто из депутатов не задумался, что это решение касается всего населения Украины, всех 48 миллионов ее жителей и, к сожалению, не набралось достаточного количества голосов депутатов, чтобы заблокировать принятие Закона или настоять на внесении поправок, касающихся сохранения льгот по НДС для лекарственных средств.
По-видимому, будет отмечаться рост цен на лекарственные средства в пределах 15–25%. Очень важно отметить, что поскольку в новом законе указано, что льгота по освобождению от уплаты НДС будет сохраняться для препаратов, внесенных в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств, то возникает достаточно неоднозначная ситуция, связанная с формированием этого перечня. Существующий в настоящее время Перечень утвержден Постановлением Кабинета Министров еще в 2001 г., и с тех пор он не обновлялся, что само по себе является парадоксом, поскольку прошло уже 2 года и за это время было зарегистрировано много новых лекарственных препаратов. Кроме того, в этом Перечне отсутствуют субстанции, в том числе необходимые для производства жизненно необходимых лекарственных средств. Это напрямую затрагивает интересы большинства украинских производителей, не говоря уже об импортерах. Несомненно, плохо согласованные действия приведут к глобальному повышению цен. Все, кто смогут, попытаются в этой ситуации заработать. Прогнозируя ее развитие, можно ожидать в IV квартале ажиотажного спроса на медикаменты, резкого увеличения объема реализации у производителей, а в I квартале следующего года — сокращения объемов продаж у производителей и в аптеках, т.е. работа фармацевтического рынка будет нарушена.
Хотелось бы также обратить внимание на то, что после введения НДС на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых, могут возникнуть проблемы у аптечных учреждений. В частности, мы не знаем, насколько готовы в настоящее время аптеки работать с лекарственными средствами, реализация которых будет облагаться НДС, достаточно ли у сотрудников аптек опыта и знаний в этой области.
Отдельный блок проблем касается взаимодействия с таможенными службами и понимание работниками таможни достаточно специфичных вещей, которые хорошо известны только специалистам. К этому тоже нужно готовиться, поскольку существующий Перечень жизненно необходимых лекарственных средств составлен на основе международных непатентованных названий, и на плечи импортеров ляжет задача убедить таможенников в тождественности какого-то лекарственного средства указанному в списке, если у этого средства другое торговое название. В этой области следует провести определенную информационную работу среди таможенников, а также способствовать скорейшему обновлению информационной базы данных, которой они пользуются в своей деятельности. В этой области существует очень много технических вопросов, решить которые на сегодняшний день никто не готов.
Официальное мнение Комитета по вопросам здравоохранения ЕБА будет сформулировано позднее, когда закон будет подписан и пройдет его обсуждение членами ЕБА. Пока что прошло только голосование по принятию этого закона. Возможно, в дальнейшем будут скорректированы какие-то конкретные подходы к его реализации с тем, чтобы введение закона не разрушило только начавший стабилизироваться и развиваться украинский фармацевтический рынок.
Во многих странах существует НДС на реализацию лекарственных препаратов. Однако в большинстве случаев вводится специальная льготная ставка НДС для операций по продаже медикаментов, которая, как правило, составляет половину или треть от стандартной ставки НДС. Если в качестве примера привести Францию, то средний уровень НДС там составляет 19,6%, на медикаменты — 2,1–5,5% в зависимости от того, относится ли препарат к рецептурным, безрецептурным или к госпитальным. Еще в прошлом году мы говорили о том, что следует очень тщательно продумать схему введения НДС на лекарственные средства и вводить его в специальной ставке, чтобы она не оказала негативного влияния на рынок.
Вообще НДС — это налог на потребление. Неужели кто-то считает, что граждане Украины потребляют слишком много лекарств или лекарства стали у нас относиться к предметам роскоши? Всем известно, что численность населения нашей страны катастрофически уменьшается, в Украине наблюдается настоящий демографический кризис. Помощь государства в области охраны здоровья граждан в значительной мере ограничена недостаточным финансированием, и около 80–85% реализуемых на фармацевтическом рынке медикаментов оплачивается из карманов потребителей. Участие государства в медикаментозной помощи на данном этапе ограничено реализацией нескольких специализированных программ, на которые также не всегда хватает финансирования в полном объеме. В этой ситуации создание условий для сокращения уровня потребления лекарственных препаратов выглядит достаточно странно.
В настоящее время можно сформулировать две модели развития ситуации и реагирования на нее, которые можно условно назвать программой-максимум и программой-минимум. Программа-максимум — попытаться вернуть данный закон на доработку, возможно, наложить на него вето. Это сложный и очень заполитизированный вопрос, поскольку в случае наложения вето на данный закон будет заторможено развитие бюджетного процесса. Программа-минимум может базироваться на том, что НДС на лекарства все же будет вводиться. В этом случае следует надеяться, что Министерство здравоохранения и Кабинет Министров проведут серьезную работу по внесению изменений в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств, срокам введения этого Перечня и попытаться максимально широко представить в нем препараты, в которых действительно нуждается население Украины.
Пока остается открытым вопрос о том, насколько легитимен в свете нового закона существующий Перечень жизненно необходимых лекарственных средств.
Не следует забывать, что в законе также есть часть, касающаяся изделий медицинского назначения (ИМН) и медицинской техники. Никаких перечней необходимых или особо важных ИМН и медицинской техники вообще не существует. Кроме того, НДС вводится и на медицинские услуги, с льготой по НДС для жизненно важных медицинских услуг, списка которых также не существует. Пока в нашей стране не сформулированы стандарты лечения и формуляры в виде целостной завершенной системы, с которой могли бы работать врачи, фармацевты и … сотрудники налоговой службы. Каждый раз при составлении тех или иных перечней эта проблема возникает со всей остротой, поскольку в отсутствии стандартов лечения очень сложно просчитать его стоимость, какой положительный или отрицательный экономический эффект будет иметь для государства введение НДС на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медтехнику и медицинские услуги.
Пресс-служба
«Еженедельника АПТЕКА»
Фото Евгения Чорного, Евгения Кривши
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим