Отбор и использование основных лекарственных средств

В настоящем отчете представлены рекомендации Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по отбору и использованию основных лекарственных средств (ОЛС) — The WHO Expert Committee on the Selection and Use of Essential Medicines, — функцией которого является обновление Примерного перечня ОЛС ВОЗ — WHO Model List of Essential Medicines**.

Первая часть отчета содержит информацию о результатах в области разработки и  внедрения новых процедур внесения изменений в  Примерный перечень ОЛС ВОЗ, а также о создании Библиотеки ВОЗ по ОЛС. В документе изложены соображения Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС в  связи с внесением дополнений и изменений к  Примерному перечню и их обоснование, в том числе рекомендации по включению в Примерный перечень 12 антиретровирусных препаратов. Приложения к  основному тексту доклада включают 12-й Примерный перечень ОЛС ВОЗ (последнего пересмотра; см. «Еженедельник АПТЕКА», № 1(372) от 13 января 2003 г.Прим. ред.) и — впервые — перечень всех наименований препаратов, вошедших в Примерный перечень, которые представлены в соответствии с  их кодами 5-уровня Анатомотерапевтической и  химической классификации лекарственных средств — Anatomical Therapeutic Chemical (АТС) classification.

1. ВВЕДЕНИЕ

Последнее заседание Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС, состоявшееся 15–19 апреля 2002 г. в Женеве, по поручению Генерального директора ВОЗ открыл директор Департамента ВОЗ по ОЛС и лекарственной политике д-р J. Quick. Он отметил, что время проведения данного заседания практически совпало с юбилейной датой — 25-летием выхода в свет 1-го издания Примерного перечня ОЛС ВОЗ в октябре 1977 г. Заседание Комитета имеет особое значение не только потому, что в ходе его работы впервые использованы новые процедуры обновления Примерного перечня, но и в связи с важностью обсуждаемых вопросов, в частности рассмотрением заявлений о внесении в Примерный перечень антиретровирусных препаратов для лечения синдрома приобретенного иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИДа). Кроме того, Комитету необходимо представить Генеральному директору ВОЗ отчет о результатах внедрения новых процедур обновления Примерного перечня и наметить пути их дальнейшего совершенствования.

Председательствующий проинформировал участников заседания о том, что Комитет учел пожелание Секретариата ВОЗ о проведении в рамках настоящего заседания открытой сессии (см. раздел 2), целью которой является вовлечение в дискуссию и изучение мнений всех заинтересованных сторон по широкому кругу вопросов, связанных с Примерным перечнем ОЛС ВОЗ. Проведение открытой сессии позволяет получить из первых рук дополнительную информацию, касающуюся различных мнений по существу дела. Участников заседания заверили в том, что взгляды и предложения, высказанные на открытой сессии, будут отражены в отчете заседания Комитета. Резюме отчета, а также обоснование ожидаемых результатов выдвинутых рекомендаций для системы общественного здравоохранения будут направлены на рассмотрение Исполнительным комитетом ВОЗ в январе 2003 г.

Комитет также решил изменить принятый ранее формат отчета и представить обновленный вариант Примерного перечня ОЛС (12-й) в качестве приложения к отчету о настоящем заседании Комитета. В дополнение к подробным пояснениям и примечаниям в этом приложении содержится информация о разработке и использовании Примерного перечня ОЛС ВОЗ. Еще одно приложение включает дополнительные данные в пользу безопасности и эффективности препаратов, рекомендованных к включению в Примерный перечень на нынешнем заседании.

2. ОТКРЫТАЯ СЕССИЯ

О начале работы открытой сессии объявил исполнительный директор ВОЗ по технологиям в здравоохранении и фармацевтическим препаратам д-р Y. Suzuki, который заявил, что данное заседание следует рассматривать в контексте другой деятельности, в частности опубликования первого перечня продукции и поставщиков ЛС для лечения ВИЧ/СПИДа, прошедших предварительную квалификацию — Pilot procurement, quality and sourcing project access to HIV/AIDS drugs and diagnostics of acceptable quality, 4th ed. Geneva, World Health Organization, 2002 (регулярно обновляемый источник информации; доступен в интернете: http://www.who.int). Председательствующий напомнил участникам сессии о том, что все комментарии будут учтены, а рекомендации по каждому вопросу повестки дня будут выработаны в ходе последующих совещаний с участием только членов Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС.

3. НОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПО ПЕРЕСМОТРУ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРИМЕРНОГО ПЕРЕЧНЯ ОЛС

3.1. Основные положения

На предыдущем заседании, состоявшемся в 1999 г., Комитет экспертов ВОЗ по ОЛС проанализировал накопленный опыт работы с Примерным перечнем и обсудил дальнейшие задачи (The use of essential drugs. Ninth report of the WHO Expert Committee (включая пересмотренный Model List of Essential Drugs) Geneva, World Health Organization, 2000 (WHO Technical Report Series, No 895)). В документе, в частности, отмечалось следующее.

В отношении процесса отбора ОЛС: необходимо активизировать усилия по отбору препаратов для включения в Примерный перечень ОЛС ВОЗ исходя из клинических руководств ВОЗ.

Решения о включении/невключении препаратов в Примерный перечень должны базироваться на доказательствах, которые не вызывают сомнений; причины для включения или исключения препаратов должны быть задокументированы.

Предложения о внесении ЛС в Примерный перечень должны быть более подробно аргументированы и включать результаты анализа экономической эффективности каждого препарата.

Для ЛС, включенных в Примерный перечень, необходимо собрать и опубликовать уже полученные данные, подтверждающие целесообразность внесения в Примерный перечень данных ЛС.

Необходимы более четкие критерии для определения заболеваний и патологических состояний, которые подлежат лечению с помощью ОЛС, а также более ясное описание критериев отбора препаратов для их внесения в Примерный перечень.

Примерный перечень ОЛС наряду с определением приоритетных с точки зрения общественного здравоохранения патологических состояний и ЛС для их лечения, в отношении которых фактическую и экономическую доступность необходимо обеспечивать в первую очередь (так называемый главный перечень — Core List), должен включать предназначенные для лечения приоритетных заболеваний безопасные и рентабельные препараты, которые не обязательно широко доступны по цене и/или должны применяться в условиях специализированных медицинских учреждений или медицинскими работниками, прошедшими специальную подготовку (так называемый дополнительный перечень ОЛС — Complementary List).

Исходя из этих соображений, Комитет пришел к выводу о необходимости безотлагательного пересмотра методологии принятия им решений, которая в ходе последующих заседаний должна быть разработана и включать подробно описанную процедуру подачи заявок о включении препаратов в Примерный перечень ОЛС ВОЗ.

В мае 2001 г. для рассмотрения на 108-м заседании Исполнительного комитета ВОЗ был вынесен информационный документ с графиком работ по созданию новых процедур по пересмотру Примерного перечня ОЛС ВОЗ (Revised procedures for updating the WHO Model List of Essential Drugs a summary of proposals and process Geneva World Health Organization, 2001 — документ EB108/INF DOC2; доступен в интернете: http://www.who.int/gb/). В июне 2001 г. страны — члены ВОЗ приступили к обсуждению дискуссионного документа «Обновление и распространение Примерного перечня основных лекарственных средств: путь вперед» (Updating and disseminating the Model List of Essential Drugs: the way forward. Geneva, World Health Organization, 2001; WHO/EDM discussion paper). После того как были приняты во внимание соображения стран — участниц Организации, в августе 2001 г. пересмотренный дискуссионный документ был направлен для более широкого обсуждения в страны — члены ВОЗ, Центры сотрудничества ВОЗ, членам соответствующих экспертных групп, в организации системы ООН, неправительственные организации, профессиональные ассоциации, национальные службы по вопросам ОЛС, университеты, представителям фармацевтической промышленности и в организации по защите интересов пациентов. В ходе обсуждения было получено более 140 замечаний и пожеланий.

В сентябре 2001 г. предложения по пересмотру процедур были обсуждены на 43-м Руководящем совете Панамериканской организации здравоохранения (Forty-third Directing Council of the Pan American Health Organization — PAHO) и на 53-й сессии Регионального бюро ВОЗ в Северной и Южной Америке (the Fifty-third Session of the WHO Regional Committee for the Americas). Участники форумов высказали ряд конструктивных предложений, которые нашли свое отражение в тексте дискуссионного документа. Наконец, в октябре 2001 г. предложения по обновлению процедур были рассмотрены и единодушно поддержаны участниками 48-й сессии Восточно-Средиземноморского регионального бюро ВОЗ (резолюция EM/RC48/R2; опубликовано в: Annual report of the Regional Director for the year 2000 and progress reports WHO Regional Committee for the Eastern Mediterranean, Forty-eighth Session, Riyadh, Saudi Arabia, October 2001. Alexandria, WHO Regional Office for the Eastern Mediterranean, 2001). После этого документ с описанием предлагаемых процедур по пересмотру Примерного перечня ОЛС ВОЗ был направлен Генеральному директору ВОЗ с просьбой о скорейшем согласовании и окончательном утверждении.

3.2. Основные особенности новых процедур

К основным особенностям выработанных в ходе многоэтапных консультаций новых процедур по пересмотру и распространению Примерного перечня ОЛС ВОЗ следует отнести:

Более систематизированный подход к привлечению и рассмотрению заявок на внесение препаратов в Примерный перечень, а также исключение из него.

Стал более прозрачным процесс отбора ОЛС, в том числе систематический анализ данных, подтверждающих целесообразность применения препаратов для лечения различных заболеваний и патологических состояний (имеются в виду достоверные сравнительные научные данные об эффективности, безопасности и — в случае, когда это возможно и необходимо, — рентабельности ЛС).

Появление у заинтересованных сторон возможности комментировать как заявки на включение ЛС в Примерный перечень, так и процесс их рассмотрения Комитетом экспертов ВОЗ по ОЛС.

Широкое участие различных подразделений ВОЗ в процессе рассмотрения заявлений о включении препаратов в Примерный перечень и отбора ОЛС, а также интеграция этих процессов на основе клинических рекомендаций, публикуемых и распространяемых ВОЗ.

Создание Библиотеки по ОЛС — размещенной в Интернете специальной базы данных, содержащей необходимую информацию о препаратах, внесенных в Примерный перечень.

Принятие мер, гарантирующих Комитету экспертов ВОЗ полную научную независимость при выработке окончательных рекомендаций (в соответствии с современной практикой принятия решений по вопросам о выдаче лицензий, осуществлении закупок, возмещении стоимости ЛС в странах — участницах ВОЗ).

Новые процедуры были представлены в отчете Секретариата ВОЗ (WHO medicines strategy revised procedure for updating who’s Model List of Essential Drugs. Geneva, World Health Оrganization, 2002. Документ EB109/8; доступен в интернете: http://www.who.int/gb/) для обсуждения на 109-й сессии Исполнительного комитета ВОЗ в январе 2002 г., который принял во внимание отчет и приложения к нему с описанием новых процедур по пересмотру и распространению Примерного перечня (WHO medicines strategy procedure to update and disseminate the WHO Model List of Essential Medicines. Опубликовано в: WHO medicines strategy revised procedure for updating who’s Model List of Essential Drugs. Geneva, World Health Organization, 2002. Annex 1. Документ EB109/8; доступен в интернете: http //www who/int/gb/). Генеральным директором ВОЗ была назначена дата проведения следующего заседания Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС — апрель 2002 г. Это решение поддержало руководство Организации, которое, принимая во внимание длительность описанных выше дискуссий и консультаций в отношении новых процедур, пришло к выводу, что успешно внедрить все предложенные усовершенствования в сжатые сроки не представляется возможным.

3.3. Обзор новых процедур

До начала прений участники открытой сессии были ознакомлены с результатами разработки новых процедур по пересмотру и распространению Примерного перечня ОЛС ВОЗ. Широкую поддержку собравшихся получили такие принципиальные изменения, как:

переход от эмпирического подхода к принятию решений на основании данных доказательной медицины;

повышение роли клинических рекомендаций, разработанных на основании данных доказательной медицины, в процессе отбора ОЛС;

создание Библиотеки ВОЗ по ОЛС.

В то же время было признано, что невозможно внедрить новые процедуры в полном объеме в течение данного заседания. Поэтому было принято решение тщательно проанализировать практический опыт, накопленный в ходе заседания (первого, которое проводится с использованием новых процедур) с тем, чтобы разработать рекомендации для Генерального директора ВОЗ по их (процедур) дальнейшему совершенствованию.

3.3.1. Заявки о внесении препаратов в Примерный перечень ОЛС ВОЗ

Согласно новым процедурам, все заявления о включении препаратов в Примерный перечень ОЛС ВОЗ должны подаваться через соответствующий технический департамент ВОЗ, то есть через департамент, в компетенцию которого входит заболевание или патологическое состояние, для лечения которого используется рассматриваемое ЛС. В ходе открытой сессии было высказано мнение о том, что, во-первых, не все технические департаменты ВОЗ могут быть готовы к работе с заявлениями, во-вторых, не все заболевания (например, «заброшенные» заболевания) входят в сферу ответственности технических департаментов ВОЗ. В этой связи подчеркивалось, что в таких случаях при обработке заявлений о внесении препаратов в Примерный перечень ОЛС ВОЗ необходимы дополнительные процедуры.

В ходе обсуждения новых процедур Комитет экспертов признал необходимость разработки специальных механизмов в указанных случаях и рекомендовал предоставить право подачи заявок о внесении препаратов в Примерный перечень любым частным лицам и организациям, в том числе техническим департаментам ВОЗ. При этом во всех случаях заявки должны подаваться непосредственно в секретариат Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС, который определяет, соответствуют ли они предъявляемым требованиям, и направляет каждую полученную заявку в соответствующий департамент ВОЗ для более подробного рассмотрения (если заболевание или патологическое состояние не входит в сферу ответственности ни одного из департаментов ВОЗ, проводятся консультации с «внешними» компетентными организациями). Если секретариат Комитета (желательно после консультации с соответствующим департаментом ВОЗ) сделал вывод о том, что заявка не соответствует требованиям, предъявляемым для ее рассмотрения Комитетом экспертов ВОЗ по ОЛС, составлена с нарушением стандартного формата и/или не содержит достаточного необходимой информации, то может быть принято предварительное решение о приостановке процесса рассмотрения такой заявки. О своем предварительном решении (с предоставлением самой заявки и прилагаемой документации) секретариат докладывает на следующем заседании Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС, который принимает окончательное решение по данному вопросу.

Блок

Стандартная процедура рассмотрения заявки о внесении препарата в Примерный перечень ОЛС ВОЗ (значком (web) обозначены этапы процедуры или относящаяся к ним информация, которая должна быть размещена на веб-сайте ВОЗ)

1. Заявка направляется в секретариат Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС (web).

2. Секретариат Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС:

Проверяет, правильно ли составлена заявка.

Регистрирует поступление заявки (web).

Направляет заявку с прилагаемой документацией в соответствующий технический департамент ВОЗ или в Центр сотрудничества ВОЗ (далее — Экспертно-консультативный орган).

Размещает резюме заявки на  веб-сайте ВОЗ для общего обсуждения (web).

Отслеживает прохождение заявки.

3. Экспертно-консультативный орган назначает эксперта, желательно из состава членов Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС, который контролирует оценку заявки и по завершении оценки становится ее Подателем (web).

4. На основании его/ее предварительной оценки Экспертно-консультативный орган рекомендует (web):

приостановить прохождение заявки без дальнейшей оценки

либо

продолжить прохождение заявки с  проведением полной оценки.

5. В случае выполнения полной оценки Экспертно-консультативный орган:

Осуществляет поиск данных, имеющих отношение к заявке (web).

Оценивает сравнительные данные об эффективности, безопасности и рентабельности рассматриваемого препарата.

Составляет резюме и  разрабатывает предварительные рекомендации для Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС.

В случае, если рекомендовано внесение препарата в Примерный перечень ОЛС ВОЗ, предоставляет информацию о:

А. Категории пациентов, у которых будет использоваться препарат.

Б. Патологических состояниях, для лечения которых будет использоваться препарат.

В. Условиях использования препарата: дозах, составе, силе действия, способе введения, продолжительности лечения и необходимом контроле за ним.

Г. Целесообразности внесения препарата в главный или в дополнительный перечень.

Д. О необходимости, в связи с внесением данного препарата, исключения из Примерного перечня ОЛС ВОЗ какого-либо другого ЛС.

6. В заключение полной оценки секретариат Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС размещает ее результаты и предварительные рекомендации на веб-сайте ВОЗ для обсуждения (web).

7. Разрабатывается и размещается на  веб-сайте ВОЗ для обсуждения предварительный текст, содержащий сведения о препарате для внесения в Примерный формуляр ВОЗ (web).

8. На ближайшем заседании Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС Податель озвучивает рекомендации Экспертно-консультативного органа в отношении рассматриваемого препарата, а также данные, свидетельствующие в пользу его внесения/невнесения в Примерный перечень ОЛС ВОЗ.

9. Комитет экспертов ВОЗ по ОЛС принимает решение о внесении рекомендаций и  комментариев Экспертно-консультативного органа в предварительный текст со сведениями о препарате для внесения в Примерный формуляр ВОЗ.

10. В соответствии с рекомендациями Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС осуществляется пересмотр Примерного перечня ОЛС ВОЗ и  Примерного формуляра ВОЗ (webi).

Новая стандартная процедура рассмотрения заявок о внесении препаратов в Примерный перечень ОЛС ВОЗ, рекомендованная Комитетом экспертов ВОЗ по ОЛС, представлена в блоке.

3.3.2. Заявки об исключении препаратов из Примерного перечня ОЛС ВОЗ

Многие участники открытой сессии высказались за проведение анализа национальных перечней ОЛС в целях определения препаратов, потенциально подлежащих исключению из Примерного перечня ОЛС ВОЗ (рассматривая в качестве кандидатов на исключение те ЛС, которые имеются лишь в нескольких национальных перечнях ОЛС). Также была представлена упрощенная процедура рассмотрения предложений об исключении препаратов из Примерного перечня ОЛС ВОЗ. Она сводится к тому, что предложение об исключении ЛС размещается на веб-сайте ВОЗ для обсуждения, и в случае, если аргументы в пользу дальнейшего пребывания препарата в Примерном перечне ОЛС ВОЗ отсутствуют, то после надлежащего рассмотрения имеющихся доказательных данных он может быть исключен из Примерного перечня на следующем заседании Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС. Предполагается, что такой подход будет способствовать не только активному участию заинтересованных сторон в процессе пересмотра Примерного перечня, но и привлечению ресурсов ВОЗ для систематической проверки ЛС, предложенных для включения в Примерный перечень.

Несколько участников открытой сессии выступили с предложениями усовершенствования процедур по исключению или пересмотру препаратов, входящих в Примерный перечень. Было отмечено, что поскольку многие входящие в него препараты регистрируются как безрецептурные, ЛС могут быть исключены из Примерного перечня только после тщательного изучения имеющихся о препарате данных.

В ходе дискуссии Комитет признал, что новые процедуры рассмотрения заявок о включении препаратов в Примерный перечень ОЛС ВОЗ не вполне согласованы с процедурами исключения ЛС из Примерного перечня: для этого необходимы отдельные процедуры. Согласно рекомендациям Комитета, решения об исключении препаратов из Примерного перечня следует по возможности принимать исходя из данных доказательной медицины (в то же время было отмечено, что результаты клинических испытаний некоторых препаратов, давно включенных в Примерный перечень, не всегда доступны). Комитет также рекомендовал использование двух самостоятельных процедур — для заявок об исключении, поданных Комитетом экспертов ВОЗ по ОЛС (или «заявок, инициированных Комитетом»), и для заявок, поданных другими организациями и отдельными лицами («прочих заявок»).

Заявки об исключении препаратов, инициированные Комитетом

Заявки об исключении препаратов из Примерного перечня ОЛС ВОЗ могут быть инициированы Комитетом экспертов ВОЗ в случае, если:

На смену препарату приходит другое ЛС, превосходящее его по эффективности, безопасности или рентабельности.

Регуляторные органы отзывают препарат (как правило, по соображениям безопасности).

Вновь опубликованные клинические рекомендации ВОЗ не содержат рекомендаций по использованию данного ЛС.

Данный препарат редко используется или закупается у международных поставщиков, таких, как Детский фонд ООН (United Nations Children’s Fund — UNICEF).

В перечисленных случаях подробные сведения о препарате (препаратах), предложенном для исключения из Примерного перечня с обоснованием и изложением причин, должны быть размещены на веб-сайте ВОЗ, по возможности, за 6 месяцев до ближайшего заседания Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС. При рассмотрении каждого предложения об исключении препарата из Примерного перечня Комитет должен принять во внимание все комментарии и дополнительные данные, касающиеся этого предложения.

Прочие заявки об исключении препаратов

Заявки об исключении препаратов из Примерного перечня ОЛС ВОЗ, поданные любыми организациями и отдельными лицами, принимаются к рассмотрению:

В ходе проведения систематического обзора фармакотерапевтической группы ЛС.

В связи с заявкой о включении в Примерный перечень другого препарата.

В случае серьезных сомнений относительно безопасности или эффективности препарата, возникших в процессе его использования в различных областях медицины.

В случае, когда предложения об исключении препаратов из Примерного перечня исходят от отдельных заявителей, заявка (которая должна включать обзор данных об эффективности, безопасности и другую соответствующую информацию) подается для рассмотрения в секретариат Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС. Указанная информация размещается на веб-сайте ВОЗ для обсуждения, и на ближайшем заседании Комитет рассматривает заявку об исключении препарата из Примерного перечня со всеми поступившими за истекшее время комментариями.

3.3.3. Критерии отбора

В ходе открытой сессии многие ее участники высказывали мнение о том, какие критерии следует использовать при отборе препаратов для включения в Примерный перечень ОЛС ВОЗ, в особенности препаратов с фиксированной комбинацией активных ингредиентов. Было отмечено, что ЛС с фиксированной комбинацией активных веществ имеют ряд преимуществ: упрощают соблюдение пациентом режима лечения, препятствуют развитию антибиотикорезистентности. В то же время на рынках многих стран представлены ЛС, комбинированный состав которых либо нецелесообразен, либо предназначен для лечения отдельных клинических случаев. Поэтому любые предложения о внесении в Примерный перечень ЛС с фиксированной комбинацией активных ингредиентов должны быть тщательно изучены, а препараты проверены в отношении фармакологической совместимости и биодоступности ингредиентов.

С учетом изложенного Комитет экспертов ВОЗ по ОЛС признал, что существующие критерии отбора ЛС с фиксированной комбинацией активных ингредиентов требуют пересмотра, и рекомендовал изменить их, приняв во внимание, что:

Большинство ОЛС должны иметь в своем составе один активный ингредиент.

ЛС с фиксированной комбинацией активных ингредиентов могут быть отобраны для внесения в Примерный перечень ОЛС ВОЗ лишь в том случае, если благодаря данной комбинации препарат имеет доказанные существенные преимущества в отношении терапевтической эффективности, безопасности, соблюдения режима лечения или снижения риска развития лекарственной устойчивости при малярии, туберкулезе и ВИЧ/СПИДе.

Продолжение в следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА»


* The selection and use of essential medicines. Report of the WHO Expert Committee on the Selection and Use of Essential Medicines, 2002. World Health Organization, Geneva, 2003. Перевод с английского осуществлен издательством «Морион»; автор — Филипп Снегирев, медицинский редактор — Андрей Спасокукоцкий.

** В ходе данного заседания Комитета экспертов ВОЗ по ОЛС было решено отказаться от употребления термина «essential drugs» (в том числе в названиях Комитета и Примерного перечня ВОЗ) и заменить его «essential medicines» с тем, чтобы подчеркнуть использование фармацевтических препаратов в медицинских целях и избежать двусмыслицы (в английском языке слово «drug» имеет два значения: «лекарство» и «наркотик»). — Прим. переводчика.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті